Развитие органов чувств. Помощь родителей в развитии речи ребенка | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (55) июль 2022 г.

Дата публикации: 17.06.2022

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Мелешко, Н. А. Развитие органов чувств. Помощь родителей в развитии речи ребенка / Н. А. Мелешко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 7 (55). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/227/7444/ (дата обращения: 16.11.2024).



Всё чаще учителям — логопедам поступают сигналы SOS от родителей и педагогов с просьбой исправить речевые нарушения у детей.

Жалобы таковы:

– отсутствие речи;

– невнятная речь;

– отсутствие, искажение или замена звуков на более простые по артикуляции;

– перестановка слогов в словах или слов в предложении;

– нарушения чтения и письма и др.

Советами редко удаётся помочь, так как нарушения речи носят стойкий характер и без участия и знаний логопеда, без систематических занятий, с ними не справиться.

В настоящее время во многих дошкольных учреждениях имеются ставки учителей — логопедов, но не хватает самих специалистов. Настораживает тот факт, что из-за большого количества нуждающихся в коррекции речи детей, иметь одного логопеда в ДОУ становится мало. Логопункты все переполнены, смена детей в них происходит медленно.

Почему?

Сроки преодоления речевых нарушений зависят от сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.

Родители должны понять, что очень важно исправить устную речь детей в дошкольном возрасте, чтобы предотвратить вторичные нарушения в развитии познавательных процессов, несформированности коммуникативных навыков, нарушении чтения и письма. Необходимо обеспечить регулярное посещение ребёнком детского сада (хотя бы в дни занятий), добросовестно выполнять домашние задания (они — не прихоть логопеда, а условие быстрой коррекции речи).

Но, легче нарушения предупредить, чем исправлять. И начинать нужно с рождения. А позаботиться об этом должны сами родители.

Безусловно, очень важно общаться с ребёнком с первых минут жизни. Чуть позже — читать ему, беседовать о прочитанном, развивать мелкую моторику, но наряду с этим необходимо предоставить ему широкие возможности пользоваться каждым из пяти органов чувств. Ребёнок должен видеть, слышать, трогать, пробовать на вкус и распознавать по запаху различные элементы окружающего мира, так как нередко причиной нарушений речи является недоразвитие сенсорного восприятия.

В дошкольные годы очень важно научить ребёнка хорошо слушать и слышать. Искажения звуков и слов (сокращения слов, перестановка звуков и слогов, уподобление одного звука другому) часто связаны с недостаточно развитым, неустойчивым слуховым вниманием.

Для развития слухового внимания можно использовать различные игры.

  1. Предложите ребёнку помолчать, закрыв глаза, и внимательно прислушаться к звукам, которые доносятся с улицы, из кухни, из ванной (о чём говорит улица, комната?). Ребенок услышит гудки автомобиля, голоса людей, чириканье воробьев, тиканье часов, капанье воды из крана и т. п.
  2. Положите в банку шарик, в спичечную коробку гвоздики и будем издавать звуки, потряхивая коробочку, банку, разрывая бумагу, стуча карандашом о стакан, и т. д. Потом поверните ребёнка спиной и производите те же звуки. Ребёнок должен по звуку назвать, какие предметы издают звук.

Нужно научить ребёнка различать силу, высоту голоса.

  1. Покажите ребёнку игрушку, например, собачку. Покажите, как собачка лает, когда находится близко (громко), и как — когда вдали (тихо). Потом произнесите «гав-гав», меняя силу голоса, а ребёнок угадывает, далеко или близко находится собачка.
  2. «Я буду называть слова, а ты внимательно слушай: если в этом слове есть звук «в» (к, г, м, щ, р или какой-нибудь другой), хлопни, пожалуйста в ладоши («поймай звук»)».

Произносите слова, выделяя голосом нужный звук.

  1. Можно поиграть в «слова»: «Давай будем придумывать слова, которые начинаются на звук … (называете звук).
  2. Предложите показать картинки с названием предметов, в названии которых есть звук … (называете звук).

Для развития тактильных ощущений:

  1. Будите ребенка по утрам, проводя по его телу не только ладонью, но и различными предметами: жесткой мочалкой или приятной кистью. Ни в коем случае не щекотать!
  2. Разнообразьте техники рисования: рисовать можно вареньем, свежими ягодами, лепестками цветов, скрабом для тела, фруктами в гуаше, пальчиками и стопами.
  3. Больше играйте с соленым тестом. Из него можно готовить пирог, на нем оставлять следы. Готовьте из него игрушечную пиццу и пирожки, засовывая внутрь пуговицы.
  4. Используйте разнообразные сенсорные коробки (с фасолью, горохом, бусинами, камешками, сухим льдом, песком...).
  5. Разложите на полу маленькие подушки, разнофактурные мешочки и устройте «переправу» через реку или болото, когда нужно идти, наступая на мешочек.
  6. Расстелите в детской комнате разнофактурные коврики (мягкие, гладкие, колючие, шершавые).
  7. Ежедневно создавайте «чудесные мешочки» и исследовательские коробки, из которых ребенку нужно вытаскивать предметы на ощупь. Собирайте в них необычные предметы, сделанные из разных материалов.
  8. Летом ходите босиком по чистой траве, гальке, песку.
  9. Наливайте ребенку во время купания больше пены для ванны — пусть играет.

Зрительное восприятие.

  1. Слежение за предметом глазами (игра «Ку-ку») — это для самых маленьких.
  2. Разрезные картинки.
  3. «Пазлы».
  4. Различные «Лабиринты».
  5. «Наложенные фигуры».
  6. «Чья тень»?

Обонятельное и вкусовое восприятие.

  1. Просто давайте ребёнку пробовать на вкус и нюхать разные продукты — пусть чувствует.
  2. Предлагайте с закрытыми глазами угадать по запаху или на вкус продукты (шоколад, огурец, лимон…).

Это малый перечень игр, их очень много. Главное понять, что в каждой деятельности необходимо задействовать все анализаторы. Пусть ребёнок находится в постоянном потоке информации.

Будьте вместе с ребенком. Познавайте, играйте и развивайтесь. Только при совместной деятельности ребенок правильно воспримет окружающую его действительность. (Л. С. Выготский)

Литература:

  1. Е. М. Косинова Логопедические игры и упражнения М., Махаон, 2019 г.
  2. Н. Ю. Микхиева, И. В. Мартин Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников СПБ Детство-пресс, 2021 г.
Задать вопрос