Ребенок и гаджеты: психологическое исследование мнений современных родителей | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (4) март 2016 г.

Дата публикации: 03.03.2016

Статья просмотрена: 3083 раза

Библиографическое описание:

Барсукова, О. В. Ребенок и гаджеты: психологическое исследование мнений современных родителей / О. В. Барсукова, Е. В. Мавлютова, М. А. Савка. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1 (4). — С. 14-18. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/24/719/ (дата обращения: 15.11.2024).



 

В статье проводится изучение мнений родителей детей, посещающих школы и дошкольные государственные образовательные учреждения. Исследование ориентировано на выявление некоторых тенденций в воспитательной системе современных семей. Представлены результаты психологического исследования «Мой ребенок и телевизор». Материал будет интересен педагогам и специалистам образовательных организаций, практическим психологам и родителям детей дошкольного и школьного возраста.

Ключевые слова: дети,гаджеты,телевизор, компьютер, мнение, родители.

 

Современный мир невозможно представить без компьютеров, телевизоров, планшетов и других технических новинок. Известно, что технические чудеса, придуманные человеком, порой идут ему не только во благо, но и во вред. Компьютер и дети — это тесная связь, которая с каждым годом становится все прочнее, а дети все раньше осваивают современную технику. В то же время, все чаще педагоги и психологи в своих исследованиях отмечают снижение показателей физического и психического развития детей [1,6,7].

О влиянии чрезмерного увлечения планшетами, компьютерами, просмотра телевизионных программ на развитие ребенка написано много статей, книг и высказано много мнений. Большинство из них схожи в том, что телевизор и компьютер — это достижение цивилизации, которое является одним из ведущих факторов в общей тенденции к ухудшению детского здоровья. При этом важно учитывать психофизиологические, эмоциональные и педагогические факторы, а также неминуемое ограничение двигательной активности детей [7]. Последнее является не менее важным, поскольку специалистам давно известно, что уровень развития движений ребенка в целом определяет уровень его физического и психического развития.

Если обратиться к данным зарубежных исследований, то показательны следующие факты.

В СШАстатистика показывает, что на 2013 год 75 % детей в возрасте до 8 лет имеют доступ к планшету, смартфону или любому мобильному устройству у себя дома. Хотя ещё 2 года назад, в 2011, количество пользователей среди детей было всего 52 %. В семьях с детьми до 8 лет увеличилось количество планшетных устройств с 8 % до 40 %, в 5 раз всего за 2 года. Далее было рассмотрено, как использовали планшет дети до 8 лет. Получились следующие результаты — 72 % детей использовали мобильное устройство для игр, просмотра видео и других приложений, по сравнению с 38 % в 2011 году [2].

В Великобританииопрошенные дети используют планшет следующим образом: 87 % — для игр;78 % — просмотр видео; 76 % — для интернета;75 % — узнать что-то;74 % — загрузки различных приложений;53 % — социальные сети;52 % — фотографирование и съёмка видео;48 % — для общения в сети с друзьями;48 % — видео общение;47 % — просмотр ТВ.

Южная Корея:посостоянию на июль 2012 года количество пользователей интернета в Южной Корее среди лиц от 3 лет и старше было 38 120 000 (на 940 000 увеличение по сравнению с 2011 годом). Это составило 78,4 % от всего населения страны.

Россия: в 2012 году компании OnlineMarketIntelligence и Digitalparentingrussia провели опрос в российских городах-миллионниках. Участники были в возрасте от 18–55 лет, которые являлись родителями детей до 18 лет. В опросе мог принимать участие только один член семьи, таким образом было опрошено почти 4000 человек. Как показали результаты опроса, мобильный телефон, ноутбук и компьютер стали частью жизни большинства. Планшет используют 12 % родителей и 8 % детей [2].

Исследователи также проанализировали, чем занимаются родители совместно с детьми за цифровыми устройствами. Выяснили, что поиск в интернете один из распространённых совместных действий [2].

