Развивающая предметно-пространственная среда как условие успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Белобородова, Н. А. Развивающая предметно-пространственная среда как условие успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду / Н. А. Белобородова, Г. А. Смирных, А. А. Доронкина, С. В. Кухарь. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 10 (58). — С. 6-9. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/234/7632/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье авторы рассматривают значение развивающей предметно-пространственной среды во время адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Ключевые слова : ранний возраст, развивающая предметно — пространственная среда, адаптация.

Поступление ребенка в детский сад — важный этап в его жизни, сопровождающийся изменением привычной обстановки, режима дня, разлукой с близкими людьми. Проблема адаптации детей к условиям дошкольного учреждения очень актуальна. От того, как пойдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и семье. К сожалению, этот процесс протекает зачастую сложно и болезненно. Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к детскому саду. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками.

На втором году жизни у ребенка наблюдается развитие предметных действий, на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей.

С возникновением предметной деятельности, основанной на усвоении тех способов действия с предметами которые обеспечивают его использование по назначению, меняется отношение ребенка к окружающим предметам и тип ориентирования. Вместо вопроса: «Что это?» — при знакомстве с новым предметом у ребенка возникает уже вопрос: «Что с этим можно делать?»

Современный детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и со сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни.

Одним из важных условий эффективной работы по развитию и совершенствованию предметной деятельности и адаптации детей к ДОУ является правильно организованная предметно-развивающая среда.

При построении развивающей предметно-пространственной среды важно соблюдение основных принципов: открытости, гибкого зонирования, стабильности — динамичности, полифункциональности, гендерного подхода.

Созданное в группе пространство должно давать педагогу возможность организовывать совместную и самостоятельную деятельность детей, а воспитанникам — заниматься разными видами деятельности: играть рисовать, бегать, прыгать и т. д. Для этого предметно-развивающей среды в младшей группе детского сада является педагогическая идея, которой руководствуются педагоги данной группы — адаптация ребенка к условиям детского сада. Вместе с тем очень важно учитывать особенности каждого ребенка: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, личностные характеристики.

Правильное размещение игровых зон будет стимулировать развитие различных видов детской деятельности и поможет избежать конфликтов.

Обстановка в младших группах детского сада должна быть прежде всего комфортной и безопасной для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки (особенно дети третьего года жизни), они предпочитают стабильность в этом отношении.

Традиционно групповое помещение делится на деловую и игровую зоны. Деловая зона включает в себя место для специально организованной деятельности и приема пищи. Игровая же зона предназначена для совместной и самостоятельной деятельности.

Кроме того, особенностями предметно-развивающей среды является яркость и насыщенность помещений, ведь окружающий мир побуждает в детях различные эмоции. Чтобы украсить пространство, мы использовали цвет, который способен менять настроение и поднимать жизненный тонус. Наши малыши, заходя первый раз в групповую комнату, опираются на визуальный анализатор, т. е. вначале оценивают помещение, окружающие предметы, а потом уже обращают внимание на доброжелательность и приветливость воспитателя.

Образовательное пространство для детей раннего возраста должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с различными пособиями.

– Доступность среды предполагает: свободный доступ детей, к играм, игрушкам, пособиям, которые обеспечивают все основные виды детской активности;

– Вариативность предполагает: наличие в группе разнообразных пособий, игрушек, развивающих игр, предполагающих свободный выбор детей, а также периодическую сменяемость игрового материала, которые стимулируют двигательную, познавательную, игровую, и исследовательскую активность детей.

– Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно — пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, и от меняющихся интересов и возможностей детей;

– Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды.

– Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

В своей группе мы создали следующие центры развития детей:

Центр песка и воды

Ранний возраст, является периодом активного экспериментирования ребенка с окружающим его предметным миром. Все, что ребенка окружает, вызывает у него интерес. Большую радость и удовольствие детям доставляют игры с водой и песком. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

В центре «Песок-вода» дети учатся экспериментировать с различными предметами и природными материалами. Организуя такие игры, мы развиваем мелкую моторику ребенка. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их.

Игры с водой вызывают положительные эмоции. Дети переливают воду из одной ёмкости в другую, пускают кораблики, окрашивают воду в разные цвета. Знакомятся с такими понятиями, как тёплый-холодный, сухой-мокрый, тонет-не тонет, пустой-полный и многое другое.

Игровой центр

В этом центре для девочек — обустроен дом. Этот центр представлен предметами, имитирующими бытовую обстановку. Это игрушечная мебель, комплект детской посуды, столовых приборов, наборы продуктов питания, овощей и фруктов. Различные кукольные наборы, коляски, кроватки. Дети очень любят играть в «кухне». Как девочки, так и мальчики с большим удовольствием готовят куклам обед.

