Формирование грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР в условиях логопедического пункта
Автор: Овсянникова Елена Матвеевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (57) октябрь 2022 г.
Дата публикации: 26.09.2022
Статья просмотрена: 791 раз
Библиографическое описание:
Овсянникова, Е. М. Формирование грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР в условиях логопедического пункта / Е. М. Овсянникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 9 (57). — С. 12-16. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/233/7567/ (дата обращения: 16.11.2024).
На сегодняшний день проблема освоения языка детьми является самой актуальной для таких наук как: лингвистика, психология, логопедия и многие другие области научного знания. Речевая деятельность являет собой сложную многоуровневую функциональную систему, в состав которой входят: фонетический, семантический, грамматический, лексический компоненты, находящиеся во взаимозависимости и взаимообуславливающие друг друга. А. С. Батуев, Д. Н. Богоявленский, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, М. И. Лисина, А. В. Соболева, Ф. А. Сохин, О. А. Степанова, Т. В. Туманова, Т. Н. Ушакова, О. С. Ушакова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др. [11. c 128], при изучении речевой деятельности дошкольников указывают на то, что данные компоненты речевой деятельности при взаимодействии оказывают влияние на формирование и развитие языковых навыков и протекание речевого развития в дошкольном возрасте, акцентируя внимание на том, что к периоду окончания дошкольного детства грамматический строй у дошкольников имеет свою специфику:
— синтаксис (происходят процессы развития языковых средств, закладывается фундамент для формирования навыков построения простых и сложных предложений);
— морфология (происходит развитие систем склонения и спряжения, формах словоизменения);
— словообразование (происходит процесс обогащения средств и способов образования слов).
Для детей с ЗПР процессы, формирующие речь, имеют свою, обусловленную их нарушением специфику. Отечественная коррекционная педагогика определяет термин «ЗПР» («задержка психического развития») как «пограничную» форму дизонтогенеза, выраженную в разбалансированном и замедленном темпе процесса развития психических функций. [8. с 303]
Л. С. Выготский определяет специфику основных особенностей дошкольников с ЗПР — это снижение потребности в речевом общении, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость интересов, слабость речевых контактов. Дошкольники с ЗПР ограничены в возможностях овладения грамматическими категориями и формами.
При рассмотрении процесса становления и формирования речи дети проходят несколько, связанных с восприятием слова этапов.
Первый этап — слово выполняет номинативную функцию, функцию называния.
Второй этап, охватывает преддошкольный и дошкольный возраст, происходит процесс усвоения морфологической и лексической структуры слова. Характерной чертой данного периода является взаимосвязь произнесения слова и конкретного предмета, обозначающегося данным словом, но и те формы взаимодействия, в которые этот предмет вступает с другими предметами.
Третий этап — абстрактное обобщение, при котором, слово, приобретая особые функции, определяет и конкретный предмет, и систему отвлечённых категорий.
Процесс усвоения ребенком грамматического строя по своей психологической и психофизиологической природе сложен и связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Процессы овладения грамматической стороной речи теснейшим образом связаны с формированием абстрактно-логического мышления. В свою очередь, формирование грамматики в её абстрагирующей функции имеет огромное значение, как для формирования речи, так и для развития высших психических функций [7.с 152–156].
Грамматический строй речи при нормальном речевом развитии усваивается ребёнком постепенно, самостоятельно, путём подражания речи взрослых, в процессе общения и разнообразной речевой практики. К школьному возрасту в условиях нормального речевого развития дети практически овладевают основными законами морфологии и синтаксиса. Ребенок правильно строит не только простые, но и многие конструкции сложных предложений.
Формирование грамматического строя речи у детей при ЗПР имеет определенные особенности, тесная связь между нарушениями речи и другими сторонами психического развития, обуславливает специфические особенности. У дошкольников с ЗПР страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. Значительно снижен объем внимания, наблюдается неустойчивость, ограниченные возможности его распределения. При этом прослеживается неоднородность как по проявлениям речевого расстройства (даже в рамках одного уровня речевого развития), так и по показателям развития познавательных процессов [1. с 5–7].
Практически каждый ребенок с ЗПР имеет речевые нарушения и нуждается в помощи логопеда. Так как у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития формирование грамматического строя речи, даже в специальных условиях, происходит с большими трудностями. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда абстрактны и имеют большое количество языковых правил. Грамматические формы словоизменения, словообразования, предложения появляются у детей с задержкой психического развития, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии, различие в значительно более медленном темпе усвоения, в дисгармонии формирования морфологической и синтаксической системы языка, семантических формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития [10].
Коррекционно-образовательная работа с дошкольниками с ЗПР в условиях логопункта должна выстраиваться при учете индивидуально-типологических и психологических особенностей ребенка. Если работа с ребенком начинается в старшем дошкольном возрасте, то коррекционные и развивающие задачи начинают занимать одинаковое место в работе с ним. Основу организации логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР составляет комплексное и систематическое обследование грамматического строя речи.
Основополагающей целью работы логопункта является целенаправленное воздействие на психофизическое состояние ребенка и помощь ему в социальной адаптации к современному обществу. (Формирование и развитие сенсорной, интеллектуальной и речевой культуры ребенка).
Необходимо отметить важность задачи по развитию моторики. Упражнения для развития общей моторики направлены на повышение функционального уровня систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой, на развитие таких двигательных качеств и способностей ребенка, как сила, ловкость, быстрота. Развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к дальнейшему школьному обучению. Навык воспроизведения точных движений кистью и пальцами рук требуется для овладения навыком письменной речи. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук. К примеру, упражнение «показ стихотворения», при котором реализуются задачи по усвоению слов, осмыслению и ориентировке в пространстве и, самое главное, приобретается навык использования собственных рук [4. c 79].
Работа логопункта в ДОО строится при учете определенных условий (рис. 1).
Рис. 1. Условия эффективной работы логопункта
Нельзя не отметить важность принципов построения педагогического процесса, для детей с ЗПР необходим принцип индивидуально — дифференцированного подхода, предполагающий создание педагогических условий для обеспечения образовательных потребностей каждого воспитанника ДОО с диагнозом ЗПР.
Одним из самых эффективных методов работы с дошкольниками с ЗПР, одинаково успешным и для подгрупповых, и для индивидуальных занятий, так являются дидактические игры. При помощи данных игр дети с ЗПР усваивают знания, предусмотренные программой и необходимые для последующего школьного обучения в доступной и интересной форме. [5. c 1755]
Содержание коррекционно-развивающей работы в рамках логопункта:
1. Развитие просодической стороны речи:
— формирование правильного речевого дыхания
— закрепление навыка мягкого голосоведения
— воспитание умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.
— развитие ритмичности речи и ее интонационной выразительности
2. Коррекция произносительной стороны речи:
— закрепление правильного произношения имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности
— активизация движения речевого аппарата
— формирование правильных укладов аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизация поставленных звуков в свободной речевой и игровой деятельности.
3. Работа над слоговой структурой слова
— совершенствование умения различать на слух длинные и короткие слова.
— обеспечение последующего усвоения и использования в речи слов различной звукослоговой структуры.
— формирование навыков слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трех слогов.
— закрепление понятия «слог» и навыка оперирования им
4. Развитие словаря
— уточнение и расширение запаса представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности
— обеспечение перехода от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств
— расширение объема правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам
— развитие навыка группировки предметов по признакам их соотнесенности
— расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами;
— формирование умения различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам
— расширение понимания значения простых предлогов и активизация их использования в речи
— обеспечение усвоения притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.
Процесс формирования и совершенствования грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР в условиях логопункта строится на реализации определенных задач:
— реализация усвоения и использования в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения.
— Формирование навыка образования и использования в экспрессивной речи относительных и притяжательных прилагательных.
— формирование навыка правильного использования несклоняемых существительных
— совершенствование навыка согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.
— развитие навыка составления простых предложений по вопросам, по картинке и по демонстрации действия.
— формирование навыка составления простых предложений с противительными союзами, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений [5. С 1751–1755].
Также немаловажную роль играет правильный подбор эффективных дидактических игр и упражнений, направленных на развитие грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР. Успешны в использовании такие игры и упражнения как: «Большой маленький», «Какой сок приготовили», «Сосчитай», «Кто у кого», «Назови одним словом», «Добавь слово», «Узнай по части», «Продолжи ряд», «Закончи предложение», «Лишнее слово» и многие другие.
Для успешности коррекционной работы с дошкольниками с ЗПР необходимо учитывать такие аспекты как:
— структура отклоняющегося развития и вариант ЗПР;
— информация о физическом здоровье;
— микроклимат семьи.
Подводя итог, можно говорить о том, что своевременная и целенаправленная коррекционно-педагогическая работа, реализующая задачи необходимые для развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ЗПР, способствует коррекции нарушений и предупреждению вторичных отклонений в общем психофизическом развитии дошкольников с ЗПР. В специально организованных условиях логопедического пункта в ДОО у дошкольников с ЗПР наблюдается положительная динамика в усвоении умений и навыков, однако сохранной остается низкая способность к процессам обучения.
Литература:
- Антонова, Л. Н. Практика коррекционно-развивающей деятельности шестилетних детей с нарушениями речевого и психического развития / Л. Н. Антонова // Молодой ученый. — 2016. — № 5.6. — С. 5–7.
- Арушанова, А. Г. Формирование грамматического строя речи: речь и речевое общение детей: метод. пособ. для воспитателей (для работы с детьми 3–7 лет) / А. Г. Арушанова. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. — 245 с.
- Бойчук, С. В. Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР [Электронный ресурс] / С. В. Бойчук // Всероссийское сетевое издание «Дошкольник». — Режим доступа: http://doshkolnik.ru/razvitie-rechi/12448.html.
- Борякова, Н. Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР: метод. пособие / Н. Ю. Борякова, М. А. Касицына. — М.: ТЦ Сфера, 2017. — 79 с.
- Гвоздева, О. М. Использование дидактической игры для развития речи детей дошкольного возраста / О. М. Гвоздева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 11. — С. 1751–1755.
- Инденбаум, Е. Л. Новый взгляд на старую проблему: к вопросу о формах отставания в психическом развитии, образовательных потребностях детей и возможных путях помощи / Е. Л. Инденбаум // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2011. — № 5. — С. 3–10.
- Кирюхина, Д. П. Особенности грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Д. П. Кирюхина, М. Я. Добря // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 3 июля 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 152–156.
- Лалаева, Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина. М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2019. 303 с.
- Логопатопсихология: учеб. пособие для студ. / под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2011. 284с.
- Прудникова, О. Ю. Коррекция лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием традиционных и современных логопедических технологий [Электронный ресурс] / О. Ю. Прудникова. — Режим доступ: http://nsportal.ru/detskiysad/logopediya/2022/05/24/opytrabotynavysshuyukvalifik atsionnuyu-kategoriyu-po-teme.
- Степанова, О. А. Логопедическая работа в дошкольном образовательном учреждении. Организация и содержание / О. А. Степанова. — М.: Форум, 2018. — 128 c.
- Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. — М.: ВЛАДОС, 2010. — 288 с.
- Филичева Т. Б. Рекомендации к обследованию лексикограмматических компонентов языка у дошкольников / Т. Б. Филичева, А. В. Соболева // Логопедия сегодня. — 2011. — № 1(31). — С. 48–51.
- Фомина, Л. К. Консультация для педагогов «Психолого-педагогическая характеристика детей со сложным нарушением развития» / Л. К. Фомина [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/konsultaciyadlyapedagogovpsixolo go-pedagogicheskaya-xarakteristika-detejsoslozhnymnarusheniem razvitiya.html.
- Декина Д. Г. Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития: вып. квалиф. работа. Белгород, 2019. URL: http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/37439/1/Dekina_Formirovanie_19.pdf