Рис. 1. Чем родители занимаются с детьми при наличии (ПК, планшета)

 

А теперь посмотрим наопрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) о том, какова доля интернет пользователей в России и с каких устройств чаще всего выходят в интернет: в 2015 г. существенно увеличилась доля тех, кто использует для выхода в интернет планшет, смартфон или ноутбук, по сравнению с 2012г. [2].

 

Таблица 1

Переносные гаджеты используются всё активнее

 

Рассмотрим теперь проведенный нами обзор мнений современных родителей по теме: «Мой ребенок и телевизор». Статья посвящена исследованию основных родительских установок по указанной теме, сбору информации о количестве времени, которое сегодня ребенок проводит за просмотром телевизионных передач, а также выявлению взаимосвязи с основами образа жизни семьи. С данной целью была разработана анкета (опросник), содержащая в себе как открытые, так и закрытые вопросы. Исследование проводилось на базе следующих учреждений: ГБОУ гимназия № 1528 (г. Зеленограда), ГБОУ ЦРР Детский сад № 2574 (г. Москва), ГБОУ детский сад № 690 (г. Москва). Период проведения исследования: март — апрель 2012 г. Обработка результатов проводилась на основе качественного и количественного анализа данных.

В данном исследовании приняли участие более 80 человек. На вопросы отвечали родители детей в возрасте от 1,5 до 10 лет, посещающих государственные образовательные учреждения. Возрастной состав испытуемых был следующим: 36 % родителей в возрасте 20–30 лет, 42 % родителей в возрасте 30–40 лет, 22 % в возрасте 40–50 лет (рис. № 2).

Рис. 2. Возрастная характеристика выборки

 

Из предварительных бесед с некоторыми родителями становится ясно, что сегодня телевизор и компьютер настолько прочно вошли в бытовую жизнь, что во многих домах работают почти круглосуточно. Одни включают телевизор «для фона», другие с головой погружаются в телевизионный мир для того, чтобы отвлечься и получить психологическую разгрузку после рабочего дня. Как следствие — дети едва ли не с пеленок начинают смотреть телевизор, с каждым годом проводя возле него все больше и больше времени.

В тоже время только 22 % родителей считают, что просмотр телевизора не вредит здоровью ребенка, 78 % родителей уверены в обратном. Полученные данные исследования также свидетельствуют о том, что только 17 % родителей считают, что просмотр телевизора вредит зрению ребенка, но на его психическое здоровье это не оказывает серьезного влияния, 83 % испытуемых думают иначе.

Для того чтобы выяснить, насколько возраст родителей и детей влияет на общее время, выделяемое для просмотра телевизора, составлена наглядная таблица (табл. № 1).

 

Таблица 2

Показатели возраста родителей и детей

Возраст родителей

Средний возраст детей

Средний показатель времени просмотра ребенком телевизора

родители 20–29 лет

3,5 года

1 час 20 минут

родители 30–40 лет

6,5 лет

1 час 30 минут

родители 40–50 лет

10,5 лет

2 часа

 

В своей психолого-педагогической практике авторы достаточно часто сталкиваются с мнением родителей о том, что просмотр мультфильмов благоприятно влияет на речевое развитие их детей. Данное мнение распространено среди 47 % родителей, 53 % родителей его не разделяют. Большинство родителей также считают, что просмотр телепрограмм позволяет существенно расширить кругозор детей, познакомить их с окружающим миром. Данной точки зрения придерживается большинство родителей — 70 %, 30 % опрошенных думают иначе.