Центр физического развития

В данном центре размещены разнообразное спортивное оборудование и атрибуты для подвижных игр, сухой бассейн, наполненный мягкими цветными шариками. Здесь также хранятся массажные, корригирующие дорожки с различным покрытием и атрибуты для закаливания. После сна малыши выполняют гимнастику с использованием нестандартного оборудования, разнообразным физкультурным инвентарём, что позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость, что в полной мере реализует их потребность в двигательной активности.

Музыкальный центр

В музыкальном центре располагаются разнообразные музыкальные и шумовые инструменты (бубны, дудки, барабаны, погремушки, гитары, маракасы и т. д., которые доставляют детям не только радость от звучания инструментов, но развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша.

Игровой конструктивный центр -здесь представлены различные виды конструкторов: напольный крупный деревянный и пластмассовый строительный материал, настольный средний строительный материал (деревянный и пластмассовый), конструктор «Лего», деревянные, пластмассовые и мягкие кубики. Дети могут в свободном доступе подойти к полке, взять нужный строительный материал, игрушку, сесть на коврик и заняться строительством. Крупный строительный материал основных цветов, самосвалы, грузовики, легковые автомобили, каталки, коляски пользуются большой популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в игровой и двигательной активности.

Центр книги

В центре книги, ярко, красочно оформленные книги, предметные и сюжетные картинки, привлекающие внимание малышей, которые с удовольствием их рассматривают и учатся общаться. Каждый ребенок имеет возможность взять со стеллажа понравившуюся книжку и рассмотреть, сидя на удобном диванчике со столиком. Воспитать у каждого ребёнка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге — одна из задач, которую ставит перед собой каждый воспитатель.

Театральный центр

Рядом с центром книги мы разместили театральный центр, который представлен различными видами театра: пальчиковый, перчаточный, кукольный, штоковый, настольный, с помощью которых мы обыгрываем любимые и знакомые сказки, потешки, прибаутки. Данный вид деятельности стимулирует эмоционально — речевое развитие и индивидуальные творческие способности детей.

Центр изобразительной деятельности

Ранний возраст наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Главная задача центра — пробудить в ребенке веру в его творческие способности, заинтересовать, дать ему возможность получать новые впечатления. Для удовлетворения этой их потребности мы оборудовали изобразительный уголок «столик художеств» — разложили цветные карандаши, восковые мелки, краски, кисти, салфетки, бумагу разного формата, разной формы, разного тона, раскраски, пластилин, дощечки, стеки и др. Удовольствие доставляет детям рисование фломастерами — маркерами, на прикрепленном к стене листе бумаги.

Центр дидактической и сенсомоторной игры

Самый любимый детьми центр, в котором выставлены развивающие игры, имеется игровой материал для познавательного и сенсорного развития детей, развития большой и мелкой моторики (мозаики, матрёшки, пирамидки, панели с отверстиями разных геометрических форм и соответствующие вкладыши, разноцветные кубики, коробки разных размеров, бизеборды и др.).

Особое внимание мы уделяем безопасности и доступности развивающей среды. Все игровое оборудование располагается на полках, к которым дети имеют свободный доступ, могут их брать в любое время.

Предметно-развивающая среда в нашей группе обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства для развития детей раннего возраста в соответствии с их особенностями, охраной и укреплением здоровья, возможностью общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможностью для уединения.

В групповой комнате для приема пищи, игр и НОД располагается удобная детская мебель: столы, стулья, диванчики. Вся мебель в группе соответствует возрастным особенностям малышей. Закругленность форм представленных изделий не только снимает опасность травмы об острые углы, но и приятна для глаза, так как демонстрирует мягкость и плавность линий.

Развивающая обстановка обеспечивает ребенку ощущение постоянства, стабильности, а нам позволяет видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей и возможностей детей и постановки новых педагогических задач.

На протяжении всего адаптационного периода, проводятся игровые упражнения, основными задачами которых является: преодоление стрессовых состояний у детей, эмоционального и мышечного напряжения; снижение излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; развитие речевой активности, восприятия, внимания; развитие общей и мелкой моторики, координации движений; развитие игровых умений и навыков.

Центр уединения

Благородную задачу создания ниши покоя призван решить центр уединения. Когда ребенок заскучал, и не хочет играть, возможно, он просто устал и ему хочется побыть одному, мы предлагаем ему побыть в нашем «домике» и поиграть со своими любимыми игрушками, принесенными из дома.

