Психолого-педагогические условия развития ответственности у детей 6–7 лет в процессе трудовой деятельности
Автор: Дотдаева Мария Евгеньевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (58) ноябрь 2022 г.
Дата публикации: 13.10.2022
Статья просмотрена: 56 раз
Библиографическое описание:
Дотдаева, М. Е. Психолого-педагогические условия развития ответственности у детей 6–7 лет в процессе трудовой деятельности / М. Е. Дотдаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 10 (58). — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/234/7644/ (дата обращения: 16.11.2024).
Ключевые слова: ответственность, развитие ответственности, трудовая деятельность качество личности.
На теоретическом уровне изучение проблемы развития ответственности рассматривалось многими исследователями. В тоже время именно в дошкольном возрасте исследований ответственности до сих пор недостаточно и многие вопросы остаются не раскрытыми, что обусловлено возрастными особенностями детей, недостаточным развитием произвольной сферы, что влияет на развитие ответственности.
Дошкольный возраст является сенситивным периодом появления ответственности, поэтому применительно к данному возрасту, возможно, говорить о становлении начальных форм ответственности и возможностях ее формирования.
Рассматривая предпосылки развития ответственности, исследователи отмечают, что большую роль в этом процессе играет значимость планирования ребенком своих действий, осознание необходимости и значимости деятельности не только для себя, но и для других. Оптимальные условия для этого складываются именно в трудовой деятельности. В ней ребенок определяет цель деятельности, видит процесс и результат деятельности, получает оценку своей деятельности и сам оценивает ее.
Изучая особенности развития ответственности старших дошкольников в трудовой деятельности, мы выделили ряд противоречий, основным из которых мы считаем противоречие между сензитивностью старшего дошкольного возраста к формированию ответственности у детей и недостаточной теоретической и практической разработанностью подходов к развитию ответственности в этом возрасте.
Мы предполагаем, что развитие ответственности у детей 6–7 лет в трудовой деятельности будет эффективнее с помощью организации определенных условий: оснащения развивающей предметно-пространственной среды, организация трудовой деятельности с детьми и проведение работы с педагогами и родителями.
На этапе реализации первой задачи, связанной с раскрытием сущностных характеристик ответственности как личностного качества, были изучены различные подходы к определению понятия ответственность.
Ответственность мы понимаем, как склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности, а также готовность давать отчет за свои действия перед обществом и самим собой.
Также нами были изучены возрастные предпосылки и особенности развития ответственности в старшем дошкольном возрасте, было определено значение трудовой деятельности в развитии ответственности у детей старшего дошкольного возраста.
Трудовая деятельность в дошкольном возрасте направлена на развитие мотивационно-целевой, операционной составляющей деятельности, развитие оценочных действий, освоение самостоятельных способов деятельности; воспитание культуры исполнения трудовой деятельности; воспитание инициативы, ответственности. В трудовой деятельности могут быть созданы психолого-педагогические условия для развития ответственности детей 6–7 лет.
Изученные теоретические положения определили теоретико-методологическую основу исследования, которая представлена концепциями, теоретическими положениями и исследованиями в области развития ответственности детей дошкольного возраста в трудовой деятельности.
На следующем этапе реализована задача по выявлению уровня ответственности у детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности.
Критериальный аппарат оценки качества организационно-педагогических условий развития ответственности у детей 6–7 лет представлен на слайде.
Для изучения педагогических условий нами были разработаны анкеты для педагогов и родителей, экспертный лист оценки развивающей предметно-пространственной среды.
Подобраны диагностические методики, которые позволили выявить уровень ответственности детей 6–7 лет согласно когнитивному, регуляционному, поведенческому компонентам.
Представим результаты констатирующего эксперимента.
В исследовании приняли участие дети подготовительной группы в количестве 28 человек — экспериментальная группа, 27 человек — контрольная группа. Возрастной диапазон составляет от 6 до 7 лет.
Преобладающим уровнем ответственности является формально-ответственный (экспериментальная группа 48 %, контрольная группа 40 %), наименее сформированным является инициативно-ответственный уровень, (экспериментальная группа 16 %, контрольная группа 20 %).
Приведем пример ребенка, у которого был выявлен исполнительно-ответственный уровень ответственности. Так Максим Е. при исследовании когнитивного компонента в ходе беседы продемонстрировал недостаточные представления об ответственном поведении. Ребенок считает, что «ответственность — это когда тебя наказывают за то, что что-то разбил». Для получения ответов на вопросы требовались наводящие вопросы, помощь взрослого, ребенок не может отличить ответственность от других качеств.
