Развитие технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через ТИКО-моделирование | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (60) январь 2023 г.

Дата публикации: 09.12.2022

Статья просмотрена: 274 раза

Библиографическое описание:

Аникеич, С. А. Развитие технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через ТИКО-моделирование / С. А. Аникеич, О. А. Нечаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 1 (60). — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/240/7868/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье авторы рассказывают об особенностях конструктора для 3D-моделирования ТИКО и использование его в своей работе с детьми дошкольного возраста. Работа с конструктором представляется детям как увлекательная игровая деятельность, и включает в себя разные педагогические и психологические аспекты.

Ключевые слова: конструктор, ребенок, использование конструктора, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность.

В современное время наши дети живут в век активной компьютеризации и роботостроения. Все эти технические достижения каждый день окружают нас в повседневной жизни, дети с раннего возраста знакомятся с разными двигательными игрушками, с интересом наблюдают за процессом их деятельности, а затем и строением разных технических изделий.

В свою очередь реализация ФГОС ДО предоставляет педагогам возможность организовывать развивающую среду включая разнообразные формы взаимодействия с дошкольниками. Используя в своей работе различные конструкторы, педагог одновременно решает разные образовательные и воспитательные задачи. При этом он имеет возможность разнообразить предметно-развивающею среду группы.

Играя с разными конструкторами, ребенок познает и исследует мир через игру. А наличие в групповом пространстве различных конструктивных материалов направленно на инновационное создание активной и образовательной среды. В своей работе мы используем много разных конструкторов, начиная с обычного деревянного и заканчивая новыми современными наборами. Отдельно хочется остановиться на конструкторе для 3D-моделирования ТИКО или как его называют производители Трансформируемый Игровой Конструктор для обучения. Этот конструктор, как и многие другие, позволяет детям почувствовать себя маленькими изобретателями.

Следует отметить, что конструктор ТИКО имеет ряд отличительных особенностей. Он состоит из ярких достаточно крупных пластмассовых деталей, каждая из них имеет несколько шарообразных креплений, которые позволяют сохранить деталям подвижность и легко трансформировать конструкции из плоскостных в объемные. (рис. 1) В комплектах ТИКО используются детали только правильных геометрических форм, что делает его удобным дидактическим пособием во время занятий. Насыщенные яркие цвета делают его привлекательным для детей и вызывают желание использовать конструктор в самостоятельной деятельности.

Конструирование объемных фигур по собственному замыслу

Рис. 1. Конструирование объемных фигур по собственному замыслу

Использование конструктора ТИКО включает в себя разные педагогические и психологические аспекты. Являясь замечательным сенсорным материалом, помогает педагогу наглядно объяснить ребенку такие пространственные понятия как, плоскостные и объемные фигуры. У детей активизируются мыслительные процессы, путем экспериментов, проб и ошибок они самостоятельно ищут решения для своих замыслов и начинают строить интересные конструкции. В процессе работы с конструктором у детей работают обе руки, что в свою очередь способствует работе обоих полушарий мозга. Проиллюстрируем это на рис. 2.

Конструирование по образцу

Рис. 2. Конструирование по образцу

Таким образом, можно говорить об интеграции образовательных областей при использовании конструктора ТИКО, что является еще одним плюсом.

С помощью конструктора ТИКО можно создать большое количество разных по назначению и степени сложности конструкций от дорожки для Колобка, до космической ракеты. Это дает большие возможности при использовании конструктора в детском саду. В коллективной образовательной деятельности ТИКО используется на занятиях, как наглядный, демонстрационный или раздаточный материал (рис. 3). С его помощью можно в индивидуальной работе помогать детям развивать мелкую моторику и закреплять пространственные понятия. Очень часто конструктор используется детьми для самостоятельной деятельности, ребята любят строить разные простые и сложные конструкции, развивая творчество и воображение.

Игра «Угадай кто это?»

Рис. 3. Игра «Угадай кто это?»

В силу своей универсальности конструктор ТИКО является развивающим материалом и хорошим средством при работе по закреплению лексических тем. Используя тактильные и зрительные анализаторы, дети запоминают новые слова, опираясь на собранные конструкции, составляют рассказы по теме. Педагог, используя конструктор, может придумать много дидактических заданий для индивидуальной работы. Например, закрепляя тему «Дикие и домашние животные» можно поиграть в разные игры — «Угадай кто это?», «Чего не хватает?», «Четвертый лишний», а также дети могут моделировать плоскостные или объемные фигурки животных, строить для них домики, сочинять сказки и обыгрывать их. (рис. 4)

Театрализация сказки «Заюшкина избушка»

Рис. 4. Театрализация сказки «Заюшкина избушка»

Вся работа с конструктором представляется детям как увлекательная игровая деятельность. Игра является и началом конструирования, и его логическим продолжением. Созданные постройки с удовольствием используются детьми на протяжении всего дня в сюжетно-ролевых и театрализованных играх. (рис. 5)

Сюжетно-ролевая игра «Гараж»

Рис. 5. Сюжетно-ролевая игра «Гараж»

Так, постепенно, день за днем, играя в конструктор ТИКО, дети растут и развиваются.

