Интеграция элементов краеведческого материала в речевые игры для детей с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (60) январь 2023 г.

Дата публикации: 06.12.2022

Статья просмотрена: 163 раза

Библиографическое описание:

Игнатьева, С. И. Интеграция элементов краеведческого материала в речевые игры для детей с общим недоразвитием речи / С. И. Игнатьева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 1 (60). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/240/7862/ (дата обращения: 16.11.2024).



Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине — месту, где человек родился. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление детей с историческим, культурным, национальным, природно-экологическим своеобразием родного региона.

Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, т. е. детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением.

Краеведение в дошкольном учреждении является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств. Следует отметить также то, что краеведение — неисчерпаемый источник для интегрированного обучения, воспитания и коррекционной работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи. Специального методического обеспечения по краеведению для детей с нарушением речи нет, поэтому логопедам приходится самостоятельно подбирать и адаптировать дидактические и речевые игры.

Используя в своей работе элементы краеведения, стараюсь учитывать особенности детей: сложность речевого нарушения (общее недоразвитие речи II и III уровня), недостаточное развитие психических функций, особенности возраста. Перечисленные особенности приносят свою специфику в коррекционную работу.

Приведу примеры использования элементов краеведческого материала на логопедических занятиях.

Обогащению словаря детей способствуют следующие игровые упражнения.

«Какой? Какая? Какое? Какие?»

Детям предлагается найти предметы (картинки), к которым можно задать вопрос «какой?», и ответить на вопрос, подбирая прилагательные. Например, город (какой?) — старинный, любимый, маленький и т. д. Аналогичная работа проводится со словами женского и среднего рода. Эта игра не только обогащает словарь признаков, но и учит правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе.

«Цепочка слов»

Эта игра закрепляет умение подбирать существительные и прилагательные. Детям предлагается составить цепочку слов, где слова соединены между собой. Например, логопед предлагает назвать животных, обитающих в лесах Самарской области. Дети образуют «цепочку» слов: кабан–лось–лиса–волк–барсук–заяц–бобр . Можно подобрать признаки к слову. Лось какой? — Большой, рогатый, сильный .

«Магазин цветов»

Перед детьми картинки с изображением полевых цветов родного края. Например: василёк, люпин, колокольчик, донник, клевер, горец, горицвет, ромашка, цикорий . Дети делятся на «продавцов» и «покупателей». «Покупатель» должен так описать выбранный им цветок, чтобы «продавец» догадался, о каком цветке идёт речь. Например: этот цветок полевой, низкий, розовый (Клевер).

«Угадай, кто это?»

Детям предлагаются картинки с изображением животных (птиц, насекомых) родного края. Один ребёнок выбирает картинку так, чтобы остальные дети не видели, кто на ней изображён. Он описывает изображённого животного так, чтобы другие дети догадались, кто на картинке. Можно усложнить задание, предложив называть только признаки (прилагательные) или действия (глаголы). Например, какое животное скрывается, спасается, прячется, убегает ? — Заяц.

«Скажи наоборот»

Это упражнение тренирует детей в употреблении антонимов. Его можно использовать при рассматривании и сравнении животных родного края. Например, лось большой — ёж маленький ; волк смелый — заяц трусливый , олень быстрый — черепаха медленная .

«Скажи по-другому»

Учим детей употреблять в речи синонимы. Например, при описании зайца подбираем синонимы: робкий, несмелый, трусливый, пугливый . При описании природы родного края можно использовать синонимы к слову «лес»: бор, дубрава, чаща, пуща . При описании родного города использовать синонимы к слову «старый»: древний, старинный .

Игры, направленные на развитие лексико-грамматических категорий речи, также могут содержать краеведческий материал.

«Мой — моя»

Развиваем умение различать род притяжательных местоимений. Используем картинки с изображением животных, птиц, насекомых, растений Самарской области. Дети берут картинку и называют: « мой дуб », « моя ива », « мой тополь » и т. п.

«Один — много»

Упражняем детей в умении правильно употреблять существительные в именительном падеже единственного и множественного числа и в родительном падеже множественного числа. Например: лиса — лисы, много лис; чайка — чайки, много чаек; стрекоза — стрекозы, много стрекоз, лещ — лещи, много лещей.

«Чьи следы?»

Упражняем детей в образовании притяжательных прилагательных от названий диких животных. Предлагаем детям узнать и назвать следы животных, изображённые на картинках: волчьи, беличьи, ежиные, заячьи, лисьи, рысьи, барсучьи

«Большой — огромный»

Это упражнение развивает умение образовывать имена существительные при помощи суффикса –ищ с увеличительным значением. Хвост — хвостище, лапы — лапищи, зубы — зубищи, …

«Назови ласково»

Учим правильно употреблять уменьшительно-ласкательные суффиксы. Город — городок; улица — улочка; дом — домик; сад — садик. Лиса — лисичка; белка — белочка; заяц — зайчик.

«Сосчитай»

Это игровое упражнение учит правильному согласованию количественных числительных с существительными. Просим ребёнка сосчитать, сколько домов, школ, памятников в городе, сколько рек в Самарской области. Например, одна река, две реки, …, …, пять рек и т. п.

«Составь предложение с предлогом»

Учим составлять предложение по сюжетной картинке, используя схему предлога. Логопед предлагает детям выбрать картинку и схему подходящего предлога. Воспитанники составляют предложения: «Заяц спрятался за елью», «Пчела села на цветок».

Развивать связную речи детей помогает составление описательных рассказов о городе, о природе, о растениях, о животных родного края.

Это лишь малая часть логопедических игр и упражнений, которые можно использовать на занятиях по краеведению. Данные игры можно использовать на коррекционных занятиях при изучении лексических тем: «Наша Родина — Россия», «Город. Улица. Дом», «Дикие животные леса», «Птицы», «Насекомые», «Деревья и кустарники», «Цветы», «Ягоды. Грибы».

Дошкольный возраст — период чрезвычайно интенсивного развития речи, овладения грамматическим строем родного языка. Интеграция элементов краеведческого материала в коррекционно-логопедическую работу способствует не только развитию речи, но и формированию различных навыков, умений взаимодействия с окружающим миром у детей с ОНР.

Похожие статьи

Использование наглядных и словесно-дидактических игр в работе над словообразованием у дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование невербальных (кинесических) средств общения в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование игрового комплекта «Пертра» в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Использование здоровьесберегающего потенциала биоадекватной методики в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Формирование предпосылок графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством комплексного взаимодействия специалистов

Развитие связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи посредством технологии «Образ и мысль»

Использование эвритмической гимнастики в музыкально-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Развитие чувства ритма у детей с общим недоразвитием речи в процессе музыкальной деятельности

Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей с общим недоразвитием речи

Похожие статьи

Использование наглядных и словесно-дидактических игр в работе над словообразованием у дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование невербальных (кинесических) средств общения в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование игрового комплекта «Пертра» в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Использование здоровьесберегающего потенциала биоадекватной методики в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Формирование предпосылок графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством комплексного взаимодействия специалистов

Развитие связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи посредством технологии «Образ и мысль»

Использование эвритмической гимнастики в музыкально-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Развитие чувства ритма у детей с общим недоразвитием речи в процессе музыкальной деятельности

Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей с общим недоразвитием речи

Задать вопрос