Самостоятельность в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общие вопросы

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (4) март 2016 г.

Дата публикации: 27.02.2016

Статья просмотрена: 1508 раз

Библиографическое описание:

Юрченко, Л. Ю. Самостоятельность в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста / Л. Ю. Юрченко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1 (4). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/24/755/ (дата обращения: 16.10.2024).



Раскрыта проблема формирования самостоятельности в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Проведена параллель и найдена связь между самостоятельностью и творчеством, что проявляется в некоторых общих показателях самостоятельности и творческой изобразительной деятельности.

Ключевые слова: изобразительная деятельность, самостоятельность, старший дошкольный возраст, формирование.

Актуальность проблемы. В настоящее время проблема развития дошкольника как индивидуальности, субъекта деятельности, приобретает особую актуальность. Обращая внимание его на самостоятельность, умение ориентироваться в конкретных жизненных обстоятельствах, является методологической целью воспитания и обучения современности.

Дошкольный возраст является основным этапом генезиса личностных качеств, одно из ведущих мест которого занимает самостоятельность. По доказательствам исследования можно определить, что в данный период открываются возможности для построения баз ответственности, самостоятельности и творчества. Учитывая это, возрастает значимость изучения проблемы самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста как основы их активной творческой реализации.

Цель статьи. Сделать анализ теоретических представлений ученых психологов и педагогов о развитии самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Раскрыть актуальность вопросов, которые связанны с проблемами развития самостоятельной изобразительной деятельности старших дошкольников.

Анализ литературы. Существуют различные интерпретации самостоятельности ребенка дошкольного возраста. В исследованиях психологов говорится, что в старший дошкольный период открываются большие потенциалы для развития самостоятельности и творчества (А. Запорожец, А. Ковалев, А. Леонтьев, А. Люблинская). В середине прошлого века и до настоящего времени, встречается повышение интереса ученых педагогов и психологов к вопросам организации самостоятельности детей дошкольного возраста (Н. Данилов, И. Лернер, М. Скаткин, Г. Щукина и др.). Были отмечены условия развития самостоятельности в процессе обучения детей дошкольного возраста (В.Аванесова, Н.Елизарова, А. Усова, Н. Сакулина, И.Якиманская, и др.).

Изложение основного материала. Самостоятельность — это психологически непростой феномен. Определим точнее, что же по существу входит в это понятие. В толковом словаре русского языка Даля мы находим: «Самостоятельность: работа, совершаемая собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи». Заглядывая в главную педагогическую книгу «Педагогическая энциклопедия»: «Самостоятельность трактуется как «одно из свойств личности» и «характеризуется двумя факторами: во-первых, совокупностью средств — знаний, умений и навыков, которыми обладает личность; во-вторых, отношением личности к процессу деятельности, ее результатам и условиям осуществления, а также осуществляемыми в процессе деятельности связями с другими людьми». [4, с.263] На наш взгляд, самостоятельная деятельность наиболее полно раскрывается ученым психологом И. А. Зимней. Самостоятельная деятельность, по определению ученого, представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корректирующая им в процессе и результате деятельности. Ее выполнение требует достаточно значительного уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, приносит ребенку удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания. Также она утверждает, что самостоятельная деятельность дошкольника — это результат правильной организации учебной деятельности в процессе воспитания.

Духовность, знания, навыки, привычки, умения — все это нельзя передавать от воспитателя к ребенку как физические предметы «из рук в руки». Ребенок постигает их путем самостоятельного познавательного труда. Самостоятельность в ребенке запрограммирована. В определенном возрасте она проявляется сама собой. По мере роста возможностей ребенка увеличивается и уровень самостоятельности выполнения сложных физических и интеллектуальных действий. Самостоятельность нужно поощрять, к ней надо готовить — вырабатывать навыки и умения ребенка, которые могут обеспечить достижения в начальных самостоятельных шагах.

Теперь обратимся к самостоятельности в изобразительной деятельности.«Изобразительная деятельность» — это занятия по аппликации, лепке, рисованию в массовом детском саду или продуктивная деятельность результатом которой является создание ребенком определенного продукта: рисунка, аппликации, лепки. Основная цель рисования — образное отражение действий. Самостоятельное рисование — одно из самых увлекательных и полезных видов изобразительной деятельности в дошкольном возрасте. Это возможность отобразить в своих работах впечатления, полученные в окружающем их мире: удивление, беспокойство, восхищение. Наличие самостоятельности говорит о достаточно высокой степени развития ребенка. Перенос детьми опыта с одних действий на другие является высшим этапом развития самостоятельности, который выражается только в старшем дошкольном возрасте. Воспитание самостоятельности в изобразительной деятельности в дошкольном возрасте происходит как на занятиях, так и вне их. Занятия по воспитанию самостоятельности в изобразительной деятельности имеют огромное преимущество по сравнению с иными занятиями. Такие занятия сосредоточены на развитие умения свободно и творчески применять приобретенные знания, усовершенствовать навыки, умения, художественный опыт и поэтому способствует формированию социально активной личности. [5, с.43] Уровень самостоятельности ребенка зависит от способности воспроизводить представления, от умения составлять их и преобразовывать в изображение, и от степени владения техническими навыками. Приняв все это во внимание можно утверждать, что самостоятельная деятельность и творческая деятельность являются равноправными смысловыми определениями.

