Перспективный план работы СП «Детский сад № 66» ГБОУ СОШ № 17 г. Сызрани по патриотическому воспитанию детей 6–7 лет посредством ознакомления с историей, природой и культурными традициями Самарского края
Авторы: Салова Людмила Вениаминовна, Трифонова Елена Александровна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (57) октябрь 2022 г.
Дата публикации: 06.10.2022
Статья просмотрена: 32 раза
Библиографическое описание:
Салова, Л. В. Перспективный план работы СП «Детский сад № 66» ГБОУ СОШ № 17 г. Сызрани по патриотическому воспитанию детей 6–7 лет посредством ознакомления с историей, природой и культурными традициями Самарского края / Л. В. Салова, Е. А. Трифонова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 9 (57). — С. 49-62. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/233/7636/ (дата обращения: 16.11.2024).
Задачи:
- Формировать любовь к родному краю, природе, культурному наследию Самарской области.
- Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою малую Родину.
- Познакомить с историей, физической картой, национальностями, природными особенностями, символикой Самарской области.
- Формировать представления о жизни Самарского края в годы Великой Отечественной войны.
- Расширить представления о развитии различных отраслей промышленности, в том числе ракетно-космической.
- Познакомить с современной литературной, музыкальной, художественной, спортивной жизнью Самарской области.
Месяц |
Недели |
НОД |
ОД в режимных моментах |
Раздел 1 «Листая страницы истории» |
|||
Сентябрь |
1 неделя |
НОД «История Самарской губернии: путь от крепости до губернской столицы» Цель: познакомить детей с историей возникновения Самары, версиями происхождения её названия, этапами развития (от поселения-пристани до города-крепости, названного Самарским городком, приобретения статуса столицы Самарской губернии), основателем города князем Григорием Засекиным; воспитывать гражданско-патриотические чувства, формировать чувство причастности к историческим событиям родного края. |
Просмотр мультимедийных презентаций: «Путешествие по Самаре», «Моя малая Родина — моя Самара». Просмотр мультфильмов «Однажды в Самаре», «Мульти-Россия — Самара». Интерактивные игры: «Город на Волге — памятники Самары», «Моя любимая Самара». Дидактическая игра «Узнай по описанию: достопримечательности Самары». Сюжетно-ролевая игра «Туристическое агентство: путешествие по Самаре». Конструирование из строительного материала, конструктора «Набережная Самары». Конструирование из бумаги «Открытка «Из Самары — с любовью» |
2 неделя |
НОД «Самарская область на карте России» Цель: познакомить детей с политико-административной, физической картами Самарской области, условными обозначениями, границами Самарской области (с Ульяновской, Саратовской, Оренбургской областями, республиками Татарстан, Казахстан), реками (Волга, Самара, Сок, Большой Иргиз), Жигулёвскими горами, Самарской Лукой; воспитывать чувство гордости за родной край |
Просмотр мультимедийной презентации «Наш родной Самарский край». Дидактические игры: «Собери карту Самарской области» (разрезные картинки), «Найди объект на карте». Сюжетно-ролевая игра «Самарские картографы». Педагогический проект «Путешествие по карте Самарской области». Рисование (лепка, аппликация) «Карта Самарской области». Музыкальное развлечение «Путешествие по родному краю» |
|
3 неделя |
НОД «Символика Самарской губернии» Цель: познакомить детей с понятиями «символ», «государственные символы», символами Самарской губернии (флаг, герб, гимн); воспитывать гражданско-патриотические чувства), формировать чувство причастности к историческим событиям родного края. |
Просмотр мультфильма «Край, в котором ты живешь». Дидактические игры: «Гербы городов Самарской области» (пазлы), «Составь герб» (разрезные картинки), «Узнай по описанию: гербы городов Самарской области» |
|
4 неделя |
