Мотивационные приемы коррекции поведения и общения детей с ограниченными возможностями здоровья
Авторы: Болковенко Ольга Антоновна, Курова Елена Сергеевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (59) декабрь 2022 г.
Дата публикации: 24.11.2022
Статья просмотрена: 52 раза
Библиографическое описание:
Болковенко, О. А. Мотивационные приемы коррекции поведения и общения детей с ограниченными возможностями здоровья / О. А. Болковенко, Е. С. Курова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 11 (59). — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/237/7812/ (дата обращения: 18.12.2024).
В статье представлены приемы, позволяющие определить алгоритм коллаборативного сопровождения ребенка с нарушением поведения и общения.
Ключевые слова: устойчивая мотивация, нарушения поведения, методы коррекции, дневничок.
Сравнительные исследования по разным направлениям развития ребёнка (интеллектуального, нравственного, физического, эстетического, по развитию игры, общения), проведённые Т. И. Пониманской, показали, что «сегодняшние дошкольники заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее» [5]. Но все больше встречаются дети с отклонениями в поведении: одним совершенно не знакомо состояние покоя, сосредоточенности, другие, напротив, могут часами играть в одиночестве, говорить тихо, избегать контактов со сверстниками и взрослыми. В таких случаях поведение характеризуется как отклоняющееся, неконструктивное».
По мнению психологов С. Г. Якобсон и В. Г. Щур «нарушения поведения — причина многих трудностей в воспитании ребенка. Они существенно сдерживают приобретение им навыков общения, служат источником непонимания, неприятия со стороны окружающих, оказывают разрушающее воздействие на его здоровье. Жизнь такого ребенка протекает в обстановке сплошных конфликтов, многочисленных упреков, порицаний. Он слышит бесконечные требования вести себя «хорошо», «правильно», как полагается». Нередко к нему применяют моральные и физические наказания. Все это не только не способствует исправлению поведения, но еще больше ухудшает его, и в конечном счете может привести к искаженному развитию личности» [8].
«Нарушение поведения (от лат. deviatio — отключение) — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе», считает Э. Дюркгейм [6].
Типичными формами неконструктивного поведения дошкольников, как правило, являются:
Импульсивное поведение складывается из поступков ребенка, которые он совершает по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств, сильного впечатления, не взвешивая все «за» и «против».
Конформное поведение означает, что детям, свойственна повышенная склонность следовать чужому мнению или стилю поведения. Признаками такого поведения будет стремление ребенка к демонстрации своей индивидуальности, кривляние и капризы, а также вычурность действий и поведения в целом.
Формы протестного поведения детей — это негативизм, упрямство, строптивость.
Агрессивным поведением называют целенаправленное разрушительное поведение. Реализуя агрессивное поведение, ребенок причиняет физический ущерб людям и вызывает у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, стояние психической напряженности, подавленное страх и др.).
Недисциплинированное поведение детей может быть следствием неблагоприятного воздействия как внешних, так и внутренних факторов, также их сочетания. Любое нарушение поведения может быть квалифицировано как симптоматическое.
Таким образом , типичными формами нарушений поведения в старшем дошкольном возрасте являются: импульсивное поведение, а также демонстративное, протестное, агрессивное, конформное, недисциплинированное и симптоматическое поведение, в возникновении которых определяющими факторами являются условия обучения и развития, стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, особенности семейного воспитания и др.
В научной литературе классифицировано определение целей нарушения дисциплины ребенком-дошкольником: « привлечение внимания — чтобы получить особое внимание взрослого и все время быть в центре внимания, власть — чтобы быть главными и установить свою власть над другими участниками взаимодействия, месть — чтобы мстить за реальную или вымышленную обиду кому-то из взрослых, детей или всему миру, который «так несправедлив к ним», избегание неудачи — страх поражения, неудачи, не удовлетворения требованиям педагога, родителей или своим собственным чрезмерно завышенным требованиям» [7].
Эта классификация не ставит диагнозов. Зато она четко направлена на выбор воспитательной стратегии, на будущее. Определение мотива не ставит на ребенке «крест», скорее, обозначает условия роста.
Хороший педагог принимает ребенка всерьез, регулярно и «плотно» им занимается, а следовательно, дает ему то, что нужно для предупреждения патологической формы развития его личности.