При исследовании регулятивного компонента, Максима Е. просили убрать игрушки пред прогулкой. Ребенок согласился выполнить просьбу, начал выполнять поручение, но сборы детей на прогулку и разговоры детей отвлекали его, активность его снижалась, последний игрушки были заброшены в корзину, но корзину он не убрал и побежал к друзьям. Данные проявления свидетельствуют о наличии среднего уровня сформированности регулятивного компонента.
Исследование поведенческого компонента показало наличие у ребенка неустойчивой мотивации к выполнению трудового поручения, при выполнении коллективной деятельности, ребенок старался переложить свои обязанности, делал медленнее других. Индивидуальное задание было выполнено более качественно, хоть и с опозданием.
Полученные результаты позволили определить у Максима Е. исполнительно-ответственный уровень ответственности, требующий организации работы по повышению этого уровня.
Исследование готовности педагогов к развитию ответственности показало, что доминирующими являются базовый и критический уровни. По результатам экспертизы развивающей предметно-пространственной среды группы нами сделан вывод о том, что, несмотря на наличие материалов, дефицит их количества и разнообразия может негативно сказываться на развитие интереса к трудовой деятельности и развитии ответственности в труде.
Проводя анкетирование родителей, мы выяснили, что критический уровень выявлен у 61 % родителей в экспериментальной группе и 57 % в контрольной группе.
У родителей недостаточно сформированы основополагающие представления об ответственности, они не совсем понимают и представляют необходимость формирования ответственности в дошкольном возрасте, не владеют и практически не применяют методов и приемов, влияющих на формирование ответственности, не заинтересованы в расширении своих представлений.
Исходя из полученных данных, свидетельствующих о необходимости совершенствования педагогических условий, нами было разработано тактическое планирование по организации трудовой деятельности детей 6–7 лет, направленной на развитие ответственности. Фрагмент представлен на слайде. Тактическое планирование разрабатывалось на основе рекомендаций к планированию Н. А. (Надежды Александровны) Коротковой. В планировании встречаются все виды трудовой деятельности, представлены задачи и планируемые результаты.
Нами было спланировано обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы по развитию ответственности у детей 6–7 лет в трудовой деятельности, отражающее тематические особенности и особенности организации разного вида труда.
Также мы разработали рабочую тетрадь для старших дошкольников по развитию ответственности в трудовой деятельности в саду и дома и использовали ее в работе. Тетрадь может быть использована педагогами и родителями, выполнение заданий детьми может быть фронтальным, групповым и индивидуальным (14 слайд).
Представим мероприятия, организованные для педагогов и родителей. Наиболее успешными формами, мы считаем, с педагогами были проблемная дискуссия и мастер-класс, с родителями — педагогическая мастерская и игра.
Формирующий этап исследования представлен этапами: организационный, мотивационно-целевой, исполнительный, контрольн-оценочный, в ходе которых осуществлялись запланированные мероприятия с детьми, педагогами и родителями.
При контрольном исследовании уровня сформированности готовности педагогов к развитию ответственности у детей дошкольного возраста мы отмечаем, что после проведения нами экспериментальной работы возросло число педагогов с повышенным уровнем на 13 %, с достаточным уровнем − на 14 %, с критическим уровнем − на 27 %.
На контрольном этапе общий уровень представлений у родителей вырос. На повышенном уровне число родителей возросло в экспериментальной группе на 14 %, в контрольной группе не изменилось; на достаточном уровне число родителей возросло на 4 % в экспериментальной группе и 7 % в контрольной группе; на критическом уровне число родительный сократилось на 18 % в экспериментальной группе и на 7 % в контрольной группе.
При контрольном исследовании количество детей с инициативно-ответственным уровнем увеличилось на 9 % в экспериментальной группе и на 5 % в контрольной группе; количество детей с исполнительно-ответственным уровнем увеличилось на 10 % в экспериментальной группе и на 2 % в контрольной группе; количество детей с формально-ответственным уровнем сократилось на 19 % в экспериментальной группе и на 13 % в контрольной группе.
Сравним результаты одного ребенка Максима Е.. На контрольном исследовании ребенок демонстрирует наличие представлений об ответственном поведении, он говорит, что ответственный человек, это тот, который помогает взрослым, выполняет обещания. Верно дает оценку ответственному и неответственному поведению людей. При выполнении задания или поручения, старается довести начатое дело до конца и сохранить качество работы. Задание, данное на дом, ребенок выполнил качественно и в срок. Данные результаты говорят о повышении уровня ответственности у ребенка. И на данном этапе у ребенка был выявлен уже инициативно-ответственный уровень.
