Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ
Автор: Смердов Евгений Владимирович
Рубрика: Технологии здоровьесбережения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (56) сентябрь 2022 г.
Дата публикации: 28.07.2022
Статья просмотрена: 279 раз
Библиографическое описание:
Смердов, Е. В. Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ / Е. В. Смердов. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 8 (56). — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/228/7492/ (дата обращения: 16.11.2024).
Дошкольное детство — период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду.
Здоровьесберегающие технологии — это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ.
Важным элементом образовательного процесса является музыкально-оздоровительная работа в ДОУ — как организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка
Основные задачи музыкально-оздоровительной работы в ДОУ:
— Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.
— Развивать музыкальные и творческие способности с помощью здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
— С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
— Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.
Система музыкально-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста предполагает использование следующих здоровьесберегающих технологий:
Логоритмика — как система музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений, основанных на использовании связи слова, музыки и движения. Речь ребёнка формируется постепенно, и своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. А недостатки речевого развития корректируются, с помощью логоритмических занятий включающих в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения.
Как известно, ведущая деятельность детей дошкольного возраста это игра, поэтому все занятия по логоритмике необходимо организовывать с использованием игровых приемов. Например, в занятия включать сюрпризные моменты, так необходимые для поддержания интереса детей.
К детям могут приходить «ожившие» игрушки бибабо и куклы для пальчикового театра. На занятиях по логоритмике можно использовать различные предметы — мячи, ленты, флажки, палочки, самодельные музыкальные инструменты, а также разнообразные звучащие игрушки. Выполнение упражнений с предметами требует от детей еще большей концентрации внимания, что благоприятно сказывается на результате работы.
На занятиях необходимо соблюдать основные педагогические принципы — последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала. Обязательно включаются в занятия коммуникативные игры или танцы. Хороводы — предполагают знакомство с хороводным шагом, способствуют развитию координации голоса и движений.
Необходимым моментом является наглядный материал — иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки для фланелеграфа и т. п.
Многократное применение наглядного материала по лексическим темам помогает перейти образам — представлениям в образы-понятия.
Главным принципом достижения эффективности в работе — индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности
Валеологические песенки — отличное начало любого музыкального занятия. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.
Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, позитивно влияют на настрой детей, улучшают эмоциональный климат на занятии.
Пальчиковая гимнастика — важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры. Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов.
Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму, рисованию, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.
Дыхательная гимнастика — это природный способ воздействовать на организм с целью его оздоровления. Медиками доказано, что дыхательная гимнастика оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении. Способствует восстановлению центральной нервной системы, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание. Для результативного проведения необходимо учитывать, возрастные особенности детей.
Дыхательную гимнастику с детьми дошкольного возраста можно проводить дважды, в день в течении 10-20 минут, и делать это лучше не ранее, чем через час после приёма пищи. А также запрещено делать упражнения и на голодный желудок — у ребёнка может просто закружиться голова.
Важно, чтобы занятия были проведены в интересной детям игровой форме. Это может быть и использование тренажёров. К примеру: знакомая всем простоя игрушка — вертушка. Дошкольникам нравится наблюдать как ветер приводит в движении яркие элементы, а возможность подуть на них приводит в восторг. Используя свою фантазию и творческий подход, педагог может улучшить используемые игровые пособия. К такому примеру можно отнести; «Волшебный домик» Большая коробка, обклеенная яркой бумагой, с крышей дома. К фасаду прикрепляется новогодний «дождик», а под ним можно помещать картинки (согласно тематики) Для того чтобы определить, кто находится в домике, дошкольнику нужно подуть на блестящий «дождик».
Полезно в тёплое время года выполнять упражнения на улице, на свежем воздухе. Если же занятия проводятся в помещении, то нужно предварительно проветрить его.
Сезонные упражнения на выполнение дыхательной гимнастики можно также улучшить, используя креативный подход. Это могут быть такие игры как; «Солнышко и тучка». Где ребёнку предлагается превратиться в мощный ветер, который прогонит тучи, и тогда засияет солнышко.
«Грибочки спрятались» На картине грибочки прячутся под опавшими листьями. Задача ребёнка — сдуть листики, чтобы увидеть грибы.
Важно помнить, что при проведении дыхательной гимнастики необходимо следить за состоянием ребенка.
