Конкурс чтецов «Краски Севера» как форма ознакомления детей старшего дошкольного возраста с особенностями декоративно-прикладного искусства саамов — бисероплетением | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (58) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 08.10.2022

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Лузанова, К. А. Конкурс чтецов «Краски Севера» как форма ознакомления детей старшего дошкольного возраста с особенностями декоративно-прикладного искусства саамов — бисероплетением / К. А. Лузанова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 10 (58). — С. 73-75. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/234/7650/ (дата обращения: 16.11.2024).



Цель конкурса.

Конкурс проводится с целью повышения качества работы по приобщению детей к чтению, использованию детской книги для их познавательного, речевого и художественно-эстетического развития; ознакомления с особенностями декоративно-прикладного искусства саамов.

Задачи конкурса:

— Создание условий для познавательного, речевого и художественно-эстетического развития детей;

— Воспитание у дошкольников положительного эмоционального отношения к литературным произведениям;

— Воспитание любви к одному краю, интересу и бережному отношению к культуре саамского народа через изучение особенностей его прикладного искусства;

— Формирование навыков выразительного чтения, артистических умений;

— Выявление лучших чтецов среди детей, предоставление им возможности для самовыражения.

— Приобщение к традициям родного края, формирование нравственных качеств, чувства патриотизма.

Ход:

Воспитатель: Ребята, пока мы вели подготовку к конкурсу чтецов, мне посчастливилось встретиться с представительницей малого народа нашего Северного Края — саамкой, которая помнит и чтит традиции своих предков, культуру малого народа нашего севера заселившихся на Кольском остроге, так в те времена назывался город Кола. Она приехала сегодня к нам, рассказать о декоративно-прикладном искусстве саамов, а именно о бисероплетении.

(Под звон бубна и саамскую музыку выходит и танцует саамка (в роли саамки логопед)

Саамка: Здравствуйте ребята! Я снова пришла послушать и насладиться вашим чтением стихов. У вас сегодня конкурс и я буду болеть за каждого из вас. Пришла я не с пустыми руками.

(На экране слайды с саамскими узорами)

Смотрите, любуйтесь на эти узоры. На них остановим мы все наши взоры. Какая палитра, какой колорит. Бисера россыпь ярким светом горит! Открою секрет! Мы любуемся с вами, тем, что руками создали саамы. Верность традициям не изменяют. Обувь, одежду они украшают.

Саамка: Богатые самобытные традиции — шитье бисером. Саамы украшали узорами практически все виды изделий: традиционный костюм, пояса, рукавицы, обувь, женские головные уборы. Именно в вышивке бисером собрана вся орнаментика саамов. Это настоящая сокровищница национального рисунка. У саамов выдерживается цветовая гамма орнамента. Сукно берется красного цвета, бывает и алого, розового и темно-вишневого.

Сам бисер 3-х основных цветов — белого, голубого и желтого. Вспомогательные — синий, перламутровый или зеленый, полностью отсутствует черный. В основе рисунка лежит стилизация окружающего мира — птиц, животных, растений, т. е. мастерицы, составляя орнамент, используют то, что видят в природе. Характерной чертой орнамента является геометрический стиль.

Шитье бисером — тонкая кропотливая работа.

Неизвестна дата создания бисера, а людям хотелось и в давние времена яркости, красоты. Есть предположение, что предпосылкой создания бисера стали сушеные северные ягоды.

Давайте представим, что бисер исчез, а нам тоже хочется быть яркими, красивыми. Какие бы вы выбрали северные ягоды для своего орнамента? (Ответы детей)

Предлагаю описать выбранную северную ягодку не простыми словами, а красивыми стихами. Попробую оценить ваш выбор. Представляю, как трудно мне будет выбрать самую красивую ягодку и отметить самое выразительное чтение стихотворения, а в помощь пригласила наше замечательное жюри.

Саамка: Вновь я приветствую наше жюри,

Спасибо, что для нас вы время нашли!

Дружно жребий разыграем,

И свой конкурс начинаем!

(У детей в руках картинки с изображением северных ягод: брусники, клюквы, морошки, рябины, на обратной стороне, номера)

Саамка: Кому достался первый номерок?

(Выходит чтец с номером 1 и изображением морошки)

Саамка: Здравствуй, здравствуй! Принесла морошку, клади ее в лукошко. Свое имя, фамилию называй и стихотворение прочитай.

Саамка: Чтец под номером два подходи и свою ягодку в лукошко клади.

(Выходит чтец с номером 2 и изображением черники)

Саамка (после прочтения стихотворения):

Много ягод есть в лесу,

Но я знаю, лишь одну,

Что поможет нашим глазкам

Видеть ярче мира краски.

В синий красит цвет она,

Для орнамента годна!

Саамка: Чтец под номером 3 свою ягодку нам принеси!

(Выходит чтец с номером 3 и изображением голубики)

Саамка: (после прочтения стихотворения):

Ой! Какая голубика!

Да ты только погляди-ка!

Ну, какая красота! Для орнамента нужна!

Саамка: Чтеца под номером 4 пригласить сюда решили.

(Выходит чтец с номером 4 и изображением клюквы)

Саамка ( после прочтения стихотворения):

Клюковка-ягодка, как хороша!

В орнаменте будет смотреться она!

Саамка: Чтец под номером 5 свое стихотворение тоже будет нам читать!

(Выходит следующий чтец с изображением брусники, кладет ее в корзину и ударяет в бубен, читает стихотворение)

Саамка (после прочтения стихотворения):

Брусника-красавица, она всем людям нравится.

Саамка: Чтец под номером 6 хочет свое стихотворение прочесть.

(Выходит следующий чтец с изображением рябины, кладет ее в корзину и ударяет в бубен, читает стихотворение)

Саамка ( после прочтения стихотворения):

Гроздья рябины, как будто из сказки,

Не пожалела осень на рябину краски!

Орнамент рябиной украсили мы точно.

Побольше рябины набрать нужно срочно!

Саамка: Для орнамента ягоды собрали.

И для нас они сейчас свои стихи читали.

Не заметно как-то время пролетело,

Глядь! В лукошко, а оно уже ягод целое!

Саамка: Уважаемое жюри!

Решите, понравились ли стихи в нашем прочтении.

К решению отнесемся с полным уважением!

Член жюри: Наберитесь, ребята, терпения,

И скоро услышите наше решение!

Пока жюри подводит итоги, дети поют песню «Что такое тундра?»

Отгадывают загадки про ягоды

Жюри: Спасибо, за удовольствие, что вы нам доставили.

Незабываемое впечатление, конечно, оставили!

Награждение.

Жюри: Спасибо! Саамочке, что время находит,

И с рукоделием своим к детям в сад приходит.

Прикладное искусство севера нужно прославлять.

Из поколения в поколение стараться передать.

Саамка:

Кто услышит стихи в вашем исполнении,

О ягодах северных лесов будет иметь представление.

Свои ягодки мы будем сушить, перебирать.

И орнаментом саамским свои наряды украшать!

F:\фото конкурсы чтецов\фото чтецы саамка\IMG_20201009_100041.jpg

Похожие статьи

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям и культуре казачества посредством этнографического музея «Русская горница»

Педагогические условия формирования у старших дошкольников умения составлять описательные рассказы по предметам декоративно-прикладного искусства

План-конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Игра-викторина «Знатоки родного края»

ООД по формированию экологической культуры у воспитанников среднего дошкольного возраста с использованием метода проблемного изучения «Путешествие с Лесовичком»

Познавательное занятие с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим природным миром «Шиповник — «колючий лекарь»

Конспект непосредственно организованной деятельности «Познание» по теме «Увлекательная экспедиция на Северный полюс» для детей старшего дошкольного возраста

Квест-игра по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста на тему «В поисках цифр»

Похожие статьи

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям и культуре казачества посредством этнографического музея «Русская горница»

Педагогические условия формирования у старших дошкольников умения составлять описательные рассказы по предметам декоративно-прикладного искусства

План-конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Игра-викторина «Знатоки родного края»

ООД по формированию экологической культуры у воспитанников среднего дошкольного возраста с использованием метода проблемного изучения «Путешествие с Лесовичком»

Познавательное занятие с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим природным миром «Шиповник — «колючий лекарь»

Конспект непосредственно организованной деятельности «Познание» по теме «Увлекательная экспедиция на Северный полюс» для детей старшего дошкольного возраста

Квест-игра по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста на тему «В поисках цифр»

Задать вопрос