Предупреждение дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, у детей с ОНР на занятиях по подготовке к обучению грамоте
Автор: Долгова Антонина Викторовна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (4) март 2016 г.
Дата публикации: 04.02.2016
Статья просмотрена: 541 раз
Библиографическое описание:
Долгова, А. В. Предупреждение дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, у детей с ОНР на занятиях по подготовке к обучению грамоте / А. В. Долгова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1 (4). — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/24/704/ (дата обращения: 16.11.2024).
Обучение письменной речи — один из самых трудных этапов обучения в школе. Он же, одновременно, является и важнейшим этапом, на котором закладывается возможность дальнейшего успешного обучения.
К сожалению, есть дети, и их количество в последние годы неуклонно растёт, которые допускают множество специфических ошибок при письме.
Иногда эти ошибки невозможно объяснить никакими правилами. Обычно взрослые считают такие ошибки нелепыми и объясняют их неумением слушать учителя, невнимательностью.
В письменных работах этих детей часто встречаются следующие ошибки:
пропуски букв и слогов;
перестановка букв и (или) слогов;
недописывание слов;
написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго «поет звук»);
повторение букв и (или) слогов;
контаминации — в одном слове слоги разных слов;
слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»).
Эти специфические ошибки свидетельствуют о наличии дисграфии, на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Учителям — логопедам, работающим в дошкольном образовании, на занятиях по подготовке к обучению грамоте, необходимо планировать целенаправленную и эффективную работу, направленную на профилактику и предупреждение дисграфии, обусловленной нарушение языкового анализа и синтеза.
Система работы на занятиях по подготовке к обучению грамоте включает: коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте (Г. А. Каше, Т. Ф. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова).
Коррекционное обучение также предусматривает овладение на данном возрастном этапе определенным кругом знаний об окружающем и соответствующим объемом словаря.
В коррекционном обучении, по формированию языкового анализа и синтеза, выделяют три раздела:
I раздел работы — артикуляторный (подготовительный) предполагает уточнение артикуляционной основы сохранных и легких в артикуляции звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [т], [к], [к’], [х], [х’], [ф], [ф’], [в], [в’], [j], [б], [б’], [д], [г], [г’] в целях развития фонематического восприятия и звукового анализа. Эти звуки в речевом потоке детьми произносятся неотчетливо, с вялой артикуляцией, смешиваются между собой ([к] — [х], [в] — [б] и т. д.) или являются заместителями отсутствующих звуков, что свидетельствует о незавершенности процессов фонемообразования.
Занятия по уточнению артикуляции, развитию фонематического восприятия и подготовки детей к анализу и синтезу звукового состава слова проводятся логопедом на фронтальных занятиях и обязательно на звуках правильно произносимых всеми детыми группы. Затем логопед в определенной последовательности включает во фронтальные занятия, оставленные к этому времени исправленные звуки.
II раздел работы — дифференцировочный, в котором выделяется 2 этапа.
На первом этапе дифференциации каждый правильно произносимый звук сравнивается на слух со всеми артикуляционно и акустически близкими звуками. Большое внимание уделяется уточнению дифференциации гласных звуков, от четкости произношения которых, прежде всего, зависит внятность речи и анализ звуко-слогового состава слова.
После усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков дифференциация производится не только на слух, но и в произношении, — это второй этап дифференциации.
III раздел работы — формирование звукового анализа и синтеза состоит в следующем:
- Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твердый и мягкий звуки.
- Формирование представлений о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове.
- На основании уточненных произносительных навыков артикуляции гласных звуков [а], [у], [и] отрабатывается наиболее легкая форма анализа — выделение первого гласного звука из начала слова.
- Формирование умения делить слова на слоги, используя зрительную опору-схему, где длинной четой обозначается слово, короткой слог; формирование умения делать слоговой анализ слова.
- Анализ и синтез обратного слога типа [ап].
- Уточнение артикуляции согласных звуков. Выделение последнего звука в слове типа суп.
- Выделение начальных согласных в словах типа сок.
- Выделение ударных гласных из положения после согласных в словах типа сом.
- Анализ и синтез прямого слога типа [са].
