Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР по теме «Семья» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (55) июль 2022 г.

Дата публикации: 11.06.2022

Статья просмотрена: 768 раз

Библиографическое описание:

Максимова, М. В. Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР по теме «Семья» / М. В. Максимова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 7 (55). — С. 43-44. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/227/7434/ (дата обращения: 16.11.2024).



Цель : продолжать формировать у детей представления о семье, о членах семьи, активизировать словарь по теме.

Задачи :

  1. Коррекционно-образовательные:

– активизация и обобщения словаря по теме «семья»;

– закрепление навыка образования притяжательных прилагательных с суффиксом -ин;

– закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

  1. Коррекционно-развивающие:

– развитие общей и мелкой моторики;

– развитие речевого и слухового внимания, мышления, памяти, воображения;

– развитие координации речи и движений;

– развитие навыков связной речи.

  1. Коррекционно-воспитательные:

– формирование правильного поведения на уроках;

– воспитывать любовь и привязанность к своей семье, уважение и заботливое отношение к членам своей семьи.

Оборудование :

  1. Магнитная доска, завешанная тканью.
  2. Картинки с изображениями дедушки (2 шт.), бабушки (2 шт.), мамы, папы, девочки (3 шт.), мальчика (3 шт.) и младенца (3 шт.).
  3. Магниты.
  4. Бумага.
  5. Цветные карандаши.

Ход занятия :

  1. Организационный этап.

Педагог приветствует детей: «Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение, хорошее или плохое? Вы готовы заниматься? Садитесь на свои места.

Давайте сейчас проверим, кто из вас самый внимательный. Я буду загадывать загадки, а вы поднимайте руки. Кто первый поднимет руку, того я и спрошу. Слушайте внимательно! Если вы все загадки отгадайте, я покажу, что спрятано под тканью на доске».

Дидактическая игра «Загадки»:

Папа, мама, старший брат,

Таня, дедушка Игнат —

Много разной тут родни.

А все вместе кто они? (семья)

Кто нежнее всех на свете?

Кто готовит нам обед?

И кого так любят дети?

И кого прекрасней нет?

Кто читает на ночь книжки?

Разгребая горы хлама,

Не ругает нас с братишкой.

Кто же это? Наша (мама).

Самый смелый, самый сильный,

Утром с бородою мыльной,

Рулит на машине важно,

В стену гвоздь забьет отважно,

Любит нас и нашу маму,

Это наш любимый. (папа)

Свяжет тёплые перчатки,

Поиграет в ладушки.

В волосах седые прядки,

Это моя (бабушка)

Кто сидит на кресле в зале,

Знает все, что есть в журнале?

На футбол и на охоту

Очень с ним пойти охота.

Нам на все он даст ответ.

Это наш любимый. (дед)

Его всем сердцем я люблю,

Ему конфетку подарю.

Со мною любит так играть,

Мой самый лучший кроха-(брат).

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка

Моя старшая (сестричка).

  1. Основной этап.

Педагог: Молодцы, все отгадали! А кто мне скажет, что общего у этих загадок? Каким одним словом можно назвать ваши ответы?

Совершенно верно, это все — загадки про семью.

Дидактическая игра «Портрет семьи»:

Педагог снимает покрывало с доски, показывает прикрепленные к ней изображения членов семьи и говорит: «Сейчас я предлагаю всем по очереди подойти и рассказать про свою семью. Например, в семье есть строгая бабушка Люба, добрая мама, умный папа, спортивный брат и красивая сестра».

Педагог передвигает к центру доски соответствующие картинки: «Теперь вы, ребята, по очереди подходите, выберите подходящие картинки, назовите, кто это, и расскажите, какой он — добрый, строгий, ласковый, умелый…»

После того, как каждый ребенок рассказал про свою семью, педагог вновь выходит к доске и передвигает в центр картинки бабушки, дедушки, мамы, папы, мальчика и девочки.

