Междисциплинарный подход к сопровождению семей в рамках службы ранней помощи
Автор: Ахадова Зоя Эдуардовна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (59) декабрь 2022 г.
Дата публикации: 01.12.2022
Статья просмотрена: 560 раз
Библиографическое описание:
Ахадова, З. Э. Междисциплинарный подход к сопровождению семей в рамках службы ранней помощи / З. Э. Ахадова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 11 (59). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/237/7836/ (дата обращения: 16.11.2024).
Статья посвящена проблемам комплексного междисциплинарного взаимодействия специалистов службы ранней помощи и семьи, воспитывающей детей младенческого и раннего возраста с различными нарушениями; освещает характерные особенности комплексной деятельности педагогов, указывает на важность индивидуального подхода в работе с каждой конкретной семьей.
Отмечается приоритетная роль семьи в социализации ребенка и значимость формирования у родителей воспитательных компетенций; делается акцент на необходимости раннего психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей младенческого и раннего возраста с различными проблемами в развитии.
Ключевые слова: ранняя помощь, сопровождение семьи, взаимодействие специалистов СРП с семьей, служба ранней помощи, дети младенческого и раннего возраста с отклонениями в развитии.
Рождение ребенка с особенностями развития практически всегда сопряжено с определенными сложностями для всей семьи.
Крайне важно сохранить привычный уклад семьи, создать такие условия, чтобы малыш и его родители были органично окружены заботой и вниманием. В этот непростой период семье необходима в первую очередь консультативная психолого-педагогическая помощь, специалисты, готовые выслушать, направить, оказать моральную поддержку. Одним из актуальных направлений психолого-педагогического сопровождения семьи является оказание помощи семьям, имеющим детей младенческого и раннего возраста с отклонениями в развитии. Ранняя комплексная помощь представляет собой широкий спектр долгосрочных (от рождения до 3 лет, а в некоторых случаях и дольше) психолого-педагогических и медико-социальных услуг, ориентированных на семью в целом, использующих индивидуальный подход в каждом конкретном случае и осуществляемый согласованной работой специалистов разного профиля [6].
Современными отечественными и зарубежными исследователями выявлено, что в результате рождения ребенка с каким-либо отклонениями в развитии происходит искажение нормального взаимодействия как внутри семьи, так и в окружающем ее социуме; многие родители оказываются не в состоянии справиться самостоятельно с возникшей психологической нагрузкой. И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева указывают на существенные преобразования в жизни семей, в которых появился ребенок с отклонениями в развитии, а также обращают внимание на то, что эти негативные изменения обнаруживаются на всех уровнях: социальном, психологическом, соматическом [4]. Нужно использовать всевозможные способы, чтобы помочь семьям интегрироваться в общество с минимальными потерями, принимая в внимание ее особую травмированность и зачастую потерю социальных ориентиров. Помимо этого, необходимо обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи; а также оказание родителям психотерапевтической помощи в удобном для них формате [2].
Значимость оказания специальной психологической помощи семьям, воспитывающих детей младенческого и раннего возраста с различными нарушениями в развитии, обусловлено наличием большого количества различных проблем, с которыми этим семьям приходится сталкиваться практически постоянно. Такое психологическое негативное воздействие тормозит в конечном итоге развитие ребенка, чутко ощущающего эмоциональный настрой матери, и снижает ресурсы семьи к его абилитации. В первую очередь психологическая помощь родителям и членам семьи важна для того, чтобы была возможность создать в домашних условиях благоприятную и эмоционально положительную коррекционно-развивающую среду для ребенка. Данная задача требует от родителей ощутимого уровня готовности взять на себя большую часть ответственности за развитие и функционирование ребенка в семье, достаточных родительских компетенций, способствующих пониманию его потребностей и принятию особенностей и возможностей, владения практическими навыками, позволяющими методически грамотно взаимодействовать с ребенком и правильно его воспитывать [8].
