Развивающая предметно-пространственная среда как условие успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду
Авторы: Белобородова Наталья Анатольевна, Смирных Галина Александровна, Доронкина Анна Александровна, Кухарь Светлана Владимировна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (58) ноябрь 2022 г.
Дата публикации: 03.10.2022
Статья просмотрена: 142 раза
Библиографическое описание:
Белобородова, Н. А. Развивающая предметно-пространственная среда как условие успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду / Н. А. Белобородова, Г. А. Смирных, А. А. Доронкина, С. В. Кухарь. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 10 (58). — С. 6-9. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/234/7632/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье авторы рассматривают значение развивающей предметно-пространственной среды во время адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Ключевые слова : ранний возраст, развивающая предметно — пространственная среда, адаптация.
Поступление ребенка в детский сад — важный этап в его жизни, сопровождающийся изменением привычной обстановки, режима дня, разлукой с близкими людьми. Проблема адаптации детей к условиям дошкольного учреждения очень актуальна. От того, как пойдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и семье. К сожалению, этот процесс протекает зачастую сложно и болезненно. Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к детскому саду. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками.
На втором году жизни у ребенка наблюдается развитие предметных действий, на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей.
С возникновением предметной деятельности, основанной на усвоении тех способов действия с предметами которые обеспечивают его использование по назначению, меняется отношение ребенка к окружающим предметам и тип ориентирования. Вместо вопроса: «Что это?» — при знакомстве с новым предметом у ребенка возникает уже вопрос: «Что с этим можно делать?»
Современный детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и со сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни.
Одним из важных условий эффективной работы по развитию и совершенствованию предметной деятельности и адаптации детей к ДОУ является правильно организованная предметно-развивающая среда.
При построении развивающей предметно-пространственной среды важно соблюдение основных принципов: открытости, гибкого зонирования, стабильности — динамичности, полифункциональности, гендерного подхода.
Созданное в группе пространство должно давать педагогу возможность организовывать совместную и самостоятельную деятельность детей, а воспитанникам — заниматься разными видами деятельности: играть рисовать, бегать, прыгать и т. д. Для этого предметно-развивающей среды в младшей группе детского сада является педагогическая идея, которой руководствуются педагоги данной группы — адаптация ребенка к условиям детского сада. Вместе с тем очень важно учитывать особенности каждого ребенка: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, личностные характеристики.
Правильное размещение игровых зон будет стимулировать развитие различных видов детской деятельности и поможет избежать конфликтов.
Обстановка в младших группах детского сада должна быть прежде всего комфортной и безопасной для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки (особенно дети третьего года жизни), они предпочитают стабильность в этом отношении.
Традиционно групповое помещение делится на деловую и игровую зоны. Деловая зона включает в себя место для специально организованной деятельности и приема пищи. Игровая же зона предназначена для совместной и самостоятельной деятельности.
Кроме того, особенностями предметно-развивающей среды является яркость и насыщенность помещений, ведь окружающий мир побуждает в детях различные эмоции. Чтобы украсить пространство, мы использовали цвет, который способен менять настроение и поднимать жизненный тонус. Наши малыши, заходя первый раз в групповую комнату, опираются на визуальный анализатор, т. е. вначале оценивают помещение, окружающие предметы, а потом уже обращают внимание на доброжелательность и приветливость воспитателя.
Образовательное пространство для детей раннего возраста должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с различными пособиями.
– Доступность среды предполагает: свободный доступ детей, к играм, игрушкам, пособиям, которые обеспечивают все основные виды детской активности;
– Вариативность предполагает: наличие в группе разнообразных пособий, игрушек, развивающих игр, предполагающих свободный выбор детей, а также периодическую сменяемость игрового материала, которые стимулируют двигательную, познавательную, игровую, и исследовательскую активность детей.
– Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно — пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, и от меняющихся интересов и возможностей детей;
– Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды.
– Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
В своей группе мы создали следующие центры развития детей:
Центр песка и воды
Ранний возраст, является периодом активного экспериментирования ребенка с окружающим его предметным миром. Все, что ребенка окружает, вызывает у него интерес. Большую радость и удовольствие детям доставляют игры с водой и песком. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.
В центре «Песок-вода» дети учатся экспериментировать с различными предметами и природными материалами. Организуя такие игры, мы развиваем мелкую моторику ребенка. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их.
Игры с водой вызывают положительные эмоции. Дети переливают воду из одной ёмкости в другую, пускают кораблики, окрашивают воду в разные цвета. Знакомятся с такими понятиями, как тёплый-холодный, сухой-мокрый, тонет-не тонет, пустой-полный и многое другое.
Игровой центр
В этом центре для девочек — обустроен дом. Этот центр представлен предметами, имитирующими бытовую обстановку. Это игрушечная мебель, комплект детской посуды, столовых приборов, наборы продуктов питания, овощей и фруктов. Различные кукольные наборы, коляски, кроватки. Дети очень любят играть в «кухне». Как девочки, так и мальчики с большим удовольствием готовят куклам обед.
Центр физического развития
В данном центре размещены разнообразное спортивное оборудование и атрибуты для подвижных игр, сухой бассейн, наполненный мягкими цветными шариками. Здесь также хранятся массажные, корригирующие дорожки с различным покрытием и атрибуты для закаливания. После сна малыши выполняют гимнастику с использованием нестандартного оборудования, разнообразным физкультурным инвентарём, что позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость, что в полной мере реализует их потребность в двигательной активности.
Музыкальный центр
В музыкальном центре располагаются разнообразные музыкальные и шумовые инструменты (бубны, дудки, барабаны, погремушки, гитары, маракасы и т. д., которые доставляют детям не только радость от звучания инструментов, но развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша.
Игровой конструктивный центр -здесь представлены различные виды конструкторов: напольный крупный деревянный и пластмассовый строительный материал, настольный средний строительный материал (деревянный и пластмассовый), конструктор «Лего», деревянные, пластмассовые и мягкие кубики. Дети могут в свободном доступе подойти к полке, взять нужный строительный материал, игрушку, сесть на коврик и заняться строительством. Крупный строительный материал основных цветов, самосвалы, грузовики, легковые автомобили, каталки, коляски пользуются большой популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в игровой и двигательной активности.
Центр книги
В центре книги, ярко, красочно оформленные книги, предметные и сюжетные картинки, привлекающие внимание малышей, которые с удовольствием их рассматривают и учатся общаться. Каждый ребенок имеет возможность взять со стеллажа понравившуюся книжку и рассмотреть, сидя на удобном диванчике со столиком. Воспитать у каждого ребёнка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге — одна из задач, которую ставит перед собой каждый воспитатель.
Театральный центр
Рядом с центром книги мы разместили театральный центр, который представлен различными видами театра: пальчиковый, перчаточный, кукольный, штоковый, настольный, с помощью которых мы обыгрываем любимые и знакомые сказки, потешки, прибаутки. Данный вид деятельности стимулирует эмоционально — речевое развитие и индивидуальные творческие способности детей.
Центр изобразительной деятельности
Ранний возраст наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Главная задача центра — пробудить в ребенке веру в его творческие способности, заинтересовать, дать ему возможность получать новые впечатления. Для удовлетворения этой их потребности мы оборудовали изобразительный уголок «столик художеств» — разложили цветные карандаши, восковые мелки, краски, кисти, салфетки, бумагу разного формата, разной формы, разного тона, раскраски, пластилин, дощечки, стеки и др. Удовольствие доставляет детям рисование фломастерами — маркерами, на прикрепленном к стене листе бумаги.
Центр дидактической и сенсомоторной игры
Самый любимый детьми центр, в котором выставлены развивающие игры, имеется игровой материал для познавательного и сенсорного развития детей, развития большой и мелкой моторики (мозаики, матрёшки, пирамидки, панели с отверстиями разных геометрических форм и соответствующие вкладыши, разноцветные кубики, коробки разных размеров, бизеборды и др.).
Особое внимание мы уделяем безопасности и доступности развивающей среды. Все игровое оборудование располагается на полках, к которым дети имеют свободный доступ, могут их брать в любое время.
Предметно-развивающая среда в нашей группе обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства для развития детей раннего возраста в соответствии с их особенностями, охраной и укреплением здоровья, возможностью общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможностью для уединения.
В групповой комнате для приема пищи, игр и НОД располагается удобная детская мебель: столы, стулья, диванчики. Вся мебель в группе соответствует возрастным особенностям малышей. Закругленность форм представленных изделий не только снимает опасность травмы об острые углы, но и приятна для глаза, так как демонстрирует мягкость и плавность линий.
Развивающая обстановка обеспечивает ребенку ощущение постоянства, стабильности, а нам позволяет видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей и возможностей детей и постановки новых педагогических задач.
На протяжении всего адаптационного периода, проводятся игровые упражнения, основными задачами которых является: преодоление стрессовых состояний у детей, эмоционального и мышечного напряжения; снижение излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; развитие речевой активности, восприятия, внимания; развитие общей и мелкой моторики, координации движений; развитие игровых умений и навыков.
Центр уединения
Благородную задачу создания ниши покоя призван решить центр уединения. Когда ребенок заскучал, и не хочет играть, возможно, он просто устал и ему хочется побыть одному, мы предлагаем ему побыть в нашем «домике» и поиграть со своими любимыми игрушками, принесенными из дома.
Таким образом, можно отметить, что адаптационный период у наших детей проходит успешно. Предметно-развивающая среда обеспечивает в нашей группе максимальную реализацию образовательного потенциала пространства для развития детей раннего возраста в соответствии с их особенностями, охраной и укреплением здоровья, возможностью общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможностью для уединения. Если обстановка в группе будет приближена к домашней, а дети будут ощущать заботу, доброжелательность, и с удовольствием бежать в детский сад, думаем, что основная задача адаптационного периода будет выполнена.
Литература:
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А., 368с., 2014г.
- Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад, 2004 г.
- Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений: / Н. А. Рыжова. — М.: Линка-Пресс, 2004. — 174 с.
- Русаков А. С. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям.
- http://www.dou75.ru
- http://io.nios.ru
Похожие статьи
Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста
В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дош...
Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации, отвечающей потребностям современного ребенка
В статье поднимаются вопросы создания развивающей предметно-пространственной среды в детском саду, отвечающей потребностям современного ребенка. Затронут вопрос цифровой трансформации образования в дошкольном воспитании. Проверена гипотеза о влиянии ...
Основные моменты математического развития современного ребенка в детском саду
Авторы рассуждают о значении познавательного развития, у современных детей, и дошкольников ОВЗ и указывают о том, как следует начать вызвать интерес к математике у детей с детского сада.
Организация вариативных форм дошкольного образования детей раннего возраста в контексте социального запроса семьи
В статье рассматриваются вариативные формы дошкольного образования детей раннего возраста. Описывается опыт работы детского сада по организации адаптированной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста.
Адаптация детей к ДОО
В статье проведен анализ понятия «адаптация» и видов адаптации, представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Проблемы диагностики и развития младшего школьника в период адаптации к школе
В статье рассматриваются теоретический и практический аспекты организации процессов диагностики и развития младшего школьника в период адаптации к школе.
Проблема психологической безопасности среды в группах раннего развития в дошкольной образовательной организации
Данная статья посвящена рассмотрению предположения о том, что среда безмятежного потребления, согласно одному из типов воспитывающих сред по Янушу Корчаку, в дошкольном образовательном учреждении обеспечивает психологическую безопасность среды. В ста...
Технология развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста посредством создания предметно-развивающей среды
В статье описываются способы организации коммуникативной деятельности старших дошкольников, возникновение трудностей и пути их устранения, с учетом возрастных особенностей детей.
Исследование психолого-педагогических особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе
В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе.
Адаптация детей к пребыванию в ДОО в условиях группы кратковременного пребывания
В статье рассматриваются вопросы организации необходимой адаптации детей к пребыванию в дошкольной образовательной организации. В связи с этим особое внимание обращено на одну из вариативных форм дошкольного образования — группу кратковременного преб...
Похожие статьи
Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста
В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дош...
Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации, отвечающей потребностям современного ребенка
В статье поднимаются вопросы создания развивающей предметно-пространственной среды в детском саду, отвечающей потребностям современного ребенка. Затронут вопрос цифровой трансформации образования в дошкольном воспитании. Проверена гипотеза о влиянии ...
Основные моменты математического развития современного ребенка в детском саду
Авторы рассуждают о значении познавательного развития, у современных детей, и дошкольников ОВЗ и указывают о том, как следует начать вызвать интерес к математике у детей с детского сада.
Организация вариативных форм дошкольного образования детей раннего возраста в контексте социального запроса семьи
В статье рассматриваются вариативные формы дошкольного образования детей раннего возраста. Описывается опыт работы детского сада по организации адаптированной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста.
Адаптация детей к ДОО
В статье проведен анализ понятия «адаптация» и видов адаптации, представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Проблемы диагностики и развития младшего школьника в период адаптации к школе
В статье рассматриваются теоретический и практический аспекты организации процессов диагностики и развития младшего школьника в период адаптации к школе.
Проблема психологической безопасности среды в группах раннего развития в дошкольной образовательной организации
Данная статья посвящена рассмотрению предположения о том, что среда безмятежного потребления, согласно одному из типов воспитывающих сред по Янушу Корчаку, в дошкольном образовательном учреждении обеспечивает психологическую безопасность среды. В ста...
Технология развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста посредством создания предметно-развивающей среды
В статье описываются способы организации коммуникативной деятельности старших дошкольников, возникновение трудностей и пути их устранения, с учетом возрастных особенностей детей.
Исследование психолого-педагогических особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе
В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе.
Адаптация детей к пребыванию в ДОО в условиях группы кратковременного пребывания
В статье рассматриваются вопросы организации необходимой адаптации детей к пребыванию в дошкольной образовательной организации. В связи с этим особое внимание обращено на одну из вариативных форм дошкольного образования — группу кратковременного преб...