Дидактическая игра «Дети своих родителей»:

Педагог задает детям вопросы: «Скажите, кто для бабушки и дедушки папа, мама? Отвечать надо по поднятой руке. (Сын или дочь)

Кто для папы и мамы мальчик и девочка? (Сын или дочь)

Кто мальчик для девочки? (Брат)

Кто для мальчика девочка? (Сестра)

Кто для бабушки и дедушки мальчик и девочка? (Внук и внучка)»

Дидактическая игра «Художественная уборка»:

Педагог хвалит детей: «Какие вы молодцы, на все вопросы ответили! Давайте теперь немного порисуем». Затем педагог раздает бумагу и карандаши и предлагает детям пофантазировать: «Представьте, что вы залезли в семейный гараж или шкаф. Там много-много всяких вещей, но вам нужно нарисовать только то, что принадлежит какому-то члену семьи. Например, я буду искать только мамины вещи, кто-то еще будет искать только папины вещи, кто-то еще — только вещи младшего братика или дедушки. Давайте каждый нарисует по три вещи. Готовы? Начинайте рисовать!» Педагог вместе с детьми рисует на своем листе.

«Все закончили рисовать? Тогда давайте я первая покажу, а потом все по очереди расскажут про свои рисунки». Педагог демонстрирует всем свой рисунок: «Я залезла в большой семейный шкаф и нашла там мамино платье. В этом платье мама ходит гулять. Еще я нашла там мамин фен. Феном мама сушит волосы. Еще я нашла в шкафу мамину кастрюлю. В кастрюле мама варит вкусный суп. А ты что нашла в шкафу? А что он делает с этим предметом?» Педагог спрашивает каждого ребенка, следя за тем, чтобы дети использовали притяжательные прилагательные и рассказывали о назначении этого предмета.

Дидактическая игра «Назови ласково»:

«Какие у всех красивые рисунки получились! Вы все рисовали предметы разных членов семьи. А скажите мне, как можно их ласково назвать? Как ласково назвать маму? Папу? Бабушку? Дедушку? Брата? А сестру? Молодцы какие! А как ваши имена можно сказать ласково? Вам ведь нравится, когда к вам так обращаются? Своей семье надо чаще говорить ласковые слова, им будет очень приятно их услышать.

Ох, что-то мы с вами засиделись! Давайте все встанем и проведем физкультминутку».

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре (приседания)

Кто живет у нас в квартире? (поднимать плечи)

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестренка, (руки вверх и вниз поочередно)

Кошка Мурка, два котенка, (прыжки на месте)

Мой щегол, сверчок и я — (шагаем на месте)

Вот и вся наша семья! (вдох — руки вверх, выдох –руки вниз)

  1. Заключительный этап.

Педагог завершает занятие словами: «Какие все молодцы! Скоро наше занятие подойдет к концу, поэтому напомните мне: о чем мы сегодня говорили? В какие игры играли? Вам понравилось наше занятие? Отлично! До свидания!»

Похожие статьи

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР III уровня по теме «Овощи»

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшей группы с ТНР по теме «Транспорт»

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе ДОУ на тему «Звук и буква Р»

Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Дифференциация звуков С — Ш»

Конспект непрерывной непосредственно- образовательной деятельности по логопедической ритмике с детьми старшей группы на тему: «Посуда»

Конспект группового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Экскурсия в музей»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Матрешка»

Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по формированию лексико-грамматических средств языка по теме «Животные Севера»

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий с детьми подготовительной к школе группы с использованием метода биоэнергопластики

Похожие статьи

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР III уровня по теме «Овощи»

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшей группы с ТНР по теме «Транспорт»

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе ДОУ на тему «Звук и буква Р»

Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Дифференциация звуков С — Ш»

Конспект непрерывной непосредственно- образовательной деятельности по логопедической ритмике с детьми старшей группы на тему: «Посуда»

Конспект группового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Экскурсия в музей»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Матрешка»

Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по формированию лексико-грамматических средств языка по теме «Животные Севера»

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий с детьми подготовительной к школе группы с использованием метода биоэнергопластики

Задать вопрос