Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности «Все мы разные, но мы вместе!» по освоению образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Авторы: Якубенко Татьяна Маметовна, Кузнецова Татьяна Григорьевна, Болгова Ирина Викторовна, Юракова Елена Григорьевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (58) ноябрь 2022 г.
Дата публикации: 27.10.2022
Статья просмотрена: 55 раз
Библиографическое описание:
Якубенко, Т. М. Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности «Все мы разные, но мы вместе!» по освоению образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» / Т. М. Якубенко, Т. Г. Кузнецова, И. В. Болгова, Е. Г. Юракова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 10 (58). — С. 95-99. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/234/7717/ (дата обращения: 16.11.2024).
Группа, возраст: подготовительная к школе (6–7 лет)
Тема: «Все мы разные, но мы вместе!»
Цель: Создание условий для воспитания у детей толерантности, уважения к национальным культурам разных народов России через взаимодействие дошкольников в игре.
Задачи:
Воспитывающие:
– Воспитывать в детях дружелюбие, стремление к толерантности, умению радоваться успехам других.
– Создать положительный эмоциональный настрой у детей, веселое бодрое настроение, почувствовать радость движения.
Развивающие:
– Развивать двигательные навыки: силу, ловкость, быстрота, выносливость, координацию, коммуникативные навыки общения детей между собой и с взрослыми людьми.
– Расширять кругозор дошкольника, представление об окружающем мире.
Обучающие:
– Способствовать формированию гармонически развитой активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
– Познакомить детей с различными национальностями, их обычаями, традициями, культурой; воспитывать уважение к обычаям, взглядам и традициям других людей.
Музыкальный репертуар:
Аудиозаписи с песнями: записи музыки народов Кавказа и русской народной музыки; В. Темнов «Кадриль»; Вл. Шаинский «Вместе весело шагать», Вл. Шаинский «Улыбка», оркестр «Попурри».
Материал и оборудование: заготовка дерево дружбы + сердечки, мультимедийное оборудование, презентация.
Этап, продолжительность |
Содержание деятельности |
Деятельность педагога |
Деятельность воспитанников |
Результат деятельности |
Организационно-мотивационный этап, 2мин. |
Приветствие, доброе пожелание, установление зрительного, тактильного контактов и т. д. Организация образовательного пространства |
Дети входят в зал под песню Вл. Шаинского «Вместе весело шагать» Музыкальный руководитель: — Сегодня музыкальное занятие буду проводить я и воспитатели. Давайте знакомиться. А поможет нам познакомиться вот этот чудесный мешочек. Я возьму свое имя и положу в него. (Пропевает) — Татьяна Маметовна. —Татьяна Григорьевна — Ирина Викторовна Спойте и вы своё имя, и положите его в мешочек. (Дети пропевают) . — Вот мы и познакомились. А чтобы наши имена не улетели мы его завяжем. (Завязать вместе с детьми и положить на столик) . |
Маршируют по кругу, останавливаются с окончанием музыки в кругу. Выполняют действия в соответствии с музыкой и словами. |
Психологическая готовность Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания |
Этап актуализации знаний, 5–7 мин. |
Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений |
Воспитатель (в русском народном костюме): Ребята скажите, в какой стране мы живём? (Россия) Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна — это не только леса, поля, реки и города. Страна — это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. ( проводит игру). Игра, «Какие мы…» Итак:
Какие мы все разные, но это не мешает нам быть вместе. —Посмотрите, как много разных народов проживает в нашей стране России. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. А народов этих оченьмного. Русские, чуваши, мордва, башкиры, татары — в средней полосе России, чукчи, ненцы — на севере, осетины, ингуши — на юге страны. Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Видео «Мы живем в России» Воспитатель: Много национальностей проживает на земле русской! И одна из них — народы Кавказа. Русская культура и культура народов Кавказа очень похожи. Наши культуры очень богаты и разнообразны и объединяет всех — язык музыки. Знакомиться с языком музыки других народовнужно для того, чтобы понимать друг друга без слов, дружить! |
Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы играют на музыкальных инструментах, сравнивают, анализируют |
Воспроизведение информации, действий, необходимых для успешного усвоения нового |
Динамическая пауза , 2 мин проводится в середине занятия |
Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости |
Воспитатель: Хотите познакомиться и узнать, что же общего в культуре русского народа и народов Кавказа? Это игры. Есть одна игра, которая проводится во время спортивных состязаний и у русского народа и народов Кавказа, называется она «Перетягивание» (каната). Дети играют под музыку. |
Участвуют в игре, выполняют физические упражнения, |
Эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта |
Этап усвоения / расширения имеющихся знаний), 10 мин. |
Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т. д. |
Музыкальный руководитель: Хотите еще познакомиться и узнать, что же общего в культуре русского народа и народов Кавказа? Тогда поиграем в игру «Угадай мелодию» Прозвучит два разных музыкальных фрагмента , нужно угадать какой фрагмент кавказской национальной музыки, а какой русской народной? Готовы? И так звучит фрагмент ( русская народная мелодия) второй фрагмент (чеченская народная мелодия) Молодцы, хорошо различаете национальные ритмы. Воспитатель: — Ребята, а у меня есть для Вас необычная загадка: «Высоко живет в горах, И на всех наводит страх, Вторит крику, плачу, смеху, Отзовись скорее? (ЭХО) Ребята, Кавказские горы, величественны и могучи! Музыкальный руководитель: Я предлагаю отправиться туда и поиграть в игру «Эхо» . — Я буду путником, который поет в горах, а вы моим эхо! Ваша задача вторить мне в ответ! Давайте попробуем! Но будьте внимательны! Мелодия и ритм у нас с Вами должны быть одинаковыми!
Молодцы! Здорово у нас с Вами получилось! Наше горлышко готово к работе, предлагаю исполнить песню про дружбу Владимира Шаинского «Улыбка». Песня «Улыбка» Ребята, подумайте и скажите, какая это песня по характеру? — Добрая, красивая, нежная, спокойная. Музыкальный руководитель: — У каждого народа есть своя национальная музыка. И сейчас мы с Вами создадим свой шумовой оркестр, в котором объединим русскую музыку и музыку народов Кавказа в один оркестр! На фрагмент русской народной музыкибудут звучать только ложки, а на фрагмент музыки народов Кавказа — только барабаны, а играть на них пальчиками. Подойдите к столу и возьмите понравившийся музыкальный шумовой инструмент . Оркестр «Попурри» (на русскую народную мелодию «Во поле…» и кавказскую народную мелодию.) Музыкальный руководитель: Молодцы, у нас получился замечательный оркестр народов России. А вам понравился? (ответы детей) — Ребята, а Вы любите танцевать? (ответы детей) Предлагаю исполнить музыкально-ритмическиедвижения русского народа и народов Кавказа. Для начала мне нужны девочки! Давайте встанем в круг и исполним элемент русского народного танца (хороводный шаг с платочками) — Молодцы, у девочек народов Кавказа танцевальные движения очень похожи. —Девочки, вы двигались как настоящие горянки. —Настала очередь мальчиков. Пробуем под музыку, а ручки убираем на пояс! Хорошо, а теперь представим, что мы кавказские джигиты. Молодцы, мальчики, спасибо! Как вы видите, эти два народа объединяют схожие элементы танца! Устали ребята? (НЕТ) . Это здорово! А взбодрит нас всех русский народный танец: «Кадриль» Для этого мы встанем в пары. «Кадриль» муз. В. Темнова. (дети танцуют по показу музыкального руководителя) |
Наблюдают, рассматривают, сравнивают. Отвечают и задают вопросы. (с помощью муз. руководителя, выполняют танцевальные упражнения и т. д. |
Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, и т. д. Овладение способами познавательной деятельности. Любознательность и активность |
Заключительный этап. Рефлексия 4 мин. |
Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки |
Воспитатель: — Ребята, у нас в России есть обычай, сажать дерево дружбы. Вот перед вами дерево, чтобы превратить его в Дерево дружбы, предлагаю вам взять фотографии с изображением народов России и Кавказа, назвать их и поместить на дерево. Это дерево останется у вас и будет напоминать Вам о дружбе народов, и о том, что мы разные, но мы вместе. Наша встреча подошла к концу, до свидания. Под марш дети выходят из музыкального зала. |
Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. |
Литература:
1. Афонькин С. Ю., Народы России. — СПб.: «БКК», 2012. — 96 с.- илл. — (Серия «Узнай мир»). Стр. 4–86.
2. https://www.pravmir.ru/tolerantnost/
3. Асташова Н. А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. Ст. — 2-е изд., стереотип. — М.:, 2003. — С. 74–85.
4. Старикова О. В.. «Географический атлас для детей. Мир и человек» АСТ, 2015
5. Шемарин А. Г. Детская энциклопедия «Страны мира». Издательский дом «ПИЛИГРИМ», 1998
Похожие статьи
Проектная деятельность на уроках литературы и истории: роль музейной педагогики в формировании личности учащегося
Проектная деятельность — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразуме...
Внеклассная работа по химии - средство развития личности учащихся
Материал адресован учителям естественно-научного цикла, председателям методических объединений, которые осваивают новые технологии по Федеральному стандарту образования нового поколения в свете концепции Новая школа. Представленный опыт работы — плод...
Профессиональное самосовершенствование педагога
Цель: рассмотрения значимости саморазвития для современного педагога, понятия профессионализма и его составляющие в педагогической деятельности. Методы: анализ научных источников, рассматривающих вопросы значимости саморазвития в педагогической проф...
Результаты исследования развития коммуникативной компетенции молодых учителей на этапе первичной профессионализации
В работе представлены результаты исследования развития коммуникативной компетенции молодых учителей на этапе первичной профессионализации. В первой главе нашего исследования мы провели анализ психолого-педагогической литературы, который показал, что...
Похожие статьи
Проектная деятельность на уроках литературы и истории: роль музейной педагогики в формировании личности учащегося
Проектная деятельность — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразуме...
Внеклассная работа по химии - средство развития личности учащихся
Материал адресован учителям естественно-научного цикла, председателям методических объединений, которые осваивают новые технологии по Федеральному стандарту образования нового поколения в свете концепции Новая школа. Представленный опыт работы — плод...
Профессиональное самосовершенствование педагога
Цель: рассмотрения значимости саморазвития для современного педагога, понятия профессионализма и его составляющие в педагогической деятельности. Методы: анализ научных источников, рассматривающих вопросы значимости саморазвития в педагогической проф...
Результаты исследования развития коммуникативной компетенции молодых учителей на этапе первичной профессионализации
В работе представлены результаты исследования развития коммуникативной компетенции молодых учителей на этапе первичной профессионализации. В первой главе нашего исследования мы провели анализ психолого-педагогической литературы, который показал, что...