Развитие связной речи старших дошкольников посредством игры «Кубики историй» в условиях логопункта
Автор: Байкова Юлия Дмитриевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (58) ноябрь 2022 г.
Дата публикации: 02.11.2022
Статья просмотрена: 540 раз
Библиографическое описание:
Байкова, Ю. Д. Развитие связной речи старших дошкольников посредством игры «Кубики историй» в условиях логопункта / Ю. Д. Байкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 10 (58). — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/234/7734/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье автор делится опытом использования игры «Кубики историй» на логопедических занятиях в ДОУ.
Ключевые слова: речь, игра, кубики.
Грамотная и уверенная речь во все времена считалась визитной карточкой человека любого возраста. Овладение речью — необходимое условие формирования творческой, мыслящей, занимающей активную жизненную позицию личности. Успешность человека в современном мире зависит не только от наличия знаний, но и от умения использовать эти знания в жизни, от умения общаться. Грамотный человек производит хорошее впечатление, он чаще добивается поставленной цели, он успешен в профессиональной деятельности, ему легче адаптироваться в любой жизненной ситуации.
Сегодня на речевую коммуникацию очень сильное влияние оказывает виртуальность общения: гаджеты, мессенджеры, компьютерные игры заменяют живое общение. Развернутая связная речь теряет свою значимость, т.к. появились другие эталоны речи. Это фразы поп-звезд, телевизионной рекламы, и разнообразных реалити-шоу. Чего только стоят крылатые выражения наших политиков и чиновников. «Какие доходы вы зарабатываете» вопрошает Валентина Матвиенко, «Мы надеялись получить ответ на эти опасности» вторит ему Геннадий Зюганов. Всё это и многое другое негативно отражается на развитии речи подрастающего поколения.
Школа требует от ребенка, приходящего в первый класс, высокого уровня умственного развития, который необходим для успешного усвоения программы начальной школы. Хорошо развитая связная речь гарантирует первокласснику успех в учебе.
Данные статистики показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями мыслительной и речевой деятельности. По заявлению главы Министерства просвещения Сергея Кравцова до 60 % детей приходят в первый класс с нарушениями устной речи (раньше их было не более 25 %). Поэтому, чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения, становления и развития всех сторон речи.
Проведённая нами диагностика показала, что у 70 % детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения низкий уровень развития связной речи. В рассказах детей наблюдаются отступления от последовательности изложения, связь между структурными элементами формальная. У детей небольшой опыт монологической речи, бедный активный словарь, они не владеют алгоритмом составления связного рассказа.
Проблемой развития связной речи дошкольников с нарушениями речи занимались такие педагоги как Н. Ф. Ладыгина, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, подчёркивая, что одним из эффективных методов становления связной речи является наглядность.
При изучении литературы и опыта работы педагогов по развитию связной речи дошкольников меня заинтересовал новый интерактивный метод «сторителлинг». Я решила апробировать его на занятиях с детьми, имеющими речевые нарушения в условиях логопункта.
По мнению авторов публикаций, этот метод позволяет в игровой форме развивать и обогащать речь, воображение, творческое мышление, коммуникативные качества дошкольников. В педагогике «сторителлинг» является методом, который через применение историй с определённой структурой, интересным героем и с опорой на наглядность направлен на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.
Слово «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй». А в русском языке ему соответствует наиболее подходящий замечательный синоним «сказительство» т. е. повествование сказок, былин, мифов и т. п. Еще известный педагог К. Д. Ушинский говорил: «Дайте ребенку картину, и он заговорит» и с классиком трудно не согласиться, но в наше время далеко не каждая картина побуждает ребенка к заинтересованному общению со взрослыми. Современный ребенок привык к красочным игрушкам, динамичным мультфильмам, т. е. к сильным впечатлениям. Его уже трудно заинтересовать картинами со стандартным сюжетом.
Мои коллеги рассказали о популярной в мире настольной игре на развитие творческого воображения, фантазии и речи «Story cubes» — «Кубики историй» основанной на методе «сторитейлинг». Изучив подробно эту игру, было решено использовать её в работе по развитию связной речи дошкольников на логопедических занятиях, так как она вносит игровой эффект.
Новизна з аключается в том, что проблема речевого развития детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения интерактивным методом «сторителлинг» с использованием «Кубиков историй».
Оригинальные «Кубики историй» небольшие по размеру, на них изображены только символы и знаки. Поэтому мы сделали собственные кубики увеличенного размера, с яркими, чёткими картинками, понятными детям. Получился набор кубиков, на гранях которых расположены картинки только одной категории (на одном изображены только волшебные предметы, на другом — сказочные герои, на третьем — погодные явления и т. д.). Но и оригинальные классические «Story cubes» мы используем в работе (Рис.1)
Рис.1. Кубики, используемые в работе
Работу с кубиками мы строим от простого к сложному.
