Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме «Космические приключения» с использованием тико-конструктора (приоритетная область «Познавательное развитие») | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме «Космические приключения» с использованием тико-конструктора (приоритетная область «Познавательное развитие») / Н. Д. Тен, И. И. Мартынова, Ю. А. Ермакович [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 7 (55). — С. 55-59. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/227/7436/ (дата обращения: 16.11.2024).



Цель: Создание условий для активизации мыслительных операций (умение анализировать, объединять, сравнивать, классифицировать) у детей среднего дошкольного возраста средствами ТИКО-конструктора.

Задачи:

  1. Вызвать интерес детей к ТИКО-конструированию через создание проблемной ситуации.
  2. Содействовать освоению способа соединения деталей ТИКО-конструктора.
  3. Побуждать анализировать реальный объект, выделяя основные части; проявлять умения в ориентировке по схеме.
  4. Активизировать диалогическую речь в процессе совместного общения.

Оборудование: ракета из ТИКО-конструктора, тематическая выставка «Космос», сундук, колонки, ТИКО-конструктор, схемы, песочный стол, коробочки с изображениями геометрических фигур, светодиодное оборудование «Дождь».

Методические приемы и способы действий педагога

Содержание образовательной деятельности

Способы деятельности детей

Мотивация к деятельности и актуализация опыта детей

Создание проблемно-игровой ситуации

В группе стоит полуразрушенная ракета из ТИКО-конструктора и сидит рядом грустный звездочет и перебирает детали конструктора, которые есть у детей в группе, пробует достроить ракету, обращает внимание на тех, кто готов оказать ему помощь.

Здравствуйте, друзья! Я звездочет. Летел на своей волшебной ракете на планету ТИКО, чтобы помочь моему другу роботу, но потерпел крушение. И теперь мне нужна, чья-нибудь помощь… Вы можете помочь? И отправиться со мной в космическое приключение?

Делятся способами конструирования с известными деталями конструкторов

Включение в диалог со Звездочетом и в пробы соотнесения с новым видом конструктора

Тематическая выставка

Рассматривание иллюстрации ракеты

Звездочет в процессе знакомство с детьми незаметно подходит к тематической выставке «Космос», рассматривает звезды.

Я не вижу одинаковых звезд, может быть, вы видите?

Звездочет делает небольшие ошибки, пытаясь запутать детей, сравнивает планету со звездой, показывает и называет другую планету Земля, путает летающую тарелку с ракетой. Дети анализируют увиденное, сравнивают изображения, делают выводы, тем самым поправляя Звездочета.

Какой я рассеянный сегодня! Все из-за поломанной ракеты! Спасибо вам за помощь, ребята, вы очень внимательные!

— А зачем придумали ракеты?

— В космическом путешествии участвуют самые внимательные и смелые, есть среди вас такие?

— Но прежде нужно решить проблему! Моя ракета поломана и даже, если ее починим, там не хватит всем места. Как же быть? Что делать?

Дети предлагают построить ракеты для себя, и помочь Звездочету починить его ракету.

Отличная идея!

— Разберемся, из каких частей состоит ракета?

Дети совместно со Звездочетом определяют, какая часть его ракеты потерпела крушение и какой формы понадобятся детали. Выбирают из близлежащих деталей необходимые.

Моя ракета готова! А из чего вы будете делать ракету?

Анализ тематической выставки, сравнение изображений

Высказывание известных детям фактов о космосе

Анализ изображения ракеты, называние частей ракеты

Высказывание предположений о том, из чего можно сделать ракету

Условия для планирования собственной деятельности

Организация процесса конструирования по схеме и по замыслу:

—знакомство с конструктором

— ориентировка по схеме

— работа в парах

— индивидуальная работа

Звучат голоса. Дети по звуку находят спрятанный с конструктором ТИКО сундучок, открывают его и высказывают свое предположение, что они нашли и увидели. (На дне сундучка есть схемы-подсказки, как можно сконструировать ракету.)

Дети делают вывод, что с помощью этого конструктора можно сделать ракету и отправиться в космическое приключение.

Звездочет поясняет, что это конструктор с планеты ТИКО и отличная идея сконструировать из него ракеты.

Схемы-подсказки помогут вам сконструировать, но вы можете придумать свою ракету. Кто желает, может сделать ракету вместе со своим другом или самостоятельно.

В процессе конструирования дети сталкиваются с трудностью в соединении деталей. Звездочет помогает им, объясняет, способы соединения.

— Какие на ощупь стороны у этих деталей?

— А как вы думаете, для чего сделано?

— Если повернуть детали гладкой стороной вниз, а шершавой вверх и соединить, как я показываю, то детали будут крепко держаться друг за друга.

Звездочет наблюдает за действиями детьми. Оказывает индивидуальную помощь, отмечает успехи конкретных детей, хвалит за конкретные действия, призывает оказывать помощь товарищам.

С детьми, которые конструируют по схеме, анализирует схему по примерным вопросам:

Какие детали понадобятся?

— Сколько прямоугольников?

— Сколько треугольников?

