Игры-эксперименты как средство формирования у дошкольников правил безопасного поведения на дороге | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (60) январь 2023 г.

Дата публикации: 24.12.2022

Статья просмотрена: 984 раза

Библиографическое описание:

Кочергина, Е. С. Игры-эксперименты как средство формирования у дошкольников правил безопасного поведения на дороге / Е. С. Кочергина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 1 (60). — С. 21-28. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/240/7886/ (дата обращения: 16.11.2024).



Проблема обучения детей безопасному поведению на дороге на сегодняшний день продолжает оставаться очень актуальной. Она приобрела особую остроту в связи с возрастающей диспропорцией между приростом числа автомобилей и крайне слабой культурой безопасности и дисциплиной участников дорожного движения.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал, потому что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, в том числе и формированию безопасного поведения на дороге.

Цель: объединения усилий педагогов в обучении детей правилам безопасного поведения на дорогах , и профилактики ДТП с участием детей.

Задачи:

— совершенствование практических навыков, необходимых при формировании у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах .

— достижение максимального взаимодействия и взаимопонимания в вопросах профилактики ДТП в образовательном процессе;

— способствовать обобщению знаний ПДД;

— предложить применять современные формы организации совместной деятельности, направленные на обучение детей дошкольного возраста ПДД .

Игра-эксперимент № 1

«Движение»

Цель: дать детям непосредственно и более ярко смочь почувствовать необходимость правил дорожного движения.

Ход эксперимента :

Предлагаю пройти испытание: (нескольким детям предлагается с завязанными глазами передвигаться по залу).

Что вы испытали, когда двигались? (ответы участников)

Как вы думаете, если у пешеходов и водителей транспортных средств будет беспорядочное движение, что произойдёт? (авария)

Вывод: участникам дорожного движения не попасть в аварию помогает знание правил дорожного движения.

Игра-эксперимент№ 2

«Что происходит при столкновении двух транспортных средств

Цель: выяснить, что произойдёт при столкновении транспортных средств.

Ход эксперимента .

Играющие делятся на две команды, строятся друг за другом, держась за талию впереди, стоящего. Команды становятся напротив друг друга. Первые игроки команд — водители; остальные — пассажиры. Все игроки находятся в воображаемом транспортном средстве.

C:\Users\Елена\Desktop\IMG_20190925_100517.jpg

До начала игры воспитатель дает инструкцию водителям, что они должны делать. Остальные участники об этом не должны знать. По команде оба транспортные средства начинают двигаться на встречу друг другу, постепенно увеличивая скорость. При сближении двух команд водители транспортных средств «обнимаются».

Итак, что же произошло? Что вы почувствовали на себе? Удар о впереди вас стоящего игрока. Совершенно верно. А представьте, какой удар может быть, если скорость еще будет больше.

Вывод: при столкновении транспортных средств происходит удар (авария).

Игра-эксперимент № 3

«Подушка безопасности »

Цель: выяснить, для чего в машине нужна подушка безопасности.

Ход эксперимента .

C:\Users\Елена\Desktop\IMG_20190925_100628.jpg

Игру мы проводим аналогично, как игру «Что происходит при столкновении двух транспортных средств?», только в руках пассажиры перед собой держат надувной шарик. Игроки для соединения друг с другом используют длинный пояс, которым опоясывают себя.

При столкновении двух транспортных средств мы видим другой результат — подушка безопасности предотвращает нас от сильного удара.

Вывод : каждый автомобиль необходимо оборудовать подушками безопасности для предотвращения сильного удара.

Игра-эксперимент № 4

«Я заметен на дороге »

Цель : сделать выводы, для чего необходимо быть заметным на дороге.

Ход эксперимента .

C:\Users\Елена\Desktop\IMG_20190925_124813.jpg

Игроки делятся на две команды: команда — водителей и команда пешеходов. Команда водителей надевают темные очки. Часть пешеходов обозначает себя светоотражающими элементами. Водители на воображаемых транспортных средствах движутся по дорожному полотну. Пешеходы переходят проезжую часть по пешеходному переходу.

Вывод : с наступлением сумерек и темноты, и даже светлое время суток, пешехода трудно увидеть. Учитывая безответственность многих водителей, пешеходам нужно быть предельно осторожными, если себя не обозначить светоотражающими элементами.

Игра-эксперимент № 5.

«Скользкая дорога». (Тормозной путь)

Цель: выяснить зависит ли тормозной путь автомобиля от состояния дороги (сухая, мокрая).

Ход эксперимента .

На полу чертится мелом полоса, игроки (машинки) становятся на полу и пытаются скользить по нему до «пешеходного перехода». Затем пол мочится водой. Дети осторожно скользят по мокрому полу. Сравнивается результат.

C:\Users\Елена\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20190926_160126.jpg

Вывод: по мокрому полу (дороге) тормозной путь длиннее, значит опасность столкновения машин, или машины с пешеходом увеличивается.

Игра-эксперимент № 6.

«Удерживающее устройство».

Цель: выяснить, для чего необходимо в автомобиле пользоваться удерживающими устройствами.

Ход эксперимента .

На стул (удерживающее устройство) посадить куклу, ребёнок перемещает стул и резко останавливает его. Кукла падает. Затем куклу привязывают к стулу лентой и повторяют эксперимент. Кукла остаётся сидеть на стуле.

Вывод: удерживающее устройство не позволяет человеку упасть, тем самым спасает его от травм.

Игра-эксперимент № 7.

«Тупик»

Цель: выяснить, о чём говорит знак «Тупик».

Ход эксперимента .

Игроки берут машинки и стараются их направлять их движение на стену, машинки падают, переворачиваются.

