Подвижные игры и их роль в развитии детей старшего дошкольного возраста
Авторы: Счастливова Алина Игоревна, Мелихова Галина Владимировна
Рубрика: Подвижные игры, физкультура, гимнастика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (55) июль 2022 г.
Дата публикации: 03.07.2022
Статья просмотрена: 75 раз
Библиографическое описание:
Счастливова, А. И. Подвижные игры и их роль в развитии детей старшего дошкольного возраста / А. И. Счастливова, Г. В. Мелихова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 7 (55). — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/227/7473/ (дата обращения: 16.11.2024).
Игра — великое изобретение человека; она имеет не меньшее, а может быть, даже большее значение для его биологического, социального и духовного развития, чем огонь и колесо. В нем, как в зеркале, была показана история человечества со всеми ее трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторонами. Даже в первобытном обществе существовали игры, изображающие войну, охоту, сельскохозяйственные работы, переживания дикарей по поводу смерти раненого товарища.
Игра связана с различными видами искусства. Дикари играли как дети, игра включала в себя танцы, песни, элементы драматургии и изобразительного искусства. Иногда магические действия приписываются играм. Таким образом, человеческая игра возникает как деятельность, которая отделена от эффективной трудовой деятельности и представляет собой воспроизведение отношений между людьми. Это детская игра. Детство существует не всегда. Появление младенчества может означать только то, что исчезла возможность прямого доступа к детскому производству. По мере того как ребенок готовит себя к особому этапу будущей взрослой жизни, к детству человека предъявляются все большие и большие требования. Чем выше уровень развития общества, тем сложнее воспитать ребенка взрослым. Игра возникает в ходе исторического развития общества, в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Это социальное явление, в соответствии с природой.
Игра не возникает спонтанно, а развивается в процессе обучения. Являясь мощным стимулом для развития ребенка, она формируется под влиянием взрослых. Во взаимодействии ребенка с объективным миром, обязательно при участии взрослых, и не сразу, на определенном этапе развития этого взаимодействия возникает истинно детская человеческая игра.
В то же время с годами игра занимает не менее важное место в жизни групп, в которых преобладают дошкольники. Одна из причин этого заключается в том, что дошкольник не уделяет достаточного внимания развитию теории игр. Наиболее ярким примером позиции учителя является А. М. Макаренко он знакомит нас с деятельностью. Он писал: «Я считаю игру одним из самых важных способов обучения. Серьезная ответственная и деловая игра должна занимать большое место в жизни детского коллектива. Вы также должны уметь играть в учителей». Суть игры в том, что результат не имеет значения, а сам процесс, процесс практики связан с действиями в игре. Хотя ситуации, в которых играет ребенок, являются воображаемыми, эмоции, которые он испытывает, реальны. «В игре нет более серьезных людей, чем маленькие дети.
Эта особенность игры имеет большие воспитательные возможности, так как, контролируя содержание игры, воспитатель может запрограммировать положительные эмоции играющих детей.
Игра только улучшает действия, которые важны для человека по его внутреннему содержанию. В этом главная особенность игровой деятельности, а в этом ее главная прелесть и прелесть, сравнимая только с прелестью высших форм творчества.
Таким образом, если действия в игре для ребенка незначительны, он не может войти в игру, в игровую ситуацию, а лишь механически играть роль, не испытывая при этом связанных с ней эмоций. Как и в процессе творчества, человека нельзя «принудительно» включать в игру, кроме собственной воли. Игра, как объект изучения, всегда привлекала к себе внимание ученых. Большой вклад в теорию игры внесли Е. А. Покровский, П. В. Иванова, В. Ф. Кудрявцева, В. Н. Харузина, А. Н. Соболева, О. И. Капица, Г. С. Виноградова. Все эти исследования относятся к ХIХ — первой трети ХХ вв., в них содержались, прежде всего, описания игр, которые с чистотой материала, взятого из глубин народного быта, попадали в поле зрения наблюдателей.
Подвижная игра является естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладает большой воспитательной силой.
Особенно важную роль на уроках физической культуры играют подвижные игры. Их использование возможно и необходимо в течение всего периода обучения, независимо от времени года. Знакомство с игрой обогащает воспитанников духовно, морально и физически. Если на протяжении многих веков любая игра была любимой игрой всего народа, можно с уверенностью сказать, что ее имеет смысл изучать на уроках физкультуры в детском саду. Существует множество национальных игр для дошкольников. Игра-очень ценный способ вовлечь ребенка в двигательную деятельность.
