План коррекционно-логопедического занятия «Звуки [З], [З’]» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (60) январь 2023 г.

Дата публикации: 02.01.2023

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Попова, А. А. План коррекционно-логопедического занятия «Звуки [З], [З’]» / А. А. Попова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 1 (60). — С. 58-59. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/240/7910/ (дата обращения: 16.11.2024).


  1. Название темы урока и класс (группа, возраст), в котором он проводится: «Звуки [З], [З’]»; старшая группа (5 лет)
  2. Цель урока — создание условий для знакомства детей со звуками [З], [З']

Задачи урока:

Обучающая (образовательная) :

— научить детей характеризовать звуки [З], [З'] с опорой на различные виды контроля.

Воспитывающая :

— воспитывать положительную мотивацию к занятиям;

— самоконтроль за своей речью, умение слушать друг друга.

Развивающая :

— уточнять артикуляционный уклад при произнесении звуков;

— продолжать упражнять детей в анализе слогов, слов;

— развивать общую и мелкую моторику.

  1. Тип урока занятие с целью овладения новыми знаниями

Вид урока урок-беседа в игровой форме

Структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам:

1) Введение в игровую ситуацию ( 5 минут)

Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами. Меня зовут ( имя логопеда ). Сейчас по цепочке мы с вами познакомимся (дети называют свои имена по цепочке).

Кое-кто еще хочет с вами познакомиться, смотрите …(звук… [з-з-з-з], появился гость — игрушка инопланетянина).

Кто же это такой? (дети отвечают: инопланетянин).

Правильно. Нашего гостя-инопланетянина зовут Зумик, и он очень хочет сегодня с вами пообщаться и поиграть. Ну что, поиграем с Зумиком?

Смотрите, какие красивые звезды принес нам Зумик! Давайте устроим звездопад — сядьте удобно, возьмите по звездочке, положите на ладошку. Спинку выпрямите, делаем глубокий вдох носом и выдыхаем ртом на наши звезды. Щеки не надуваем! Раз, два, три — звездочка лети!

2) Актуализация знаний (5–7 минут)

А вот еще интересная игра. Сначала послушайте стихотворение и ответьте, какой звук вы чаще будете слышать.

Зажглась зелёная звезда...

Запустят звездолёт туда.

Какой же звук? (отвечают [З]).

Правильно. Сегодня мы с вами познакомимся со звуками [З], [З'].

Возьмите зеркала, произнесите звук [З] и посмотрите, как вы его произносите. Что происходит с губами, зубами, языком, когда вы произносите звук [З]? (отвечают: губы в улыбке, зубы видны, сближены, но не сомкнуты, кончик языка находится за нижними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к зубам).

Произнесите звук [З'] и посмотрите, как вы его произносите. Что происходит с губами, зубами, языком, когда вы произносите звук [З']? ( отвечают: кончик языка упирается в нижние передние зубы; губы растянуто в улыбке и не закрывают зубов; зубы сомкнуты или сближены).

3) Затруднение в ситуации (5–7 минут)

Зумик предлагает вам поиграть в игру «Кулак — ладонь». Я буду произносить слоги. Услышите слог, в котором есть звук [З], поднимите кулак, звук [З'] — ладонь.

За, зё, зы, зо, зя, зу, зи, зэ, зе, зю.

Какие вы внимательные! А теперь еще одна игра: нам надо с вами произнести четко чистоговорки, выделяя звуки [З], [З'] и выполнять движения.

За-за-за — во дворе стоит коза.

Зу-зу-зу — накормлю травой козу.

Зы-зы-зы — отойдите от козы.

Зи-зи-зи — сено козе отвези.

Зе-зе-зе — сено я даю козе.

Зя-зя-зя — козу дразнить нельзя!

4) Открытие нового знания или способа действия (5–7 минут)

Еще Зумик принес нам свои инопланетные ракеты. Какие они красивые и разные. Чем они отличаются? (одна зеленая, другая синяя). Верно. Нам надо расселить картинки в эти ракеты. Как вы думаете, что отправится в полет на ракете с синим корпусом? (твердый звук [З]).

А в ракете с зеленым корпусом? ( мягкий звук[З’]).

Хорошо, правильно.

(повторение звуко-слоговой структуры слова). А теперь нам надо составить схему слова «ЗИМА». Перед вами лист и цветные кружочки.

