Развитие координации у детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (4) март 2016 г.

Дата публикации: 04.03.2016

Статья просмотрена: 6320 раз

Библиографическое описание:

Сейтвелиева, Э. Э. Развитие координации у детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема / Э. Э. Сейтвелиева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1 (4). — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/24/788/ (дата обращения: 17.10.2024).



В данной статье представлен материал о развитии координации движений у детей старшего дошкольного возраста посредством ритмической гимнастики в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, координация, координационные способности.

Постановка проблемы: Проблема здоровья дошкольников — одна из важнейших в жизни современного общества. Современные образовательные программы и требования к содержанию и методам работы, осуществляемые в ДОУ, нацелены на формирование двигательной культуры дошкольников. Использование на физкультурной непосредственно организованной деятельности и в повседневной жизни разнообразных физических упражнений воспитывает у дошкольников интерес к двигательной деятельности.

Подготовка к обучению в школе требует от детей значительного психофизиологического напряжения, поэтому особую значимость приобретают вопросы повышения общей физическойподготовленности, развития основных физических качеств, воспитаниеличностныхсвойств у старших дошкольников [1, с. 24].

В периоддошкольногодетства происходит быстрое изменение строения и функций организма,психомоторики, активно развиваются физические способности, среди которых ведущее место занимает координация движений.

Учитывая состояние проблемы, а также то, чтодвигательнаякоординация являются важным компонентом физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста, возникла необходимость более глубокого и детального изучения данного вопроса, а также разработки программы физкультурных занятий и методики, направленных на преимущественное развитие двигательной координации у детей старшего дошкольного возраста.

В современных условиях реформирования системы образования, к дошкольному воспитанию предъявляются новые, более высокие требования, связанные с организацией воспитательно-образовательного процесса, при которой эффективно решались бы образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Образовательный процесс в дошкольном учреждении требует от детей значительного психофизиологического напряжения, поэтому особую значимость приобретают вопросы повышения общей физической подготовленности, развития основных физических качеств, воспитание личностных свойств у старших дошкольников [3, с. 67].

Старший дошкольный возраст является благоприятным для формирования практически всего спектра двигательных способностей. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются ранее неизвестные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки. Почти все показатели двигательных способностей ребенка демонстрируют высокие темпы прироста. Наиболее интенсивное увеличение наблюдается в показателях координации движений, гибкости, функции равновесия [2, с. 16].

Проблемой развития координационных способностей у детей занимались и занимаются многие научные и практические работники: В. И. Лях; Н. Панфилова; Н. А. Берштейн; А. В. Курганский; Л. Д. Назаренко.

Термин «координация» происходит от латинского coordinatio — взаимоупорядочение.

С точки зрения В. И. Ляха, координация движений — это двигательная способность, которая развивается посредством самих движений. Чем большим запасом двигательных навыков обладает ребенок, тем богаче будет его двигательный опыт и шире база для овладения новыми формами двигательной деятельности.

По определению Л. А. Орбели координация движения — точное согласование в работе всех отдельных мышц, входящих в состав нашего тела, согласование, ведущее к тому, что все наши движения становятся гладкими, пластичными, размеренными, экономными и не обнаруживают признаков механической борьбы противоположно действующих антагонистических мышц.

По мнению В. М. Покровского, Г. Ф. Коротько, координация — это процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи [1, с. 28].

Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями. Как известно, эффективность этого процесса в значительной степени обеспечивают двигательно-координационные способности, которые одновременно оказывают существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Еще Т. Ф. Лесгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал, как важно уметь изолировать отдельные движения, сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, а также преодолевать их с возможно большей ловкостью. Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое в соответствии с поставленной задачей [4, с. 56].

Координационные способности рассматривают как ведущую функцию моторного развития детей дошкольного возраста.

Как считает Е. Н. Вавилова и Э. С. Вильчковский, в старшем дошкольном возрасте начинают активно проявляется координационные способности. Но для их совершенствования важно вводить в содержание двигательной деятельности детей упражнения, сложные сочетания движений и необычные условия их проявления.

Развитие координационных способностей осуществляется в нескольких направлениях:

  1. Широкое использование любых упражнений, содержащих элементы новизны;
  2. Постепенное увеличение координационной сложности упражнений, повышение требований к точности и согласованности мышлений.
  3. Совершенствование способности поддерживать равновесие тела.

Рекомендуются следующие методические приемы, повышающие проявление двигательной координации:

1) Применение необычных исходных положений (бег из положения стоя на коленях, сидя), быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать).

2) Изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.

3) Смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку; прыжки на одной или двух ногах, с поворотом.

4) Использование в упражнениях предметов различной формы, массы, объема, фактуры содействует развитию умения распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений.

5) Выполнение согласованных действий несколькими участниками (вдвоем, держась за руки, садиться и вставать, выполнять повороты, наклоны, прыжки) [3, с. 69].

Развитые координационные способности влияют на темп, вид и способ усвоения техники движений, а также на её дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение.

Развитие координации движений ребенка есть чрезвычайно важный фактор его развития в целом. Координация движений имеет важное значение для всех видов трудовой деятельности, способствует выработке гибкости, точности и плавности движений, развитию глазомера, формирует правильную осанку, вырабатывает чувство равновесия. (Вавилова Е.Н, Викулов А. Д., Бутин И.М) [5, с. 32].