Выводы. Проанализировав вышеизложенный материал, можно сделать несколько выводов по теме. Во-первых, самостоятельность есть динамическая характеристика личности, находящаяся в постоянном развитии. Во-вторых, самостоятельная деятельность — это наивысшая степень познавательной деятельности старшего дошкольника, которая является компонентом в структуре целостного педагогического процесса. К нему относятся такие функции как воспитательная, образовательная, развивающая.

В-третьих, между самостоятельностью и творчеством четко прослеживается связь, которая проявляется в общих показателях. В-четвертых, самостоятельность в изобразительной деятельности стоит рассматривать как отступление от подражания, осознанное отношение к использованию личного опыта, знаний и способов изображения.

Литература:

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (Проект). М., 2013 [Электронный ресурс] // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. Завед. — М.: Асаdема, 1999.
  3. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. — М., 1991.
  4. Парафеева П. И. Изобразительная деятельность и умственное воспитание детей. «Дошкольное воспитание» № 4, 1973.
  5. Шибанова Н. К. Воспитание у детей дошкольного возраста самостоятельности в рисовании. — Пермь.: Звезда, 1974.
Основные термины (генерируются автоматически): изобразительная деятельность, дошкольный возраст, самостоятельность, старший дошкольный возраст, самостоятельная деятельность, воспитание самостоятельности, занятие, навык, процесс деятельности, развитие самостоятельности.

Похожие статьи

Модель развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в самостоятельной изобразительной деятельности

В статье рассматривается структурно-функциональная модель развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в самостоятельной изобразительной деятельности.

Организация творческой работы детей предшкольного возраста в процессе изобразительной деятельности как научная проблема

Современное дошкольное образование требует эффективного решения проблемы организации творческой работы детей предшкольного возраста, ведь важно, чтобы учебный процесс стал для детей не только овладением знаниями, без которых они не смогут обойтись в ...

Методика формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности

В данной статье раскрыта методика формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности. Методика разработана на основе результатов изучения уровней познавательного интереса у старших дошкол...

Развитие образной речи у детей среднего дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме — развитию образной речи. Рассматриваются вопросы значения образности как важного звена в общей системе речевой работы. Выделяются и описываются характерные особенности речи детей пятого года ж...

О средствах эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье анализируется проблема эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Рассматриваются некоторые средства эстетического воспитания, формирования эстетической культуры личности старшего дошкольника. Проведено исследование...

Технологии формирования культуры познания у детей дошкольного возраста

Данная статья раскрывает актуальность и новизну темы технологии формирования культуры познания у детей дошкольного возраста. Обращает внимание на эффективные средства формирования произвольности в дошкольном возрасте, предпосылки возникновения познав...

Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается проблема формирования интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня. Приводятся определения понятия «интеллектуальная готовность» с точки з...

Интегрированный подход к процессу формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста.

В статье рассматривается процесс формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции художественных видов деятельности. Анализируется вопросы интеграции искусств, интеграции музыкальной, изобразительной, ...

Влияние музыкально-театрализованной деятельности на развитие творческих способностей дошкольников

Статья посвящена проблеме влияния музыкально-театрализованной деятельности на развитие творческих способностей дошкольников. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современной п...

Трудовая деятельность как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются вопросы развития самостоятельности детей дошкольного возраста в трудовой деятельности. Раскрыта значимость и необходимость развития самостоятельности, начиная с дошкольного детства. Выделяются структурные компоненты самостоят...

Похожие статьи

Модель развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в самостоятельной изобразительной деятельности

В статье рассматривается структурно-функциональная модель развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в самостоятельной изобразительной деятельности.

Организация творческой работы детей предшкольного возраста в процессе изобразительной деятельности как научная проблема

Современное дошкольное образование требует эффективного решения проблемы организации творческой работы детей предшкольного возраста, ведь важно, чтобы учебный процесс стал для детей не только овладением знаниями, без которых они не смогут обойтись в ...

Методика формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности

В данной статье раскрыта методика формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности. Методика разработана на основе результатов изучения уровней познавательного интереса у старших дошкол...

Развитие образной речи у детей среднего дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме — развитию образной речи. Рассматриваются вопросы значения образности как важного звена в общей системе речевой работы. Выделяются и описываются характерные особенности речи детей пятого года ж...

О средствах эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье анализируется проблема эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Рассматриваются некоторые средства эстетического воспитания, формирования эстетической культуры личности старшего дошкольника. Проведено исследование...

Технологии формирования культуры познания у детей дошкольного возраста

Данная статья раскрывает актуальность и новизну темы технологии формирования культуры познания у детей дошкольного возраста. Обращает внимание на эффективные средства формирования произвольности в дошкольном возрасте, предпосылки возникновения познав...

Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается проблема формирования интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня. Приводятся определения понятия «интеллектуальная готовность» с точки з...

Интегрированный подход к процессу формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста.

В статье рассматривается процесс формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции художественных видов деятельности. Анализируется вопросы интеграции искусств, интеграции музыкальной, изобразительной, ...

Влияние музыкально-театрализованной деятельности на развитие творческих способностей дошкольников

Статья посвящена проблеме влияния музыкально-театрализованной деятельности на развитие творческих способностей дошкольников. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современной п...

Трудовая деятельность как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются вопросы развития самостоятельности детей дошкольного возраста в трудовой деятельности. Раскрыта значимость и необходимость развития самостоятельности, начиная с дошкольного детства. Выделяются структурные компоненты самостоят...

Задать вопрос