В 2022 г. при ГБУ КРОЦ г. Москвы были открыты отделения службы ранней помощи. Наиболее значимая часть работы специалистов этой службы — регулярное сопровождение семьи, имеющей детей младенческого и раннего возраста с различными нарушениями в развитии, риском нарушений, семей, входящих в группу риска (социально незащищенных) и успешное взаимодействие и сотрудничество с родителями от рождения малыша до достижения ребенком 3 лет 11 месяцев.
Первичная консультация является комплексным междисциплинарным обследованием ребенка, выявлением запроса родителей и особенностей внутрисемейного взаимодействия, установлением целей и задач, первоначально ориентируясь на пожелания родителей. В первичной консультации, помимо дефектолога, логопеда, психолога, при необходимости принимают участие специалисты медицинского блока-педиатры, неврологи, специалисты по лечебной физкультуре. На каждого ребенка составляется индивидуальная программа развития с учетом обращений и пожеланий родителей по всем областям его функционирования в семье, пересматриваемая не реже 1 раза в 3 месяца в виду того, что младенческий и ранний возраст является наиболее ответственным периодом в жизни ребенка. На этом этапе развития у детей происходит интенсивное формирование основных психических функций, ориентировочно-исследовательской активности [5].
Цель программ раннего вмешательства — отвечать на запросы семей относительно их детей, возможностей и потребностей развития и обучения. Службы ранней помощи применяют семейно-центрированные программы- вся деятельность и рекомендации специалистов направлены на поддержку конкретной семьи и усиление способностей семьи обеспечить наилучший вариант развития и обучения их ребенка. Специалисты выстраивают программу в каждом конкретном случае, учитывая культуру, запрос, предпочтения, приоритеты и ресурсы семьи [7].
Каждый педагог на встречах, которые представляют собой сложный комплекс психологических и дефектологических мер, направленных на психологическую поддержку и помощь семье в целом, учит родителей адекватному общению и взаимодействию с ребенком, вместе с родителем ставит значимые на конкретный момент цели, выявляет пути решения некоторых насущных проблем, выделяет задачи на ближайшее время.
Требуется постоянная работа специалистов для активного вовлечения родителей в грамотно выстроенный воспитательный процесс. Необходимо помочь родителям осознать, что именно в совместной бытовой рутинной деятельности осуществляется социальное и познавательное, а затем и речевое развитие ребенка, и именно семья в первую очередь является главным педагогом для малыша.
Актуальными запросами родителей являются такие, как:
— развитие речи ребенка;
— приучение к режимным моментам;
— развитие навыков самообслуживания (приучение к туалету, самостоятельный прием пищи, переодевание);
— развитие игрового взаимодействия со взрослым;
— функционирование ребенка в естественных жизненных ситуациях в семье.
Вместе с тем отмечается, что большинство родителей, обратившиеся в службу ранней помощи, в качестве основного запроса обозначают моторную неловкость или, к примеру, отсутствие речи у ребенка, часто, в силу незнания нормативов развития детей младенческого и раннего возраста, не уделяя достаточно внимания особенностям поведения, состоянию эмоциональной сферы, развитию ориентировочно-познавательной деятельности или даже ярко выраженным коммуникативным проблемам.
В ходе работы с семьей педагоги помогают родителям осознать и принять особенности развития ребенка, выстроить единую линию поведения в семье по отношению к нему, научиться ставить цели и задачи адекватно его возрасту и психофизическим особенностям.
