Конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками второй младшей группы на тему: «Наши помощники — органы чувств» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (4) март 2016 г.

Дата публикации: 02.02.2016

Статья просмотрена: 2120 раз

Библиографическое описание:

Маурина, С. Ю. Конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками второй младшей группы на тему: «Наши помощники — органы чувств» / С. Ю. Маурина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1 (4). — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/24/676/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

Задачи:

  1.              Закрепить представления дошкольников об органах чувств и их назначении, уточнить с помощью опытов, для чего нужен тот или иной орган чувств;
  2.              Тренировать способность приобретать знания путем наблюдения и экспериментирования;
  3.              Способствовать развитию мышления, речи, внимания;
  4.              Способствовать формированию осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям;
  5.              Воспитывать бережное отношение к органам чувств, потребность в уходе за ними.

Способы:

                   Сюрпризный момент;

                   Беседа;

                   Экспериментирование;

                   Гимнастика для глаз «Качели»;

                   Физкультминутка «Если хочешь быть здоров»;

                   Подвижная игра «Угадай, кто позвал»;

                   Рефлексия.

Средства: игрушка Лунтик, иллюстрация «Органы чувств», мячик, книга, «чудесный мешочек», резиновые игрушки (заяц, волк, собака, кошка, попугай), «коробочки с запахами» (в них проделаны небольшие отверстия, чтобы уловить запах), кусочки фруктов (яблоко, груша, лимон), шоколада, морковки, лука, чеснока.

Предварительная работа:

                   Беседы «Что для чего», «Как ухаживать за носом», «Как ухаживать за глазами»;

                   Дидактические игры «Валеология, или здоровый малыш: здоровые уши, хорошее зрение», «Какой инструмент звучит», «Определи состояние предмета»;

                   Игровые ситуации «Кукла Маша на приеме у глазного врача», «У зайки ушко разболелось»;

                   Чтение художественной литературы: Э. Мошковская «Мой замечательный нос», «Шум», С. Капутикян «Ротик», Н. Кнушевицкая «Глаза»;

                   Загадывание загадок об органах чувств;

                   Рассматривание иллюстраций в альбоме «Органы чувств человека»;

                   Просмотр мультфильмов «О здоровье глаз», «Уши для Ушарика».

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

Сюрпризный момент.

Дети сидят на стульчиках полукругом. В гости к ребятам приходит Лунтик. Он показывает иллюстрацию «Органы чувств», спрашивает, знают ли дети что это такое и просит рассказать, для чего они нужны человеку.

http://biofile.ru/pic/sj-01-17.jpg

 

— Ребята, давайте вспомним, зачем нам нужны глазки, язычок, носик, ушки и руки, и расскажем об этом Лунтику.

Экспериментирование «Что умеют наши глазки».

— Закройте глазки ладошками и не открывайте, пока я не скажу. Скажите, что я делаю? (В это время воспитатель подбрасывает мячик, дети затрудняются ответить). Не открывайте глазки. А сейчас, что я делаю? (Воспитатель листает книгу, дети снова затрудняются ответить). Ребята, откройте глазки. Почему же вы молчали?

— Мы не видели. Глаза были закрыты.

— Вот что я делала. Сначала я играла с мячиком, а затем пролистала странички в книге. (Воспитатель повторяет свои действия).

Дидактическая игра «Угадай, чего не стало». На столе стоят резиновые игрушки (заяц, волк, собака, кошка, попугай). По команде воспитателя: «1, 2, 3 — не смотри!» дети закрывают глаза, воспитатель прячет одну из игрушек. После команды «1, 2, 3 — смотри!» дети называют, какой игрушки не стало. Игра повторяется 2–3 раза.

Какой помощник помог нам узнать, какой игрушки не стало?

— Глаза.

Дети делают вывод, что глаза нужны человеку, чтобы видеть.

— Ребята, расскажите, пожалуйста, Лунтику, что нужно делать, чтобы глазки были здоровыми?

— Нужно делать гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз «Качели»

Есть качели на лугу: вверх-вниз, вверх-вниз (посмотреть глазами вверх, вниз),

Я качаться побегу: вверх-вниз, вверх-вниз (посмотреть вверх, вниз).

Экспериментирование «Угадай по запаху». Дети подходят к столу, на котором стоят разноцветные коробочки с запахами (в них лежат кусочки лимона, лука и чеснока).

Давайте поиграем с вами в игру «Угадай по запаху». Лунтик принес нам маленькие разноцветные коробочки, в которые что-то положил. Как же мы узнаем, что там лежит?