Рассматривание деталей конструктора

Освоение способов соединения деталей между собой

Конструирование по замыслу

Конструирование по схеме

Создание игровой ситуации «Полет ракеты»

Вопросно-ответное общение

- А вы знаете, как называют людей, которые строят ракеты?

— Ракетостроители! Вы сейчас настоящие ракетостроители!

Звездочет отмечает уникальность, оригинальность, непохожесть детских ракет и осведомляется готовностью детей к космическому приключению.

— Делаем обратный отсчет! 5, 4, 3, 2, 1, пуск!

Дети имитируют полет ракеты в свободном направлении. Совместно со Звездочетом перелетают в соседнее помещение.

Звездочет предлагает установить ракеты на ракетодроме, при этом интересуясь, знают ли дети что это такое, поясняет при необходимости. Предлагает определить место ракетодрома тому, у кого самая большая ракета. Дети сравнивают и определяют, чья больше.

— Устанавливаем наши ракеты на ракетодром.

Высказывание предположений

Имитация полета ракеты

Сравнение и анализ своих ракет по размеру

Появление космического героя, выполненного из ТИКО-конструктора

Работа с песочным столом

Дидактическая игра «Разложи правильно»

Дети обращают внимание на необычного героя, подходят к песочному столу, где находится герой.

Нас встречают! Кто это может быть?

— Вы правильно определили этой мой друг робот ТИКО, ему нужна наша помощь. Вы догадались какая?

По краям песочного стола стоят небольшие пустые коробочки с изображением геометрических фигур «Квадрат», «Треугольник», «Прямоугольник». Геометрические фигуры (детали ТИКО-конструктора) спрятаны в песке.

Вы правы! Нужно разложить геометрические детали в их домики.

В процессе выполнения заданий Звездочет осуществляет индивидуальную работу, Хвалит в индивидуальном порядке.

О выполнение задания дети дают знать Звездочету сами «А в песке больше нет деталей!»

Превосходно справились с заданием! А вот роботу ТИКО это сложно выполнить. Как вы думаете почему?

— Он действительно не знает геометрических фигур, ему нужно это объяснить, рассказать о геометрических фигурах.

Звездочет предлагает детям вопросы на анализ и сравнение геометрических фигур детям «Почему это треугольник?», «А чем треугольник отличается от прямоугольника?» и т. д.

Высказывание предположений

Сравнение и анализ геометрических фигур

Сортировка (классификация) деталей

Что у нас получилось? (Подводим итоги)

Сюрпризный момент

Внезапно загорается волшебный космический дождь (светодиодное оборудование). Звездочет говорит о том, что этот волшебный подарок от робота ТИКО за помощь.

Через этот дождь смогут пройти те, кто:

  • смог соединить детали конструктора;
  • был помощником другу;
  • познакомился с новым другом ТИКО;
  • готов рассказать дома о сконструированной ракете;
  • завтра научит своего друга конструировать ракету и др.

Дети анализируют свою деятельность, контактируя с оборудованием.

Космическое приключение завершается…

Ракеты к полету готовы? Делаем обратный отсчет! 5, 4, 3, 2, 1, пуск!

Высказывание своего мнения о космическом приключение

Имитация полета ракеты

Похожие статьи

Методическая разработка образовательной деятельности «Приключения в фиолетовом лесу» (образовательная область «Познавательное развитие»)

План-конспект образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Сельскохозяйственные работы»

Методическая разработка урока английского языка для 9-го класса общеобразовательной школы по теме «Конфликты в семье и их разрешение» в виде технологической карты

Проект «Развитие связной речи дошкольников старшего возраста с ОНР с использованием мнемотехники (на примере лексической темы «Мебель»)»

Использование методов кинезиологии и набора «Пертра» в дошкольном образовании для детей с ММД подготовительного возраста коррекционно-развивающей направленности в рамках реализации ФГОС (из опыта работы)

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 6-го года жизни «Путешествие в мир цветов» (область «физическое развитие»)

Методическая разработка образовательной деятельности в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по социально-коммуникативной деятельности (утренний круг) «Моя семья»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста на тему «В гостях у сказки» (образовательная область «Речевое развитие»)

Похожие статьи

Методическая разработка образовательной деятельности «Приключения в фиолетовом лесу» (образовательная область «Познавательное развитие»)

План-конспект образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Сельскохозяйственные работы»

Методическая разработка урока английского языка для 9-го класса общеобразовательной школы по теме «Конфликты в семье и их разрешение» в виде технологической карты

Проект «Развитие связной речи дошкольников старшего возраста с ОНР с использованием мнемотехники (на примере лексической темы «Мебель»)»

Использование методов кинезиологии и набора «Пертра» в дошкольном образовании для детей с ММД подготовительного возраста коррекционно-развивающей направленности в рамках реализации ФГОС (из опыта работы)

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 6-го года жизни «Путешествие в мир цветов» (область «физическое развитие»)

Методическая разработка образовательной деятельности в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по социально-коммуникативной деятельности (утренний круг) «Моя семья»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста на тему «В гостях у сказки» (образовательная область «Речевое развитие»)

Задать вопрос