Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности «Все мы разные, но мы вместе!» по освоению образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Якубенко, Т. М. Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности «Все мы разные, но мы вместе!» по освоению образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» / Т. М. Якубенко, Т. Г. Кузнецова, И. В. Болгова, Е. Г. Юракова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 10 (58). — С. 95-99. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/234/7717/ (дата обращения: 17.10.2024).



Группа, возраст: подготовительная к школе (6–7 лет)

Тема: «Все мы разные, но мы вместе!»

Цель: Создание условий для воспитания у детей толерантности, уважения к национальным культурам разных народов России через взаимодействие дошкольников в игре.

Задачи:

Воспитывающие:

– Воспитывать в детях дружелюбие, стремление к толерантности, умению радоваться успехам других.

– Создать положительный эмоциональный настрой у детей, веселое бодрое настроение, почувствовать радость движения.

Развивающие:

– Развивать двигательные навыки: силу, ловкость, быстрота, выносливость, координацию, коммуникативные навыки общения детей между собой и с взрослыми людьми.

– Расширять кругозор дошкольника, представление об окружающем мире.

Обучающие:

– Способствовать формированию гармонически развитой активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

– Познакомить детей с различными национальностями, их обычаями, традициями, культурой; воспитывать уважение к обычаям, взглядам и традициям других людей.

Музыкальный репертуар:

Аудиозаписи с песнями: записи музыки народов Кавказа и русской народной музыки; В. Темнов «Кадриль»; Вл. Шаинский «Вместе весело шагать», Вл. Шаинский «Улыбка», оркестр «Попурри».

Материал и оборудование: заготовка дерево дружбы + сердечки, мультимедийное оборудование, презентация.


Этап,

продолжительность

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Результат деятельности

Организационно-мотивационный этап,

2мин.

Приветствие, доброе пожелание,

установление зрительного, тактильного контактов и т. д.

Организация образовательного пространства

Дети входят в зал под песню Вл. Шаинского «Вместе весело шагать»

Музыкальный руководитель:

Сегодня музыкальное занятие буду проводить я и воспитатели.

Давайте знакомиться. А поможет нам познакомиться вот этот чудесный мешочек.

Я возьму свое имя и положу в него.

(Пропевает) — Татьяна Маметовна.

—Татьяна Григорьевна

— Ирина Викторовна

Спойте и вы своё имя, и положите его в мешочек.

(Дети пропевают) .

— Вот мы и познакомились. А чтобы наши имена не улетели мы его завяжем.

(Завязать вместе с детьми и положить на столик) .

Маршируют по кругу, останавливаются с окончанием музыки в кругу.

Выполняют действия в соответствии с музыкой и словами.

Психологическая готовность

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания

Этап актуализации знаний,

5–7 мин.

Актуализация имеющихся знаний, представлений.

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений

Воспитатель (в русском народном костюме):

Ребята скажите, в какой стране мы живём? (Россия)

Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна — это не только леса, поля, реки и города. Страна — это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне.

( проводит игру).

Игра, «Какие мы…»

Итак:

  • поднимите руки, кто любит сказки;
  • прыгните те, у кого светлые волосы;
  • а теперь те, у кого тёмные волосы;
  • похлопайте те, кто любит танцевать;
  • потопайте ножками те, у кого карие глаза;
  • скажите «у-у-у» те, у кого много друзей;

Какие мы все разные, но это не мешает нам быть вместе.

—Посмотрите, как много разных народов проживает в нашей стране России.

Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. А народов этих оченьмного. Русские, чуваши, мордва, башкиры, татары — в средней полосе России, чукчи, ненцы — на севере, осетины, ингуши — на юге страны. Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции.

Видео «Мы живем в России»

Воспитатель:

Много национальностей проживает на земле русской!

И одна из них — народы Кавказа. Русская культура и культура народов Кавказа очень похожи. Наши культуры очень богаты и разнообразны и объединяет всех — язык музыки. Знакомиться с языком музыки других народовнужно для того, чтобы понимать друг друга без слов, дружить!

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы играют на музыкальных инструментах, сравнивают, анализируют

Воспроизведение информации, действий, необходимых для успешного усвоения нового

Динамическая пауза , 2 мин

проводится в середине занятия

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости

Воспитатель: Хотите познакомиться и узнать, что же общего в культуре русского народа и народов Кавказа? Это игры. Есть одна игра, которая проводится во время спортивных состязаний и у русского народа и народов Кавказа, называется она «Перетягивание» (каната). Дети играют под музыку.

Участвуют в игре, выполняют физические упражнения,

Эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта

Этап усвоения / расширения имеющихся знаний),

10 мин.

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах

объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т. д.

Музыкальный руководитель: Хотите еще познакомиться и узнать, что же общего в культуре русского народа и народов Кавказа?

Тогда поиграем в игру «Угадай мелодию»

Прозвучит два разных музыкальных фрагмента , нужно угадать какой фрагмент кавказской национальной музыки, а какой русской народной? Готовы?

И так звучит фрагмент ( русская народная мелодия)

второй фрагмент (чеченская народная мелодия)

Молодцы, хорошо различаете национальные ритмы.

Воспитатель:

Ребята, а у меня есть для Вас необычная загадка:

«Высоко живет в горах,

И на всех наводит страх,

Вторит крику, плачу, смеху,

Отзовись скорее? (ЭХО)

Ребята, Кавказские горы, величественны и могучи!

Музыкальный руководитель:

Я предлагаю отправиться туда и поиграть в игру «Эхо» .

— Я буду путником, который поет в горах, а вы моим эхо!

Ваша задача вторить мне в ответ! Давайте попробуем!

Но будьте внимательны! Мелодия и ритм у нас с Вами должны быть одинаковыми!

Эхо.

Молодцы! Здорово у нас с Вами получилось!

Наше горлышко готово к работе, предлагаю исполнить песню про дружбу

Владимира Шаинского «Улыбка».

Песня «Улыбка»

Ребята, подумайте и скажите, какая это песня по характеру?

— Добрая, красивая, нежная, спокойная.

Музыкальный руководитель:

У каждого народа есть своя национальная музыка. И сейчас мы с Вами создадим свой шумовой оркестр, в котором объединим русскую музыку и музыку народов Кавказа в один оркестр!

На фрагмент русской народной музыкибудут звучать только ложки, а на фрагмент музыки народов Кавказа — только барабаны, а играть на них пальчиками.

Подойдите к столу и возьмите понравившийся музыкальный шумовой инструмент .

Оркестр «Попурри»

(на русскую народную мелодию «Во поле…» и кавказскую народную мелодию.)

Музыкальный руководитель:

Молодцы, у нас получился замечательный оркестр народов России.

А вам понравился? (ответы детей)

— Ребята, а Вы любите танцевать? (ответы детей)

Предлагаю исполнить музыкально-ритмическиедвижения русского народа и народов Кавказа.

Для начала мне нужны девочки! Давайте встанем в круг и исполним элемент русского народного танца (хороводный шаг с платочками)

— Молодцы, у девочек народов Кавказа танцевальные движения очень похожи.

—Девочки, вы двигались как настоящие горянки.

—Настала очередь мальчиков.

Пробуем под музыку, а ручки убираем на пояс!

Хорошо, а теперь представим, что мы кавказские джигиты.

Молодцы, мальчики, спасибо!

Как вы видите, эти два народа объединяют схожие элементы танца!

Устали ребята?

(НЕТ) .

Это здорово!

А взбодрит нас всех русский народный танец: «Кадриль»

Для этого мы встанем в пары.

«Кадриль» муз. В. Темнова.

(дети танцуют по показу музыкального руководителя)

Наблюдают, рассматривают, сравнивают.

Отвечают и задают вопросы.

(с помощью муз. руководителя, выполняют танцевальные упражнения и т. д.

Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, и т. д.

Овладение способами познавательной деятельности.

Любознательность и активность

Заключительный этап. Рефлексия

4 мин.

Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта.

Формирование элементарных навыков самооценки

Воспитатель:

Ребята, у нас в России есть обычай, сажать дерево дружбы.

Вот перед вами дерево, чтобы превратить его в Дерево дружбы, предлагаю вам взять фотографии с изображением народов России и Кавказа, назвать их и поместить на дерево.

Это дерево останется у вас и будет напоминать Вам о дружбе народов, и о том, что мы разные, но мы вместе.

Наша встреча подошла к концу, до свидания.

Под марш дети выходят из музыкального зала.

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.


Литература:

1. Афонькин С. Ю., Народы России. — СПб.: «БКК», 2012. — 96 с.- илл. — (Серия «Узнай мир»). Стр. 4–86.

2. https://www.pravmir.ru/tolerantnost/

3. Асташова Н. А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. Ст. — 2-е изд., стереотип. — М.:, 2003. — С. 74–85.

4. Старикова О. В.. «Географический атлас для детей. Мир и человек» АСТ, 2015

5. Шемарин А. Г. Детская энциклопедия «Страны мира». Издательский дом «ПИЛИГРИМ», 1998

Похожие статьи

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности «Мой город. Моя страна» по освоению образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Конспект проведения образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» (социальное и предметное окружение) для детей старшей группы «Транспорт на улицах нашего города»

Проектная деятельность на уроках литературы и истории: роль музейной педагогики в формировании личности учащегося

Проектная деятельность — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразуме...

Взаимодействие родителей и детей с ОВЗ на занятиях по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству как возможность развития родительской компетентности (из опыта работы клуба «Учимся, чтобы учить»)

Анималистический жанр как средство нравственно-эстетического воспитания молодежи (на примере концептуальной выставки «На земле, в воде и в небе»)

Внеклассная работа по химии - средство развития личности учащихся

Материал адресован учителям естественно-научного цикла, председателям методических объединений, которые осваивают новые технологии по Федеральному стандарту образования нового поколения в свете концепции Новая школа. Представленный опыт работы — плод...

Профессиональное самосовершенствование педагога

Цель: рассмотрения значимости саморазвития для современного педагога, понятия профессионализма и его составляющие в педагогической деятельности. Методы: анализ научных источников, рассматривающих вопросы значимости саморазвития в педагогической проф...

Результаты исследования развития коммуникативной компетенции молодых учителей на этапе первичной профессионализации

В работе представлены результаты исследования развития коммуникативной компетенции молодых учителей на этапе первичной профессионализации. В первой главе нашего исследования мы провели анализ психолого-педагогической литературы, который показал, что...

Похожие статьи

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности «Мой город. Моя страна» по освоению образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Конспект проведения образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» (социальное и предметное окружение) для детей старшей группы «Транспорт на улицах нашего города»

Проектная деятельность на уроках литературы и истории: роль музейной педагогики в формировании личности учащегося

Проектная деятельность — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразуме...

Взаимодействие родителей и детей с ОВЗ на занятиях по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству как возможность развития родительской компетентности (из опыта работы клуба «Учимся, чтобы учить»)

Анималистический жанр как средство нравственно-эстетического воспитания молодежи (на примере концептуальной выставки «На земле, в воде и в небе»)

Внеклассная работа по химии - средство развития личности учащихся

Материал адресован учителям естественно-научного цикла, председателям методических объединений, которые осваивают новые технологии по Федеральному стандарту образования нового поколения в свете концепции Новая школа. Представленный опыт работы — плод...

Профессиональное самосовершенствование педагога

Цель: рассмотрения значимости саморазвития для современного педагога, понятия профессионализма и его составляющие в педагогической деятельности. Методы: анализ научных источников, рассматривающих вопросы значимости саморазвития в педагогической проф...

Результаты исследования развития коммуникативной компетенции молодых учителей на этапе первичной профессионализации

В работе представлены результаты исследования развития коммуникативной компетенции молодых учителей на этапе первичной профессионализации. В первой главе нашего исследования мы провели анализ психолого-педагогической литературы, который показал, что...

Задать вопрос