Использование ИКТ в развитии речи дошкольников
Автор: Солонина Юлия Ивановна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (57) октябрь 2022 г.
Дата публикации: 03.10.2022
Статья просмотрена: 550 раз
Библиографическое описание:
Солонина, Ю. И. Использование ИКТ в развитии речи дошкольников / Ю. И. Солонина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 9 (57). — С. 6-9. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/233/7604/ (дата обращения: 19.12.2024).
Отрадно осознавать то, что рождаемость в нашей стране превысило смертность. Но огорчением служит то, что в большинстве случаев, речь детей оставляет желать лучшего. Уже к 3–4 годам отчётливо видно, что у малыша дефекты речи. Можно бесконечно перечислять те нюансы, которые повлекли за собой такую проблему у детей. Структура нарушений при общем недоразвитии речи определяет необходимость проведения планомерной системной работы. Приоритетным направлением в нашем ДОУ является развитие речи у дошкольников. В разрешении этого вопроса, наилучший способ—использование информационно-компьютерных технологий, сокращённо ИКТ, так как это позволяет повысить эффективность работы по развитию речи детей, оптимизировать образовательный процесс, формирует успешность дошкольников, повышает мотивацию, существенно сокращает время усвоения материала. В комплекс ИКТ технологий в ДОУ входят: методическая литература по развитию речи дошкольников, разносторонние программы, вычислительная техника, которую мы применяем для эффективного и наглядного обучения. Во время работы с детьми, в группе используем компьютер, видео-и аудио технику, мультимедиа, аудиовизуальную аппаратуру.
Практика использования ИКТ позволяет сделать вывод, что по сравнению с традиционным обучением, ИКТ имеет следующие преимущества:
1) Современность и актуальность учебного материала
2) Наличие дополнительного и сопутствующего материала
3) Эстетичность и наглядность
4) Обучение через игровую или практическую деятельность
5) Повышение интереса к проблеме
6) Развивается связная речь и сенсорное восприятие ребёнка.
В своей работе я использую различные формы, методы, приёмы и средства для речевого развития дошкольников, а также применяю современные образовательные технологии, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы, использование которых одно из требований, предъявляемых к современному педагогу. Но стоит отметить, что дошкольники с большим удовольствием работают с интерактивной доской, планшетами.
В данной статье я хочу поделиться опытом, как ИКТ помогает мне в осуществлении решения проблемы по развитию речи дошкольников. Считаю необходимым использование ИКТ для себя, для детей и в работе с родителями.
Развитие связной речи очень эффективно осуществляется через такую форму работы, как составление рассказов по картинкам, на интерактивной доске. Красочные картинки на экране активизируют стремление детей к импровизации, в результате чего дошкольники научились составлять короткие сюжетные рассказы, опираясь на наглядно представленную ситуацию. Отсюда, дети стали использовать в речи предложения разной структуры. Особенно необходимы, на мой взгляд, презентации для развития и обогащения словаря, формирования лексико-грамматических средств языка развития словаря. Так появились презентации по лексическим темам: «Детская одежда», «Головные уборы», «Посуда», «Мебель», «Каждой вещи своё место», «Профессии», «Времена года», «Мой край любимый», «Воронеж-город герой», которые знакомят дошкольников не только с предметами и их назначением, но и воспитывают патриотические чувства.
Для формирования произношения, развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания, ознакомления детей с фольклором я использовала методику разучивания скороговорок в игровой форме, с помощью компьютера. Осознавая, как важно направить детей не только видеть то, что изображено на картинке, но и вообразить предыдущие и последующие события, я использую сочинение небольших сказок по открыткам с различными сюжетами, но делаю это в интересной мультимедийной форме.
Таким образом, дошкольниками был приобретен опыт по сочинению сказок-импровизаций, сюжеты, которых воплотились в игре-драматизации.
Обучение с применением интерактивных комплексов становится более качественным и продуктивным, когда ребёнок самостоятельно выполняет задание у интерактивной доски, а остальные дети, проверяют и оценивают правильность выполнения задания, аргументируя при этом, собственную точку зрения.
За время педагогической деятельности в ДОУ, мною много накоплено практического материала по работе с презентациями, электронных дидактических игр по развитию речи дошкольников. Пример электронных дидактических игр, которые использую в процессе развития речи у дошкольников, игра «Назови животное», (упражнение в образовании названий детёнышей диких и домашних животных в именительном и родительном падежах множественного числа),«Угадай слово по картинке»(развитие зрительной памяти, закрепление правильного произношения слов), «Скажи наоборот»(закрепление умения подбирать слова, противоположные по смыслу), «Кого можно увидеть?»(формирование умения образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевлённых существительных, совпадающие с родительным), игра «Кто в домике живёт?» (упражнение в объяснении значения слов), игра «Назови одним словом» (упражнение в образовании сложных слов). Положительный отклик вызывает у детей игры серии «Маленький Гений», содержание данной продукции разнообразно—спектр тренировочных упражнений в форме игры, которые позволяют расширить и закрепить у дошкольников навыки словообразования, грамматически правильной связной речи. Например, упражнение «Покажи и назови», «Соберём игрушку»-закрепление использования предлогов. «Виды транспорта», «Кому что нужно для работы?»-формирование грамматически правильной речи.
Работа с интерактивной доской помогает объединить огромное количество демонстрационного и раздаточного материала, что превращает занятие по развитию речи в увлекательную игру. Дети всегда ждут с нетерпением такие игры и в эмоциональном настроении у них само собой произносятся слова, при чём произношение отчётливое.
Использование в педагогической работе компьютерных игр, позволяет мне посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методический приёмы, обогатить себя новыми знаниями и умениями. Каждый день проводится совместная деятельность с дошкольниками при помощи ИКТ.
В настоящее время, в группе оборудованы разнообразные центры, позволяющие детям выбирать занятия по интересам, чередовать виды деятельности в течении всего дня. Созданная предметно-развивающая среда способствует приобщению детей к активной самостоятельной деятельности, развитию индивидуальности дошкольника. Наличие ноутбука, магнитофона, фотоаппарата, планшетов, интерактивной доски в предметной среде даёт возможность расширения информативно-иллюстративного обеспечения образовательного процесса, повышает мотивацию, даёт возможность организовать детскую деятельность на высоком эстетическом и эмоциональном уровне. ИКТ использую на всех этапах процесса обучения для актуализации знаний, при объяснении нового материала, на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков. Недавно дети приняли участие во Всероссийском уроке «Эколята» — молодые защитники природы, дошкольники ознакомились с окружающим миром, где картинки показывались на интерактивной доске. Конкурс дошкольники выиграли.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современный детский сад, а ведь было время, когда не все педагоги склонялись к мнению о ежедневном использовании компьютера. А сейчас это становится нормой работы, конечно при правильном соблюдении правил СанПина.
Моё мнение такое—что благодаря ИКТ, улучшается качество воспитательной работы в ДОУ, расширяется его кругозор, а вместе с тем-обогащается словарный запас дошкольника, правильность и чёткость произношения, правильное построение предложений.
Для примера мне бы хотелось рассмотреть одну из особенностей компьютерной технологии—универсальность компьютерной техники, как средства обучения с широкими демонстрационными возможностями, на примере сочинения рассказов по картинке. Это задание можно выполнить тремя способами:
1) На экран выводятся 3–4 картинки, представляющие собой связанный рассказ(1-начало,2—продолжение,3-конец). Дети просто описывают события, изображённые на картинках. В этом случае каждая картина выступает, как очередная глава.
2) Дошкольникам предлагается только одна картинка. Воспитателем задаётся вопрос: Что это было? Что может быть потом? После высказывания предлагается подлинная история и на экран выводятся все картинки.
3) Воспитатель показывает на экране картинки, которые идут друг за другом не по сюжету, а в перепутанной последовательности. Эти картинки дети должны расположить по порядку, а затем составить связной рассказ. Это наиболее сложный вариант работы, предполагающий наличия у ребёнка в определённой степени сформировавшегося логического мышления.
В данной работе с дошкольниками расширяются представления об окружающем мире, обогащается словарный запас слов.
Дошкольники более логично и последовательно излагают свои мысли, более глубоко понимают значение слов. Также при помощи ИКТ формируется умение передавать свои впечатления, например, от прослушанной музыкальной композиции, от просмотренной картины или иллюстрации. Использование данных приёмов с ИКТ, позволяет поэтапно подвести дошкольника проявлять интерес к стихам, загадкам, сказкам. Видя на экране яркую картинку со скороговоркой, ребёнок всячески старается повторить скороговорку, а это только улучшает артикуляционный аппарат, это способствует чётко выраженному произношению слов, правильному построению предложений.
Использование ИКТ в педагогической деятельности—это совершенствование образовательного процесса, огромная помощь дошкольникам усвоить необходимые знания, правильно отражающие действительность.