Игра как средство формирования нравственных качеств личности на основе самовоспитания дошкольников
Авторы: Елецкая Наталья Михайловна, Зайцева Светлана Сергеевна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (55) июль 2022 г.
Дата публикации: 16.06.2022
Статья просмотрена: 36 раз
Библиографическое описание:
Елецкая, Н. М. Игра как средство формирования нравственных качеств личности на основе самовоспитания дошкольников / Н. М. Елецкая, С. С. Зайцева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 7 (55). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/227/7441/ (дата обращения: 16.11.2024).
Современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о возросших возможностях дошкольника. Возможность формирования элементов самовоспитания в дошкольном возрасте обуславливается личностными новообразованиями: возросшим уровнем самосознания, становлением самооценки, усиливающийся волевой регуляцией поведения, развивающейся активностью и самостоятельностью, осознанными участием в общественно-полезной деятельности.
Самовоспитание — сложная, целенаправленная систематическая работа над собой. Чтобы подняться до такого уровня внутренней активности, уже в дошкольном возрасте у детей необходимо формировать определённые субъективно-психологические предпосылки — навыки саморегуляции, относительно высокое развитие волевой сферы. Необходимы и внешние предпосылки самовоспитания — умелая педагогическая организация процесса воспитания детей в коллективе, специальная подготовка детей к работе над собой со стороны не только воспитателей, но и родителей.
Именно игра позволяем каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Характеризуя деятельность дошкольника, В. А. Сухомлинский писал: «В игре нет людей серьёзнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают». Подражание в игре связанно с воображением. Ребёнок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления в жизни с личным опытом. Но взрослая жизнь, какой бы она ни была, отражается и в самом ребёнке, и в его игре, накладывая незаметные пока штрих на формирующийся характер.
Наш педагогический опыт показал, что в старшем дошкольном возрасте ребёнок ещё не может выделять качества своей личности из внешнего мира, из единства с поступками, осознавать их как причины своих достижений и неудач. Вместе с тем дети способны объяснить свои поступки соответствующими свойствами личности. Дошкольники, как показали материалы проведённых нами бесед, могут охарактеризовать ряд качеств, таких, как честность, дисциплинированность, доброта, смелость, взаимопомощь, уступчивость, сострадание. Но, несмотря на наличие этих предпосылок осознания личности, ребёнок не может установить связь между качествами личности и своими поступками, и объясняет своё поведение лишь внешними обстоятельствами.
Элементы самовоспитания развиваются о мере установления связей между поступками и качествами человека в процессе осознания совей личности. Пусть установление этих связей лежит через качественную характеристику детьми своих поступков, своих качеств как причины этих поступков.
Чем больше ребёнок знакомится с окружающим миром, взаимоотношениями людей, героями книг, тем он глубже познаёт себя. Оценка товарищей самооценка помогают в познании того, что хорошо, что плохо. Усвоить всё хорошее помогают ребёнку правило честной игры, которые надо соблюдать в любой игре. Правила эти таковы:
- Играй честно
- Обидно, когда проигрываешь, но не злись
- Не злорадствуй, когда другие проигрывают
- Если выиграл, радуйся, но не зазнавайся
- Научи других тому, что умеешь сам
- Будь стойким, не унывай при неудачах
- Учись у других
- Будь настойчивым, если не получается, терпеливо добивайся успеха
Эти правила дают возможность каждому сравнить своё поведение с поведением товарища и с существующей кормой, выраженной в правиле.
Предоставляемая дошкольникам в игре самостоятельность имеет огромное значение. Но, начиная игру, дети часто испытывают затруднение в организации игры. Здесь им нужна поддержка волей, опытом взрослого. Воспитатель способен обеспечить поступательное развитее игры в соответствии с педагогическим замыслом и воспитательной задачей. В этой ситуации воспитатель выступает как руководитель, а каждый участник игры ощущает свободу самовыражения, не испытывает разрушающего давления извне. Иногда воспитатель становится участником игры, выполняя второстепенную роль. Он незаметно для детей руководит их игрой, направляя её в нужное русло.
Изучая особенности самовоспитания у старших дошкольников, надо очень бережно закреплять любые призраки самостоятельности ребёнка, долю его ответственности за его поступки и качества характера. Они — первые ростки будущего целенаправленного самоуправления своей личности. И пусть родителей не смущает, что попытки работать над собой будут длится не один месяц. Результат внутренних усилий ребёнка непременно проявится в его поведении и отношениях.
Стимулирующим фактором выполнение каких, либо обязательств в дошкольном возрасте являются элементы самоконтроля. Только при развитом самоконтроле возможно самовоспитание. Поэтому важно придавать большое значение формированию и закреплению навыков самоконтроля с этой целью используются постер личных достижений, где ежедневно воспитатель вместе с ребёнком анализируют и отмечают его поведение, успехи специальными фишками — магнитиками и смайликами.
Большое воспитательное значение имеет коллективный анализ игры при этом важно учитывать не только быстроту, но и качество выполнения игровых действий. Анализ и оценка должны касаться не только техники выполнения, но и таких проявлений личности, как выдержка, настойчивость достижении цели, справедливость, взаимная выручка.
Тактично отмечая достижения и недостатки в игровой деятельности дошкольников, воспитатель побуждает в них стремление к совершенствованию своих физических и психических качеств, к развитию творческих способностей красоты движений и поступков. Умелое педагогическое руководство игрой вызывает к жизни встречную активность ребёнка в самовоспитании.