Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности «Мой город. Моя страна» по освоению образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Авторы: Кузнецова Татьяна Григорьевна, Якубенко Татьяна Маметовна, Болгова Ирина Викторовна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (55) июль 2022 г.
Дата публикации: 15.06.2022
Статья просмотрена: 97 раз
Библиографическое описание:
Кузнецова, Т. Г. Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности «Мой город. Моя страна» по освоению образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» / Т. Г. Кузнецова, Т. М. Якубенко, И. В. Болгова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 7 (55). — С. 37-41. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/227/7439/ (дата обращения: 19.12.2024).
Группа, возраст: подготовительная к школе (6–7 лет)
Тема:
Цель : Прививать уважение к традициям своего края — родной Белгородчины через различные виды деятельности в процессе образовательной деятельности.
Задачи:
Образовательные :
– Расширить знания детей о природе и красоте русской земли, Белгородского края.
– Познакомить детей с историей возникновения русских народных инструментов;
– Закрепить знакомые элементарные танцевальные движения русской народной пляски;
Развивающие :
– Развить навыки выразительного интонирования, передачи многообразных оттенков, эмоций, настроений;
– Побуждать к выражению собственного отношения к красоте родного края;
– Развивать познавательные и творческие способности детей через ознакомление с музыкальными произведениями.
Воспитательные :
– Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному краю;
– Воспитывать в детях интерес к музыкальной культуре русского народа.
Словарная работа : родная сторона, родина, Белгородчина, Россия
Демонстрационный материал : презентация
Музыкальный репертуар: «Детский марш» Дм. Шостакович; песня «Про Белгород» авт. А. Кужелев; Г. Струве «У моей России»; Оркестр «Весенний» — муз. Л.Бирнова; песня «Белгородское небо» авт. А. Красноносов; пляска «Кадриль» В. Темнов.
Музыкальное оборудование : компьютер , детские музыкальные инструменты.
Планируемый результат :
Дети понимают значение слова — родина, родной край.
Эмоционально отзываются на русскую народную музыку, песни о родном крае, родной Белгородчине.
Этап, Продолжит-ть |
Содержание деятельности |
Деятельность педагога |
Деятельность воспитанников |
Результат деятельности |
Организационно-мотивационный этап, 2мин. |
Приветствие, доброе пожелание, установление зрительного, тактильного контактов и т. д. Организация образовательного пространства |
Музыкальный руководитель встречает у дверей в зал: Скучно просто так стоять, Давайте петь, и танцевать! Согласны? Тогда ровно все вставайте И за мной всё повторяйте. Мы сейчас будем маршировать как солдатики, шагом марш. «Детский марш» Детей встречает воспитатель. 1. Приветствие. — Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа) Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева) Скорей становитесь в кружок! Давай, улыбнёмся и скажем: «Привет!» Солнцу : «Привет!» И нам всем : «Привет!» |
Маршируют по кругу, останавливаются с окончанием музыки в кругу. Выполняют действия в соответствии с музыкой и словами. |
Психологическая готовность Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания |
Этап актуализации знаний, 5–7 мин. |
Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений |
Воспитатель: (слайд с изображением Белгорода, под песню «Про Белгород» авт. А. Кужелев. ) Дети, хотите отправиться на экскурсию по нашему родному краю, Белгородчине? А для того чтобы вдоволь надышаться свежим воздухом, полюбоваться всеми прелестями и красотами нашей любимой Родины мы пойдем пешком. Наше путешествие начинается! Исполняется песня в записи « У моей России » авт. Г. Струве. ( дети идут хороводным шагом по кругу, змейкой.) Воспитатель: остановка — Лесная (слайд — лес Белгородчины) Звучат звуки природы. Ребята, мы оказались в лесу. А вы знаете, что именно здесь родина народных инструментов? Ведь человек всегда старался подражать звукам природы. Музыкальный руководитель: Вот дятел стучит по сосне. (слайд с изображением дятла и звук) Какой инструмент может передать такой стук? (Ответы детей ) (слайд с изображением деревянных ложек) Подул сильный ветер, ветви деревьев стали биться, тереться друг о друга (слайд с изображением ветвей и звук, трещотки) Услышал кто-то этот треск и смастерил музыкальный инструмент, в котором дощечки так же трутся и ударяются друг о друга. Какой? — (трещотка) Как хорошо, что в старину люди умели вслушиваться в звуки природы. Они подарили нам такие замечательные инструменты. Все стучите, все звените, все шуршите и шумите. Пусть играет громче всех знаменитый наш оркестр . Возьмите музыкальные инструменты, которые вам понравились, и мы организуем оркестр русских народных инструментов. Помогать нам будут сами инструменты, какой инструмент видите, тот и звучит, смотрим на ритмический рисунок, я дирижёр помогаю вам. Оркестр «Весенний» муз. Л. Бирнова. Вот какой замечательный оркестр у нас получился. Воспитатель: Ну что же, отправляемся дальше. (Слайд с изображением белгородской реки Ворскла и моста) Какая