Занятия дыхательной гимнастикой с ребёнком нужно проводить постоянно, только после длительного курса будут видны результаты применения в плане укрепления иммунитета.
Ритмопластика — Основная направленность элементов ритмопластики это психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного (« музыкального» ) инструмента.
Танцы, ритмичные движения — физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму. Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким — они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает при этом ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород. Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей.
Речевые игры
Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Формирование речи у человека идёт при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Музыкотерапия — одно из перспективных направлений оздоровительной работы в ДОУ.
От года до 3 лет
Ребенок растет. Помимо всё возрастающей физической активности у него развивается интеллект. Вовсю идёт подготовка к речи, и тут большое значение приобретают первые навыки пения. В год ребенка уже можно учить петь. Для этого подойдут попевки на различные гласные звуки, состоящие из двух-трех нот. Также можно имитировать звуки животных (Как делают собачки, кошечки, курочки, волки и т. д.).
Двухлетнего ребенка можно познакомить с регистрами. Лучший способ обучения — через ассоциации. Каждая октава — это определенное животное. Например, большая октава — медведь, малая — волк, первая — лиса, вторая — белочки, третья — зайчики, четвертая — птички, пятая — мышь. Слушая музыку, ребенок угадывает, какое животное пришло к нему в гости.
Тогда же можно коснуться понятий «быстро-медленно», «весело-грустно». Отныне можно давать ребенку слушать минорную музыку, вырабатывая у него соответствующие эмоции: сочувствие, сопереживание («зайчик поранил лапку», «кошечка хочет кушать», «солнышко скрылось и пошёл дождик, ёжик намок»). Примерно в это же время можно постепенно начинать обучать ребёнка игре на различных музыкальных инструментах. Это могут быть погремушки, бубенцы, бубны, трещотки, маракасы, ложки, дудочки. В группах можно создать музыкальный шумовой оркестр.
Старший дошкольный возраст. 4–6 лет
В это время формируется личность ребёнка. Появляется осознанность, приобретаются такие качества, как усидчивость, терпение, целеустремлённость. В этом возрасте музыкотерапия являет роль главного соратника подготовки к школе. Ребёнок, который регулярно слушает музыку, раньше начинает складывать буквы в слоги, а затем и читать. Музыка помогает лучше понимать интонации речи. Музыкальные фразировки формируют навыки правильного чтения. Ритм же способствует развитию навыков счёта. Поэтому в группах необходимо использовать соответствующий репертуар: песни, основанные на выразительных интонациях, содержащих вопросы, восклицания, написанные на стихи известных поэтов (например, «Мама спит, она устала» Е. Благинина, Агния Барто, Самуил Маршак и т. д.), различные марши, польки, вальсы. Крайне необходимо развивать ритмику — навык движения под музыку. Ребенок должен научиться попадать в ритм, а также определять её характер.
Музыкотерапия у старших дошкольников может применяться также для корректировки характера. Если ребёнок подвержен грусти, часто плачет, пугается, с помощью музыки можно развеселить его, заставить забыть о своих страхах. Чересчур подвижного, гиперактивного ребёнка можно успокоить, включая ему медленную, плавную музыку, флегматичного, рассеянного ребёнка сактивизировать бодрыми, ритмичными мелодиями. Если ребёнок скуп на эмоции, очень важно с помощью музыки помочь ему научиться выражать себя.
Детский альбом Чайковского, детская музыка Прокофьева, альбом для юношества Шумана, танцы кукол Шостаковича — все эти бессмертные произведения как нельзя лучше помогут ребёнку окунуться в мир музыки, раскрыться, развить фантазию, воображение.
Таким образом, музыкальная терапия помогает маленькому человеку наиболее плавно, безболезненно проходить через жизненные трудности, этапы взросления и формирования личности.
В заключение хотелось бы отметить что музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и методы. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.
Литература:
- Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие. — М.: Сфера, 2008.
- Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим. — М.: Сфера, 2004.
- Колягина В. Г. Музыкотерапия в специальном образовании: Учебно- методическое пособие / В. Г. Колягина. — М.: Прометей, 2019. — 108 с.
- Лазарев М. Л. Здравствуй! Предшкольная подготовка: учебно‐методическое пособие для педагогов. — М.: Мнемозина, 2007.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 5‐е изд. — М.: Мозаика‐Синтез, 2007.
- Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1983