НОД «Моя губерния — мой город Сызрань» Цель: познакомить детей с понятиями «Родина», «малая Родина», историей возникновения Сызрани, ее географическим положением на карте, символами (герб, флаг), основателем города (воевода Григорий Афанасьевич Козловский), современной Сызранью (улицы, площади, парки, достопримечательности); воспитывать любовь и чувство гордости за родной город, формировать чувство причастности к историческим событиям родного края |
Чтение (рассказывание, разучивание) художественной литературы: Л. Невская «Сызрань», А. Карякин «Сызрань», «Базар», С. Кирюхин «Рассвет», В. Приходько «Где всего прекрасней на земле», З. Александрова «Родина». Просмотр мультимедийных презентаций: «История родного края — город Сызрань», «Сызрань — мой город родной». Дидактическая игра «Узнай по описанию: достопримечательности Сызрани». Сюжетно-ролевая игра «Туристическое агентство: путешествие по Сызрани». Игра-викторина «Знаешь ли ты свой город?» Игра-фантазия «Сызрань будущего». Конструирование из строительного материала, конструктора «Сызранский кремль». Педагогический проект «История Сызрани в названиях улиц». Конкурс-выставка творческих работ «Я рисую Сызрань». Экскурсия в краеведческий музей г. о. Сызрань «Деревянное зодчество Сызрани. XX век» |
|
Октябрь |
1 неделя |
НОД «Путешествие по городам Самарской области» Цель: познакомить детей с городами Самарской области (Тольятти, Жигулевск, Кинель, Нефтегорск, Новокуйбышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Чапаевск), историей их возникновения, происхождением названий, символами (герб, флаг), расположением на карте; воспитывать любовь и чувство гордости за родной край; формировать чувство причастности к историческим событиям родного края |
Просмотр мультимедийных презентации «Самарская область». Просмотр мультфильма «Прогулка по Самарскому краю». Дидактические игры: «Краеведческое лото», «Гербы городов Самарской области» (пазлы), «Составь герб» (разрезные картинки). Интерактивная игра «Симбирские зарисовки». Сюжетно-ролевая игра «Туристическое агентство: путешествие по Самарскому краю». Конкурс-фотовыставка творческих работ «Путешествуя по Самарскому краю» |
Раздел 2 «Самарская область в годы Великой Отечественной войны» |
|||
2 неделя |
НОД «Куйбышев — запасная столица России» Цель: формировать у детей представления о Самаре (Куйбышеве) в годы Великой Отечественной войны как о запасной столице страны (эвакуированы правительственные организации, военные управления, наркомат иностранных дел, дипломатический корпус, крупнейшие заводы, построен бункер верховного главнокомандующего), о военном параде 7 ноября 1941 г. в Куйбышеве: воспитывать гражданско-патриотические чувства; формировать чувство причастности к историческим событиям родного края |
Рассматривание иллюстрированных книг, карт, макетов, художественных репродукций, альбомов. |
|
3 неделя |
НОД «Сызрань в годы Великой Отечественной войны: всё — для фронта! всё — для победы!» Цель: формировать у детей представления о Сызрани в годы Великой Отечественной войны как о городе военного значения (важный транспортный узел с железнодорожным мостом через Волгу, военные базы, крупный арсенал, нефтепромыслы, нефтепереработка, заводы оборонного характера), о военных госпиталях, эвакуированных заводах; воспитывать чувство гордости за своих земляков, их достижения; формировать чувство причастности к историческим событиям родного края |
Чтение (рассказывание, разучивание) художественной литературы: А. Мишенков «У вечного огня». Сюжетно-ролевая игра «Военный госпиталь». Конструирование из строительного материала, конструктора «Железнодорожный мост через Волгу». Экскурсия в краеведческий музей г. о. Сызрань «Экспозиция зала воинской славы» |
|
4 неделя |
НОД «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой» Цель: познакомить детей с фронтовыми письмами-треугольниками, семьями Сызрани, Октябрьска, Сызранского района, из которых на фронт ушли 3 и более человек (Пановы, Титяповы, Наурские, Федотовы, Егоровы, Лашины, Гавриловы, Макаровы, Кузины, Колтыгины, Порецковы, Кравчуки); воспитывать чувство уважения и гордости за героев-земляков |