Огромную роль работы по сопровождению семьи играет повышение родительской компетентности, обучение родителей в естественных ситуациях и привычном для них укладе сформировать правильные паттерны поведения и взаимодействия, научить их некоторым приемам абилитационной работы с ребенком в двигательном, познавательном, речевом аспекте. Развитие детей зависит в основном от родителей и их умения помочь ребенку адаптироваться, т. е. приспособиться к новым условиям [1,3]. Родители обучаются, принимая во внимание особенности и возможности своего ребенка:
— формировать у него комплекс оживления, положительную эмоциональную реакцию на близкого взрослого;
— использовать в общении невербальные средства (улыбка, взгляд, мимические реакции), которыми очень многие поначалу пренебрегают, и вербальные (стимулировать ребенка произносить эмоционально-слоговые цепочки, звукоподражания, слова, короткие фразы) для формирования доречевого и раннего речевого развития;
— выстраивать в дальнейшем игру таким образом, чтобы суметь развить у ребенка манипулятивную и предметную деятельность;
— формировать правильные двигательные паттерны и закреплять их в домашних условиях с применением стимулирующих материалов;
— при необходимости изменить модель своего поведения по отношению к ребенку и вносить корректировки в закрепившиеся патологические стереотипы в простых ежедневных ситуациях, таких, как принятие пищи, проведение гигиенических процедур, выстраивание режима сна и модели поведения дома, на прогулке, в социуме.
Каждый из специалистов (логопед, дефектолог, психолог) во время встреч оказывает обучающую и консультативную помощь по всем аспектам функционирования ребенка в семье, при этом для уточнения и решения некоторых особо сложных вопросов привлекаются и другие сотрудники службы ранней помощи: таким образом, на одной встрече может принимать участие до 3 специалистов педагогического и медицинского профиля.
Для наиболее полного и успешного сотрудничества кроме очных встреч проводятся дополнительные дистанционные консультирования, на которых обсуждаются различные вопросы, возникающие между очными сессиями, а в особых случаях осуществляется выездное домашнее консультирование.
Помимо вариативности встреч важно отметить, что среди методов дистанционной работы специалистами рекомендуется:
— видеозапись ребенка в домашней обстановке в различных видах деятельности: игровой, режимной, в моменты общения и так далее, в зависимости от потребности семьи, для дальнейшего обсуждения;
— ведение родителями дневника наблюдений: фиксирование изменений в поведении и развитии, момент появления качественно новых навыков;
— непрерывная поддержка специалистов семьи в различных социальных ситуациях (при определении ребенка в группу кратковременного пребывания, детский сад, появлении нового члена семьи и т. д).
Такие формы помощи семьям, имеющим детей младенческого и раннего возраста с нарушениями в развитии, дают возможность наиболее полно охватить все составляющие жизнедеятельности ребенка, как можно раньше (с момента обращения) начать оказывать комплексную поддержку практически во всех видах функционирования семьи и ребенка, при необходимости привлечь узких специалистов или вовремя скорректировать индивидуальную программу развития малыша для наиболее успешной адаптации семьи в целом.
Литература:
- Джонсон Мартин Н. М., Дженс К. Г. Аттермиер С. М., Хаккер Б. Дж. Д. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями/Под. ред. Н. Ю. Барановой. — СПб.: Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2004. — 336 с.
- Как развивается ваш малыш?: пособие для родителей / Е. Р. Баенская, О. Е. Громова, Ю. Ю. Коваленко и др.; под ред. Ю. А. Разенковой. — М.: Просвещение, 2008. — 80 с.
- Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет/Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др, —4-е изд, перераб.— М.: Просвещение, 2001.— 253 с.
- Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. –– М.: Просвещение, 2008. — 239 с.
- Особенности развития речи детей раннего возраста Лазуренко С. Б., Масленникова В. А. Журнал Дошкольное воспитание № 7/2011., С.-86–92.
- Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям / О. Г.Приходько, О. В. Югова; АНО «Совет по вопросам управления и развития». — Москва: ООО «Деловые и юридические услуги “ЛексПраксис”», 2015. — С.145
- Стандартные требования к организации деятельности службы раннего вмешательства./ Аксенова О. Ж., Баранова Н. Ю., Емец М. М., Самарина Л. В. — Санкт-Петербург, 2012 г. — 54 с.
- Ткачева В. В. Система психологической помощи семьям, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Автореф. дисс. …докт. пед. наук. — М., 2005.-46 с.
Ключевые слова
ранняя помощь, служба ранней помощи, сопровождение семьи, взаимодействие специалистов СРП с семьей, дети младенческого и раннего возраста с отклонениями в развитииПохожие статьи
Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в условиях центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)
Для семьи, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями, наиболее важным являются следующие функции: коррекционно-развивающая, реабилитационная и компенсирующая, цель которых — восстановление психофизического, а также социального ста...
Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Данная работа посвящена исследованию особенностей психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. В работе проведен анализ научной литературы, экспертный опрос, наблю...
Социализация детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи
В статье рассматриваются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Предлагаются два основных направления работы с родителями: информационного плана и обучающего характера.
Психологическое сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования
В статье показаны важные аспекты работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательном пространстве, основанные на федеральном образовательном стандарте.
Система психолого-педагогического сопровождения детей группы риска в условиях общеобразовательной организации
В статье рассматривается проблема профилактики детей группы риска в общеобразовательном учреждении как система психолого-педагогического сопровождения детей данной категории. Рассматриваются основные этапы работы педагога-психолога с детьми «группы р...
Современные проблемы педагогического взаимодействия классного руководителя с родителями учеников начальной школы
В статье описаны некоторые формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся начальных классов. В условиях растущего материального и социального расслоения общества работе с семьей следует придавать особое значение. Признание приорит...
Организация консультативной работы педагога-психолога с родителями дошкольников
В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения компетенции родителей. Представлено исследование эмоционально-психологических особенностей членов семьи, стили и методы воспитания. Отражены основные аспекты д...
Проектирование программ психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, в условиях инклюзивного подхода в образовании
В статье рассматривается актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в условии инклюзивного подхода в образовании. Дается понятие определениям психолого-пе...
Вариативные формы дошкольного образования как ресурс поддержки семьи с детьми раннего возраста
В статье рассматриваются виды и вариативные формы дошкольного образования для детей раннего возраста, особенности их деятельности для решения социальных задач. Раскрывается важность их применения в работе с детьми раннего возраста для решения проблем...
Проблемы преемственности коррекционно-развивающего обучения начальной и основной общей школы и пути их решения
В настоящее время организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушением психофизического развития — одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем.
Похожие статьи
Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в условиях центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)
Для семьи, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями, наиболее важным являются следующие функции: коррекционно-развивающая, реабилитационная и компенсирующая, цель которых — восстановление психофизического, а также социального ста...
Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Данная работа посвящена исследованию особенностей психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. В работе проведен анализ научной литературы, экспертный опрос, наблю...
Социализация детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи
В статье рассматриваются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Предлагаются два основных направления работы с родителями: информационного плана и обучающего характера.
Психологическое сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования
В статье показаны важные аспекты работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательном пространстве, основанные на федеральном образовательном стандарте.
Система психолого-педагогического сопровождения детей группы риска в условиях общеобразовательной организации
В статье рассматривается проблема профилактики детей группы риска в общеобразовательном учреждении как система психолого-педагогического сопровождения детей данной категории. Рассматриваются основные этапы работы педагога-психолога с детьми «группы р...
Современные проблемы педагогического взаимодействия классного руководителя с родителями учеников начальной школы
В статье описаны некоторые формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся начальных классов. В условиях растущего материального и социального расслоения общества работе с семьей следует придавать особое значение. Признание приорит...
Организация консультативной работы педагога-психолога с родителями дошкольников
В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения компетенции родителей. Представлено исследование эмоционально-психологических особенностей членов семьи, стили и методы воспитания. Отражены основные аспекты д...
Проектирование программ психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, в условиях инклюзивного подхода в образовании
В статье рассматривается актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в условии инклюзивного подхода в образовании. Дается понятие определениям психолого-пе...
Вариативные формы дошкольного образования как ресурс поддержки семьи с детьми раннего возраста
В статье рассматриваются виды и вариативные формы дошкольного образования для детей раннего возраста, особенности их деятельности для решения социальных задач. Раскрывается важность их применения в работе с детьми раннего возраста для решения проблем...
Проблемы преемственности коррекционно-развивающего обучения начальной и основной общей школы и пути их решения
В настоящее время организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушением психофизического развития — одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем.