Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме «Космические приключения» с использованием тико-конструктора (приоритетная область «Познавательное развитие»)
Авторы: Тен Наталья Дюнмановна, Мартынова Ирина Ивановна, Ермакович Юлия Анатольевна, Монастырева Анастасия Дмитриевна, Хамбекова Алина Сергеевна, Зверева Юлия Иннокентьевна, Баханова Анна Андреевна, Попова Дарья Сергеевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (55) июль 2022 г.
Дата публикации: 14.06.2022
Статья просмотрена: 110 раз
Библиографическое описание:
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме «Космические приключения» с использованием тико-конструктора (приоритетная область «Познавательное развитие») / Н. Д. Тен, И. И. Мартынова, Ю. А. Ермакович [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 7 (55). — С. 55-59. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/227/7436/ (дата обращения: 19.12.2024).
Цель: Создание условий для активизации мыслительных операций (умение анализировать, объединять, сравнивать, классифицировать) у детей среднего дошкольного возраста средствами ТИКО-конструктора.
Задачи:
- Вызвать интерес детей к ТИКО-конструированию через создание проблемной ситуации.
- Содействовать освоению способа соединения деталей ТИКО-конструктора.
- Побуждать анализировать реальный объект, выделяя основные части; проявлять умения в ориентировке по схеме.
- Активизировать диалогическую речь в процессе совместного общения.
Оборудование: ракета из ТИКО-конструктора, тематическая выставка «Космос», сундук, колонки, ТИКО-конструктор, схемы, песочный стол, коробочки с изображениями геометрических фигур, светодиодное оборудование «Дождь».
Методические приемы и способы действий педагога |
Содержание образовательной деятельности |
Способы деятельности детей |
|
Мотивация к деятельности и актуализация опыта детей |
|||
Создание проблемно-игровой ситуации |
В группе стоит полуразрушенная ракета из ТИКО-конструктора и сидит рядом грустный звездочет и перебирает детали конструктора, которые есть у детей в группе, пробует достроить ракету, обращает внимание на тех, кто готов оказать ему помощь. — Здравствуйте, друзья! Я звездочет. Летел на своей волшебной ракете на планету ТИКО, чтобы помочь моему другу роботу, но потерпел крушение. И теперь мне нужна, чья-нибудь помощь… Вы можете помочь? И отправиться со мной в космическое приключение? |
Делятся способами конструирования с известными деталями конструкторов Включение в диалог со Звездочетом и в пробы соотнесения с новым видом конструктора |
|
Тематическая выставка Рассматривание иллюстрации ракеты |
Звездочет в процессе знакомство с детьми незаметно подходит к тематической выставке «Космос», рассматривает звезды. — Я не вижу одинаковых звезд, может быть, вы видите? Звездочет делает небольшие ошибки, пытаясь запутать детей, сравнивает планету со звездой, показывает и называет другую планету Земля, путает летающую тарелку с ракетой. Дети анализируют увиденное, сравнивают изображения, делают выводы, тем самым поправляя Звездочета. — Какой я рассеянный сегодня! Все из-за поломанной ракеты! Спасибо вам за помощь, ребята, вы очень внимательные! — А зачем придумали ракеты? — В космическом путешествии участвуют самые внимательные и смелые, есть среди вас такие? — Но прежде нужно решить проблему! Моя ракета поломана и даже, если ее починим, там не хватит всем места. Как же быть? Что делать? Дети предлагают построить ракеты для себя, и помочь Звездочету починить его ракету. — Отличная идея! — Разберемся, из каких частей состоит ракета? Дети совместно со Звездочетом определяют, какая часть его ракеты потерпела крушение и какой формы понадобятся детали. Выбирают из близлежащих деталей необходимые. — Моя ракета готова! А из чего вы будете делать ракету? |
Анализ тематической выставки, сравнение изображений Высказывание известных детям фактов о космосе Анализ изображения ракеты, называние частей ракеты Высказывание предположений о том, из чего можно сделать ракету |
|
Условия для планирования собственной деятельности |
|||
Организация процесса конструирования по схеме и по замыслу: —знакомство с конструктором — ориентировка по схеме — работа в парах — индивидуальная работа |
Звучат голоса. Дети по звуку находят спрятанный с конструктором ТИКО сундучок, открывают его и высказывают свое предположение, что они нашли и увидели. (На дне сундучка есть схемы-подсказки, как можно сконструировать ракету.) Дети делают вывод, что с помощью этого конструктора можно сделать ракету и отправиться в космическое приключение. Звездочет поясняет, что это конструктор с планеты ТИКО и отличная идея сконструировать из него ракеты. — Схемы-подсказки помогут вам сконструировать, но вы можете придумать свою ракету. Кто желает, может сделать ракету вместе со своим другом или самостоятельно. В процессе конструирования дети сталкиваются с трудностью в соединении деталей. Звездочет помогает им, объясняет, способы соединения. — Какие на ощупь стороны у этих деталей? — А как вы думаете, для чего сделано? — Если повернуть детали гладкой стороной вниз, а шершавой вверх и соединить, как я показываю, то детали будут крепко держаться друг за друга. Звездочет наблюдает за действиями детьми. Оказывает индивидуальную помощь, отмечает успехи конкретных детей, хвалит за конкретные действия, призывает оказывать помощь товарищам. С детьми, которые конструируют по схеме, анализирует схему по примерным вопросам: — Какие детали понадобятся? — Сколько прямоугольников? — Сколько треугольников? |
Рассматривание деталей конструктора Освоение способов соединения деталей между собой Конструирование по замыслу Конструирование по схеме |
|
Создание игровой ситуации «Полет ракеты» Вопросно-ответное общение |
- А вы знаете, как называют людей, которые строят ракеты? — Ракетостроители! Вы сейчас настоящие ракетостроители! Звездочет отмечает уникальность, оригинальность, непохожесть детских ракет и осведомляется готовностью детей к космическому приключению. — Делаем обратный отсчет! 5, 4, 3, 2, 1, пуск! Дети имитируют полет ракеты в свободном направлении. Совместно со Звездочетом перелетают в соседнее помещение. Звездочет предлагает установить ракеты на ракетодроме, при этом интересуясь, знают ли дети что это такое, поясняет при необходимости. Предлагает определить место ракетодрома тому, у кого самая большая ракета. Дети сравнивают и определяют, чья больше. — Устанавливаем наши ракеты на ракетодром. |
Высказывание предположений Имитация полета ракеты Сравнение и анализ своих ракет по размеру |
|
Появление космического героя, выполненного из ТИКО-конструктора Работа с песочным столом Дидактическая игра «Разложи правильно» |
Дети обращают внимание на необычного героя, подходят к песочному столу, где находится герой. — Нас встречают! Кто это может быть? — Вы правильно определили этой мой друг робот ТИКО, ему нужна наша помощь. Вы догадались какая? По краям песочного стола стоят небольшие пустые коробочки с изображением геометрических фигур «Квадрат», «Треугольник», «Прямоугольник». Геометрические фигуры (детали ТИКО-конструктора) спрятаны в песке. — Вы правы! Нужно разложить геометрические детали в их домики. В процессе выполнения заданий Звездочет осуществляет индивидуальную работу, Хвалит в индивидуальном порядке. О выполнение задания дети дают знать Звездочету сами «А в песке больше нет деталей!» — Превосходно справились с заданием! А вот роботу ТИКО это сложно выполнить. Как вы думаете почему? — Он действительно не знает геометрических фигур, ему нужно это объяснить, рассказать о геометрических фигурах. Звездочет предлагает детям вопросы на анализ и сравнение геометрических фигур детям «Почему это треугольник?», «А чем треугольник отличается от прямоугольника?» и т. д. |
Высказывание предположений Сравнение и анализ геометрических фигур Сортировка (классификация) деталей |
|
Что у нас получилось? (Подводим итоги) |
|||
Сюрпризный момент |
Внезапно загорается волшебный космический дождь (светодиодное оборудование). Звездочет говорит о том, что этот волшебный подарок от робота ТИКО за помощь. — Через этот дождь смогут пройти те, кто:
Дети анализируют свою деятельность, контактируя с оборудованием. Космическое приключение завершается… — Ракеты к полету готовы? Делаем обратный отсчет! 5, 4, 3, 2, 1, пуск! |
Высказывание своего мнения о космическом приключение Имитация полета ракеты |
|