Конструирование из бумаги «Письмо с фронта — солдатский треугольник» |
|
Ноябрь |
1 неделя |
НОД «Гордимся славой земляков» Цель: познакомить детей с сызранцами — героями Великой Отечественной Войны (27 Героев Советского Союза) и участниками парада Победы 1945 г. в Москве (миномётчик А. Ф. Полянский, слушатель военно-воздушной Академии В. Ф. Ромасевич, лётчик А. С. Буланов); воспитывать уважение к памяти и подвигам героев-земляков |
Чтение (рассказывание, разучивание) художественной литературы: В. Ромасевич «Двести строк в парке Победы», Л. Кассиль «Твои защитники». Дидактические игры: «Боевые награды» (разрезные картинки), «Узнай по описанию: ордена Великой отечественной войны» |
2 неделя |
НОД «Никто не забыт, ничто не забыто» Цель: познакомить детей с памятными местами (в Самаре — монумент штурмовику Ил-2, монумент Славы, фонтан Победы, мемориальный ансамбль Славы, горельеф скорбящей Матери-Родины; в Сызрани — сквер Славы, стела, мемориальный комплекс, памятник лётчику Николаю Шутову, памятник фронтовому грузовику, памятник танку Т-34, улицами, названными в честь героев войны — Смолина Г. Б., Кудрявцева А. Г., Левина Д. П., Соловьёва М. Г.), праздничными мероприятиями 9 мая (Парад Победы, «Бессмертный Полк»); воспитывать гражданско-патриотические чувства; формировать чувство причастности к историческим событиям родного края |
Чтение (рассказывание, разучивание) художественной литературы: Г. Елисеева «Александровский мост». Просмотр мультфильма «Александровский мост». Дидактическая игра «Памятники Великой отечественной войны» (разрезные картинки). Рисование (лепка, аппликация) «Парад Победы» |
|
Раздел 3 «Самарская губерния сегодня» |
|||
3 неделя |
НОД «Самарская область — развитый промышленный регион страны» Цель: формировать у детей представления о Самарской области в послевоенные годы как о «промышленном сердце» страны (машиностроение, обработка металлов, пищевая, авиационная, космическая промышленности, предприятия электротехнической, подшипниковой отраслей, предприятия, связанные со строительством машин для газовой, нефтяной промышленности, переработки нефти), о крупнейших заводах Самары («Авиакор», ЦСКБ «Прогресс»), Сызрани («ТЯЖМАШ», «СНПЗ»); воспитывать чувство гордости за достижения земляков |
Дидактические игры: «Заводы нашего города», «Чья это продукция?», «Что из чего сделано?» Сюжетно-ролевая игра «Завод «Авиакор». Конструирование из строительного материала, конструктора «Жигулевская ГЭС» |
|
4 неделя |
НОД «Самара — крупный транспортный узел России» Цель: формировать у детей представления о Самарской области как важнейшем транспортном узле, соединяющим разные части страны, и Россию с другими странами (Куйбышевская железная дорога, Самарский международный аэропорт «Курумоч»), о Самарском метрополитене, реке Волге — главной водной магистрали России, речном судоходстве, автомобильном транспорте; воспитывать любовь к родному краю |
Чтение (рассказывание, разучивание) художественной литературы: Е. Миронова «Пароход». Просмотр видеоролика «Самарская область — масштабный транспортный узел» из серии «Видеоролики «живой» открытки». Дидактические игры: «Найди автомобильный и железнодорожный пути от Сызрани до Самары», «Четвертый — лишний (транспорт)», «Летит, плывет, едет», «Назови часть целого (транспорт)», «Узнай по описанию: транспорт». Конструирование из строительного материала, конструктора «Аэропорт «Курумоч» |
|
Декабрь |
1 неделя |
НОД «Тольятти — автомобильная столица России» Цель: формировать у детей представления о Тольятти как о втором по величине городе Самарской области, автомобильной столице России, о Волжском автомобильном заводе «АвтоВАЗ», о бренде LADA; воспитывать чувство гордости за родной край |
