«Два кольца, два конца, а посередине гвоздик…» Обучение дошкольников работе с ножницами (из опыта работы)
Авторы: Сорокина Ирина Вячеславовна, Спиридонова Татьяна Алексеевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (58) ноябрь 2022 г.
Дата публикации: 27.10.2022
Статья просмотрена: 107 раз
Библиографическое описание:
Сорокина, И. В. «Два кольца, два конца, а посередине гвоздик…» Обучение дошкольников работе с ножницами (из опыта работы) / И. В. Сорокина, Т. А. Спиридонова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 10 (58). — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/234/7668/ (дата обращения: 16.11.2024).
Мы работаем воспитателями в детском саду. Хотим поделиться своим опытом работы с коллегами и родителями, кого заинтересует эта проблема.
В этом году наши ребята перешли в среднюю группу. Им исполнилось уже 4 года. А с этого возраста в детском саду начинают вырезать ножницами на занятиях. На занятиях по аппликации дети впервые знакомятся с ножницами: начинают резать полоски, вырезать простейшие геометрические фигуры.
Умение вырезать — очень важный навык, который предстоит освоить моим ребятам. Он развивает мелкую моторику, мышление, координацию, учит быть усидчивыми и внимательными. Этот навык поможет детям красиво писать в школе.
Казалось бы, что это простое занятие, но не тут-то было. Оказалось, что многие мои ребята не умеют держать и пользоваться ножницами. И первое же занятие это подтвердило. Бумага не режется, а рвется, ножницы не слушаются, дети расстраиваются. Как же помочь ребятам, как облегчить процесс обучения данному навыку, и не растерять на этом пути интерес ребёнка.
Обязательно нужно познакомить детей с правилами безопасного обращения с ножницами, выбрать для работы удобные и безопасные ножницы, показать приемы работы с ножницами, приучать детей работать аккуратно, за столом.
Мы пришли к выводу, что необходима предварительная работа. В свободное время мы предложили детям работать ножницами: вырезать различные фигуры из бумаги, лучше использовать картон или глянцевые журналы.
Конечно, в этом непростом деле, мы не обошлись бы без помощи родителей. Переговорив с родителями, собрали различные рекламные журналы, буклеты. Сейчас очень много пособий по обучению детей вырезанию, но они дорогие, и купить на всю группу будет накладно. В интернете много шаблонов для тренировки, родители помогают распечатать их. И работа началась. Всеми вечерами, в свободное время дети брали ножницы и резали эти журналы, потом что-то клеили и наклеивали. Важно не выбрасывать вырезанное детьми, а использовать в поделках или аппликации. Дети вырезали браслеты, часы, разукрашивали их.
Заинтересовались все, ведь когда работаешь в группе, сразу хочется тоже включиться в эту работу.
Попросили родителей дома тренироваться с детьми в вырезании, тогда и результаты будут лучше. Прошло немного времени, и дети уже не боятся брать ножницы, резать ими. Эта работа не вызывает у них негативное отношение, они стали увереннее. В группе материалы для вырезания находятся в доступности для ребенка. Он в любое свободное время может подойти и потренироваться под присмотром воспитателя. Ножницы стали для ребят привычным инструментом. Такие тренировки способствуют ребятам хорошо научиться пользоваться ножницами, хорошо вырезать и подготовиться к школе.
Литература:
- Как научить ребенка пользоваться ножницами — Журнал детского развивающего центра «Созвездие» (center-sozvezdie.ru)
- https://www.analogi.net/razvivashki/shablony-dlya-detej-uchimsya-vyrezat-nozhniczami
- С.Пархоменко «Вырезалки. Тетрадь с развивающими заданиями. Часть 2. Для детей 4–5 лет» Издательство Банда умников, 2020 год
- Маланка Т. Г. «Вырезаем, клеим, красим» Издательство ЭКСМО 2018 год