В целом, родители разделяют мнение педагогов и психологов о негативном влиянии чрезмерного просмотра телепередач на психоэмоциональное состояние детей. Так, большинство (82 % родителей) придерживается мнения, что эмоциональное состояние детей зависит и от того, что они видят на экране, 19 % не разделяют данную точку зрения. Также 41 % родителей отметили, что на сон ребенка оказывает влияние то, что он видел при дневном просмотре телепрограмм, 59 % родителей не выявили такой закономерности. 37,5 % родителей считают, что просмотр телепрограмм никак не связан с подавлением сознания и воли ребенка, 62,5 % испытуемых думают иначе. Кроме того, 81 % родителей считают, что современные дети меньше играют и общаются друг с другом из-за того, что много времени проводят перед телевизором или компьютером, 19 % опрошенных не согласны с данным утверждением.

Важным также является рассмотрение влияния просмотра телевизора на организацию деятельности и режимные моменты жизни детей, а также наличие или отсутствие в семье ограничений по времени просмотра телепрограмм. Половина родителей утверждают, что с удовольствием бы ограничивали время просмотра ребенком телепрограмм, но именно это позволяет занять ребенка и освободить время для дел. 43 % родителей уверены в том, что четко ограничивать время просмотра ребенком телепрограмм невозможно, 66 % не поддерживают данную точку зрения. 34 % родителей отмечают, что их ребенка невозможно «оторвать» от телевизора или компьютера, большинство (73 %) с этим не согласны. 25 % родителей считают, что их ребенку ничто так не интересно, как просмотр телевизора ил сидение у компьютера, против данного высказывания выступили 75 % родителей. 22 % опрошенных отмечают, что большую часть свободного времени их ребенок проводит за просмотром телепрограмм ил за компьютером, 78 % родителей считают иначе. При опросе родителей детей раннего возраста (от 1,5 до 3 лет) было выявлено, что в 12,5 % семей часть режимных моментов (прием пищи, одевание на прогулку и т. п.) производится только при включенном телевизоре, в противном случае ребенок отказывается принимать в них участие и «капризничает», у семей 87,5 % данной особенности не наблюдается.

Примерные варианты ограничений времени, отведенного на просмотр ребенком телевизора, представлены в таблице (табл. № 2).

 

Таблица 3

Отмеченные в семьях ограничения по времени

Ограничения по времени

Процент родителей, вводящих ограничения

5–15 минут

8 %

15–30 минут

25 %

40–50 минут

11 %

1–1,5 часа

26,5 %

2–3 часа

14 %

3 и более часа

15,5 %

 

В целом же, большинство опрошенных (95 % родителей) считают, что регламент просмотра ребенком телевизора устанавливается в каждой семье индивидуально и во многом зависит от того, каких правил и установок придерживаются сами родители, и только 5 % в этом не уверены. Полный перечень анкетных вопросов представлен в приложении (Прил. Таблица № 4).

Проведенное исследование подтверждает тенденции к изменениям в воспитательной системе и жизненном укладе современных семей. Конечно же, существует идеальное педагогическое правило: чем позже давать ребенку технику, тем лучше. К сожалению, в современной жизни оно не очень работает. Во-первых, в силу того, что образ жизни большинства взрослых людей очень технологизирован. И зачастую именно родители своим примером демонстрируют ребенку нездоровый стиль жизни и общения. Во-вторых, процесс технологизации все глубже проникает в дошкольное и школьное образовательное пространство. В детских садах и школах внедряют планшеты, разрабатывают специальные развивающие игры, оцифровывают учебные пособия. Воспитателив садиках стараются использовать новые технологии в комплексе, совмещая виртуальную картинку и реальную игру.Конечно, новые технологии открывают много возможностей для развития: детям можно показать то, что раньше они бы не увидели вживую. Но ни в коем случае нельзя ограничиваться только гаджетом. Рисование, лепка из пластилина, «живые» игры, прогулки на природе, общение со сверстниками и взрослыми — важные и незаменимые составляющие здорового, полноценного и счастливого детства.

 

Предложенные утверждения

Согласны

Не согласны

1.

Я считаю, что просмотр телевизора не вредит здоровью ребенка.

22 %

78 %

2.