Просмотр видеоролика «Самарская область — центр отечественного автомобилестроения» из серии «Видеоролики «живой» открытки». Просмотр «Виртуальный тур по музею АвтоВАЗа». Дидактические игры: «Назови часть целого (автомобили)», «Собери автомобиль» (разрезные картинки), «Узнай по описанию: автомобили». Сюжетно-ролевая игра «Конструкторское бюро АвтоВаза». Конструирование из строительного материала, конструктора «Автомобильный завод». Рисование (лепка, аппликация) «Автомобиль будущего» |
2 неделя |
НОД «Сладкие бренды Самарской области» Цель: познакомить детей с самарской шоколадной фабрикой «Россия», продукцией под брендами «Россия» — щедрая душа!», «Nestle», «Nesquik» и «Nuts», с сызранским сладким брендом тортом «Паутинка», с брендом села Ширяево — пирогами из Бещевской вишни; воспитывать чувство гордости за родной край |
Дидактические игры: «Из чего это сделано?», «Сладкое угощение» (разрезные картинки). Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка мастеров: самарские кондитеры». Рисование (лепка, аппликация) «Сладкий десерт» |
|
3 неделя |
НОД «Все профессии нужны, все профессии важны» Цель: систематизировать знания детей о предприятиях и учреждениях г. Сызрани, профессиях родителей; воспитывать уважение к результатам трудовой деятельности взрослых |
Чтение (рассказывание, разучивание) художественной литературы: Б. Заходер «Стихи о профессиях». Просмотр мультфильмов: «Кем быть?», «Рассказы о профессиях». Дидактические игры: «Кто чем занимается?», «Кто больше знает профессий?», «Что сначала? Что потом?», «Узнай по описанию: профессии», «Кому, что нужно для работы?», «Четвертый — лишний: профессии». Игра-фантазия «Когда я вырасту, я буду…» Сюжетно-ролевая игра «Благоустройство города Сызрани». Рисование (лепка, аппликация) «Профессии моих родителей» |
|
Раздел 4 «Самарская область — космосу» |
|||
4 неделя |
НОД «Ракета для Гагарина» Цель: познакомить детей с ракетно-космической промышленностью Самарской области («Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева», ракетно-космический центр (РКЦ) «Прогресс», авиационный завод «Авиакор», предприятие «Авиаагрегат», «Специальное Конструкторско-Технологическое Бюро (СКТБ) «Пластик», машиностроительное предприятие «ТЯЖМАШ»), Сызранским высшим военным авиационным училищем лётчиков (военный институт), космическим кораблем «Восток», выведенным на орбиту Земли 12 апреля 1961 г.; воспитывать чувство гордости за достижения земляков; формировать чувство причастности к историческим событиям родного края. |
Просмотр видеоролика «Самарская область — центр космической промышленности» из серии «Видеоролики «живой» открытки». Просмотр мультфильма «Самара — космическая столица России». Сюжетно-ролевая игра «Ракетно-космический центр: самарские ракетостроители». Игра-фантазия «Космический корабль будущего». Конструирование из строительного материала, конструктора «Самарский ракетно-космический центр». Рисование (лепка, аппликация) «Ракета «Восток» |
|
Январь |
1 неделя |
НОД «Великолепная семёрка» Цель: познакомить детей с космонавтами, посещавшими Самару (Гагарин Ю. А., Титов Г. С., Николаев А. Г., Попович П. Р., Терешкова В. В.), родившимися в Самарской области (Авдеев С. В., Атьков О. Ю., Губарев А. А., Корниенко М. Б.), жившими в Самарской области (Быковский В. Ф., Манаков Г. М.); воспитывать чувство уважения к землякам — героям и чувство гордости за родной край |
Чтение (рассказывание, разучивание) художественной литературы: В. Синицин «Первый космонавт», Л. Обухова «Вижу землю», В. Степанов «Юрий Гагарин», В. Орлов «Возвращение». Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты». Дидактические игры: «Планеты на орбитах», «Угадай созвездие». Сюжетно-ролевая игра «Космическое путешествие». Экскурсия в краеведческий музей г. о. Сызрань «Мы — дети космоса» |
2 неделя |