При нарушениях поведения дошкольников необходимо проводить коррекцию их поведения. На современном этапе выделяют систему специфических и неспецифических методов коррекции, которые направлены на устранение недостатков и формированию относительно устойчивого произвольного поведения.
Неспецифические методы коррекции поведения можно разделить на две группы: методы изменения деятельности детей и методы изменения отношения к ребенку.
Первая группа — методы изменения деятельности детей: введение новых видов деятельности. Прежде всего, это те виды деятельности, которые прежде либо отсутствовали в опыте ребенка, либо были представлены недостаточно полно. Например, художественно-творческая деятельность в различных видах искусства: арт-терапия, музыкотерапия (музыкальное сочинительство, музыкальные импровизации, слушание музыки, ритмические движения под музыку), библиотерапия, рисование, рисуночная терапия , куклотерапия.
Вторая группа методов коррекции поведения детей — методы изменения отношения к ребенку: личный мир взрослого и сверстника; игнорирование поведения ребенка; «разрешение» на поведение; изменение статуса ребенка в коллективе; поощрение или педагогическая поддержка.
Специфические методы коррекции неконструктивного поведения — это упражнение и наказание.
Любой родитель, педагог знают, что едва ли не самое сложное во взаимоотношениях с ребенком — не заставить, а мотивировать его сделать что-то.
Любая система мотивации работает тогда, когда существует устойчивая мотивационная цепь: я стараюсь => у меня получается => есть приятный мне результат => я стараюсь…
Любое размыкание этой цепи ведет к тому, что мотивация не работает. Что же поможет всем заинтересованным субъектам в коррекции поведения и общения ребенка удержать целостность мотивационной цепи? Решить эту задачу можно по-разному. Одним из таких путей является разработка дневничка «Мой успех». Это прекрасная технология совместного наблюдения за ребёнком, когда мы имеем дело с нарушениями поведения. Подходит для ведения воспитателем, родителем или другим педагогом.Она настолько же проста, насколько эффективна.
Коллаборативное сопровождение в данной методической разработке — это такой подход, в рамках которого деятельность построена на тесном взаимодействии между воспитанником, педагогами (учителем-логопедом, учителем-дефектологом, воспитателем) и родителями. Позитивность этой технологии заключается в создании атмосферы, позволяющей личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе деятельности. Цель ее в ежедневной фиксации наблюдений за тем, как ведёт себя ребёнок на занятиях, на прогулке, за столом и т. д.
Опыт сотрудничества с родителями позволяет говорить о том, что «у детей, склонных к непослушанию в детском саду, зачастую и дома бывают поведенческие сбои. Поэтому помощь родителей в ведении подобного дневничка будет неоценима, тогда и родитель сможет оценить динамику своих педагогических воздействий.
Но самое удивительное в этой технологии то, что уже на первых порах её внедрения, осуществляя более внимательное отношение к ребёнку, всего лишь ведя записи, можно заметить, что он меняется. А «проблемные» дети, как правило, в этом и нуждаются в первую очередь — в чутком и внимательном отношении. Не всегда это происходит, но эти первые шаги запускают процесс изменений, вне всяких сомнений» [4].
Для родителей и педагогов дневничок «Мой успех» замечательный тренажёр оценочного восприятия ребёнка. Это простой и удобный инструмент.
С помощью дневничка ребенку предоставляется возможность визуально фиксировать, констатировать свои успехи, тем самым понимать и определять уровень своих возможностей и целей.
Проиллюстрируем это на рис. 1
Рис. 1.
Дневничок «Мой успех» позволил педагогическому коллективу МАДОУ «Синеглазка» определить алгоритм коллаборативного сопровождения ребенка с нарушением поведения и общения: забота, совместная деятельность, маленькие поощрения, наше одобрение и неодобрение, парадоксальные награды, поддержка внутренней мотивации, коллективная и семейная мотивация, справедливость, планирование будущего.
Литература:
- Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб.: Союз, 1999.
- Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка? М.: Просвещение, 1993.
- Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка.– М.: Инфра — М, 1997.
- Дневник поведения — интернет ресурс — код доступа – https://www.b17.ru/article/333684/ -2021.
- Коррекция поведенческих отклонений детей дошкольного возраста — интернет ресурс — код доступа – https://www.defectologiya.pro/zhurnal/korrekcziya — 2014.
