Тимбилдинг как средство сплочения команды | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (58) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 28.10.2022

Статья просмотрена: 218 раз

Библиографическое описание:

Иванова, А. А. Тимбилдинг как средство сплочения команды / А. А. Иванова, О. А. Лапташкина, С. Г. Пальмова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 10 (58). — С. 1-2. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/234/7716/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье авторы описывают использование тимбилдинга в работе по сплочению педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: тимбилдинг, командообразование, коллектив, член коллектива, психологический климат, педагог.

Невозможно делать всю работу одному человеку, время от времени все равно приходится просить о помощи других людей.

Залог успеха любого коллектива — это сплоченность, которая позволит достигнуть любую поставленную цель. Взаимопомощь и сплоченность дают возможность стать единой командой, которая чувствует, поддерживает и вдохновляет на покорение профессиональных вершин.

Поэтому очень важна работа по командообразованию в коллективе. Командообразование по-другому можно назвать тимбилдингом. В переводе с английского слово «тимбилдинг» (Team building) означает «построение команды», поэтому в отечественной практике зачастую используется термин «командообразование».

В нашем детском саду работают 24 педагога в возрасте от 22 лет до 59 лет с разным стажем педагогической работы. В связи с этим отмечаются расхождение взглядов, несогласие с мнением друг друга, натянутые отношения между членами коллектива. Для выявления и решения данной проблемы была создана рабочая группа, в состав которой вошли старший воспитатель, педагог-психолог и инструктор по физкультуре. В первую очередь мы изучили психологический климат коллектива. В качестве диагностического материала были выбраны следующие методики:

  1. Карта-схема А. Н. Лутошкина «Изучение психологического климата в группе»;
  2. Экспресс-методика оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе (А. С. Михайлюк, Л. Ю. Шарыто).

Было обследовано 23 педагога, из них 2 музыкального руководителя, 1 инструктор по физкультуре, 1 учитель-логопед, 2 старших воспитателя. Результаты исследования на начало года:

39 % педагогов считают, что в коллективе преобладает бодрое и жизнерадостное настроение, взаимные симпатии, одобрение. В отношениях между группами присутствует понимание, педагогам нравится быть вместе, участвовать в совместных делах. У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители.

Но есть педагоги 61 %, которые отмечают, что в коллективе преобладает конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии, безразличие к более тесному общению, отрицательное отношение к совместной деятельности, критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов.

Среднегрупповая оценка психологического климата на начало года — 29 баллов, что говорит о неустойчивом психологическом климате.

Для сплочения педагогического коллектива, укрепления психического и физического здоровья каждого была разработана программа «Тимбилдинг — одна команда». В течение года проводились различные мероприятия, такие как тренинги, спортивные встречи, культурно-массовые выходы, спортивные мероприятия, мастер-классы, круглые столы.

По итогам года была проведена повторная диагностика, которая показала удовлетворенность всех членов коллектива психологическим климатом. Педагоги отмечают доброжелательность во взаимоотношениях, поддержку. В общении педагогов присутствует взаимное расположение, уважение. В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное единение по принципу «один за всех и все за одного». Успех или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание. Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться. Среднегрупповая оценка психологического климата на конец года — 62 балла, что говорит о благоприятном психологическом климате и сплоченности педагогов.

Таким образом, данная программа позволила сплотить командный дух и создать эффективную команду детского сада, способную удовлетворить требования современного общества. Тимбилдинг раскрывает каждого педагога, учит способам решения проблемных ситуаций, снимает нервное напряжение путем вовлечения участников в игру.

Занятие 1. «Я, ты, он, она — вместе дружная команда!»

Цель — сплочение педагогического коллектива, выявление сильных сторон каждого члена коллектива.

Задачи:

  1. Создание чувства единства коллектива, организованности и сплоченности;
  2. Сплочение команды, вывод «командного духа» на новый уровень;
  3. Повышение мотивации деятельности педагогического коллектива;
  4. Психологическая разгрузка сотрудников.

1. Приветствие «Постройся по…»

Педагоги выстраиваются по росту, цвету глаз (от темного к светлому), волос и т. д.

2. Упражнение «Гимнастические палки»

Участники команды встают в круг, каждый кладет ладонь на одну «гимнастическую палку», расположенную вертикально.

Задача участников — одновременно переносить ладонь с одной палки на другую, чтобы ни одна из них не упала. Темп упражнения постепенно увеличивается.

Сложность упражнения можно изменять, пропуская сначала одну, потом две, три палочки и так далее.

3. Упражнение «Коса-заплетайка»

Участники делятся на команды. Задача участников — на время заплести косу. Побеждает команда, выполнившая задание быстрее всех.

4. Упражнение «Обруч»

Участники встают в круг, берутся за руки. Несколько обручей находятся между сцепленными руками нескольких участников. Задача участников пролезть в обруч не расцепляя рук.

5. Упражнение «Перенеси предмет»

Задача игроков: на платформе с прикрепленными веревками перенести предмет с точки «А», в точку «В», не уронив его.

6. Упражнение «Радуга мнений»

Участники записывают ответы на вопросы на карточках из цветного картона. Каждому цвету соответствует определенный вопрос:

синяя — «Ваши ощущения от работы»;

красная — «Самое ценное приобретение от сегодняшнего мероприятия»;

желтая — «Что бы вы желали поменять в своей работе»;

зеленая — «Ваши ожидания относительно следующего мероприятия».

Литература:

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Эффективная команда: шаги к созданию. Руководство для тех, кто хочет создать свою команду. — СПб.: Речь, 2003. — 128 с.

  1. Исхакова М. Тимбилдинг: раскрытие ресурсов организации и личности. — М.: Речь, 2010. — 256 с.
  2. Кофанова Я. Ю. Авторское пособие педагога-организатора МКУ «Центр семейного устройства» [Электронный ресурс] — режим доступа: https://nsportal.ru/kultura/sotsialno-kulturnaya-deyatelnost/library/2018/12/02/metodicheskoe-posobie-po-timbildingu?, свободный.

4. Кочетова С. В. Тимбилдинговые мероприятия. Спортивный тимбилдинг [Электронный ресурс] — режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/timbildingovye-meropriyatiya-sportivnyy-timbilding/viewer, свободный.

  1. Надточий Ю. Б. Командообразование. Практикум: Учебное пособие. — М: Дашков и К, 2022. — 108 с.

Похожие статьи

Тимбилдинг как метод управления педагогическим коллективом образовательной организации

В статье раскрыта сущность тимбилдинга, как метода управления педагогическим коллективом образовательной организации. Представлены организационно-педагогические условия эффективности тимбилдинга как метода управления педагогическим коллективом образо...

Тимбилдинг в студенческой среде

В данной статье речь пойдет о специфике тимбилдинга как эффективного инструмента создания командного духа и его роли в формировании сплоченного коллектива студентов в учебном заведении.

Психодиагностика коллектива как фактор успешного управления

В данной статье рассматривается необходимость применения методик психодиагностики в управлении образовательными дошкольными организациями.

Тренинги командообразования как способ решения проблем лидерства в творческих коллективах

В данной статье автор рассматривает проблему командобразования и лидерства в творческих коллективах. Авторы предлагают пути решения с помощью тренингов командообразования.

Психологический тренинг как средство развития эмпатии у будущих педагогов

В статье автор рассказывает о возможности развития эмпатии у будущих педагогов с помощью психологического тренинга. Затрагиваются структура тренинга и факторы, которые обеспечивают возможность развития участников группы

Тренинг как фактор развития корпоративной культуры в организации

В данной статье рассматривается тренинг, который в наше время является важной составной частью корпоративного развития любой организации или фирмы. Сделана попытка проанализировать проведение тренингов по формированию корпоративной культуры у сотрудн...

Родительский клуб как средство развития саморегуляции детей раннего возраста

В статье описан опыт работы по развитию первичных навыков саморегуляции детей раннего возраста. Средством развивающей работы было формирование установок и навыков родителей по отношению к регуляторным способностям детей в рамках родительского клуба, ...

Технологии реализации функций лидера в школе

Статья посвящена анализу технологий реализации функций лидера в школе. Особое внимание уделяется технологиям создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.

Дидактическая игра как средство формирования социального опыта младших школьников

В исследовании автор рассматривает влияние дидактической игры на формирование социального опыта младших школьников.

Проблема эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений

В статье авторы раскрывают проблему эмоционального выгорания у педагогических работников в среде дошкольного образовательного учреждения, описывают используемые методы диагностики и профилактическую работу в данном направлении.

Похожие статьи

Тимбилдинг как метод управления педагогическим коллективом образовательной организации

В статье раскрыта сущность тимбилдинга, как метода управления педагогическим коллективом образовательной организации. Представлены организационно-педагогические условия эффективности тимбилдинга как метода управления педагогическим коллективом образо...

Тимбилдинг в студенческой среде

В данной статье речь пойдет о специфике тимбилдинга как эффективного инструмента создания командного духа и его роли в формировании сплоченного коллектива студентов в учебном заведении.

Психодиагностика коллектива как фактор успешного управления

В данной статье рассматривается необходимость применения методик психодиагностики в управлении образовательными дошкольными организациями.

Тренинги командообразования как способ решения проблем лидерства в творческих коллективах

В данной статье автор рассматривает проблему командобразования и лидерства в творческих коллективах. Авторы предлагают пути решения с помощью тренингов командообразования.

Психологический тренинг как средство развития эмпатии у будущих педагогов

В статье автор рассказывает о возможности развития эмпатии у будущих педагогов с помощью психологического тренинга. Затрагиваются структура тренинга и факторы, которые обеспечивают возможность развития участников группы

Тренинг как фактор развития корпоративной культуры в организации

В данной статье рассматривается тренинг, который в наше время является важной составной частью корпоративного развития любой организации или фирмы. Сделана попытка проанализировать проведение тренингов по формированию корпоративной культуры у сотрудн...

Родительский клуб как средство развития саморегуляции детей раннего возраста

В статье описан опыт работы по развитию первичных навыков саморегуляции детей раннего возраста. Средством развивающей работы было формирование установок и навыков родителей по отношению к регуляторным способностям детей в рамках родительского клуба, ...

Технологии реализации функций лидера в школе

Статья посвящена анализу технологий реализации функций лидера в школе. Особое внимание уделяется технологиям создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.

Дидактическая игра как средство формирования социального опыта младших школьников

В исследовании автор рассматривает влияние дидактической игры на формирование социального опыта младших школьников.

Проблема эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений

В статье авторы раскрывают проблему эмоционального выгорания у педагогических работников в среде дошкольного образовательного учреждения, описывают используемые методы диагностики и профилактическую работу в данном направлении.

Задать вопрос