Исходя из положительных эмоций, связанных с наличием понятного, близкого сюжета и действия, ребенку постепенно хочется участвовать не только в играх, но и в упражнениях во время занятий и самостоятельной деятельности.
Каждая игра, конечно, должна отличаться от определенного развлечения — только при наличии этого условия она забирает детей и вовлекает их в охоту. Не интересная игра вызывает у детей только скуку и запущенные, лишенные внимания и памяти движения-понятно, что от таких игр нельзя извлечь пользу; а также неинтересные физические упражнения, которые дети вынуждены производить во время занятий.
При выборе игры необходимо принимать во внимание возраст детей; важную роль играет также большая или меньшая степень умственного развития детей. Дети, отличающиеся развитым умом, тяготятся простыми играми, не требующими сообразительности и внимания. Напротив, более сложная игра, не требующая механических действий, основанная на оценке одной или нескольких позиций, интеллекта и способностей играющих, доставляет детям массу удовольствия, заставляя их с охотой и большим интересом наблюдать за игрой и ждать ее финала.
Выбирая соответствующие игры, которые будут интересны детям, мы учим их любви и охоте, поэтому мы, несомненно, получим пользу от мобильных и подобных игр. Несомненно, в различных играх есть мощный элемент, способствующий умственному развитию детей, элемент очень важный и бесценный, ведь с его помощью мы не прибегаем к скучному, нудному принятию сухих скучных правил, а облегчаем детям эту работу мозга. укрепление и развитие памяти, внимания, сообразительности — легкие, яркие детские игры, совершенно не вызывающие переутомления.
В отличие от монотонных гимнастических упражнений, исключающих какое-либо сознательное участие мозга, игры требуют сообразительности и способствуют расширению умственного кругозора детей. Гигиеническое значение детских игр, особенно подвижных на свежем воздухе, неоценимо. Самым удобным элементом детских подвижных игр, каким бы они ни были, все же является движение, которое играет очень важную роль в жизни организма, особенно в период роста.
Исходя из общих целей физического воспитания дошкольников, выделим основные задачи, решаемые в ходе подвижных игр. К ним относятся: здравоохранение, образование, образование.
Оздоровительные задачи подвижных игр. При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности подвижные игры оказывают положительное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, формирование правильной осанки у детей, а также на повышение функциональной активности организма.
Развивающие задачи подвижных игр. Подвижные игры в значительной степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.
Большинство подвижных игр требуют от участников быстроты. Это игры, основанные на необходимости преодолевать короткие расстояния за короткий промежуток времени, быстро реагировать на звуковые, визуальные, тактильные сигналы, внезапные остановки, задержки и возобновление движений.
Постоянно меняющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одного движения к другому способствуют развитию ловкости.
Для силовой тренировки хорошо использовать игры, требующие умеренных нагрузок, кратковременных скоростно-силовых нагрузок.
Многократные повторения энергичных движений, игры с постоянными двигательными движениями, которые приводят к большим затратам сил и энергии, способствуют развитию выносливости.
Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частой сменой направления движения.
Интересный сюжет игры вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их неоднократно выполнять те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности. Для возникновения интереса к игре большое значение имеет способ достижения игровой цели — характер и степень сложности препятствий, которые необходимо преодолеть для достижения определенного результата, удовлетворяющего игре.
Соревновательный характер коллективных подвижных игр может также усилить действия играющих, проявить упорство, смелость и упорство в достижении поставленной цели. Тем не менее, важно помнить, что серьезность соревнований не должна разделять игроков.
В коллективной открытой игре каждый участник четко убежден в преимуществах общих, доброжелательных действий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели. Добровольное принятие ограничений движения правилами, принятыми в коллективной подвижной игре, воспитывает детей в игровой деятельности.
Литература:
- Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость.-М.: Просвещение, 1981.-96 с.
- Вильчковский Э. С. Развивайте двигательные функции у детей.-Киев: Здоровье, 1983.-205 с.
- Волков Л. В. Физические способности детей и подростков.- Киев: Здоровье, 1981.-177 с.
- Зациорский В. М. Физические качества спортсмена.- М.: Физкультура и спорт,1970.-200 с.
- Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста.-М.: Просвещение, 1985.-271 с.
- Кильпио Н. Н. 80 игр для детского сада.М., «Просвещение», 1968, 57 с
- Кистяковская М. Ю. Физическое воспитание детей дошкольного возраста., — М.: Просвещение, 1978.-160 с.
- Кожухова Н. Н., Рыжова Л. А., Самодурова М. М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для студ. высш. и сред.пед. учеб.заведений / Под ред.С. А. Козловой.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.-320 с.