Таким образом, можно сказать, что развитие координации движений ребенка есть чрезвычайно важный фактор его развития в целом.

Литература:

  1. Борисова М. М., Лебедева Л. В. Физическое воспитание дошкольников. Часть 1. — М.: Акапринт, 2005. — 24, 28 с.
  2. Вильчковский Э. С. Физическая культура детей дошкольного возраста Киев: Здоров'я, 1976. 16 с.
  3. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. — М.: Просвещение, 1978г. 67, 69 с.
  4. Под ред. Филипповой С. О., Понамарева Г. Н. Теория и методика физической культуры дошкольников. — Спб., «ДЕТСТВО — ПРЕСС», М., ТЦ «СФЕРА» 2008. — 56 С
  5. Тарасова Т. А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 32 с
Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, координация движений, способность, двигательная деятельность, двигательная координация, движение, значительное психофизиологическое напряжение, особая значимость, развитие, развитие координации движений ребенка.

Похожие статьи

Условия развития координации у детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности

В данной статье представлен материал о развитии координации движений и координационных способностей детей старшего дошкольного возраста. Более подробно описаны условия развития координации движений детей старшего дошкольного возраста в непосредственн...

Ритмическая гимнастика как эффективное средство развития координации детей старшего дошкольного возраста

В данной статье представлен материал о развитии координации движений и координационных способностей детей старшего дошкольного возраста. Более подробно описано значение ритмической гимнастики как эффективного средства развития координации детей старш...

Пространственно-временные представления и особенности их формирования у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается механизм поэтапного формирования пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе посредством занимательного дидактического материала.

Роль музыки в формировании основных двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме формирования основных двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста и влиянии средств музыки на данный процесс. Определено влияние музыки на формирование двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраст...

О средствах эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье анализируется проблема эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Рассматриваются некоторые средства эстетического воспитания, формирования эстетической культуры личности старшего дошкольника. Проведено исследование...

Использование полифункциональной среды сенсорной комнаты в работе педагога-психолога с детьми раннего и младшего дошкольного возраста

В статье представлено обобщение практического опыта педагогов-психологов дошкольного образовательного учреждения. Материал посвящен организации развивающей и психокоррекционной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в условиях полифу...

Музыкальная деятельность как средство коррекции в развитии детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

В статье рассматриваются проблемы, посвященные значению музыкальной деятельности в детском саду как средству коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Автор обозначает основные виды музыкальной деятельности и исследует их влияние на ...

Развитие мелкой моторики в конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

В статье описываются затруднения в области мелкой моторики, возникающие у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В качестве одного из педагогических средств развития мелкой моторики рассматривается конструктивная деятельность. Обос...

Ритмопластика как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста

В рамках данной статьи раскрыт вопрос развития музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в процессе выполнения пластических этюдов по ритмопластике.

К вопросу о формировании двигательной активности у детей дошкольного возраста

В статье раскрывается суть двигательной активности дошкольников в теории и методике физического воспитания, ее виды. Требования, предъявляемые к планированию двигательной активности, уровень физического развития и физической подготовленности ребенка.

Похожие статьи

Условия развития координации у детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности

В данной статье представлен материал о развитии координации движений и координационных способностей детей старшего дошкольного возраста. Более подробно описаны условия развития координации движений детей старшего дошкольного возраста в непосредственн...

Ритмическая гимнастика как эффективное средство развития координации детей старшего дошкольного возраста

В данной статье представлен материал о развитии координации движений и координационных способностей детей старшего дошкольного возраста. Более подробно описано значение ритмической гимнастики как эффективного средства развития координации детей старш...

Пространственно-временные представления и особенности их формирования у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается механизм поэтапного формирования пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе посредством занимательного дидактического материала.

Роль музыки в формировании основных двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме формирования основных двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста и влиянии средств музыки на данный процесс. Определено влияние музыки на формирование двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраст...

О средствах эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье анализируется проблема эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Рассматриваются некоторые средства эстетического воспитания, формирования эстетической культуры личности старшего дошкольника. Проведено исследование...

Использование полифункциональной среды сенсорной комнаты в работе педагога-психолога с детьми раннего и младшего дошкольного возраста

В статье представлено обобщение практического опыта педагогов-психологов дошкольного образовательного учреждения. Материал посвящен организации развивающей и психокоррекционной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в условиях полифу...

Музыкальная деятельность как средство коррекции в развитии детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

В статье рассматриваются проблемы, посвященные значению музыкальной деятельности в детском саду как средству коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Автор обозначает основные виды музыкальной деятельности и исследует их влияние на ...

Развитие мелкой моторики в конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

В статье описываются затруднения в области мелкой моторики, возникающие у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В качестве одного из педагогических средств развития мелкой моторики рассматривается конструктивная деятельность. Обос...

Ритмопластика как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста

В рамках данной статьи раскрыт вопрос развития музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в процессе выполнения пластических этюдов по ритмопластике.

К вопросу о формировании двигательной активности у детей дошкольного возраста

В статье раскрывается суть двигательной активности дошкольников в теории и методике физического воспитания, ее виды. Требования, предъявляемые к планированию двигательной активности, уровень физического развития и физической подготовленности ребенка.

Задать вопрос