- Организация работы с дошкольниками, имеющими нарушения поведения — интернет ресурс — код доступа –https://урок.рф/library/organizatciya_raboti_s_doshkolnikami_imeyushimi_narush_105353.html — 2019.
- Поведенческие проявления нарушений развития личности. Диагностика мотивов «плохого» поведения: метод, принципы и технология — интернет ресурс — код доступа — https://dob.1sept.ru/view_article.php?ID=200901813 — 2009.
- «Преодоление агрессивности детей на занятиях физкультуры» — интернет ресурс — код доступа — https://infourok.ru/preodolenie-agressivnosti-dete... — 2020.
Ключевые слова
устойчивая мотивация, нарушения поведения, методы коррекции, дневничокПохожие статьи
Психолого-педагогическая коррекция гиперактивности в младшем школьном возрасте
В статье рассматриваются проблема коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста, формирование у них произвольности и навыков самоконтроля. Предлагаются психолого-педагогические приемы, направленные на построение эффективного взаимодей...
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Рассматриваются проблемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми речи. Предложены практические методы работы с детьми, направленные на формирование коммуникативных навыков. Авторы основываются на требованиях Федеральной образовател...
Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра: стратегии помощи
В статье рассказывается о приемах коррекционно-развивающей работы, позволяющих стимулировать сенсорные качества у детей с расстройством аутистического спектра.
Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ
Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в пра...
Коррекция расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье описывается опыт коррекции расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения с использованием методов специальной психологии и педагогики. Приводятся данные сравнительного анализа реализации корригирующей программы.
Гиперактивность у детей дошкольного возраста: причины и признаки дефицита внимания (СДВГ), рекомендации для педагогов и родителей.
В статье обсуждается проблема синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ), который встречается у 1 из 20 современных детей. Рассматривается вопрос поиска эффективных средств и условий для психосоциальной коррекции эмоционально-волевой...
Особенности социальной адаптации лиц с сенсорными, ментальными и поведенческими нарушениями
В статье автор рассматривает каналы социальной адаптации детей и подростков. Поднимает вопросы важности программ реабилитации и социальной поддержки.
Система коррекционно-логопедической работы по стимуляции речевого развития детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития с использованием кинезиологических приемов
В статье описаны этапы и направления работы детьми четвертого года жизни с задержкой речевого развития как с помощью традиционных средств, так и с применением кинологических упражнений.
Психолого-педагогическая подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению посредством использования элементов сказкотерапии
В статье авторы пытаются раскрыть особенности и подходы при подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению.
Похожие статьи
Психолого-педагогическая коррекция гиперактивности в младшем школьном возрасте
В статье рассматриваются проблема коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста, формирование у них произвольности и навыков самоконтроля. Предлагаются психолого-педагогические приемы, направленные на построение эффективного взаимодей...
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Рассматриваются проблемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми речи. Предложены практические методы работы с детьми, направленные на формирование коммуникативных навыков. Авторы основываются на требованиях Федеральной образовател...
Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра: стратегии помощи
В статье рассказывается о приемах коррекционно-развивающей работы, позволяющих стимулировать сенсорные качества у детей с расстройством аутистического спектра.
Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ
Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в пра...
Коррекция расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье описывается опыт коррекции расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения с использованием методов специальной психологии и педагогики. Приводятся данные сравнительного анализа реализации корригирующей программы.
Гиперактивность у детей дошкольного возраста: причины и признаки дефицита внимания (СДВГ), рекомендации для педагогов и родителей.
В статье обсуждается проблема синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ), который встречается у 1 из 20 современных детей. Рассматривается вопрос поиска эффективных средств и условий для психосоциальной коррекции эмоционально-волевой...
Особенности социальной адаптации лиц с сенсорными, ментальными и поведенческими нарушениями
В статье автор рассматривает каналы социальной адаптации детей и подростков. Поднимает вопросы важности программ реабилитации и социальной поддержки.
Система коррекционно-логопедической работы по стимуляции речевого развития детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития с использованием кинезиологических приемов
В статье описаны этапы и направления работы детьми четвертого года жизни с задержкой речевого развития как с помощью традиционных средств, так и с применением кинологических упражнений.
Психолого-педагогическая подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению посредством использования элементов сказкотерапии
В статье авторы пытаются раскрыть особенности и подходы при подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению.