Ментальная арифметика как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (58) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 08.10.2022

Статья просмотрена: 129 раз

Библиографическое описание:

Оносова, Т. А. Ментальная арифметика как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста / Т. А. Оносова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 10 (58). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/234/7655/ (дата обращения: 16.11.2024).



Жизнь течет с неимоверной скоростью. И всех лучше это заметно на детях. Ребенок растет не по дням, а по часам, узнает все больше об окружающем его мире. Но помимо повседневных знаний надо прививать ребенку профессиональное образование. На помощь приходят различные кружки школы, которые не только оценивают потенциал ребенка, но и помогают ему раскрыться при помощи различных секций, методик.

Одной из таких молодых методик является «Ментальная арифметика», приоритетная деятельность которой заключается в овладении детьми навыками быстрого вычисления арифметических задач в уме. Это достигается на начальной стадии при помощи специальных счет — абакус. Абакус — примитивный инструмент, состоящий из рамы, перекладины, вертикальных спиц и косточек. Данный прибор зародился в Месопотамии, где распространен с 3 тысячелетия до нашей эры, и в Древнем Риме с 5 века до нашей эры.

Но более приближенный вид к современному абакусу появился в 17 веке, его чертежи и образец хранятся в Кабинете медалей Парижской национальной библиотеки. Но данные счеты подошли больше для обучения детей. Программа изучения в основном рассчитана для детей от 4 до 12 лет, иногда до 16 лет, это связано с тем, что до 12 лет идет самое активное развитие мозга.

С помощью обучения на инструменте предполагается развитие мелкой моторики, концентрации внимания, скорости мышления, памяти, логики, а самое главное — гармоничное развитие обоих полушарий головного мозга, где как раз быстрый счет будет показателем результативности применяемой методики.

Современное дошкольное образование направлено на «формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности…» [1, с. 35]. Глобальной целью такого образования является воспитание поколения с новым типом мышления, новым отношением к жизни. Поколения, способного успешно самоопределяться в условиях быстро меняющегося мира.

Способность к успеху зависит от многих факторов, в частности, от уровня развития основных познавательных процессов (внимание, восприятие, память, мышление, воображение), а также гармоничного развития левого и правого полушарий головного мозга.

Мозг человека состоит из двух полушарий, где правое отвечает за творческую деятельность, а левое — за логические действия. Правое полушарие включается, когда мы совершаем работу левой рукой, левое — когда правой, таким образом, задействовав обе руки, мы получаем работу обоих полушарий мозга, что ведет к развитию огромного потенциала для становления ребенка. Главной задачей методики «Ментальная арифметика» как раз и служит синхронное взаимодействие обоих полушарий в образовательном процессе. Это осуществляется за счет постоянной работы пальцев рук во время перемещения косточек на абакусе, что обуславливает в свою очередь развитие и мелкой моторики. А также при освоении навыков быстрого счета, при реализации которого не требуется концентрации внимания, параллельно развивается аналитическое мышление, тренируются и совершенствуются умственные процессы, в отличии от современных калькуляторов, которые их расслабляют и замедляют.

Задачи такого развития успешно решаются в процессе реализации дополнительной образовательной высокоэффективной программы «Ментальная арифметика», ориентированной на развитие умственных способностей детей дошкольного и начального школьного возраста.

Данная программа реализуется в рамках дополнительного образования. Она направлена на интеллектуальное, творческое и личностное развитие детей при максимальном использовании потенциала их возрастных возможностей. «Ментальная арифметика в современном понимании — это методика, позволяющая развивать оба полушария головного мозга, тем самым улучшая его работоспособность» [2, с. 4]. Занятия по этой программе помогают тренировать нейронные связи мозга, развивать качество и скорость мышления. Отличительной особенностью программы является то, что она одинаково доступна для каждого ребенка, и не требует наличия у детей хорошо развитых математических способностей.

В основе методики на начальном этапе лежит использование счетов, или так называемого «абакуса», с постепенным переходом на использование при расчетах воображения, действий «в уме» (так называемый ментальный счет).

Косточки, выкладываемые детьми на абакусе (или абаке), дают им наглядное представление о числе и его составе, о математических разрядах (единицы¸ десятки, сотни и т. д.) а также о сути производимых детьми арифметических действий — сложении и вычитании.

При работе с абаком у детей одновременно включаются различные виды восприятия: визуальное, слуховое, кинестетическое. Таким образом, работа на абаке, благодаря целому комплексу производимых на нём манипуляций, стимулирует мозговую деятельность и, как следствие, повышает умственное развитие ребенка-дошкольника.

Реализация программы «Ментальная арифметика» предполагает систему комплексных занятий, на которых используются как различные формы работы (совместная деятельность педагога с детьми (групповая, подгрупповая, индивидуальная), самостоятельная деятельность ребёнка, работа по одному, в парах, в подгруппах (командах)), так и разнообразные, сменяющие друг друга современные методы обучающего взаимодействия: игровые обучающие и проблемные ситуации, беседы, квест-технологии, математические игры, работа по развитию мелкой моторики, просмотр развивающих мультфильмов и другие.

В содержание занятий включена постоянная смена деятельности детей: выполнение логических упражнений и развивающих игр чередуется с разминками, работа в тетрадях и у доски сменяется корригирующей гимнастикой, счет на абакусе — работой с ментальными картами и собственно ментальным счетом.

В образовательном процессе также используется логоритмика, активные игры, игры малой подвижности, экспериментирование, выполнение заданий на компьютере, магнитной и маркерной досках, командные соревнования и многое другое.

В процессе проведения занятий дети эмоционально вовлекаются в работу, увлечённо выполняют предлагаемые задания и упражнения, образовательный процесс проходит ненавязчиво и легко.

На занятиях по ментальной арифметике обеспечивается участие ребёнка во всех доступных ему видах коммуникативного взаимодействия, развивается умение сотрудничать, договариваться, обсуждать задачу и способы её решения, работать в команде, помогать друг другу, радоваться успеху других детей и т. п.

Особое внимание в образовательном процессе уделяется совместным проектам и взаимодействию с родителями обучающихся детей. С этой целью педагогом проводятся мастер-классы, беседы, очные и онлайн-консультации, а также устраиваются праздники, досуги и другие совместные мероприятия.

Программа «Ментальная арифметика», реализуемая на базе дошкольного учреждения, рассчитана на один год и длится с сентября по май. Развивающие занятия с детьми проводятся дважды в неделю по 30 минут. Для более эффективной работы наполняемость группы должна быть не более восьми человек. Два занятия (в начале и конце учебного года) отводятся на диагностику.

В результате освоения программы «Ментальная арифметика» дети знакомятся с такими понятиями, как «цифра», «число», «сложение», «вычитание», «разряд», арифметическими знаками; учатся работать на счетах (абаке), считая двумя руками одновременно, с достаточно высокой скоростью совершать арифметические действия, в том числе состоящие из цепочки в пять, семь и более чисел.

Со временем дети осваивают прием ментального счета («в уме», используя воображение, располагая пальцы как будто на абакусе), учатся удерживать в уме цепочку из 10 чисел, совершать поочерёдно действия с ними, а также — работать в тетради.

Педагоги, работающие с дошкольниками по программе «Ментальная арифметика», отмечают, что такие занятия очень нравятся детям и несомненно играют значительную роль в их развитии.

Занятия в рамках данной программы направлены на развитие обоих полушарий головного мозга, а значит, одновременное, параллельное развитие творческих и мыслительных процессов, как равновозможных, гармоничных и согласованных. Они позволяют детям в интересной игровой и соревновательной форме овладеть многими полезными умениями и навыками, достигнуть высокого уровня развития умственных (интеллектуальных) способностей, а также способствуют развитию целеустремленности, познавательной активности, самостоятельности и других качеств, образующих важнейшее интегральное качество успешной личности.

Литература:

  1. Бенджамин А., Шермер М. «Магия чисел». Моментальные вычисления в уме и другие математические фокусы. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.
  2. Малсан Би. Ментальная арифметика для всех. Издательская система Ridero, 2017

Похожие статьи

Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Робототехника как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Игровые методы как средство развития познавательных способностей учащихся младшего школьного возраста

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Система ТРИЗ как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Мультстудия как способ формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Робототехника как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Игровые методы как средство развития познавательных способностей учащихся младшего школьного возраста

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Система ТРИЗ как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Мультстудия как способ формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста

Задать вопрос