План-конспект развлечения с детьми старшего дошкольного возраста «Праздник дружбы» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (57) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 06.10.2022

Статья просмотрена: 200 раз

Библиографическое описание:

Трифонова, Е. А. План-конспект развлечения с детьми старшего дошкольного возраста «Праздник дружбы» / Е. А. Трифонова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 9 (57). — С. 62-65. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/233/7637/ (дата обращения: 16.11.2024).



Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: продолжать развивать интерес к фольклору народов Самарской области, их языку; совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений. Приобщать детей к народной музыкальной культуре; способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкально-исполнительской деятельности.

Образовательная область «Речевое развитие»: приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Образовательная область «Познавательное развитие»: расширять представления детей о народах, живущих в Самарской области, их культуре, обычаях и традициях, показать их различия и сходство; формировать у детей понятие дружбы между людьми разных национальностей, осознание того, что важно жить в мире.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: развивать коммуникативные умения в различных видах деятельности, воспитывать умение действовать в коллективе; формировать толерантность по отношению к людям других национальностей, чувство общности.

Образовательная область «Физическое развитие»: развивать самостоятельность в двигательных действиях, способность к самоконтролю.

Предварительная работа: проведение непосредственно образовательной деятельности, разучивание песен, стихов, танцев.

Действующие лица:

Ведущий, дровосек, леший

Реквизит: куклы в русском и татарском национальных костюмах, две кроватки; зелёная ткань, 3 ели, вязанка дров, бревно, топор; маски-горшки; 4 платочка; карточки с цифрами и буквами; 20 лент и 20 султанчиков.

Ход развлечения:

Дети входят в зал под песню для фестиваля дружбы народов и встают полукругом.

1 ребёнок (в русском костюме): Здравствуйте, дорогие гости!

Ведущий: Исэнмесез кадерле кунаклар!

2 ребёнок (в татарском костюме): Мы рады видеть вас на нашем «Празднике дружбы»!

Ведущий: Празднике радости и веселья, танцев и игр, празднике дружбы двух народов: русских и татар.

Дети садятся на стульчики.

Ведущий: Ребята, мы с вами живём в большой, красивой стране.

— Как она называется?

Мы можем путешествовать по России, любоваться разнообразием и красотой её природы, знакомимся с историей и культурой разных мест нашей большой Родины. Но у каждого человека есть любимый сердцу уголок — его малая Родина, то место, где он родился; тот край, в котором он живёт.

— Как называется город, в котором мы с вами живём?

— А как называется наша область?

В нашей области живут люди разных национальностей. У каждого народа свой язык, свои обычаи и традиции, своя история и культура, свои праздники. Но все мы живём одной дружной семьёй. «Народы нашей страны дружбой сильны» — гласит пословица.

— А что значит «дружить»?

— Какие пословицы и поговорки о дружбе вы знаете?

«Дружба и братство — дороже любого богатства»

«Дружба — в делах помощница»

«Дружба — как стекло, разобьёшь, не сложишь»

«Крепкую дружбу и топором не разрубишь»

«Без друга — сирота, с другом — семьянин»

«Потерял друга — ищи, нашёл — береги»

«Сам погибай, а товарища выручай»

Много веков русские и татары живут одной дружной семьёй. У каждого из этих народов свой язык. На нём они разговаривают, пишут стихи, сочиняют сказки, поют песни. Послушайте, как красиво звучит татарский язык.

Исполняется татарская народная песня «Ай, былбылым» («Соловей»).

Ведущий: Ребята, вы поняли, о чём поётся в этой песне?

Чтобы мы могли понимать друг друга, общаться, разговаривать, в нашей стране есть государственный язык, на котором говорят все россияне. Этот язык — русский.

3 ребёнок:

В день солнечный июльский -

Цветы, цветы вокруг!

Красив язык наш русский,

Как этот летний луг.

Иду тропинкой узкой -

Деревья до небес!

Могуч язык наш русский,

Как этот русский лес.

И в радости, и в грусти -

Он всякий час со мной,

Родной язык наш русский,

Как Родина родной!

