Использование сюжетно-ролевых игр с игрушками для формирования культурно-гигиенических навыков дошкольников
Авторы: Хараш Софья Максимовна, Коновалова Ирина Игоревна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (58) ноябрь 2022 г.
Дата публикации: 22.10.2022
Статья просмотрена: 224 раза
Библиографическое описание:
Хараш, С. М. Использование сюжетно-ролевых игр с игрушками для формирования культурно-гигиенических навыков дошкольников / С. М. Хараш, И. И. Коновалова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 10 (58). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/234/7700/ (дата обращения: 15.11.2024).
Дошкольный возраст — благоприятное время для формирования культурно-гигиенических умений и навыков. Известно, что ведущей деятельностью у дошкольников является игра, поэтому именно с её помощью можно успешно привить детям гигиенические привычки. В сюжетно-ролевых играх детям старшего дошкольного возраста присваиваются определённые роли, что позволяет создать представления о различных предметах гигиены, формируя таким образом необходимо культурно-гигиенические навыки.
Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, культурно-гигиенические навыки, старший дошкольный возраст, игрушки.
Одним из главных аспектов развития здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста является наличие и степень сформированности у них культурно-гигиенических навыков. Практически все программы воспитания и развития детей дошкольного возраста содержат в себе разделы, включающие освоение гигиенических норм. Их мы можем встретить в любой образовательной области — от социально-коммуникативного до физического развития. Рассмотрим формирование гигиенических умений и навыков с помощью сюжетно-ролевых игр в области познавательного развития.
Главная задача педагога дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы добиться естественного выполнения детьми правил личной гигиены и культурного поведения. Чтобы сформировать навык у ребёнка необходимо разделить выполнение какой-либо действия на несколько частей. Кроме того, важно обозначить строгий порядок выполнения этих действий — выстроить алгоритм. Приучая дошкольника к выполнению какой-либо гигиенической нормы, мы поэтапно объясняем каждое действие, обращая внимание на способы его выполнения. Отличным дополнением будут служить наглядные материалы — картинки, плакаты. Постепенно выполнять одни и те же действия, дети начинают делать это осознанно, автоматизируя свои умения и превращая их в навыки, а затем в привычки. Таким образом, необходимо систематически закреплять приобретённые умения для дальнейшего их совершенствования.
Стоит отметить, что на этапе знакомства старших дошкольников с новыми для них гигиеническими навыками важно обращать внимание на качество выполнения действия (например, убрал ли ребёнок игрушки в соответствующие игровые зоны). Если со стороны воспитателя данные действия не совершаются, то овладение навыком не развивается; могут начать формироваться отрицательные привычки в виде неряшливость, неопрятности, небрежности [2].
Уровень овладения детьми старшего дошкольного возраста культурно-гигиеническими навыками можно просмотреть по следующим критериям: время, затрачиваемое на выполнение задачи, качество выполнения, правильная очерёдность выполнения действий во время процедуры.
В закреплении культурно-гигиенических навыков необходимо создать дошкольнику ситуацию успеха. Это важно, так как успех — это не только залог эмоционального благополучия, но фактор, поддерживающий интерес к обучению, познавательную активность ребёнка. Известно, что мотивация к правильному выполнению определённого навыка возрастает при условии, что совершённое действие подкрепляется положительным результатом. В таком случае полученное умение становится осознанно выполняемым действием, а позже — привычкой.
Освоение и формирование культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников можно осуществить с помощью сюжетно-ролевой игры. Усвоение большинства элементарных гигиенических умений происходит более эффективно в играх с предметами-заменителями, наборами различных профессий, куклами, фигурками людей и животных. В результате, сформированные привычки будут иметь важное значение и в представлении дошкольников о здоровом образе жизни. Именно те культурно-гигиенические навыки, которые дети старшей группы осваивают с помощью сюжетно-ролевой игры, затем будут применяться ими в повседневной жизни.
Для лучшего понимания и усвоения старшим дошкольником гигиенических правил воспитатель может использовать наглядные материалы и пособия. Одним из вариантов наглядного пособия является организуемый воспитателем стенд с перечнем необходимых культурно-гигиенических навыков детей в сюжетно-ролевой игре.
Содержанием такого стенда может выступать схема для детей «Правильно-неправильно». Это картинки, наглядно показывающие дошкольнику правила поддержания порядка и алгоритм уборки игрушек по центрам сюжетно-ролевой игры (рис 1). В зависимости от планировки групп в конкретной дошкольной образовательной организации воспитатель может дополнять содержание данного стенда.
Рис. 1. Примеры оформления карточек
Овладение определенным навыком в сюжетно-ролевой игре может происходить с помощью включения какого-либо персонажа, например мишутки, зайки, куклы Даши [1]. Это послужит примером качественного выполнения определённого действия, на который будет ровняться дошкольник.
С помощью персонажей можно создавать интересные для ребёнка игровые ситуации: «Учим куклу стирать платья»; «Научим мишутку правильно мыть руки». Через подобные игровые ситуации гигиенический умение закрепляется и эффективно совершенствуется, превращаясь в навык. В дальнейшем дошкольник будет получать положительные эмоции от выполняемой им роли учителя для игрушки.
Сюжетная линия игры должна быть продуманной, от этого зависит перечень выполняемых старшим дошкольником действий. Например, если куклы в сюжетно-ролевой игре едят и спят, то воспитатель предлагает куклам помыть посуду после приема пищи, постирать свои платья, сложить их в шкаф.
Таким образом, в дошкольных образовательных учреждениях создаются все необходимые условия для развития культурно-гигиенических навыков старших дошкольников с помощью сюжетно-ролевой игры. Привитие детям старшего дошкольного возраста культурно-гигиенических правил формирует культуру здоровья, развивает самостоятельность, аккуратность, дисциплинированность и готовит ребёнка к социализации.
Литература:
- Андреева, Н. А. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста/ Н. А. Андреева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. — 2019. — № 4(44). — С. 12–16
- Варенцова, Н. А. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы / А. Н. Варенцова // Современные тенденции организации образовательного процесса: от идет к результату: материалы III Всероссийской научной конференции.- Чебоксары: Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования «Экспертно-методический центр», 2019. С.142–147.
Ключевые слова
старший дошкольный возраст, сюжетно-ролевая игра, игрушки, культурно-гигиенические навыкиПохожие статьи
Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста
В статье раскрывается понятие и особенности развития межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста; показана специфика развития сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста; приведены результаты диагностики межличностных о...
Использование сюжетно-дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
В статье дается определение понятия «сюжетно-дидактическая игра», характеристика таких игр с учетом использования их в процессе формирования элементарных математических представлений, приводится краткое описание игр, направленных на усвоение программ...
Развитие коммуникативных и познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством квест-игры
Статья посвящена созданию специальных условий для развития коммуникативных и познавательных способностей дошкольников. Описывается опыт использования квест-игры как эффективного метода, используемого в детском саду. Описывается сравнительный анализ р...
Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания
В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с...
Дидактическая сказка как средство эмоционально-волевого развития детей дошкольного возраста
В статье рассматривается дидактическая сказка и ее роль в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка в дошкольной образовательной организации. Описывается формирующий эксперимент в форме реализации образовательной программы «Дидактические сказки», р...
Организационно-педагогические условия развития самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в обогащенной предметно-пространственной среде
Статья затрагивает актуальные в дошкольном образовании проблемы, связанные с физическим воспитанием подрастающего поколения. Авторы раскрывают некоторые позиции ФГОС ДО, касающиеся развития физической активности детей дошкольного возраста. Подробно р...
Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...
Развитие социально-эмоциональной сферы мальчиков и девочек дошкольного возраста посредством приобщения к устному народному творчеству
В статье рассмотрены особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Доказано, что целенаправленное и систематическое использование различных форм фольклора в работе с девочками и мальчиками дошкольного возраста способствует разв...
Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр
В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...
Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста
В данной статье рассматриваются информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста. Представлены интерактивные игры, направленные на развитие произносительных умений и навыков...
Похожие статьи
Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста
В статье раскрывается понятие и особенности развития межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста; показана специфика развития сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста; приведены результаты диагностики межличностных о...
Использование сюжетно-дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
В статье дается определение понятия «сюжетно-дидактическая игра», характеристика таких игр с учетом использования их в процессе формирования элементарных математических представлений, приводится краткое описание игр, направленных на усвоение программ...
Развитие коммуникативных и познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством квест-игры
Статья посвящена созданию специальных условий для развития коммуникативных и познавательных способностей дошкольников. Описывается опыт использования квест-игры как эффективного метода, используемого в детском саду. Описывается сравнительный анализ р...
Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания
В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с...
Дидактическая сказка как средство эмоционально-волевого развития детей дошкольного возраста
В статье рассматривается дидактическая сказка и ее роль в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка в дошкольной образовательной организации. Описывается формирующий эксперимент в форме реализации образовательной программы «Дидактические сказки», р...
Организационно-педагогические условия развития самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в обогащенной предметно-пространственной среде
Статья затрагивает актуальные в дошкольном образовании проблемы, связанные с физическим воспитанием подрастающего поколения. Авторы раскрывают некоторые позиции ФГОС ДО, касающиеся развития физической активности детей дошкольного возраста. Подробно р...
Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...
Развитие социально-эмоциональной сферы мальчиков и девочек дошкольного возраста посредством приобщения к устному народному творчеству
В статье рассмотрены особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Доказано, что целенаправленное и систематическое использование различных форм фольклора в работе с девочками и мальчиками дошкольного возраста способствует разв...
Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр
В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...
Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста
В данной статье рассматриваются информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста. Представлены интерактивные игры, направленные на развитие произносительных умений и навыков...