Для подтверждения эффективности созданных педагогических условий, был проведен сравнительный анализ результатов экспериментальной и контрольной групп с использованием методики оценки статистической значимости различий между группами t-критерий Стьюдента. Так как полученное значение критерия больше критического, делаем вывод о том, что наблюдаемые различия статистически значимы. Из этого следует, что спланированный и организованный комплекс педагогических условий был эффективен для развития ответственности у детей 6–7 лет в трудовой деятельности.
Литература:
- Алишев, Б. С. К проблеме социальных установок эволюционно-культурного уровня [Текст] / Б. С. Алишев // Социокультурные установки, ценности и мотивы учения современных студентов. Сборник научных трудов. — Казань: Отечество, 2009. — С. 5–28.
- Быков, С. В. Социально-психологическая регуляция ответственности личности: дисс… докт. психол. наук [Текст] / С. В. Быков. — Казань, 2006. — 336 с
- Данькова, Е. Н. Педагогическая технология формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: автореферат дис.... кандидата педагогических наук / Е. Н. Данькова. — Челябинск, 2008. — 22 с.
- Михненко, И. И. Формирование ответственности у старших дошкольников [Текст] / И. И. Михненко, О. М. Нагорнова// Молодой ученый. — 2017. — № 2. — С. 607–608
- Муздыбаев, К. Психология ответственности [Текст]: виды проявления ответственности, связь разных форм ответственности с определенными психологическими и социальными явлениями, результаты экспериментальных исследований ответственности в разнообразных жизненных ситуациях, значение ответственности для достижения успеха, справедливости, благополучия и выживания / К. Муздыбаев. — М.: URSS, 2017. — 248 с.
- Никитина, Д. Е. Формирование ответственности как качества личности у старших дошкольников средствами трудовой деятельности [Текст] / Д. Е. Никитина // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. — Москва: Буки-Веди, 2018. — С. 38–40.
Ключевые слова
ответственность, развитие ответственности, трудовая деятельность качество личностиПохожие статьи
Формирование ответственности как качества личности у старших дошкольников средствами трудовой деятельности
Статья посвящена проблеме формирования ответственности как качества личности у старших дошкольников. Она отдана теоретическому изучению формирования ответственности как качества личности у старших дошкольников средствами трудовой деятельности.
Влияние психологического климата в семье на психическое здоровье ребенка
Тема, рассмотренная в моей работе по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. С каждым годом возрастает количество дете...
Развитие представлений о социальной действительности у старших дошкольников
Уже в дошкольном возрасте обусловливают развитие социальной перцепции, интереса к жизни взрослых, положительного отношения к труду и его результатам. Вместе с тем, мы можем отметить трудности проникновения современных дошкольников в те области социал...
Психолого-педагогическая работа по организации самовоспитания подростков
В работе описывается кризис подросткового возраста, возникающий в большинстве случаев. Главными в развитии личности подростка являются: формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития, психологические факторы воспитания и самовоспитания.
Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе
Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...
Влияние детско-родительских отношений на мотивацию и интеллектуальную сферу младшего школьника
Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.
Похожие статьи
Формирование ответственности как качества личности у старших дошкольников средствами трудовой деятельности
Статья посвящена проблеме формирования ответственности как качества личности у старших дошкольников. Она отдана теоретическому изучению формирования ответственности как качества личности у старших дошкольников средствами трудовой деятельности.
Влияние психологического климата в семье на психическое здоровье ребенка
Тема, рассмотренная в моей работе по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. С каждым годом возрастает количество дете...
Развитие представлений о социальной действительности у старших дошкольников
Уже в дошкольном возрасте обусловливают развитие социальной перцепции, интереса к жизни взрослых, положительного отношения к труду и его результатам. Вместе с тем, мы можем отметить трудности проникновения современных дошкольников в те области социал...
Психолого-педагогическая работа по организации самовоспитания подростков
В работе описывается кризис подросткового возраста, возникающий в большинстве случаев. Главными в развитии личности подростка являются: формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития, психологические факторы воспитания и самовоспитания.
Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе
Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...
Влияние детско-родительских отношений на мотивацию и интеллектуальную сферу младшего школьника
Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.