З — согласный, мягкий, зелёным цветом

И — гласный, красным цветом

М — согласный, твердый, синим цветом

А — гласный, красным цветом

В слове ЗИМА 2 слога, ударение на второй слог.

5) Введение новых знаний в систему познаний (5–7 минут)

Для вас Зумик приготовил задание на внимание. Слушайте внимательно и закончите предложение.

Извиваясь и шипя, по земле ползёт... ЗМЕЯ

Зайку бросила хозяйка, на скамейке мокнет... ЗАЙКА

Нам попалась на глаза очень злющая... КОЗА

Хорошо. А теперь я говорю вам один предмет, а вы много.

Зуб — зубы

Заяц — зайцы

Зебра — зебры

Ваза — вазы

Коза — козы

Магазин — магазины

Газета — газеты

Стрекоза — стрекозы

Музей — музеи

Обезьяна — обезьяны

6) Осмысление (итог) (3–5 минут)

Ребята, вы все большие молодцы. Дружно работали. Зумику с вами очень понравилось играть. А вы бы хотели, что Зумик еще к вам пришел в гости? Почему?

Зумик для вас приготовил красивые звезды, которые будут вам помогать сегодня (раздать наклейки-звезды детям за работу на занятии).

Слушайте внимательно, что вам нужно будет сделать дома. Нарисуйте животное, в названии которого есть звук [З], и в следующий раз мне покажете, и мы устроим выставку «Веселый зоопарк». До свидания!

  1. Содержание учебного материала:
  1. Игра на знакомство, дыхательная гимнастика
  2. Знакомство со звуком
  3. Развитие фонематического слуха, физминутка
  4. Работа над звуковым анализом слов
  5. Образование множественного числа существительного
  6. Рефлексия, самооценивание
  1. Методы и приемы работы педагога в каждой части урока:
  1. Словесный (беседа-знакомство)
  2. Наглядный (определение артикуляции с помощью зеркал)
  3. Словесный (физминутка, устное упражнение)
  4. Наглядный (звуковая схема слова)
  5. Словесный (дополнение, поочередное проговаривание)
  6. Словесный: поощрение, беседа (обмен впечатлениями от занятия)
  1. Учебно-методическое обеспечение, а также средства и учебное оборудование, необходимое для проведения урока:

— кукла инопланетянин Зумик (может быть распечатанная картинка)

— звездочки для дыхательной гимнастики

— зеркала по количеству детей

— листы к заданию «Звуковые схемы»

— кружочки красного, синего, зеленого цветов для звуковых схем

— картинки с изображением

— наклейки-звезды для поощрения

  1. Задание на дом: нарисовать животное, в названии которого есть звук [З].
  2. Перечень дополнительных форм организации обучения, необходимых для повышения эффективности усвоения темы данного урока:

— домашняя самостоятельная работа

— взаимодействие с воспитателем (предложить воспитателю вспомнить вместе с детьми животных, в названии которых есть звук [З], показать соответствующие картинки/фотографии).

Похожие статьи

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [С]-[С`]»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Звуки [Б] и [Б’]. Буква Б»

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Буква Р. Звуки [Р], [Р']»

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [ш]-[ж]»

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной группы «Звук [Р]»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [б] и буква Б» в подготовительной логопедической группе

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л». «Наш гость Лунтик»

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Дифференциация звуков [Б]-[Б’]. Знакомство с буквой Б»

Конспект индивидуального логопедического занятия «Цветик-семицветик» по коррекции слоговой структуры слова и автоматизации звука [Л]

Конспект занятия по дифференциации звуков [Р] и [Рь] с детьми старшего дошкольного возраста (малой подгруппой) на тему «В поисках буквы Р»

Похожие статьи

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [С]-[С`]»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Звуки [Б] и [Б’]. Буква Б»

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Буква Р. Звуки [Р], [Р']»

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [ш]-[ж]»

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной группы «Звук [Р]»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [б] и буква Б» в подготовительной логопедической группе

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л». «Наш гость Лунтик»

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Дифференциация звуков [Б]-[Б’]. Знакомство с буквой Б»

Конспект индивидуального логопедического занятия «Цветик-семицветик» по коррекции слоговой структуры слова и автоматизации звука [Л]

Конспект занятия по дифференциации звуков [Р] и [Рь] с детьми старшего дошкольного возраста (малой подгруппой) на тему «В поисках буквы Р»

Задать вопрос