НОД «Год на орбите» Цель: познакомить детей с космонавтом М. Б. Корниенко, работой экипажа космонавтов на Международной космической станции (МКС) в течение 340 суток (выход в открытый космос, инспекция обшивки МКС, снятие данных с оборудования, монтаж телекоммуникационной антенны, очистка иллюминаторов служебного модуля «Звезда»); воспитывать чувство уважения к землякам — героям и чувство гордости за родной край |
Просмотр мультфильма «Полет на Луну». Дидактические игры: «Планеты Солнечной системы», «Собери созвездие» (разрезные картинки). Конструирование из строительного материала, конструктора «Международная космическая станция». Рисование (лепка, аппликация) «Космический корабль будущего» |
|
3 неделя |
НОД «Винтокрылые спасатели из СВВАУЛа» Цель: познакомить детей с работой спасателей авиационных частей и подразделений, занимающихся поиском, эвакуацией спускаемых космических аппаратов, оказанием помощи космонавтам (Корниенко Б. Г., Огурцов А. Н.); воспитывать чувство уважения к землякам — героям и чувство гордости за родной город |
Просмотр видеоролика «Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков». Конструирование из конструктора «Вертолет» |
|
4 неделя |
НОД «Самара космическая» Цель: познакомить детей с создателями ракетно-космической техники (Королев С. П., Козлов Д. И., Кузнецов Н. Д.), памятными местами (монумент ракетно-космического комплекса «Энергия-Буран», монумент «Покорителям космоса», скульптура «Работника с первым искусственным спутником Земли», музейно-выставочный центр «Самара космическая», монумент ракеты-носителя «Союз», музей авиации и космонавтики имени С. П. Королёва, парк имени Ю. А. Гагарина, памятник Н. Д. Кузнецову); воспитывать чувство гордости за достижения земляков; формировать чувство причастности к историческим событиям родного края |
Просмотр мультфильма «Главный звездный». Дидактическая игра «Лабиринт «Из какого корабля вышел космонавт в открытый космос?» Конструирование из строительного материала, конструктора «Космодром». Виртуальная экскурсия по музею «Самара космическая» |
|
Раздел 5 «Ими гордится Самарская земля» |
|||
Февраль |
1 неделя |
НОД «Самарская земля глазами художников» Цель: познакомить детей с Детской картинной галереей в Самаре, Городским выставочным залом в Сызрани, с художниками, посетившими Самарский край (И. В. Суриков, И. Е. Репин, К. С. Петров-Водкин), с современными самарскими (В. С. Алексушина, Д. Спироса, А. Н. Горбуновой) и сызранскими (Н. И. Садовского, В. Ф. Рябова, Б. И. Шишкина, А. А. Леднёва) художниками; воспитывать любовь к родному краю, его истории, природе и культурному наследию |
Просмотр мультфильмов: «Экскурсия в творческие галереи города Самары», «Картина». Дидактические игры: «Узнай по описанию: картины художников», «Собери картину» (разрезные картинки), «Палитра». Сюжетно-ролевая игра «Мастерская художника». Экскурсия в краеведческий музей г. о. Сызрань «Весенняя симфония». Конкурс-выставка творческих работ «Пейзажи Самарского края» |
2 неделя |
НОД «Наш край родной в стихах и прозе» Цель: познакомить детей с писателями, жившими в Самарском крае (А. Н. Толстой, Н. Гарин-Михайловский, С. Т. Аксаков, Э. Кондратов, А. В. Ширяевец, И. И. Дмитриев, Д. В. Давыдов, С. Т. Григорьев, К. А. Федин), с современными писателями (Бардин И. Г., Габеева Н. М., Корниенко О. И., Ледерман В. В., Макашова С. В., Малиновский А. С., Подлесова Н. И., Твердохлебова Т. Н., Цыплёнкова Г. М., Юдина В. Н.); воспитывать любовь к родному краю, его истории, природе и культурному наследию |
Чтение (рассказывание, разучивание) художественной литературы: Ю. Денисов «Шел по улице прохожий», И. Бардин «Ох, уж эти взрослые». Просмотр мультимедийной презентации «Самарские писатели и поэты — детям». Педагогический проект «Писатели родного края». Литературная игра «Литературное лото». Сюжетно-ролевая игра «Издательский дом: открытки о достопримечательностях Самарского края». Конкурс-выставка творческих работ «По страницам книг сызранских писателей». Экскурсия в библиотеку-филиал № 18 ЦБС г. Сызрани «Литературный калейдоскоп «Сызранские писатели — детям» |