C:\Users\Елена\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20190926_155546.jpg C:\Users\Елена\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20190926_155802.jpg

Вывод: там, где стоит знак «Тупик», проезда нет.

Игра-эксперимент № 8.

«Разводной мост».

Цель: выяснить, в чём опасность разводных мостов.

Ход эксперимента .

На полу рисуется 2 черты (река), кладётся дощечка (мост). Дети (транспортные средства) движутся по мосту через реку, затем воспитатель убирает «мост». Машинки падают в реку.

Вывод : где стоит знак «Разводной мост», транспортным средствам двигаться опасно.

Игра-эксперимент № 9.

«Сужение дороги»

Цель: выяснить, чем опасно сужение дороги.

Ход эксперимента .

На полу чертится мелом две полосы (дорога), которые сужаются, причём вначале дороги между линиями хорошо размещается пара детей, затем, где дорога сужается, детям становится тесно. Дошкольники парами и перемещаются по дороге. Там, где дорога сужается, они начинают толкать друг друга, чтобы поместиться на дороге.

C:\Users\Елена\Desktop\IMG_20190925_101136.jpg C:\Users\Елена\Desktop\IMG_20190925_101152.jpg

Вывод: знак «Сужение дороги» говорит о том, что необходимо быть внимательным и двигаться осторожно, чтобы не произошло столкновение транспортных средств.

Игра-эксперимент № 10.

«Крутой спуск или подъём»

Цель : выявить влияет ли крутой подъём или спуск на движение автомобиля.

C:\Users\Елена\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20190930_100323.jpg

Ход эксперимента .

На куб или шведскую стенку по наклонной размещается ребристая доска. Дети сначала перемещаются по полу зала, затем по наклонной поверхности (доске). Они сравнивают, где было легче перемещаться.

Вывод: транспортным средствам легче перемещаться по прямой дороге.

Игра-эксперимент № 11.

«Ограниченная видимость»

Цель: выяснить, меняется ли видимость, если произойдёт задымление, загазованность, будет туман.

C:\Users\Елена\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20190927_162936.jpg

Ход эксперимента .

На доске размещаются картинки, детям надеваются темные солнечные очки. Они их рассматривают. Затем очки снимаются, дети снова рассматривают картинки и рассказывают в каком случае картинки рассматривать проще.

Вывод: когда видимость ограничена (туман, задымленность, загазованность), можно не увидеть пешехода, транспортное средство, а значит совершить арию.

Игра-эксперимент № 12.

«Слепые пешеходы»

Цель: выяснить, как себя ощущают слепые пешеходы, что может произойти, если игнорировать знак «слепые пешеходы».

Ход эксперимента .

Дети закрывают глаза, они пытаются ходить по залу, натыкаются друг на друга. Взрослый задают вопрос: «Какие трудности вы испытывали? В чём опасность, если на дороге слепой человек?»

C:\Users\Елена\Desktop\IMG_20190925_100202.jpg

Вывод: где висит знак «Слепые пешеходы» нужно быть предельно осторожным, чтобы не сбить слепого человека.

Игра-эксперимент № 13.

«Животные на дороге»

Цель: выяснить, опасны ли животные на проезжей части.

Ход эксперимента .

На полу чертится дорога. Дети делятся на две группы. Одни — животные, другие транспортные средства. Транспортные средства движутся по дороге, животные перебегают через неё. Происходит столкновение.

Вывод: там, где животные могут выбежать на дорогу, может произойти столкновение.

Игра-эксперимент № 14.

«Ремонт дороги»

Цель: выяснить, как необходимо вести себя водителю если на дороге ведутся ремонтные работы.

Ход эксперимента .

На полу чертится дорога. На дорогу кладутся кубики — это кучи грунта, асфальта. Дети перемещают машинки по дороге. Машинки натыкаются на препятствия.

Вывод: там, где ведётся ремонт дороги, транспортные средства должны ехать осторожно, объезжая препятствия т. к. может произойти столкновение.

Игра -эксперимент № 15.

«Световозвращающие элементы».

(Что произойдёт, если намочить световозвращающие элементы)

Цель: сделать вывод, если намочить световозвращающие элементы, повлияет ли это на отражение света от фликера.

Ход эксперимента .

Детям задают вопрос, будет ли отражать свет фликер, если его намочит дождь?

Двое детей надевают фликеры, один из них смачивают водой. На фликеры по очереди светят фонариком, сравнивают результат.

Вывод: сухой и мокрый фликер одинаково отражают свет.

Похожие статьи

Применение квест-технологий как средства формирования представлений о правилах дорожного движения у дошкольников

Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством интегрированного подхода

Интерактивный макет для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах

Использование квест-технологии как средства повышения знаний по безопасности дорожного движения у воспитанников дошкольного образовательного учреждения

Создание условий в ДОУ для формирования у дошкольников элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения

Игры с правилами как средство развития познавательной активности дошкольников

Мотивация на уроках английского языка: задания, побуждающие к действию

Квест-игры как инновационная форма работы с родителями в условиях ДОУ

Формирование оценочного отношения у дошкольников на занятиях музыки

Похожие статьи

Применение квест-технологий как средства формирования представлений о правилах дорожного движения у дошкольников

Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством интегрированного подхода

Интерактивный макет для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах

Использование квест-технологии как средства повышения знаний по безопасности дорожного движения у воспитанников дошкольного образовательного учреждения

Создание условий в ДОУ для формирования у дошкольников элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения

Игры с правилами как средство развития познавательной активности дошкольников

Мотивация на уроках английского языка: задания, побуждающие к действию

Квест-игры как инновационная форма работы с родителями в условиях ДОУ

Формирование оценочного отношения у дошкольников на занятиях музыки

Задать вопрос