Сначала детям предлагается взять понравившийся кубик из предложенных, рассмотреть его определить категорию картинок, расположенных на гранях. Затем ребёнок пробует составить небольшой описательный рассказ по любой картинке. Если ребёнок затрудняется, я задаю наводящие вопросы. Например: изображение Бабы яги.Спрашиваю: Какой у неё характер, настроение? Почему? О чем она думает? Куда она может лететь или откуда?
На этом этапе у детей расширяется активный и пассивный словарь. К работе над обогащением словарного запаса, памяти, воображения мы подключили воспитателей. В свою работу с детьми они стали включать игры «Доскажи словечко», «Ассоциации», «Закончи предложение» и другие.
Кубики подбираю в зависимости от целей и задач, решаемых на занятии.
Далее, для обучения составлению коротких историй мы используем 2–3 кубика из разных категорий. Например: персонаж — транспорт. С целью активизации речевой деятельности детей на первых занятиях сначала кубик бросаю я, потом — ребёнок. Т. е. я начинаю историю — он её договаривает.Таким образом, я направляю и корректирую сюжетную линию в нужном направлении. Уже после нескольких занятий дети начали составлять короткие истории, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование.
На последующих занятиях ребенку предлагается самому встряхнуть кубики и бросить на стол. Выпавшие кубики поставить рядом и рассказать, что у него получилось. Сначала истории как таковые не получались. Например: «Снеговик любит кататься на велосипеде».
По мере расширения словарного запаса истории стали более развёрнутыми. Например: «Жил-был весёлый пушистый зайчик. У него было волшебное зеркало. Он любил в него смотреть. А потом попросил у волшебного зеркала перенести его в горы, чтобы смотреть на снег».
Нужно понимать, что изложение фактов — это еще не история. Дети целостно воспринимают мир. Исходя из этого мы стали добавлять эмоциональный фон к фактам — мимику, жесты, эмоции. В работе по расширению эмоционального словаря помощь оказывают воспитатели. В совместную и самостоятельную деятельности они включают такие игры как «Угадай настроение», «Маски», «Что случилось» и другие (Рис.2).
Рис. 2. Игра «Угадай настроение»
Так как кубики ассоциируются у детей, прежде всего, с игрой, то они делают процесс обучения связному высказыванию увлекательным, веселым и незаметным для ребёнка.
Постепенно, в зависимости от возраста, способностей и уровня актуального развития, количество кубиков и категорий картинок увеличивается так, чтобы на выпавших гранях дети увидели: один персонаж, один предмет и т. д. Складываем отобранные кубики в «Волшебный мешочек» или шкатулку, трясём и высыпаем кубики на стол.
Вместе с ребёнком определяем, о ком будет эта история, где развернуться события, при каких обстоятельствах, какие испытания ждут героя, кто или что ему поможет. Вместе раскладываем кубики для вступления, основной части и заключения, выбираем подходящие слова для начала истории. Если занятие подгрупповое — предлагаю детям договориться, кто начнет, продолжит и закончит историю. При необходимости, напоминаю несколько вариантов слов, с которых можно начать историю. В процессе составления, при помощи наводящих вопросов я помогаю связать выпавшие картинки в единую историю.
По мере накопления опыта составления связных историй, предлагаю детям придумать историю в определённом жанре: сказка, приключение, волшебство, решить, будет история весёлая или грустная, добрая или злая.
Вот такую историю сочинил ребёнок с оригинальными кубиками «Story cubes»: «Жил-был Кощей и Оборотень. Они спорили за зуб, у кого быстрее выпадет. Потом прилетела зубная фея и говорит: «О чем спорите?», а они отвечают: «Зубная фея, дай нам, пожалуйста, подарок за зуб». Она махнула своей палочкой и у них появились колечки. А потом прибежал кот, забрал зубную Фею, и они пошли в замок дружно собирать пазлы».
Игру кубики историй я использую как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых.
Сочинённые ребятами истории не остаются в стенах логопункта. Придя после занятия в группу, они с увлечением рассказывают историю воспитателю, детям и конечно, родителям. Педагоги и родители своим живым интересом и вопросами стимулируют их желание поделиться впечатлениями. Чтобы история запомнилась ребёнку, мы предлагаем её нарисовать. Тогда к ней можно вернуться, припомнить и пересказать (Рис.3).
Рис.3. Рисунок «Рарити на прогулке»
«Кубики историй» нельзя в полной мере назвать настольной игрой. Игра в них не предполагает победителей и проигравших, их главная задача — пробудить воображение, развить фантазию и обогатить речь.
