Роль мультфильмов в воспитательном процессе детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (59) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 01.12.2022

Статья просмотрена: 421 раз

Библиографическое описание:

Потапова, Г. Я. Роль мультфильмов в воспитательном процессе детей дошкольного возраста / Г. Я. Потапова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 11 (59). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/237/7847/ (дата обращения: 20.12.2024).



Исследования в области педагогической деятельности показали, что дошкольный возраст является периодом активного познания мира и социализации с различными его сферами: обществом, окружающей природы, предметным миром; а также формируются задатки моральных качеств, прививаются культурные и нравственные ценности.

По определению ФГОС на завершающих этапах дошкольного воспитания и образования ребенок должен обладать рядом качеств и умений: способностью соблюдать требования личной гигиены и основы безопасной жизнедеятельности, понимать социальные нормы и следовать им в общении с взрослыми и сверстниками, проявлять волевые качества, уметь адекватно выражать свои эмоции и чувства, проявлять сопереживание к другим, оказывать взаимопомощь, стараться самостоятельно разрешить мелкие конфликты и заводить гармоничные дружественные отношения. Таким образом, актуальным стал вопрос, какие доступные и интересные для современного ребенка средства использовать для достижения наибольших результатов в данном направлении.

В современном мире информационных технологий средства массовой коммуникации стали увлекательной обыденностью. Но это не только способ проводить время, но и хорошее средство воспитания, так как из медиасредств ребенок черпает для себя знания и умения, привычки и взгляды на жизнь. Для дошкольников самым подходящим средством являются мультфильмы.

Мультфильмы содержат в себе огромное множество педагогических возможностей:

— расширяют кругозор, знакомят с новыми явлениями, словами, понятиями;

— развивают эстетику, вкус, понятие красоты, а также чувство юмора;

— показывают взаимосвязь поступков и результата, формируют оценочное отношение к миру и поступкам других людей;

— демонстрируют примеры поведения, которому учатся дети, подражая любимым героям;

— развивают фантазию детей, стремление находить различные выходы из ситуаций;

— помогают развить и реализовать эмоции детей, ведь сопереживая героям, дети расширяют свой эмоциональный диапазон, формируют картину мира, учатся отличать добро и зло.

Психика человека устроена так, что мы бессознательно подражаем тому, кто нам нравится. Для детей подражательное поведение — способ «примерить» на себя различные роли, копируя их с окружающих людей или героев. Таким образом ребенок вырабатывает для себя модель поведения в обществе.

Но далеко не во всех мультфильмах заложены воспитательные мотивы. Сейчас наиболее популярны зарубежные мультики, которые кардинально отличаются от отечественных, а в особенности от советских. Здесь наиболее ярко отражены различия в общей картине мира, привычной в социуме разных стран. В советских мультфильмах отражена гармоничная, православная картина мира, в которой, не смотря на присутствие зла, главенствует добро. А на примере отрицательных персонажей детям показывается пример перевоспитания героя, который легко проходит под влиянием добрых персонажей. В зарубежных же мультиках мир буквально пропитан злом и уничтожается оно, как правило, физически.

Мышление ребенка наглядно-образное, поэтому для разбора различных ситуаций жанр мультфильма подходит идеально, так как сочетает в себе и звук, и картинку, задействует сразу два органа восприятия — зрительный и слуховой. Но чтобы мультфильм принес наивысший результат в педагогическом воспитании важно проводить беседы с ребенком после просмотра, обсуждать увиденное и разбирать сложные ситуации. Если родители находят время обсудить с ребенком мультик, поговорить о персонажах, нарисовать их, слепить из пластилина или спеть полюбившуюся песню, то польза мультика выходит за рамки обучения ребенка. Общение с родителями на любимые темы позволяет сблизиться, а взрослым больше узнать о своем ребенке, его пристрастиях и увлечениях.

Добрый и познавательный мультфильм — это не только источник знаний, но и прекрасный способ развития фантазии. Перенимая образы, дети часто играют, представляя себя любимыми героями, или придумывая для них новые ситуации. Герои мультиков имеют некий авторитет, к которому ребенок неосознанно стремится, желая быть таким же сильным, добрым, смелым или умным, правильно поступать и помогать другим.

Заложенные в мультфильм знания и уроки для детей доступны и понятны для восприятия, и обучение в таком ключе не вызывает у детей негативных эмоций, связанных со сложными заданиями.

Созданные в России мультики специально разработаны для детей и их хрупкой психики, которой важно не навредить в столь юном возрасте. Произведения мультипликационного жанра должны показывать, что добро всегда победит.

Итак, роль мультфильмов в воспитании ребенка:

  1. Нравственное воспитание.

Просматривая мультики, ребенок находит для себя персонажей, с которыми себя ассоциирует, и перенимает их модели поведения. Таким способом он учиться действовать, видеть результат своих поступков и добиваться цели. В «советских» мультиках заложена программа воспитания нравственного человека, путем сопереживания героям. На примере персонажей мультики поясняют, что есть добро и зло, учат помогать беззащитным и слабым, тем, кто попал в беду, с добротой относиться к родным и близким, уважать старших, беречь природу. Со злом в таких мультиках борются не силой, а хитростью и красноречием.

  1. Воспитание эстетического вкуса.

Красота и разнообразие природы часто воспевается в Российских мультиках, а герои учат хранить её и беречь. При хорошем отношении к природе она одаривает героев вкусными овощами и фруктами, чудесными цветами другими дарами. Благодаря этому дети учатся ухаживать за растениями, помогать животным и птицам.

После просмотра мультика важно проводить обобщение, беседуя с ребенком о поступках героев, обращая внимание на изображение природы и музыку.

  1. Трудовое воспитание.

Персонажи мультипликационных картин зачастую высмеивают или наказывают лентяев, которые впоследствии понимают, что труд — важное и полезное занятие. Дети учатся помогать родителям в их повседневных делах, друзьям в течение дня или в сложных ситуациях, принимать и предлагать свою помощь.

Однако моральные нормы и фильтры того, что поступает сейчас на экраны телевизоров и компьютеров кардинально разнятся с прошлым. Если раньше мультфильмы несли только доброе и светлое, то сейчас психологи и педагоги бьют тревогу, ведь на экранах детей зачастую оказываются картины, которые не только не несут в себе познавательного посыла, но и вредят детской психике.

Делая вывод из всего сказанного, хочется отметить, что следует тщательно фильтровать контент, достигающий глаз и ушей ребенка, и тогда от просмотра мультиков будет одна только польза.

Литература:

  1. Гундарева И. О последствиях восприятия телевизионной информации.// Восп. шк. — 2005. — № 9. — С.45–54.
  2. Башова М. В. Педагогика и практическая психология: учебное пособие. — Ростов-на-Дону.: Феникс, 2000. — 416 с.
Задать вопрос