Формирование предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на основе партнёрских отношений детей, их родителей и педагогов
Авторы: Кобылянская Татьяна Михайловна, Курмакаева Гуляндям Загриевна, Гавриш Елена Николаевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (4) март 2016 г.
Дата публикации: 03.03.2016
Статья просмотрена: 474 раза
Библиографическое описание:
Кобылянская, Т. М. Формирование предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на основе партнёрских отношений детей, их родителей и педагогов / Т. М. Кобылянская, Г. З. Курмакаева, Е. Н. Гавриш. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1 (4). — С. 77-80. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/24/721/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассматриваются особенности формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности, а также развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности. Представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста в познавательных, творческих и исследовательских детско-взрослых проектах. Материал будет интересен педагогам, воспитателям, специалистам дошкольных образовательных учреждений.
Ключевые слова: экспериментирование, познавательная активность, проектная деятельность, знания, опыты, исследования.
Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.
В. А. Сухомлинский
Проектная и исследовательская деятельность способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, а также облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности. Если тщательно изучить нужную информацию, проанализировать и обобщить необходимые факты, то можно не только пополнить и расширить свои знания, но и развивать творческие способности и способности к самостоятельному труду.
Дошкольники — прирожденные исследователи. И тому подтверждение — их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача взрослого — не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.
Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)
Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т. д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём. Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Именно на этом и основывается активное применение и развитие детской поисково-исследовательской деятельности в нашей работе.
Какие жеусловия создаются в ДОУ для поисково-исследовательской деятельности дошкольников?
Организовываем различные виды деятельности с детьми с элементами экспериментирования. Они строятся на стремлении вызвать удивление от открытий, Поэтому удивляются вместе с детьми и удивляют их и старичок-Лесовичок, и Белочка-вертелочка, Звёздочка-мерцалочка? Например: из какого материала изготовлена корзинка Лесовичка, как может Белочка с таким пушистым хвостом прыгать по верхушкам деревьев, где прячутся звёздочки?
Групповое пространство организовываем таким образом, чтобы дети могли активно осваивать разные способы познания окружающего мира: книги, видеофильмы, аудионосители.
Если информационного поля детского сада оказывается недостаточно, возможен выход за пределы учреждения: совместная поисковая деятельность взрослых и детей в детской библиотеке, экскурсии в гимназию, музеи и другие культурные и развивающие центры с педагогами и родителями.
Проектную деятельность мы рассматриваем как особый механизм взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения. Прежде чем приступить к работе с детьми по проектной деятельности, мы проводим целенаправленную просветительскую работу с родителями. С этой целью для родителей проводятся консультации, дни открытых дверей, презентации предыдущих проектов.
Родители, участвуя в реализации проекта, не только становятся источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но также являлись непосредственными участниками образовательного процесса.
При выборе темы мы соблюдаем следующие правила:
- Тема должна быть интересная ребенку, должна увлекать его.
- Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки). Вот почему педагог должен разрабатывать любое занятие, точно формулирую вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно.
- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Учитывая особенность детской природы, дети младшей, средней, а иногда и старшей групп не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, занятия, прогулки… Это подтверждают многочисленные примеры. Так, например, во время прогулки, наблюдая за поведением насекомых, дети обратили внимание на маленькую пчёлку, которая перелетала от цветка к цветку и не отдыхала ни минутки. У детей сразу возникло много вопросов по этому поводу, с которыми они обратились к воспитателю: Что она ищет в цветах? Почему перелетает с одного цветка на другой? Где она живет?.. И тогда мальчик Родин сказал, что он знает, где живет пчелка. «Такой домик есть у дедушки, и туда прилетает не одна, а много пчелок. Про пчёл и мёд мой дедушка знает всё
Летом Родион отдыхал в деревне. Вместе со старшим братом нашли в старом сарае такие пластинки, которые называются вощина. Он спросил у папы «Что это такое?». Папа рассказал, что его дедушка был пчеловодом.
И тогда мальчик стал обо всем расспрашивать папу и маму. Он задавал много вопросов: Где живут пчёлки? Что такое эликсир? Какая у пчёлки семья? Чем полезен мёд? Где пчёлы зимуют?
Так из простого детского любопытства и интереса возник замечательный проект «Как пчелки мёд добывают?»,целью которого было расширить представление ребёнка об экологических связях в природе на примере жизни пчелы, создать условия для развития поисково-исследовательской деятельности в процессе реализации исследовательского проекта.