Может быть, просмотр телевизора и вредит зрению ребенка, но на его психическое здоровье не оказывает серьезного влияния.

17 %

83 %

3.

Я заметил(а), что просмотр мультфильмов благоприятно влияет на речевое развитие детей.

47 %

53 %

4.

Я бы с удовольствием ограничивал(а) время просмотра ребенком телепрограмм, но именно это позволяет занять ребенка и освободить время для дел.

50 %

50 %

5.

Четко ограничивать время просмотра ребенком телепрограмм невозможно.

34 %

66 %

6.

Моего ребенка невозможно оторвать от телевизора / компьютера.

27 %

73 %

7.

Моему ребенку ничто так не интересно, как просмотр телевизора / сидение у компьютера.

25 %

75 %

8.

Есть, одеваться и т. п. мой ребенок соглашается только при включенном телевизоре.

12,5 %

87,5 %

9.

Большую часть свободного времени ребенок проводит за просмотром телепрограмм / за компьютером.

22 %

78 %

10.

Эмоциональное состояние детей зависит и от того, что они видят на экране.

81 %

19 %

11.

Я заметил(а), что на сон ребенка оказывает влияние то, что он видел при дневном просмотре телепрограмм.

41 %

59 %

12.

Просмотр телепрограмм позволяет существенно расширить кругозор детей, познакомить их с окружающим миром.

70 %

30 %

13.

Просмотр телепрограмм никак не связан с подавлением сознания и воли ребенка.

37,5 %

62,5 %

14.

Регламент просмотра ребенком телевизора устанавливается в каждой семье индивидуально и во многом зависит от того, каких правил и установок придерживаются сами родители.

95 %

5 %

15.

Современные дети меньше играют и общаются друг с другом из-за того, что много времени проводят перед телевизором / компьютером.

81 %

19 %

ПРИЛОЖЕНИЕ: Таблица № 4.

Данные проведенного анкетирования

 

Литература:

  1. Андреева М. «Дети и телевизор: держите дистанцию» [Электронный ресурс] // Информационный портал «Русская цивилизация» www.rustrana.ru
  2. Влияние планшета на ребенка (2–13 лет) [Электронный ресурс] // Информационный портал https://geektimes.ru
  3. Ерошкина М. Как бороться с детской телеманией? [Электронный ресурс] // «ШколаЖизни.ру» — ежедневный познавательный журнал — режим доступа: www.xpomo.com (дата обращения: 06.02.2013г.).
  4. Колиснык В. «Телевизор калечит детей» // Вечерние Вести. 2001. — № 080 (576).
  5. Медведева И., Шишова Т. «Телеэксперимент над детьми» [Электронный ресурс] // Сайт Интернет против телеэкрана — режим доступа: www.contr-tv.ru
  6. Пацлаф Р. «Застывший взгляд. Физиологическое воздействие телевидения на развитие детей». Источник: Rainer Patzlaff «Der gefrorene Blick. Physiologische Wirkungen des Fernsehens und die Entwicklung des Kindes».
  7. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, просмотр телевизора, просмотр телепрограмм, компьютер, мой ребенок, время просмотра, ребенок телепрограмм, телевизор, ребенок телевизора.

Ключевые слова

дети, дети, компьютер, родители, родители., мнение, гаджеты, телевизор

Похожие статьи

Анализ мнений родительской общественности о профессиональной деятельности педагога-психолога в государственных образовательных учреждениях

В статье проводится анализ взглядов родителей детей, посещающих школы и дошкольные государственные образовательные учреждения. Выявляются особенности восприятия родителями профессиональной деятельности педагога-психолога. Представлены результаты иссл...

Связь мультипликации и пищевого поведения у детей младшего школьного возраста

Данная статья посвящена исследованию взаимосвязи современной мультипликации и пищевого поведения у детей младшего школьного возраста. В ней представлено пилотажное исследование. Приведены первичные данные, позволяющие отследить то, как дети совмещают...

Использование полифункциональной среды сенсорной комнаты в работе педагога-психолога с детьми раннего и младшего дошкольного возраста

В статье представлено обобщение практического опыта педагогов-психологов дошкольного образовательного учреждения. Материал посвящен организации развивающей и психокоррекционной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в условиях полифу...

Современное детство в руках цифровой эпохи: теория, исследование в Арктическом регионе, пути профилактики

В статье говорится о прогрессирующей тенденции к гаджет-зависимости среди детей. Представлен механизм ее формирования и клинические признаки, разъяснены причины сохранения психического и физического здоровья ребенка от избытка гаджетов. Приводятся ар...

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста

В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...

Развитие самостоятельности и трудолюбия в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются вопросы формирования самостоятельности и трудолюбия у детей, проанализированы взгляды ведущих педагогов и психологов. Приведены результаты изучения качественных и количественных показателей проявления самостоятельности и труд...

Формирование предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на основе партнёрских отношений детей, их родителей и педагогов

В статье рассматриваются особенности формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности, а также развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности. Представлен опыт рабо...

Совместная работа с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что растет поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. В данной статье представлены результаты опытно-практической работы по формированию читательских интерес...

Формирование социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада

Данная статья освещает вопрос формирования социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада. Особенности методики разработки индивидуальных образовательных маршрутов, а также их применение. Статья основан...

Взаимодействие родителей со старшеклассниками в период выбора профессии

Статья посвящена изучению взаимодействия родителей со старшеклассниками в период профессионального самоопределения, также в ней представлены результаты теоретического и эмпирического исследования по данной проблеме.

Похожие статьи

Анализ мнений родительской общественности о профессиональной деятельности педагога-психолога в государственных образовательных учреждениях

В статье проводится анализ взглядов родителей детей, посещающих школы и дошкольные государственные образовательные учреждения. Выявляются особенности восприятия родителями профессиональной деятельности педагога-психолога. Представлены результаты иссл...

Связь мультипликации и пищевого поведения у детей младшего школьного возраста

Данная статья посвящена исследованию взаимосвязи современной мультипликации и пищевого поведения у детей младшего школьного возраста. В ней представлено пилотажное исследование. Приведены первичные данные, позволяющие отследить то, как дети совмещают...

Использование полифункциональной среды сенсорной комнаты в работе педагога-психолога с детьми раннего и младшего дошкольного возраста

В статье представлено обобщение практического опыта педагогов-психологов дошкольного образовательного учреждения. Материал посвящен организации развивающей и психокоррекционной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в условиях полифу...

Современное детство в руках цифровой эпохи: теория, исследование в Арктическом регионе, пути профилактики

В статье говорится о прогрессирующей тенденции к гаджет-зависимости среди детей. Представлен механизм ее формирования и клинические признаки, разъяснены причины сохранения психического и физического здоровья ребенка от избытка гаджетов. Приводятся ар...

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста

В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...

Развитие самостоятельности и трудолюбия в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются вопросы формирования самостоятельности и трудолюбия у детей, проанализированы взгляды ведущих педагогов и психологов. Приведены результаты изучения качественных и количественных показателей проявления самостоятельности и труд...

Формирование предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на основе партнёрских отношений детей, их родителей и педагогов

В статье рассматриваются особенности формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности, а также развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности. Представлен опыт рабо...

Совместная работа с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что растет поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. В данной статье представлены результаты опытно-практической работы по формированию читательских интерес...

Формирование социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада

Данная статья освещает вопрос формирования социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада. Особенности методики разработки индивидуальных образовательных маршрутов, а также их применение. Статья основан...

Взаимодействие родителей со старшеклассниками в период выбора профессии

Статья посвящена изучению взаимодействия родителей со старшеклассниками в период профессионального самоопределения, также в ней представлены результаты теоретического и эмпирического исследования по данной проблеме.

Задать вопрос