Использование игровой образовательной ситуации в работе с детьми с ОНР
Авторы: Шулятьева Евгения Михайловна, Дорофеева Наталья Генриковна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (59) декабрь 2022 г.
Дата публикации: 24.11.2022
Статья просмотрена: 102 раза
Библиографическое описание:
Шулятьева, Е. М. Использование игровой образовательной ситуации в работе с детьми с ОНР / Е. М. Шулятьева, Н. Г. Дорофеева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 11 (59). — С. 45-48. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/237/7806/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье авторы предлагают использовать при работе с детьми с общим недоразвитием речи такой приём, как игровая образовательная ситуация.
Ключевые слова: дети с общим недоразвитием речи, игра, игровая образовательная ситуация
Детям с общим недоразвитием речи необходима комплексная работа по формированию полноценной коммуникативной компетенции, которая включала бы в себя не только традиционные, но новые технологические подходы к организации учебно-воспитательного процесса.
Среди средств, способствующих формированию коммуникативной компетенции, выделяют: диалог (Е. А. Белова, Т. А. Репина, Е. О. Смирнова), создание сюжетных ситуаций (И. О. Рыжкова, В. Ф. Толстова, З. Я. Футерман), организация самостоятельной деятельности (H. H. Галигузова, O. E. Смирнова), создание игровых ситуаций (Н. Е. Короткова, С. Л. Новоселова), развивающие и дидактические игры и др. [2]
Отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются, они требуют от педагогов (и в том числе от родителей ребенка) специально организованной работы по их коррекции, где одним из средств обучения и воспитания и компенсации недостатков является игра.
Согласно ФГОС дошкольного образования сегодня нужны новые формы работы, которые позволяли бы педагогам, так обучать дошкольников, чтобы они об этом даже не догадывались.Игровые обучающие ситуации (ИОС) — одна из форм совместной деятельности. Навыки игрового общения, которые будут приобретены в ИОС, дети свободно перенесут и в самостоятельную деятельность.
Для развития полноценного игрового общения педагоги могут использовать такую форму речевой работы с детьми с ОНР, как игровая обучающая ситуация, поскольку в жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра — это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.
Для развития полноценного игрового общения в нашей логопедической группе мы начали использовать такую форму речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации. Обучение игровому общению осуществляется в форме сценариев активизирующего общения.
Сценарий общения может включать разговор воспитателя с детьми: дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, игры-драматизации, занятия изобразительной деятельностью, конструированием, имитационные упражнения, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). В таких видах деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.
В сценариях активизирующего общения выделяется ряд задач, которые являются уже традиционными для методики развития речи при работе с детьми с ОНР: обогащение и активизация словаря; воспитание звуковой культуры речи; формирование грамматического строя языка ребенка; развитие связной речи.
Таким образом, игровые обучающие ситуации одновременно и параллельно решают задачу установления эмоциональных личностных контактов между детьми с ОНР. За счет расширения форм организации обучения изменяется стиль взаимоотношений педагога и детей путем подключения деятельности кооперативного типа — совместной изобразительной деятельности, конструирования, коллективной игры-драматизации, театрализованных представлений, совместных игр-фантазий. В свете новых образовательных стандартов такие подходы выступают как альтернатива традиционным фронтальным формам организации обучения дошкольников.
Ниже мы приводим варианты сценариев игровой образовательной ситуации в работе с детьми подготовительной группы с ОНР.
Конспект игровой образовательной ситуации с детьми
подготовительной группы с ОНР. «Все профессии хороши».
Задачи:
— развивать диалогическую речь детей;
— совершенствовать умение составлять небольшие рассказы о профессиях;
— учить четко отвечать на вопросы педагога;
— воспитывать умение понимать и объяснять значение пословиц и поговорок;
— учить образовывать название профессий от действий, обогащать словарный запас детей;
— продолжать работу над выразительностью речи: говорить громко, но не кричать, четко произносить слова и фразы, не спешить.
План ИОС.
- Педагог предлагает рассмотреть картинки с изображением людей различных профессий.
Проблемные вопросы:
— Что такое профессия?
— Зачем нужны профессии?
— Если бы не было, например, строителей, что бы было на земле?
— Если бы не было врачей? Учителей? Хлеборобов? Пожарников?
2. Объяснить пословицу «Труд человека кормит, а лень портит».
Вопросы:
— Почему труд кормит человека?
— Почему необходимо человеку трудиться?
— Почему лень портит человека?
3. Физкультминутка «Музыканты — это тоже профессия».
4. Беседа.
Вопросы:
— Где учат профессиям?
— Кем бы вы хотели быть, какой профессии выучиться?
— Какими профессиональными качествами должен обладать человек этой профессии?
5. Загадки о профессиях.
6. Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?»
7. Дидактическая игра «Кто что делает?»
Вопросы:
— Кто выращивает хлеб?
— Кто пишет книги?
— Кто выращивает овощи?
— Кто лечит животных?
— Кто охраняет лес? и т. д.
8. Рисование «Кто, что хочет делать?»
Конспект игровой образовательной ситуации с детьми подготовительной группы ОНР. «Чего на свете не бывает?».
Задачи:
— учить детей составлять описательный рассказ;
— развивать способность самостоятельно придумывать события;
— воспитывать умение произносить фразы с различными интонациями;
— воспитывать желание сотрудничать со сверстниками, добиваться в совместной творческой деятельности положительных результатов.
План ИОС.
- Чистоговорка «Жа-Жа-Жа — улетели три ежа».
Вопросы:
— Что удивительного в этой чистоговорке?
— Как двигаются ежи?
— Что вы знаете о ежах?
2. Дидактическая игра «Что не так?» (еж с ушами зайца и т. д.).
3. Физкультминутка «У оленя дом большой…»
4. Дидактическая игра «Что не так?» (по стихотворению Э. Успенского, стихотворение «Путаница») — Что перепутал автор этого стихотворения?
Если детям трудно, то разбор стихотворения лучше проводить по одной, по две строчки.
5. Продуктивная деятельность. Нарисовать существо, которого на свете не бывает.
6. Расскажите, что у вас получилось?
План рассказа:
— Как называется это существо?
— Опишите его, какое оно?
— Где живет?
— Чем питается?
— Какой у него характер?
— Как зовут его детенышей?
— Какие звуки это существо издает?
Литература:
- Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников, М., 1997
- Дубова, Н. В. Об особенностях навыков общения дошкольников с ОНР [Текст] / Н. В. Дубова // Логопед в детском саду, № 3, 2006. — С. 36–38.
- Дудьев, В. П. Развитие невербальных коммуникаций у дошкольников с ОНР [Текст] / В. П. Дудьев // Логопед в детском саду, № 2, 2006. — С. 16–20.
- Ельцова, О. М. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду / О. М. Ельцова, Н. Н. Горбачевская, А. Н. Терехова. — СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2005. — 192 с.
Похожие статьи
Использование наглядных опор в процессе составления рассказов детьми с общим недоразвитием речи
В статье представлены результаты исследования уровня сформированности рассказывания у детей с общим недоразвитием речи.
Формирование вопросительных высказываний у детей с общим недоразвитием речи
В статье представлены результаты исследования сформированности вопросительных высказываний у детей с общим недоразвитием речи.
Применение принципов кондуктивной педагогики в работе с детьми, страдающими сахарным диабетом
В статье авторы раскрывают применение принципов эффективной методики «кондуктивные игры» в обучении детей с сахарным диабетом.
Методы и приёмы развития мыслительных операций у старших дошкольников с ТНР
В данной статье описывается взаимосвязь мышления и речи, рассматриваются методы и приёмы развития мыслительных операций старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Использование лего-технологии в коррекции связной речи у детей с общим недоразвитием речи
В статье представлена работа по коррекции связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием лего-технологии.
Связная монологическая речь старших дошкольников с нормой развития и с тяжелыми нарушениями речи
В статье анализируется понятие «монологическая речь», рассматривается состояние связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Содержание и результаты изучения фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье рассмотрена организация изучения фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи, а также полученные результаты педагогического исследования.
Применение метода наглядного моделирования и схематизации в работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи и их родителями
В статье авторы описывают применение методов наглядного моделирования и схематизации в коррекционной педагогике в условиях дошкольного обучения.
Музыкальная терапия в работе с особым ребёнком: современные исследования
В статье рассматриваются результаты современных исследований по коррекционной работе детьми с особыми образовательными потребностями средствами музыкальной терапии.
Дифференцированный подход в работе по активизации речи неговорящих детей
В статье описывается важность применения дифференцированного подхода при работе с неговорящими детьми.
Похожие статьи
Использование наглядных опор в процессе составления рассказов детьми с общим недоразвитием речи
В статье представлены результаты исследования уровня сформированности рассказывания у детей с общим недоразвитием речи.
Формирование вопросительных высказываний у детей с общим недоразвитием речи
В статье представлены результаты исследования сформированности вопросительных высказываний у детей с общим недоразвитием речи.
Применение принципов кондуктивной педагогики в работе с детьми, страдающими сахарным диабетом
В статье авторы раскрывают применение принципов эффективной методики «кондуктивные игры» в обучении детей с сахарным диабетом.
Методы и приёмы развития мыслительных операций у старших дошкольников с ТНР
В данной статье описывается взаимосвязь мышления и речи, рассматриваются методы и приёмы развития мыслительных операций старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Использование лего-технологии в коррекции связной речи у детей с общим недоразвитием речи
В статье представлена работа по коррекции связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием лего-технологии.
Связная монологическая речь старших дошкольников с нормой развития и с тяжелыми нарушениями речи
В статье анализируется понятие «монологическая речь», рассматривается состояние связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Содержание и результаты изучения фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье рассмотрена организация изучения фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи, а также полученные результаты педагогического исследования.
Применение метода наглядного моделирования и схематизации в работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи и их родителями
В статье авторы описывают применение методов наглядного моделирования и схематизации в коррекционной педагогике в условиях дошкольного обучения.
Музыкальная терапия в работе с особым ребёнком: современные исследования
В статье рассматриваются результаты современных исследований по коррекционной работе детьми с особыми образовательными потребностями средствами музыкальной терапии.
Дифференцированный подход в работе по активизации речи неговорящих детей
В статье описывается важность применения дифференцированного подхода при работе с неговорящими детьми.