Первое направление — введение изменений в традиционное содержание и организацию образовательного процесса. Дети увлекаются самими процессами поисков ответов на «загадки», с которыми они сталкиваются. Эти мероприятия проводятся на разном материале, содержание которого вызывает живой интерес детей и, в то же время, дают им возможность участвовать в наблюдениях, экспериментировании, исследовании предметов и в других способах сбора эмпирического материала. В рамках недели педагогического мастерства «Мир книги» в группе проводился семейный досуг «Книги вокруг нас», на который Тихон В. с мамой принесли старинные книги из своей домашней библиотеки и рассказали о них детям, Это были необычные, старинные, редкие книги. Не только дети, но и мы, взрослые, с интересом их разглядывали, слушали рассказ Тихона и его мамы. Потом в ходе беседы с ними выяснилось, что помимо книг у них дома есть ещё много других старинных вещей, раритетов, доставшихся им по наследству от бабушек и прабабушек. Семья Тихона В. вдохновилась нашей идеей создания семейного мини-музея старинных вещей, так как у них появился устойчивый интерес к этой проблеме. Так и возник этот детско-взрослый исследовательский проект «Семейный мини-музей старинных вещей»
Второе направление пропедевтики детской проектной и исследовательской деятельности — проведение длительного исследования.
В ходе работы по этому направлению взрослые вместе с детьми намечают опытные исследования, в ходе которых дети смогут найти ответы на свои вопросы, а затем проверить их с помощью книг и других источников. В ходе наблюдений и экспериментов взрослые обращают внимание детей на некоторые общие подходы и способы действий, на средства, помогающие осуществлять исследование. На основе деятельности такого рода у детей начинает складываться устойчивое представление о необходимости проверять справедливость найденной информации и достоверность собственных выводов, желание реализовать собственный замысел исследования. Именно так получилось у Саши Т. Наблюдая за улиткой, которая жила у него дома, Саше захотелось узнать больше интересного и неизвестного о её жизни: что ест, куда прячется, как спит, трудно ли ей носить на спине свой домик, из чего этот домик, уютно ли ей в нём? Вместе с мальчиком за улиткой стали наблюдать и бабушка, и папа, и мама, и его друзья. Она стала предметом обожания и взрослых, и детей. «Моя подружка улитка» стала длительным занимательным проектом…
Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает и игровую деятельность дошкольников. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. Примером может послужить интересный творческий проект Сони Я. «Волшебство новогодней ночи». Прекрасный сказочный дворец, изготовленный совместно с родителями на конкурс новогодних поделок, так вдохновил девочку, что она придумала удивительную сказочную историю…Эта история так затронула души детей, что они не смогли остаться равнодушными. Ребята решили обыграть эту сказку: кто-то захотел стать белочкой, кто-то — зайчиком, кто-то- снегирём, а девочки, все как одна, хотели быть Снегурочками. Атрибуты, костюмы, декорации дети готовили сами, конечно, с помощью родителей. Эта волшебная и добрая история очень объединила и детей, и взрослых.
Тесно сотрудничая с родителями, имея от них обратную информацию, мы знаем, что наша работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают экспериментировать дома. Родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов ребёнка, который продолжает искать ответы на интересующие его вопросы и в домашних условиях. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности. Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения и радости. Разглядывая фотографии с незнакомыми пейзажами, необычными сооружениями, экзотическими цветами и фруктами, забавными и животными, Соня задавала маме вопросы: где растут такие красивые цветы, прочему эти фрукты такие ароматные и душистые, где можно встретить таких забавных мартышек?.. И тогда мама с удовольствием стала рассказывать ей о своей интересной профессии, о странах, где она бывает, о своих впечатлениях…
Но больше всего Соне понравился белый игрушечный слоник, привезённый из Таиланда. А рассказы мамы об этой удивительной стране вызвали у Сони желание ближе познакомиться с этой загадочной страной. И проект «Прекрасное далёко» показал всем нам, насколько полно было удовлетворено детское любопытство, и насколько Соня обогатилась и знаниями, и впечатлениями, и эмоциями и как ей хотелось, чтобы об этом узнали и другие. Работа над проектом изменила девочку: она стала более коммуникативной, инициативной, эмоционально зрелой.
Таким образом, мы педагоги, на практике убеждаемся в том, что только партнёрские отношения между детьми и взрослыми в процессе развития познавательной активности, коммуникативных навыков, формируют предпосылки поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.
Литература:
- Дельгас Г. В. Влияние экспериментальной работы на развитие компетентностей участников образовательного процесса в ДОУ // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, — 2009. — № 3.
- Дельгас Г. В. Сказка в гости к нам пришла // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, — 2009. — № 4.
- Дельгас Г. В. Экспериментальная деятельность педагогов как условие развития ДОУ // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, — 2010. — № 2.
- Ротару Е. Н., Трубина С. М. Программа эксперимента по предшкольному образованию // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2008. — № 3.
- Ротару Е. Н., Трубина С. М. Образовательная программа предшкольного образования // Инновационные проекты и программы в образовании, — 2008. — № 2.
- Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. Волгоград. Перемена. 1995
- Савенков А. И. путь к одарённости: исследовательское поведение дошкольников — СПб. Питер, 2004.
- Савенков А. И. Одарённый ребёнок дома и в школе. — Екатеринбург: У- Фактория, 2004.
Ключевые слова
исследования., знания, познавательная активность, проектная деятельность, исследования, экспериментирование, опытыПохожие статьи
Совместная работа с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что растет поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. В данной статье представлены результаты опытно-практической работы по формированию читательских интерес...
Педагогические аспекты поддержи детской инициативы при организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
В статье раскрыты теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние педагогической поддержки детской познавательно-исследовательской инициативы на формирование субъектной...
Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста
В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются зада...
Детская одаренность и ее развитие в дошкольном возрасте
В статье воспитатели делятся своим опытом по выявлению и развитию одаренных дошкольников. В ней обозначены методики выявления одаренности у детей в любом возрасте, предлагаются принципы работы, большое внимание уделяется созданию условий для раскрыти...
Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста методом моделирования
В статье описан экспериментальный опыт апробации методики развития творческого мышления и креативности детей старшего дошкольного возраста методом моделирования, в процессе которого применялись различные методы моделирования, адаптированных к работе ...
Методические вопросы организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная исследовательская работа является основой подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. В данной статье рассмотрены виды и формы самообразования студенческой молодежи на основе привлечения будущих специалистов к исслед...
Организация проектной и исследовательской деятельности в начальной школе: методы и подходы
В статье рассматривается организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в начальной школе. Авторы описывают методы и подходы к данной форме обучения, которая способствует развитию познавательных интересов, навыков самостоятельной раб...
Формы и методы совместной работы с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста
Статья представляет собой теоретический обзор современных форм и методов совместной работы дошкольной образовательной организации (ДОО) с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста. Описаны такие формы и методы ...
Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста
В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...
Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного возраста в проектно-исследовательской деятельности
В статье рассматривается, как метод проекта, являясь совместной формой со-трудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективным средством речевог...
Похожие статьи
Совместная работа с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что растет поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. В данной статье представлены результаты опытно-практической работы по формированию читательских интерес...
Педагогические аспекты поддержи детской инициативы при организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
В статье раскрыты теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние педагогической поддержки детской познавательно-исследовательской инициативы на формирование субъектной...
Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста
В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются зада...
Детская одаренность и ее развитие в дошкольном возрасте
В статье воспитатели делятся своим опытом по выявлению и развитию одаренных дошкольников. В ней обозначены методики выявления одаренности у детей в любом возрасте, предлагаются принципы работы, большое внимание уделяется созданию условий для раскрыти...
Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста методом моделирования
В статье описан экспериментальный опыт апробации методики развития творческого мышления и креативности детей старшего дошкольного возраста методом моделирования, в процессе которого применялись различные методы моделирования, адаптированных к работе ...
Методические вопросы организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная исследовательская работа является основой подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. В данной статье рассмотрены виды и формы самообразования студенческой молодежи на основе привлечения будущих специалистов к исслед...
Организация проектной и исследовательской деятельности в начальной школе: методы и подходы
В статье рассматривается организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в начальной школе. Авторы описывают методы и подходы к данной форме обучения, которая способствует развитию познавательных интересов, навыков самостоятельной раб...
Формы и методы совместной работы с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста
Статья представляет собой теоретический обзор современных форм и методов совместной работы дошкольной образовательной организации (ДОО) с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста. Описаны такие формы и методы ...
Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста
В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...
Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного возраста в проектно-исследовательской деятельности
В статье рассматривается, как метод проекта, являясь совместной формой со-трудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективным средством речевог...