Таким образом, можно отметить, что адаптационный период у наших детей проходит успешно. Предметно-развивающая среда обеспечивает в нашей группе максимальную реализацию образовательного потенциала пространства для развития детей раннего возраста в соответствии с их особенностями, охраной и укреплением здоровья, возможностью общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможностью для уединения. Если обстановка в группе будет приближена к домашней, а дети будут ощущать заботу, доброжелательность, и с удовольствием бежать в детский сад, думаем, что основная задача адаптационного периода будет выполнена.

Литература:

  1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А., 368с., 2014г.
  3. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад, 2004 г.
  4. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений: / Н. А. Рыжова. — М.: Линка-Пресс, 2004. — 174 с.
  5. Русаков А. С. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям.
  6. http://www.dou75.ru
  7. http://io.nios.ru

Ключевые слова

адаптация, ранний возраст, развивающая предметно — пространственная среда

Похожие статьи

Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста

В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дош...

Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации, отвечающей потребностям современного ребенка

В статье поднимаются вопросы создания развивающей предметно-пространственной среды в детском саду, отвечающей потребностям современного ребенка. Затронут вопрос цифровой трансформации образования в дошкольном воспитании. Проверена гипотеза о влиянии ...

Основные моменты математического развития современного ребенка в детском саду

Авторы рассуждают о значении познавательного развития, у современных детей, и дошкольников ОВЗ и указывают о том, как следует начать вызвать интерес к математике у детей с детского сада.

Организация вариативных форм дошкольного образования детей раннего возраста в контексте социального запроса семьи

В статье рассматриваются вариативные формы дошкольного образования детей раннего возраста. Описывается опыт работы детского сада по организации адаптированной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста.

Адаптация детей к ДОО

В статье проведен анализ понятия «адаптация» и видов адаптации, представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

Проблемы диагностики и развития младшего школьника в период адаптации к школе

В статье рассматриваются теоретический и практический аспекты организации процессов диагностики и развития младшего школьника в период адаптации к школе.

Проблема психологической безопасности среды в группах раннего развития в дошкольной образовательной организации

Данная статья посвящена рассмотрению предположения о том, что среда безмятежного потребления, согласно одному из типов воспитывающих сред по Янушу Корчаку, в дошкольном образовательном учреждении обеспечивает психологическую безопасность среды. В ста...

Технология развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста посредством создания предметно-развивающей среды

В статье описываются способы организации коммуникативной деятельности старших дошкольников, возникновение трудностей и пути их устранения, с учетом возрастных особенностей детей.

Исследование психолого-педагогических особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе.

Адаптация детей к пребыванию в ДОО в условиях группы кратковременного пребывания

В статье рассматриваются вопросы организации необходимой адаптации детей к пребыванию в дошкольной образовательной организации. В связи с этим особое внимание обращено на одну из вариативных форм дошкольного образования — группу кратковременного преб...

Похожие статьи

Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста

В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дош...

Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации, отвечающей потребностям современного ребенка

В статье поднимаются вопросы создания развивающей предметно-пространственной среды в детском саду, отвечающей потребностям современного ребенка. Затронут вопрос цифровой трансформации образования в дошкольном воспитании. Проверена гипотеза о влиянии ...

Основные моменты математического развития современного ребенка в детском саду

Авторы рассуждают о значении познавательного развития, у современных детей, и дошкольников ОВЗ и указывают о том, как следует начать вызвать интерес к математике у детей с детского сада.

Организация вариативных форм дошкольного образования детей раннего возраста в контексте социального запроса семьи

В статье рассматриваются вариативные формы дошкольного образования детей раннего возраста. Описывается опыт работы детского сада по организации адаптированной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста.

Адаптация детей к ДОО

В статье проведен анализ понятия «адаптация» и видов адаптации, представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

Проблемы диагностики и развития младшего школьника в период адаптации к школе

В статье рассматриваются теоретический и практический аспекты организации процессов диагностики и развития младшего школьника в период адаптации к школе.

Проблема психологической безопасности среды в группах раннего развития в дошкольной образовательной организации

Данная статья посвящена рассмотрению предположения о том, что среда безмятежного потребления, согласно одному из типов воспитывающих сред по Янушу Корчаку, в дошкольном образовательном учреждении обеспечивает психологическую безопасность среды. В ста...

Технология развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста посредством создания предметно-развивающей среды

В статье описываются способы организации коммуникативной деятельности старших дошкольников, возникновение трудностей и пути их устранения, с учетом возрастных особенностей детей.

Исследование психолого-педагогических особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе.

Адаптация детей к пребыванию в ДОО в условиях группы кратковременного пребывания

В статье рассматриваются вопросы организации необходимой адаптации детей к пребыванию в дошкольной образовательной организации. В связи с этим особое внимание обращено на одну из вариативных форм дошкольного образования — группу кратковременного преб...

Задать вопрос