Дети предлагают понюхать «коробочки с запахами» и выясняют, что внутри лежат лук, чеснок и лимон.

Лунтик: Правильно, ребята! Внутри этих коробочек я спрятал лук, чеснок и лимон! Вы молодцы, все правильно назвали.

— Так зачем же нам нос?

— Нос нужен, чтобы дышать и чувствовать запах.

Экспериментирование «Угадай по вкусу». Воспитатель завязывает нескольким детям глаза платком и дает попробовать им кусочки яблока, груши, шоколада и моркови. Лунтик спрашивает, что попробовал каждый ребёнок, и какой вкус он почувствовал.

Какой же орган помог вам определить вкус?

— Язык.

Дети делают вывод, что язык нужен человеку для того, чтобы различать вкус. Вкус бывает сладкий, соленый, кислый, горький.

— Правильно, ребята. Молодцы! А давайте поиграем с Лунтиком в весёлую игру?

Подвижная игра «Угадай, кто позвал» (проводится 2–3 раза). Все дети встают в круг, водящий ребенок — в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай,

Кто позвал тебя, узнай!

Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал. Если водящий правильно отгадал, то они меняются местами. Если ошибся, то вновь закрывает глаза и игра продолжается.

— Отдохнули, ребята? Скажите, пожалуйста, а как вы догадались, кто же звал вас по имени?

— Услышали.

Дети делают вывод, что уши нужны человеку, чтобы слышать звуки.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Воспитатель достает «чудесный мешочек», в котором лежат различные предметы личной гигиены: мыло, расческа, зубная щетка, носовой платок. Дети на ощупь угадывают, что лежит в мешочке и рассказывают, для чего эти предметы предназначены и как ими пользоваться.

— Как мы узнали, что лежит внутри мешочка?

— Руками.

— Верно, с помощью рук мы определили разные предметы, которые нужны для того, чтобы заботиться о своем здоровье. Давайте покажем Лунтику, как мы умеем ухаживать за собой.

Физкультминутка «Если хочешь быть здоров». Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения:

Льется чистая водица,

Мы умеем чисто мыться.

Зубную пасту мы берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шейку, моем ушки,

После вытремся посуше.

Лунтик: Ребята, спасибо большое вам, что рассказали мне про органы чувств. Теперь я знаю, что они помогают узнать нам про все-все на свете. Не забывайте ухаживать за ними, чтобы они были вашими верными помощниками. А теперь мне пора возвращаться к себе домой. До свидания, ребята!

Дети: До свидания, Лунтик!

Рефлексия.

— Понравилось ли вам играть с Лунтиком, ребята? Что мы с вами сегодня узнали?

Ответы детей.

— Верно, мы узнали, что у людей есть чудесные помощники, которые позволяют узнать об окружающих нас предметах — это органы чувств. А как вы думаете, что было бы, если бы у нас их не было?

Дети высказывают свои предположения.

— Как сохранить органы чувств здоровыми?

Дети вместе с воспитателем еще раз повторяют правила охраны органов чувств.

 

Литература:

 

  1.              Голицына, Н. С. Конспекты комплексно-тематических занятий. 2-я младшая группа. Интегрированный подход/ Н. С. Голицына. — М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2016. — 224 с.
  2.              Дыбина, О.В., Рахманова, Н.П., Щетинина, В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 192 с.
  3.              Иванова, А. И. Человек. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду/ А. И. Иванова. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 224 с.
Основные термины (генерируются автоматически): орган чувств, ребенок, воспитатель, глаз, ребята, дидактическая игра, запах, какая игрушка, подвижная игра, сюрпризный момент.

Похожие статьи

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей второй младшей группы на тему «Птицы»

Конспект непрерывной непосредственно- образовательной деятельности по логопедической ритмике с детьми старшей группы на тему: «Посуда»

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в средней группе на тему: «Путешествие в страну профессий»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста на тему «В гостях у сказки» (образовательная область «Речевое развитие»)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи с детьми второй младшей группы на тему: «Ежик в гостях у детей»

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Удивительные свойства воздуха»

Конспект непосредствено-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Диалоги о животных»

Похожие статьи

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей второй младшей группы на тему «Птицы»

Конспект непрерывной непосредственно- образовательной деятельности по логопедической ритмике с детьми старшей группы на тему: «Посуда»

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в средней группе на тему: «Путешествие в страну профессий»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста на тему «В гостях у сказки» (образовательная область «Речевое развитие»)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи с детьми второй младшей группы на тему: «Ежик в гостях у детей»

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Удивительные свойства воздуха»

Конспект непосредствено-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Диалоги о животных»

Задать вопрос