В результате проводимой работы мы заметили, что дети стали более свободно высказываться, слушать друг друга, дополнять, обобщать. Рассказы детей стали точнее, усложнилась конструкция предложений, правильнее стало их построение. Дети начали употреблять в речи распространенные предложения, использовать описания, сравнения, вводные слова. Проведенная промежуточная диагностика подтвердила наши наблюдения. Её показатели свидетельствуют о положительной динамике в развитии связной речи детей.
Игра «Кубики историй» позволяет разнообразить образовательную деятельность, заинтересовать каждого ребёнка, обогащать активный и пассивный словарь, стимулировать мыслительную и речевую активность, творческое воображение, развивать умение составлять связные рассказы.
Таким образом, можно сделать вывод, что метод «сторителлинг», который лежит в основе игры «Кубики историй», открывает большие возможность для развития связной речи, воображения, коммуникативной компетенции детей.
Литература:
- Давыдова Ольга Осваиваем новый интерактивный метод работы с детьми — сторителлинг // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. — № 4, Апрель — 2017.
- Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — № 16.
Похожие статьи
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе ДОУ «Последовательный пересказ с опорой на серию картинок». Лексическая тема: «Будь природе другом»
В статье автор делится опытом по формированию у дошкольников умения пересказывать повествовательный текст с опорой на серию сюжетных картинок.
Чистоговорки в работе воспитателя логопедической группы
В статье авторы делятся опытом по применению чистоговорок в работе по коррекции речи у дошкольников.
Обучение старших дошкольников пересказу посредством использования приемов мнемотехники
В статье раскрываются возможности использования мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи. Предлагаются этапы и правила работы по использованию мнемотехнических приемов.
Использование многофункционального дидактического пособия «Всё обо всём» в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
В статье автор раскрывает потенциал дидактического пособия «Всё обо всём» в работе учителя-логопеда ДОО (из опыта работы).
Развитие логических универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения средствами ментальных карт
В статье анализируются возможности использования ментальных карт на уроках литературного чтения с целью развития логических универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста. Приводится сопоставление этапов работы с ментальной картой...
Обучение дошкольников основам программирования и алгоритмизации в процессе применения интерактивного набора «Робот-мышь»
В статье раскрываются основы обучения дошкольников программирования на основе применения набора «Робомышь», а также описывается опыт применения данного набора в практике ДОУ.
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством внедрения технологии «сторителлинг»
В статье авторы рассказывают о развитии связной речи у детей дошкольного возраста посредством технологии «сторителлинг»
Использование кроссвордов на уроках литературного чтения в начальных классах и литературы в среднем звене
В статье авторы дают описание активного применения кроссвордов как элемента технологии имитационно-игрового обучения в учебной и внеурочной деятельности.
Авторский лэпбук «Галина Цыпленкова — сызранская писательница». Методические рекомендации по созданию и применению лэпбука в работе с детьми старшего дошкольного возраста
В статье авторы дают методические рекомендации по созданию и применению авторского лэпбука в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Похожие статьи
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе ДОУ «Последовательный пересказ с опорой на серию картинок». Лексическая тема: «Будь природе другом»
В статье автор делится опытом по формированию у дошкольников умения пересказывать повествовательный текст с опорой на серию сюжетных картинок.
Чистоговорки в работе воспитателя логопедической группы
В статье авторы делятся опытом по применению чистоговорок в работе по коррекции речи у дошкольников.
Обучение старших дошкольников пересказу посредством использования приемов мнемотехники
В статье раскрываются возможности использования мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи. Предлагаются этапы и правила работы по использованию мнемотехнических приемов.
Использование многофункционального дидактического пособия «Всё обо всём» в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
В статье автор раскрывает потенциал дидактического пособия «Всё обо всём» в работе учителя-логопеда ДОО (из опыта работы).
Развитие логических универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения средствами ментальных карт
В статье анализируются возможности использования ментальных карт на уроках литературного чтения с целью развития логических универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста. Приводится сопоставление этапов работы с ментальной картой...
Обучение дошкольников основам программирования и алгоритмизации в процессе применения интерактивного набора «Робот-мышь»
В статье раскрываются основы обучения дошкольников программирования на основе применения набора «Робомышь», а также описывается опыт применения данного набора в практике ДОУ.
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством внедрения технологии «сторителлинг»
В статье авторы рассказывают о развитии связной речи у детей дошкольного возраста посредством технологии «сторителлинг»
Использование кроссвордов на уроках литературного чтения в начальных классах и литературы в среднем звене
В статье авторы дают описание активного применения кроссвордов как элемента технологии имитационно-игрового обучения в учебной и внеурочной деятельности.
Авторский лэпбук «Галина Цыпленкова — сызранская писательница». Методические рекомендации по созданию и применению лэпбука в работе с детьми старшего дошкольного возраста
В статье авторы дают методические рекомендации по созданию и применению авторского лэпбука в работе с детьми старшего дошкольного возраста.