Путешествие старших дошкольников в историческое прошлое России. Эпоха Петра Первого (из опыта работы)
Авторы: Федотова Елена Васильевна, Милькович Наталья Александровна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (59) декабрь 2022 г.
Дата публикации: 15.11.2022
Статья просмотрена: 226 раз
Библиографическое описание:
Федотова, Е. В. Путешествие старших дошкольников в историческое прошлое России. Эпоха Петра Первого (из опыта работы) / Е. В. Федотова, Н. А. Милькович. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 11 (59). — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/237/7771/ (дата обращения: 19.12.2024).
Ключевые слова: патриотическое воспитание, Петр1, история, образовательное событие.
Историко-культурное наследие является базой, на которой строится последующее воспитание и развитие ребенка. Приобщение детей дошкольного возраста к истории своего народа, его наследию, способствует воспитанию уважения и гордости за страну где они живут.
«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» (М. Ломоносов). Историю своей семьи, своей малой Родины, страны человек постигает на протяжении всей жизни. Еще в дошкольном возрасте необходимо сформировать у детей первоначальные представления о подвигах нашего народа, пробудить гордость за принадлежность к России [1].
Дошкольное детство является благоприятным периодом для формирования исторических знаний и патриотических чувств к родному краю. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества.
Среди важнейших проблем патриотического воспитания следует отметить: формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях; воспитание социально активных граждан, обладающих умением общаться, критически думать, разрешать социальные конфликты; формирование осознанного восприятия норм гражданского поведения и гражданской деятельности, основанного на добровольном их выборе и личной вовлеченности в жизнь общества [2].
В последние годы многие страницы истории переосмысливаются, поэтому воспитатель должен проявлять корректность в отборе познавательного материала, учитывая возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребенка.
Чтобы достичь определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.
Эффективным способом решения задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников, является технология «Образовательное событие». Именно она дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, развивает самостоятельность, открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта, общения с окружающим миром. Это одно из средств патриотического, культурного и духовного воспитания.
В 2022 году в России отмечается 350 лет со дня рождения Петра 1. Петр Великий вошел в историю как царь-реформатор. Он изменил Россию и создал великую империю. Можно утверждать, что образ Петра 1 обладает всеми необходимыми качествами для духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Наше образовательное событие было посвящено теме: «Эпоха Петра I. Путешествие в историческое прошлое России». Во время утреннего круга с детьми на тему «Волшебство и превращения», ребята размечтались, как было бы хорошо побывать в прошлом. Один из воспитанников поделился впечатлениями о посещении музея Петра I. Мы с детьми решили погрузиться в 17–18 век и познакомиться с историческими событиями эпохи того времени, рассмотреть личность Петра, познакомиться с его жизнью и реформами. Именно поэтому, нами было реализовано образовательное событие — Эпоха Петра I.
История для дошкольников может стать увлекательной и интересной если ее правильно преподнести. Важно правильно начать знакомить детей с историей, чтобы было интересно. Используя развивающий диалог, мы постарались донести до дошкольников образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, уважение к труду людей, науке и искусству.
Цель нашего образовательного события: приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны, осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, формирование чувства гордости за нашу Родину, за великих людей, живших и творивших в нашей стране.
Реализуя образовательное событие, дети познакомились с историей, культурой, традициями того времени. Читали с детьми литературу, смотрели мультфильмы, которые в доступной и яркой форме рассказали детям о жизни и правлении Петра I. На вечернем круге дети делились своими впечатлениями и эмоциями. В соответствии с темой образовательного события, нами было создано пространство детской реализации. Мы обогатили, пополнили методический, дидактический и наглядный материал по теме «Эпоха Петра I»
Особенности познания окружающей действительности выражаются в том, что мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать как релятивный (все может стать всем); складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности [3]. Особенности и педагогические условия патриотического воспитания старших дошкольников.
Работая в команде, дошкольники оформили мини-музей эпохи Петра I, создали макет «Поле боя». В мини музее были представлены: деревянный макет корабля «Ботик Петра I», буклеты Санкт-Петербурга, модели кораблей из картона, бумажные корабли, монеты того времени, портрет Великого Правителя, гравюры, сделанные нашими воспитанниками, свиток, карту Российской Империи, книги про Петра I, модель зимнего дворца и ещё много интересного. К детям в гости приходил Петр I. Он рассказал о своем детстве, юношестве и главных достижениях. Образ Петра Великого примерил на себя педагог. Уже многое зная о эпохе того времени, ребята с большим интересом участвовали в викторине, организованной Петром Великим. К путешествию в прошлое активно подключились родители. Дома ребята делали гравюры, собирали макеты кораблей, пазлы по теме, а в детском саду делились своими впечатлениями. Читая различную литературу дома и в детском саду воспитанники все больше погружались в эпоху того времени. Создав дома с родителями мини-проект «Лента времени», один из воспитанников представил его товарищам, обозначив главные события и достижения жизни Петра I. Бал стал финальной точкой в завершении незабываемого путешествия в историческое прошлое. Погрузившись в атмосферу светского мероприятия, девочки примерили на себя образ придворных дам, мальчики их кавалеров.
Образовательное событие позволило сформировать у детей знания об историческом прошлом Родины, установить историческую преемственность поколений, дать им возможность получить целостное восприятие событий, связанных с Эпохой Петра I.
В ходе проведенных мероприятий, посвященных Петру I, у детей сформировались такие понятия, как флот, империя, русская гвардия, потешные войска; сформировалось чувство гордости и уважение к Великим людям того времени и их достижениям.
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать вывод, что кропотливые усилия родителей и педагогов обязательно приведут к формированию личности, которая будет переживать свою сопричастность с далекими событиями истории, испытывать гордость за свое Отечество.
Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины.
Литература:
- Шестакова Л. А., Бадгудинова В. Р., Сорокина Г. В., Леонова Н. Ф. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Обучение и воспитание: методики и практика. № 23, 2015г.
- А. И. Герцена Известия Российского государственного педагогического университета (Санкт-Петербург) № 12, 2009г. — 235с.
- Голубь М. С. Особенности и педагогические условия патриотического воспитания старших дошкольников. Перспективы науки и образования № 5, 2018г — 117с.
- Шаламова Е. Патриотическое воспитание. Ребенок в детском саду. № 6–2009г.
- Вагина Т. М. Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа. Вопросы дошкольной педагогики. № 4–2018г
Похожие статьи
От мини-музеев детского сада к музею-заповеднику «Мариинск исторический»
Статья представляет описание опыта работы дошкольного учреждения по приобщению дошкольников к культурному наследию своего края, Родины через использование музейной педагогики, где одним из механизмов сбережения и трансляции достижений культуры выступ...
Беседа о героях Великой Отечественной войны как ведущее направление патриотического воспитания дошкольников
В статье автор показывает роль прогулки в патриотическом воспитании старших дошкольников.
Изучение гражданско-патриотических качеств молодежи
Автор всесторонне проанализировал проблемы патриотического воспитания на современном этапе развития российского общества; выработаны рекомендации по использованию исторического опыта в гражданско-патриотическом воспитании молодежи; разработан проект ...
Патриотическое воспитание дошкольников
В статье рассматриваются основы формирования и становления личности в процессе патриотической деятельности.
Патриотическое воспитание учащихся школы на примере неизвестных героев России
В своей работе авторы рассматривают проблемы сохранения исторической памяти у подрастающего поколения, изучения неизвестных имен героев нашего времени.
Реализация проекта «Мой город Саратов» в практике дошкольного образования
В данной статье раскрыто значение патриотического воспитания будущего поколения. Представлен проект, проведенный в старшей группе.
Развитие патриотических чувств к родной Белгородской земле у детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются формы и методы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе истории города Белгорода.
Похожие статьи
От мини-музеев детского сада к музею-заповеднику «Мариинск исторический»
Статья представляет описание опыта работы дошкольного учреждения по приобщению дошкольников к культурному наследию своего края, Родины через использование музейной педагогики, где одним из механизмов сбережения и трансляции достижений культуры выступ...
Беседа о героях Великой Отечественной войны как ведущее направление патриотического воспитания дошкольников
В статье автор показывает роль прогулки в патриотическом воспитании старших дошкольников.
Изучение гражданско-патриотических качеств молодежи
Автор всесторонне проанализировал проблемы патриотического воспитания на современном этапе развития российского общества; выработаны рекомендации по использованию исторического опыта в гражданско-патриотическом воспитании молодежи; разработан проект ...
Патриотическое воспитание дошкольников
В статье рассматриваются основы формирования и становления личности в процессе патриотической деятельности.
Патриотическое воспитание учащихся школы на примере неизвестных героев России
В своей работе авторы рассматривают проблемы сохранения исторической памяти у подрастающего поколения, изучения неизвестных имен героев нашего времени.
Реализация проекта «Мой город Саратов» в практике дошкольного образования
В данной статье раскрыто значение патриотического воспитания будущего поколения. Представлен проект, проведенный в старшей группе.
Развитие патриотических чувств к родной Белгородской земле у детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются формы и методы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе истории города Белгорода.