Литература:

  1. Карпова Н. М. Тико — конструирование [Текст]: метод, рекомендации/ Н.М Карпова.
  2. Логинова И. В. Папка по ТИКО-моделированию для создания плоскостных конструкций. — СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.
  3. Логинова И. В. Папка по ТИКО-моделированию «Технологические карты № 1» для создания объемных конструкций с диском-приложением «Фотографии объёмных ТИКО-конструкций». — СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.
  4. http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/
  5. Соцсеть «Педагоги.Онлайн» — профиль «ТИКО-конструирование»

Ключевые слова

ребёнок, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа, конструктор, использование конструктора

Похожие статьи

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование с различными материалами

Статья посвящена обсуждению проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством экспериментирования. В ней отдельно рассматриваются принципы и подходы детского экспериментирования. А так же в статье приведен опыт по эксп...

Особенности обучения графическому дизайну в подростковом возрасте

Рассмотрено понятие графического дизайна и сделаны выводы о том, что он отражает возможности комплексного подхода к проблеме развивающего обучения основам изобразительной деятельности подростков. Раскрывается специфика использования методов творческ...

Совместная работа с родителями по развитию мышления через плоскостное моделирование с детьми дошкольного возраста

В данной работе представлен опыт работы по взаимодействию педагогов ДОУ и родителей по развитию мышления дошкольников через плоскостное моделирование.

Мастер-класс «Использование системы схем-алгоритмов в работе педагогов с целью развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

В статье авторы представляют систему работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования педагогами ДОУ системы схем-алгоритмов при организации опытно-экспериментальной деятельности.

Развитие конструктивного мышления у детей 6–7 лет в процессе продуктивной деятельности

В статье авторами описывается педагогическая деятельность по развитию конструктивного мышления старших дошкольников в процессе реализации дополнительной общеразвивающей программы «Удивительный мир конструирования».

Роль ДОУ в развитии личностного потенциала дошкольника посредством игровой деятельности

В статье авторы раскрывают роль ДОУ в развитии личностного потенциала ребенка, делятся опытом работы по данному направлению.

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через интерактивные методы и формы обучения в театральной деятельности

В статье автор представляет свой опыт целенаправленного отбора и апробации интерактивных форм и методов, наиболее целесообразных для развития творческих способностей в театральной деятельности.

Использование проектных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся и формирования логических универсальных учебных действий

В статье рассматривается развитие логических универсальных учебных у младших школьников действий через проектную деятельность. Апробация программы «Интеллектуальные ступеньки» во внеурочной деятельности дала положительные результаты развития логическ...

Интегрирование робототехники с учебно-методическим комплексом по предмету «Окружающий мир» в начальной школе

В статье авторы проводит анализ существующих образовательных решений в области образовательной робототехники и рассказывает, на каких занятиях в начальной школе можно использовать конструкторы по робототехнике, в качестве эффективных методов обучения...

Использование игр для организации эффективного взаимодействия на уроке

Статья посвящена актуальной проблеме оптимизации взаимодействия на уроке. Значительное внимание уделяется работе педагогов по организации и формированию навыков сотрудничества. В статье представлен практический опыт работы, представлена таблица по ис...

Похожие статьи

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование с различными материалами

Статья посвящена обсуждению проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством экспериментирования. В ней отдельно рассматриваются принципы и подходы детского экспериментирования. А так же в статье приведен опыт по эксп...

Особенности обучения графическому дизайну в подростковом возрасте

Рассмотрено понятие графического дизайна и сделаны выводы о том, что он отражает возможности комплексного подхода к проблеме развивающего обучения основам изобразительной деятельности подростков. Раскрывается специфика использования методов творческ...

Совместная работа с родителями по развитию мышления через плоскостное моделирование с детьми дошкольного возраста

В данной работе представлен опыт работы по взаимодействию педагогов ДОУ и родителей по развитию мышления дошкольников через плоскостное моделирование.

Мастер-класс «Использование системы схем-алгоритмов в работе педагогов с целью развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

В статье авторы представляют систему работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования педагогами ДОУ системы схем-алгоритмов при организации опытно-экспериментальной деятельности.

Развитие конструктивного мышления у детей 6–7 лет в процессе продуктивной деятельности

В статье авторами описывается педагогическая деятельность по развитию конструктивного мышления старших дошкольников в процессе реализации дополнительной общеразвивающей программы «Удивительный мир конструирования».

Роль ДОУ в развитии личностного потенциала дошкольника посредством игровой деятельности

В статье авторы раскрывают роль ДОУ в развитии личностного потенциала ребенка, делятся опытом работы по данному направлению.

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через интерактивные методы и формы обучения в театральной деятельности

В статье автор представляет свой опыт целенаправленного отбора и апробации интерактивных форм и методов, наиболее целесообразных для развития творческих способностей в театральной деятельности.

Использование проектных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся и формирования логических универсальных учебных действий

В статье рассматривается развитие логических универсальных учебных у младших школьников действий через проектную деятельность. Апробация программы «Интеллектуальные ступеньки» во внеурочной деятельности дала положительные результаты развития логическ...

Интегрирование робототехники с учебно-методическим комплексом по предмету «Окружающий мир» в начальной школе

В статье авторы проводит анализ существующих образовательных решений в области образовательной робототехники и рассказывает, на каких занятиях в начальной школе можно использовать конструкторы по робототехнике, в качестве эффективных методов обучения...

Использование игр для организации эффективного взаимодействия на уроке

Статья посвящена актуальной проблеме оптимизации взаимодействия на уроке. Значительное внимание уделяется работе педагогов по организации и формированию навыков сотрудничества. В статье представлен практический опыт работы, представлена таблица по ис...

Задать вопрос