Мастер-класс «Игры на подносе с детьми раннего возраста» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (55) июль 2022 г.

Дата публикации: 02.07.2022

Статья просмотрена: 505 раз

Библиографическое описание:

Шевлякова, М. В. Мастер-класс «Игры на подносе с детьми раннего возраста» / М. В. Шевлякова, Ю. В. Холодова, Л. П. Евтушенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 7 (55). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/227/7470/ (дата обращения: 16.11.2024).



Известный педагог Мария Монтессори, раскладывая на подносах в качестве задания для детей композиции из предметов, пришла к удивительному выводу: «Почему бы не использовать для индивидуального обучения и развития детей подносы, находящиеся всегда под рукой?». Для организации индивидуального образовательного процесса детей могут помочь самые обычные простые материалы и предметы (крупы, орехи, песок, прищепки и др.), они всегда под рукой и совсем не дорогие. Их нужно правильно расположить на подносе и предложить детям. Выполняя игровые задания, дети развивают мелкую моторику, глазомер, конструктивное и творческое мышление, экспериментируют и открывают для себя окружающий мир.

Почему же для игр используется именно поднос? Использование подносов позволяет более четко обозначить ребенку пространственные рамки для выполнения задания. С помощью подноса можно перемещать свое рабочее место, а также результаты труда можно потом поставить на полку.

Основные принципы работы с играми на подносе:

— Понятно ли ребенку задание или требуются дополнительные объяснения?

— Наглядно ли расположены предметы на подносе?

— Материалы предлагаются в отдельных чашечках или располагаются в ячейках на подносе?

— Понимает ли ребенок, почему для выполнения задания предложены именно эти предметы или материалы?

— Побуждают ли предложенные предметы к конкретным действиям ребенка с ними?

Как подготовить задания:

— Что ребенок должен усвоить в процессе игр?

— Какие способности и навыки ребенок приобретет?

— Имеет ли задание определенную цель?

— Какие материалы необходимы для каждого задания?

— Можно ли усложнять задания в процессе выполнения?

Основные принципы:

Понятность. Каждое задание должно быть понятным и доступным без дополнительных объяснений, должно соответствовать возрастным нормам.

Наглядность и порядок. Необходимо разделять поднос на ячейки или использовать чашечки для предметов и материалов, тогда задание будет наглядным и понятным.

Пространство для творчества. Необходимо предоставить ребенку возможности для исследования предложенных предметов, опираясь на собственные идеи.

Порядок во всем. Рабочее место должно быть четко обозначено для успешного выполнения задания.

«Дождик из крупы».

Как в это играть? Предлагаем ребенку пересыпать кукурузную (или любую другую) крупу из стаканчика в бутылку с узким горлышком, что невозможно сделать без воронки.

Чему учится ребенок и что развивает? Когда ребенок смотрит на воронку то видит, что крупа медленно струится, а, глядя на бутылку, ему кажется, что та же крупа сыплется в два раза быстрее! Да и то же количество крупы смотрится в бутылке совсем иначе, чем в широком стаканчике.

«Ложку в руки»

Как в это играть? Надо пересыпать содержимое в другую миску, пользуясь ложками разного размера.

Чему учится ребенок и что развивает? Развивается координация и мелкая моторика, уверенность в собственных возможностях, глазомер: ребенок черпает попеременно то большой, то маленькой ложкой и постепенно понимает, что маленькой ложкой тратит больше времени на выполнение задания.

По возможности ребенок должен держать ложку горизонтально тремя пальчиками.

«Сортируем предметы».

Как в это играть? В миске смешаны два вида макарон (по форме или по цвету). Нужно рассортировать макароны. Для сортировки предлагаются щипцы или пинцет. С их помощью ребенок должен аккуратно цеплять каждую макаронину и перекладывать в миски, стараясь не уронить. Макароны можно заменить на фасоль и горох.

Чему учится ребенок и что развивает? Развивается мелкая моторика. Ребенок совершенствует движения по захвату и переносу макаронин. Учится классифицировать и сортировать, определять количество предметов.

«Три цвета, три предмета».

Как в это играть? На подносе предстоит разложить предметы по цвету. В ходе выполнения задания предложить ребенку проговаривать цвет и название предмета. Например, желтый банан, синий кубик, зеленая машина и т. д.

Чему учится ребенок и что развивает? Развивается мелкая моторика, глазомер, речь. Синхронизируется работа глаз и рук. Ребенок учится распознавать цвета, искать различия и сходства.

«Разноцветные орешки».

Как в это играть? Задание на сортировку и развитие мелкой моторики.

Ребенку нужно с помощью ложки разложить орешки на места по цветам. Можно в конце предложить сравнить, каких орешков больше (красных или синих).

«Кладоискатели».

Как в это играть? На подносе дети в чашке с песком могут обнаружить невидимые поначалу «сокровища». А искать они будут с помощью ситечка. Сито они будут использовать вместо лопаты, погружая его в песок. Затем нужно потрясти, подождать пока песок высыплется, достать оставшиеся в нем предметы и положить их в миску.

Чему учится ребенок и что развивает? Развивается интерес к явлениям окружающего мира. Дети исследуют феномен падения и физические свойства. Развивается мелкая моторика. Чтобы песок быстрее высыпался через сито, его надо слегка потряхивать, но не трясти слишком сильно. Развивается способность распознавать предметы лишь по некоторым признакам.

«Косичка без головы».

Как в это играть? На картонке прищепкой фиксируются три веревочки разного цвета, из которых ребенку предлагается плести косу.

Чему учится ребенок и что развивает? В процессе многократных попыток детям хорошо удается усовершенствовать свои навыки по плетению косичек.

Литература:

  1. Борисова, М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. 3–7 лет, М. М. Борисова. — М.: Мозаика-Синтез, 2014 г.
  2. Бостельман, А. Экспериментируем и играем на подносе. 40 идей для занятий с детьми в яслях и детском саду /А.Бостельман, М.Финк. — М.: Национальное образование, 2015г.
  3. Воронина, Т. П. Веселые и полезные игры для малышей. Книга № 2/Т. П. Воронина. — М.: Грамотей, 2011г.
Задать вопрос