быстрая река протекает в Белгороде (дети называют реку) и через нее узкий мостик, нам надо аккуратно перейти по нему. — Приставной шаг – под песню «Белгородское небо» авт. А. Красноносов. (Слайд с изображением поляны) Музыкальный руководитель : остановка — Песенная. Какая чудесная поляна. Какая красота кругом. И мы можем волшебными звуками передать её. В нашей России дуют ветра (дети дуют, вытягивая губы трубочкой) А от ветров шелестит трава (дуют на звуке «ш») Ну а в траве ручеёк журчит (активно произносят «жур-жур-жур-жур») Бурый медведь в берлоге ворчит (активно рычат) И птичьи трели звенят веселей («чирик-чирк-чирк-чирк») Юркнул мышонок к норке своей («нырк-нырк-нырк-нырк») Молодцы, какую замечательную картину нарисовали ваши голоса! Раз наши голоса имеют такие удивительные краски, то и песня, которую мы сейчас исполним прекрасна. Называется она «Моя Россия», авт. Г. Струве . Молодцы, вы очень старались и всё получилось. |
Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы играют на музыкальных инструментах, сравнивают, анализируют |
Воспроизведение информации, действий, необходимых для успешного усвоения нового |
Динамическая пауза , 2 мин проводится в середине занятия |
Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости |
Воспитатель: Ядумаю, самое время продолжить нашу экскурсию с помощью игры «Замри». По сигналу ведущего дети произвольно двигаются под музыку. По сигналу «Стоп» он показывает одну из схем-картинок, а дети, глядя на нее, принимают соответствующую схеме позу т. е. замирают. |
Участвуют в игре, выполняют физические упражнения, |
Эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта |
Этап усвоения / расширения имеющихся знаний), 10 мин. |
Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т. д. |
Воспитатель: Продолжаем путешествие по родному краю. Остановка –село Холки. (слайды с изображением села, фрагментов фестиваля) Вы слышите, гармонь и балалайка звучит. Никак праздник в этом селе какой-то. В День празднования Святой Троицы в с. Холки Белгородской области один раз в два года проходит фольклорный фестиваль «Лето красное». Гости и участники фестиваля создают игрушки из глины, пробуют традиционные блюда русской кухни, водят хороводы, наслаждаются номерами творческих коллективов Белгородской области, прислушайтесь! Музыкальный руководитель: Это русская народная плясовая музыка. Ноги так и просятся в пляс! Выходите, детвора. Передайте своим танцем всю яркость, весь огонь русской плясовой. «Кадриль» муз. В. Темнов. (дети исполняют танец) |
Наблюдают, рассматривают, сравнивают. Отвечают и задают вопросы. (с помощью муз. руководителя, выполняют танцевальные упражнения и т. д. |
Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, и т. д. Овладение способами познавательной деятельности. Любознательность и активность |
Практическая работа 5мин. |
Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений |
Воспитатель. Ребята, на примере родного Белгородского края вы узнали, что наша страна Россия богата лесами, полями и реками, познакомились с творчеством и мастерством русских людей. А чтобы не забыть о нашем путешествии, хотите сделать коллаж «Путешествие по родному краю»? (дети с помощью картинок создают коллаж родного края) |
Выполняют практическую работу. Высказываются по поводу полученной информации, своего эмоционального состояния и т. д. |
Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми |
Заключительный этап. Рефлексия 3 мин. |
Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки |
Воспитатель. Интересно, а что вы сегодня расскажите друзьям о нашей встрече? (ответы детей) А что вы расскажите своей маме о том, что нового узнали о Белгородском крае? (ответы детей) Музыкальный руководитель: Вот и подошла к концу наша экскурсия. Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте сядем закроем глаза и представим, что мы летим на воздушных шариках в детски сад! Релаксационное упражнение (музыка) Сделайте глубокий вдох. Выдох. Открывайте глазки. Встаньте. Наше путешествие окончено. Под марш дети выходят из музыкального зала |
Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. |
Литература:
- Белгородская область: история и современность — М.: Консалтинговая группа «Имидж-Контакт», 2007.
- Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений / [Под ред. В. А. Шаповалова]. — Белгород: изд-во БелГУ, 2002.
- Белгородская энциклопедия / [Отв. секр.: В. В. Овчинников]. — Белгород: Областная типография, 1998 (и последующие издания).
- Осыков Б. И. Белгородский алфавит. — Воронеж, 1990.
Похожие статьи
Образовательный маршрут «Экскурсии выходного дня» как современная форма взаимодействия семьи и ДОУ в условиях ФГОС
В данной работе описан опыт исследовательской деятельности старших дошкольников, социально-коммуникативное развитие, развитие познавательной инициативы и творческих способностей.
Похожие статьи
Образовательный маршрут «Экскурсии выходного дня» как современная форма взаимодействия семьи и ДОУ в условиях ФГОС
В данной работе описан опыт исследовательской деятельности старших дошкольников, социально-коммуникативное развитие, развитие познавательной инициативы и творческих способностей.