|
3 неделя |
НОД «Литературная квест-игра «В поисках золотого ключика» Цель: познакомить детей с писателем А. Н. Толстым, произведениями, написанными для детей («Золотой ключик или приключения Буратино», «Русские народные сказки»); воспитывать чувство уважения к известным деятелям искусства, прославившим Самарский край |
Чтение (рассказывание, разучивание) художественной литературы: «Золотой ключик или приключения Буратино» А. Н. Толстой. Рисование (лепка, аппликация) «Мой любимый сказочный герой» |
|
4 неделя |
Тематическое развлечение «Музыкальный фотоальбом Самарского края» Цель: формировать у детей представления о Самаре как о музыкальном городе (академический театр оперы и балета, государственная филармония, ансамбль песни и пляски Приволжского военного округа, симфонический оркестр филармонии, государственный Волжский русский народный хор), о деятелях искусства, посетивших Самару (П. И. Чайковский, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. Н. Скрябин, Д. Д. Шостакович, М. Л. Ростропович, Д. Б. Кабалевский, В. С. Высотский, А. И. Островский, С. И. Войтенко); воспитывать чувство уважения к талантливым землякам, чувство гордости за их достижения в искусстве |
Дидактические игры: «Музыкальные профессии», «Кто композитор?», «Узнай композитора и его произведение». Сюжетно-ролевая игра «Волшебный мир театра: театр оперы и балета». Музыкальное развлечение «Музыкальное путешествие по Самарской области» |
|
Март |
1 неделя |
НОД «Знаменитые спортсмены Самарской области» Цель: познакомить детей со спортивными клубами, стадионами, комплексами (в Самаре — футбольный клуб «Крылья Советов», баскетбольный клуб «Самара», стадион «Самара Арена», спортивный комплекс «Роснефть-Арена»; в Тольятти — гандбольный клуб «ЛАДА», спортивный клуб «Мега-Лада», парусный яхт-клуб «Дружба»; в Новокуйбышевске — волейбольный клуб «Нова»), самарскими (Мария Киселёва, Алексей Немов, Олег Саитов, Александр Анюков, Максим Шабалин, Тагир Хайбуллаев) и сызранскими (Пётр Васильев, Виктор Дегтярь, Анатолий Осипов, Максим Алёшин) спортсменами; воспитывать чувство уважения к талантливым землякам, чувство гордости за их достижения в спорте |
Просмотр видеоролика «Самарская область — спортивная столица Поволжья» из серии «Видеоролики «живой» открытки». Дидактическая игра «Узнай по описанию: виды спорта». Сюжетно-ролевая игра «Спортивная школа». Конструирование из строительного материала, конструктора «Стадион «Самара-арена». Конструирование из бумаги «Яхта». |
Раздел 6 «Многонациональный мир Самарского края» |
|||
2 неделя |
НОД «Быт и традиции народов Самарского края» Цель: формировать у детей представления о Самарской области как о многонациональной общности людей (более 150-ти национальностей — русские, татары, мордва, чуваши, цыгане, башкиры, армяне и др.), о языке, обычаях, традициях, ремеслах, национальной одежде, национальных блюдах; воспитывать чувство гордости за своих земляков, чувство уважения к представителям разных народов, проживающих на Самарской земле |
Просмотр мультфильма «Праздники и традиции народов Поволжья». Дидактические игры «Чей головной убор», «Назови правильно» (одежда). Игра-викторина «Народы Самарской губернии». Рисование (лепка, аппликация) «Костюм с национальным орнаментом». Фольклорно-музыкальное развлечение «Народные традиции» |
|
3 неделя |
НОД «Народные промыслы Самарского края» Цель: познакомить детей с народными промыслами Самарского края (резьба по дереву, плетение из лозы, роспись по дереву, гончарное производство, ткачество холстов, вязальный, золотошвейный, белошвейный промыслы, изготовление топоров, подков, сбруи, снаряжений воинов, кузнечное ремесло, вышивка, кружевоплетение, изготовление традиционного костюма, игрушек); воспитывать чувство гордости за культурное наследие своего края |