Ведущий: У русских и татар есть свои национальные костюмы. Люди стремились сделать их самыми красивыми, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам. Сейчас наши девочки нам расскажут об этом.

Выходят в центр зала две девочки. В руках у них куклы в русском и татарском костюмах.

1 девочка: Мою куклу зовут Машенька. На ней русский национальный костюм. На Машеньке нарядный сарафан, рубашка и расшитый кокошник.

2 девочка: А мою куклу зовут Райхан. Она одета в татарский национальный костюм. На ней надето платье с оборкой, приталенный расшитый камзол, а на голове — шапочка, которая называется калфак.

1 девочка: Ой, что-то у моей Машеньки глазки закрываются. Спою-ка, я ей колыбельную песенку.

Звучит русская народная колыбельная песня «Баю-баюшки-баю».

1 девочка: Тише, ребята, моя Машенька заснула. Пойду положу её в кроватку.

2 девочка: И моей Райхан пора спать. Убаюкаю её колыбельной.

Звучит татарская народная колыбельная песня.

Девочка укачивает куклу и кладёт её в кроватку.

4 ребёнок:

Много нас живёт на свете,

Только все мы вместе — дети!

И куда не бросишь взгляд,

Дружат Саша и Айрат,

Дружат Таня и Райхан,

Гуля дружит и Руслан.

Звучат гордо имена:

Рома, Люба, Нажия,

Оля, Люда, Алия

Вместе — дружная семья!

Раздается стук в дверь, входит дровосек с топором.

Дровосек: Куда это я попал?

Ведущий: Ты, дровосек, попал в детский сад. Оставайся с нами!

Дровосек: Спасибо за приглашение, но мне нужно в лес, дрова рубить.

Инсценировка татарской народной сказки «Шурале».

Ведущий: Пошёл дровосек в лес и начал рубить дрова. Вдруг перед ним появился Шурале — леший.

Шурале: Как тебя зовут, человечек?

Дровосек : Меня зовут Былтыр, что значит Прошлый Год.

Шурале: Давай, Былтыр, поиграем!

Дровосек : Не до игры мне сейчас. Не буду с тобой играть!

Шурале: Ах, так! Ну, тогда не выпущу тебя живым из лесу!

Ведущий: Видит дровосек — плохо дело.

Дровосек: Хорошо. Поиграю с тобой, только сначала помоги мне расколоть бревно.

Ведущий: Ударил дровосек по бревну раз, ударил два и говорит:

Дровосек: Засунь пальцы в щель, чтобы она не защемилась, пока я ударю третий раз.

Ведущий: Засунул Шурале пальцы в щель, а дровосек вытащил топор. Тут бревно сомкнулось крепко-накрепко и прищемило пальцы Шурале. Только это и нужно было дровосеку. Взял он свои дрова и ушёл поскорее в аул. А Шурале давай кричать на весь лес:

Шурале: Мне Былтыр пальцы прищемил!

Ведущий: Ребята, а вы помните, что имя Былтыр означает «Прошлый год»?

Шурале: Мне Былтыр пальцы прищемил!

Ведущий: Глупый, ты, Шурале! Тебе надо было звать нас на помощь в прошлом году! А сегодня мы тебе уже ничем помочь не сможем! Где же мы найдём прошлый год? Он ведь уже прошёл.

Взвалил Шурале бревно на спину, идёт по лесу и кричит:

Шурале уходит из зала и кричит: Мне Былтыр пальцы прищемил! Мне Былтыр пальцы прищемил...

Ведущий: Вот такую интересную сказку про умного Былтыра, сумевшего обхитрить лешего, сочинил татарский народ.

Ребята, а какие русские народные сказки знаете вы? Назовите их.

Ведущий: И русский и татарский народы всегда отличались трудолюбием, что нашло отражение в народных пословицах и поговорках.

Какие татарские пословицы и поговорки о труде вы знаете?

«Сначала труд, а почести потом придут»

«Пот труда горький, плоды сладкие»

«Без труда не будет урожая»

«Без труда и зайца не поймаешь»

«Самое большое наказание для трудолюбивого — быть без дела»

Ведущий: Какие русские пословицы и поговорки о труде вы знаете?

«Без труда не вынешь и рыбку из пруда»

«Не учи безделью, учи рукоделью»

«Без труда хлеб не родится никогда»

«Хочешь есть калачи, не сиди на печи»

«У ленивой пряхи нет про себя и рубахи»

Ведущий: Оба наших народа любят не только трудиться, но и отдыхать. В старину одним из основных занятий у русских и татар было земледелие. Поэтому они могли устраивать праздники только после окончания сельскохозяйственных работ.

У татар есть праздник Сабантуй — это праздник плуга. Этот древний национальный праздник проводился тогда, когда земледельцы заканчивали посев. Что вы о нём знаете?

5 ребёнок: Сабантуй — это праздник сильных и ловких!

6 ребёнок: Сабантуй — это праздник веселья и хорошего настроения!

Ведущий: А русские люди издавна отмечали праздник Осенины, который проводился после сбора урожая. Кто из вас знает, что это за праздник?

7 ребёнок: Осенины — это проводы лета и встреча осени.

8 ребёнок: Осенины — это осени именины.

9 ребёнок: Осенины — это праздник благодарности природе за щедрый урожай.

Ведущий: На этих праздниках люди веселились, играли в разные игры. Я предлагаю вам поиграть, свою ловкость показать. Давайте сыграем в татарскую народную игру «Продаём горшки». Поделитесь на две группы: одна группа — будет горшками, другая — хозяевами горшков.

Приглашается не чётное количество детей. Дети-горшки садятся на подушечки, образуя круг. За каждым горшком встаёт его хозяин. Руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Он подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

Водящий: Эй, дружок, продай горшок!

Хозяин горшка: Покупай!

Водящий: Сколько дать тебе рублей?

Хозяин горшка: Три (один, два) отдай!

Водящий три раза (или столько, за сколько согласится продать горшок его хозяин, но не более трёх рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу, не задевая других игроков (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот становится хозяином, а отставший становится водящим.

Ведущий: А теперь поиграем в русскую народную игру «Золотые ворота».

Дети делятся на две группы. Первая группа ребят образует пары. Игроки в парах встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки, образуя ворота. Дети второй группы берутся за руки так, что получается цепочка.

Игроки-ворота говорят считалку, а цепочка должна быстро пройти между ними. Считалка:

Тра-та-та, тра-та-та,

Отворяем ворота,

Золотые ворота,

Пропускаем раз,

Пропускаем два.

А на третий раз -

Не пропустим вас.

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те игроки, которые оказались пойманными, становятся воротами.

Ведущий: Во время народных праздников всегда звучала музыка, люди пели песни, танцевали. И сейчас наши девочки исполнят татарский танец.

Исполняется народный татарский танец.

Ведущий: А какой же праздник без русской пляски?

Поскорей, ребята, выходите,

Да свой танец покажите.

Исполняется русский народный танец.

Ведущий: Ребята, я приготовила для вас сюрприз. Посмотрите, здесь лежат карточки с разными цифрами. Я приглашаю сюда 12 человек. Каждый из вас должен взять по одной карточке и разложить их в правильной последовательности, по порядку от единицы до 12. И тогда мы сможем прочитать что-то очень важное. Проверьте, правильно ли вы разложили карточки с цифрами. А теперь переверните каждый свою карточку. Давайте прочитаем, что у нас получилось (Мир и дружба).

— Эти слова важные? Почему они так важны?

— Ребята, а важно ли будет для вас, какого цвета кожа, волосы, какой разрез глаз у того, кто захочет с вами поиграть? А что важно для дружбы?

Вы пока ещё дети, но скоро встанете взрослыми. И от того, научились ли вы с детства понимать и уважать друг друга, дружить, будут зависеть мир и счастье на нашей планете.

Давайте встанем в дружный хоровод.

Хоровод «Дети земли» (Слова и музыка Анны Петряшевой.)

Ведущий: Издавна заведено у русских и татар угощать гостей душистым ароматным чаем. К чаю подавали национальные кушанья.

Под музыку выходят взрослые с подносами, проходят к столам и ставят угощения к самоварам.

Ведущий: Я приглашаю вас, ребята, на праздничное чаепитие.

Задать вопрос