- Полный звуковой анализ и синтез односложных слов из трех звуков типа сом и двусложных типа зубы с опорой на схемы, где обозначаются и слоги, и звуки.
- Полный звуковой анализ и синтез слов со стечением согласных в составе односложных слов типа стол, стул, двусложных с закрытым слогом типа кошка, трехсложных типа панама, произношение которых не расходится с написанием.
- Преобразование слов путем замены отдельных звуков: сок — сук.
- Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова.
- Полный ЗСА слов.
Среди методов, повышающих эффективность обучения, применяемых логопедом на занятиях по подготовке к обучению грамоте с положительной стороны зарекомендовали себя дидактические игры.
- «Поймай звук».
Цель. Учить выделять звук из ряда других звуков.
Описание игры. Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям хлопнуть в ладоши, когда они услышат звук [а]. Далее предлагаются разные звуки: А, П, У, А, К, А и т. д. Для усложнения можно предложить только гласные звуки. Аналогично проводится игра на выделение других звуков, как гласных, так и согласных.
- «Веселый поезд».
Цель. Учить определять место расположения звука в слове.
Оборудование: игрушечный поезд, картинки, в названиях которых есть определенный звук, занимающий в слове разные позиции.
Описание игры. Перед детьми располагается поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры, каждый в своем вагоне: в первом — те, в названии которых заданный звук находится в начале слова, во втором — в середине слова, в третьем — в конце.
- «Рассели звуки».
Цель. Упражнять в определении последовательности звуков в слове.
Оборудование: картинки, фишки, карточки с клеточками по количеству звуков в слове.
Описание игры. Детям предъявляется картинка, слово-название которой будет анализироваться, и графическая схема слова. Количество клеточек этой схемы соответствует количеству звуков данного слова. Детям раздаются фишки и предлагают выложить их в графической схеме.
- «Угадай-ка».
Цель. Развивать умение составлять слова из предложенных звуков.
Оборудование: предметные картинки.
Описание игры. Логопед предлагает детям угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (сок, осы, носок — сон; ключ, обруч, топор — кот)
- «Разноцветные мячи».
Цель. Закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления.
Оборудование: мячи красного и синего цвета.
Описание игры. Красный — гласный. Синий — нет.
Что за звук? Мне дай ответ!
Педагог бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно педагогу.
- «Покажи кружок нужного цвета».
Цель. Закрепление дифференциации гласных и согласных звуков.
Оборудование: красные и синие круги по количеству детей.
Описание игры. Каждому ребенку раздают по красному и синему кругу. Педагог предлагает детям послушать разные звуки, и поднят синий круг, если они услышат согласный звук и красный, если гласный. Аналогичным образом можно проводить игры по дифференциации согласных по мягкости — твердости, звонкости — громкости.
- «Назови братца».
Цель. Закрепление представлений о твердых и мягких согласных.
Оборудование: мяч.
Описание игры.
Первый вариант.
Логопед называет твердый согласный звук и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, называет его мягкую пару — «маленького братца» и перебрасывает мяч логопеду. В игре принимают участие все дети. Она проводится в достаточно быстром темпе. Если ребенок ошибается и дает неверный ответ, то логопед сам называет нужный звук, а ребенок повторяет его.
Второй вариант.
Логопед называет мягкий согласный звук, а дети — его твердую пару. Логопед подключает к проверке ответов самих детей. Для этого в условиях игры оговаривают, что если дети заметят ошибку, они должны хлопать. Это заставляет всех детей быть активными и внимательными на протяжении всей игры, а не только тогда, когда логопед бросает им мяч.
Третий вариант.
Логопед сначала называет твердый согласный звук, а дети его мягкую пару. Затем, когда в игре примет участие половина детей, воспитатель называет мягкий согласный, а дети — его твердую пару.
Литература:
- Агранович З. Е. «В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников».- СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
- Гомзяк О. С., «Говорим правильно в 6 -7 лет. Конспекты фронтальных занятий I, II, III периоды обучения в подготовительной к школе логогруппе». М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием I, II, III периоды».- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.
- Пожиленко Е. А. «Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.