Просмотр мультфильма «Лучше нет родного края». Дидактическая игра «Народные промыслы». Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка мастеров: плетение из соломы». Конкурс-выставка творческих работ «Край родной, мастеровой». Экскурсия в краеведческий музей г. о. Сызрань «В гостях у мастера» |
|
4 неделя |
НОД «Устное народное творчество народов Поволжья» Цель: познакомить детей с творчеством (пословицы, поговорки, сказки) народов Поволжья (русских, татар, мордвы, чувашей), с термином «жанр», особенностями «авторских» и «народных» сказок; воспитывать чувство гордости за культурное наследие своего края |
Чтение фольклора: пословицы, поговорки, сказки. Дидактические игры: «Угадай сказку», «Закончи пословицу (поговорку)». Литературная игра «Прогулка по сказкам» |
|
Апрель |
1 неделя |
НОД «Народные игры и игрушки» Цель: познакомить детей с игрушками народов Самарского края (куклы в национальных костюмах), подвижными играми (русскими — «Горелки с платочком», «Кружева», «Мячик кверху», «Колечко», «Море волнуется», «Золотые ворота», «Салки», «Жмурки», «Ручеёк»; мордовскими — «Круговой мяч», «Раю-раю», «Платки», «Котел», «Ключи», «Горшочек», «Ветер-ветерки»; татарскими — «Скок-перескок», «Продаём горшки», «Серый волк», «Лисички и курочки», «Перетяни канат», «Скачки на конях», «Спутанные кони», «Тимербай», игра-состязание «Разбивание горшка», бег с картошкой в ложке, чувашскими — «Расходитесь!», «Спутай нас», «Журавушка», «Пекарь», «Лошадки», «Слепой баран», «Лесничий», «Пустая изба»); воспитывать чувство гордости за культурное наследие своего края |
Дидактическая игра «Узнай по описанию: народные игры и игрушки». Сюжетно-ролевая игра «Музей: выставка игрушек». Рисование (лепка, аппликация) «Народная игрушка». Фольклорно-физкультурный досуг «Делу — время, потехе — час» |
2 неделя |
Тематическое развлечение «Праздник дружбы» Цель: познакомить детей с «Домом дружбы народов», этнокультурным комплексом «Парк Дружбы народов», архитектурным ансамблем из национальных домов и подворий «Волгарь» — в Самаре, праздником «День дружбы народов», аллеей «Дружбы народов» — в Тольятти; мордовской национально-культурной автономией, фольклорным ансамблем «Поющая птица», национально-культурной автономией татар, ансамблем «Родник», праздником Сабантуй — в Сызрани, ежегодным межрегиональным фестивалем финно-угорских народов «Паронь Пандома», фестивалем народных культур «Золотые россыпи». Воспитывать чувство гордости за своих земляков, чувство уважения к представителям разных народов, проживающих на Самарской земле |
Просмотр видеоролика «Самарская область — многонациональный регион» из серии «Видеоролики «живой» открытки». Дидактическая игра «Народные праздники и обряды». Экскурсия в краеведческий музей г. о. Сызрань «Дерево дружбы» |
|
Раздел 7 «Природа родного края» |
|||
3 неделя |
НОД «Путешествие по Самарской Луке» Цель: обобщать знания детей о растительном и животном мире родного края; познакомить с понятиями «лес», «степь», «лесостепь», их расположением на карте Самарской области; воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края |
Просмотр мультфильма «Листопадничек». Дидактические игры: «Растёт — не растёт: растения степей и лесостепей», «Живёт — не живёт: животные степей и лесостепей», «Заселим лес (степь) животными», «Узнай по описанию: растения и животные лесов и степей». Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в лес» |
|
4 неделя |
НОД «Водоёмы Самарской области» Цель: познакомить детей с понятиями «пресный водоем», «река», «озеро», «пруд», «болото», с водоемами Самарской области (реками, водохранилищами, озерами, прудами, болотами), их расположением на карте, растительным и животным миром; воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края |
Чтение (рассказывание, разучивание) художественной литературы: А. Карякин «На Крымзе», А. Ульянов «На берегу Усинского залива». Просмотр мультфильмов: «Сказание об Иргизе», «Легенда о Волге и Вазузе», «Беги, ручеек», «Заяц Коська и родничок». Дидактическаяе игра: «Узнай по описанию: растения и животные Самарского края». Конструирование из строительного материала, конструктора «Самарский океанариум» |
|
Май |
1 неделя |
НОД «Памятники природы родного края» Цель: познакомить детей с понятием «памятник природы», памятниками природы Самарской области (Жигулёвский государственный природный биосферный заповедник им. И. И. Спрыгина, национальный парк «Самарская лука», национальный парк «Бузулукский бор», Рачейский бор, Рачейские скалы, Голубое озеро, Лысая гора, озеро белое, Муранский бор, озеро Молочка, Серноводский шихан, Ботанический сад г. Самары), растениями и животными, занесёнными в Красную книгу Самарской области, природоохранной деятельностью сотрудников Жигулёвского заповедника. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края |
Просмотр видеоролика «Особо охраняемые природные территории Самарской области». Дидактическая игра «В Красной книге или нет: животные и растения Самарской области». Сюжетно-ролевая игра «Туристическое агентство: путешествие по Самарской луке». Педагогический проект «Заповедные места Самарского края». Физкультурный досуг «Путешествие по Жигулевскому заповеднику» |
2 неделя |
НОД «В стране полезных ископаемых» Цель: познакомить детей с понятием «полезные ископаемые», полезными ископаемыми Самарской области (нефть, газ, известняк, мел, глина, каменная соль, сера, гипс, горючий сланец, песок), расположением месторождений и условными обозначениями на карте, добывающей и перерабатывающей промышленности, воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края |
Рассматривание коллекции полезных ископаемых. Дидактическая игра «Выбери и назови. Полезные ископаемые Самарской области». Сюжетно-ролевая игра «Геологи». Конструирование из строительного материала, конструктора «Сызранский нефтеперерабатывающий завод» |
|
Раздел 8 «Люби и знай свой край» |
|||
3 неделя |
НОД «Ежегодные события Самарской области» Цель: познакомить детей с понятием «событийный туризм», спортивными, гастрономическими, историческими, культурными мероприятиями, ежегодно проходящими на территории Самарской области (фестиваль набережных «Волгафест», «Фестиваль цветов», фестиваль уличного искусства «Пластилиновый дождь», Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина, фестиваль «Ширяевская вишня», гастрономический фестиваль «Рыба моя», «Сызранский помидор», международный фестиваль духовых оркестров «Серебряные трубы Поволжья»). Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости и восхищения его историей, культурой |
Просмотр видеоролика «Самарская область — фестивальная столица Поволжья» из серии «Видеоролики «живой» открытки». Дидактическая игра «Узнай по описанию: достопримечательности Самарского края» |
|
4 неделя |
НОД «Игра-викторина «Знатоки родного края» Цель: познакомить детей с понятием «традиция», празднованием «Дня рождения Самарской области», закрепить представления об истории, культуре, природе, промышленности Самарского края. Воспитывать любовь к родному краю, формировать чувство причастности к историческим событиям родного края |
Просмотр мультфильма «Краше нет родного края». Дидактическая игра «Путешествие по Самарскому краю» |
|
Похожие статьи
Военно-патриотический клуб как форма организации работы по военно-патриотическому воспитанию обучающихся МОУ «СОШ № 22»
В статье освещается один из воспитательных аспектов воспитательной работы школы в направлении патриотического воспитания обучающихся СОШ 22 поселка Беркакит на базе Военно-патриотического клуба «Юнармия».
Похожие статьи
Военно-патриотический клуб как форма организации работы по военно-патриотическому воспитанию обучающихся МОУ «СОШ № 22»
В статье освещается один из воспитательных аспектов воспитательной работы школы в направлении патриотического воспитания обучающихся СОШ 22 поселка Беркакит на базе Военно-патриотического клуба «Юнармия».