Интерактивная стена как элемент предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (61) февраль 2023 г.

Дата публикации: 03.01.2023

Статья просмотрена: 586 раз

Библиографическое описание:

Лифанова, Н. В. Интерактивная стена как элемент предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения / Н. В. Лифанова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/7914/ (дата обращения: 15.11.2024).



Интерактивность (от английского interaction — «взаимодействие»).

Интерактивная стена дает возможность взрослому и ребенку совместно участвовать в создании предметной среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. Рассмотрим варианты оформления и способы взаимодействия детей со интерактивной стеной в детском саду № 8.

Интерактивная стена — это своеобразный живой экран, размещена она на первом этаже детского сада и представляет собой улицу, состоящую из домов, деревьев и кустов. Тематика стены — «Безопасность детей».

Один из домов на стене имеет магнитную основу, а на противоположной стороне от стены стоит выдвижной стол, который дети могут легко передвинуть в нужное место. Далее на стене расположена игра-ходилка: поле игры с помощью магнитов крепится к стене, а на столе бросают кубик и поочередно проходят дорогу от старта до парка, повторяя правила движения и названия дорожных знаков.

Рядом с домом находится дерево, имеющее металлические элементы. Здесь детям представлены следующие игры. Игра «Опасные и безопасные ситуации»: в центре размещен знак «опасные ситуации», нужно из множества картинок выбрать те, которые считают подходящими, а позже объяснить свой выбор. Игра «Подбери предметы»: дети выбирают картинку с изображением одной из профессий — врача, спасателя, пожарного, затем подбирают карточки с предметами, подходящими для данной профессии, и располагают вокруг.

Между домов раскинулась радуга — уголок творчества, но это место не только для размещения уже готовых рисунков, но и место, где можно создать свою картину, используя штампики, печатки, фломастеры и карандаши, которые расположены в специальных кармашках на противоположной стене.

В одном из домов есть магнитная полоса, которая используется для игр, где карточки необходимо расположить в ряд: «Четвертый лишний», «Расположи по порядку» (дети раскладывают карточки, ориентируясь на цифры внизу, и в итоге получается картинка с изображением транспорта службы спасения), игра «Выбери нужное» (из набора карточек «Пожарный» выбирают только те предметы, которые помогут потушить пожар).

На одном из домиков располагается игра «Что будет, если…»: на карточках изображены опасные ситуации, а с обратной стороны можно увидеть, что случится, если не соблюдать правила безопасности. Карточки крепятся на стену с помощью прищепок.

Далее в игре «А ты знаешь, что можно, чего нельзя» с целью актуализации полученных ранее знаний детям предлагается перемещать картинки на цветовых полях, где красный цвет означает «нельзя», зеленый — «можно». Картинки размещены на леске, поэтому достаточно легко и удобно двигаются в разных направлениях.

Путешествуя по стене, можно заметить небольшой планшет, верхняя часть которого — пленка, что позволяет стирать написанное, а значит, использовать планшет много раз. С помощью планшета дети могут пройти лабиринты, обвести по точкам, распутать путаницы и т. д. В кармашке рядом лежит маркер, тряпочка и задания.

Наиболее интересной, востребованной среди детей оказалась игра «Ран», в которой необходимо проложить шланг от подключения к пожарному насосу так, чтобы он проходил через все поля игрального плана.

На интерактивной стене также предлагаются игры:

— «Пазлы» (необходимо собрать картинку и проанализировать получившуюся ситуацию);

— «Рассортируй мусор по корзинам» (классифицируют мусор, заполняя корзины);

— «Собери дорогу», из различных элементов дороги дети собирают трассу.

Перед тем, как начать новую игру, воспитатель рассказывает детям правила игры, задает уточняющие вопросы, но впоследствии принимает роль наблюдателя и включается только для решения проблемных ситуаций.

Уходя, ребята могут взять с собой раскраски, лабиринты, листы с заданиями для самостоятельной работы.

Для создания стены были использованы: магнитная доска, леска, прищепки, скрепки, изолента, пленка для ламинирования, магнитная пленка, фотобумага. Магнитную доску можно сделать самостоятельно. Для этого нужно обклеить лист металла самоклеящейся пленкой.

Интерактивная стена может быть создана не только на магнитной доске, а размещаться на обычной стене с нарисованным сюжетом, где располагаются небольшие металлические пластины с различными персонажами, которые могут меняться при смене темы.

Такую стену можно разместить в группе; она может быть у каждого своя и будет учитывать возраст, особенности и интересы воспитанников.

Работа на интерактивной стене для детей может быть и индивидуальной, например, можно прикрепить к шкафчику ребенка конверт с заданием, которое ему нужно будет выполнить в свободное время на интерактивной стене.

Интерактивная стена позволяет разнообразить оснащение группы, сделать ее привлекательной для детей. Динамический ряд, который демонстрируется на интерактивной стене, воздействует на сознание и воображение воспитанников. С помощью стены педагог и дети могут создавать оригинальные интерактивные игры и презентации. Ее можно использовать на занятиях по ФЭМП, обучению грамоте, развитию речи, изобразительной деятельности, — каждый элемент представлять в новом образе. Интерактивная стена помогает педагогу ненавязчиво закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать образовательную деятельность яркой и динамичной, при этом проявить педагогическое мастерство. Интерактивная стена позволяет закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать образовательную деятельность яркой и динамичной.

Интерактивная стена разработана и подготовлена для детей старшего дошкольного возраста, но на следующий учебный год мы планируем подобрать пособия и для детей младшего дошкольного возраста.

Литература:

  1. Кончакова, С. В. Сенсорная комната в детском саду «Ласточка» / С. В. Кончакова // Педагогическая мастерская Первое сентября. — Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/606021/, свободный.− Загл. с экрана.
  2. Могильникова, С. В. Интерактивная стена как элемент предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / С. В. Могильникова // MAAM. RU — Международный образовательный портал. — Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/vystuplenie-na-temu-interaktivnaja-stena-kak-yelement-predmetno-razvivayuschei-sredy-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdeni.html, свободный. — Загл. с экрана.
  3. Стафурова, Е. Интерактивная стена как элемент предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Е. Стафурова // Учительская газета — независимое педагогическое издание. — Режим доступа: http://www.ug.ru/method_article/1104, свободный. — Загл. с экрана.
  4. Шакирова, Е. Из горизонтали — в вертикаль / Е. Шакирова // Журнал «Дошкольное воспитание», № 09. − 2017.
  5. «Говорящие стены» // Журнал «Дошкольное образование», − 2002.
  6. Организуем самостоятельную деятельность детей на развивающей стене // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, № 9. − 2016.

Похожие статьи

Интерактивная предметно-развивающая среда ДОУ как компонент образовательного процесса

Роль развивающей предметно-пространственной среды в группе для формирования безопасного поведения дошкольников

Значение предметно-пространственной развивающей среды в воспитании дошкольников

Развивающая предметно-пространственная среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников

Предметно-развивающая среда дошкольной образовательной организации как фактор формирования любви дошкольников к родному городу

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития и воспитания будущего школьника

Информационная образовательная среда учебного заведения как средство формирования информационной культуры студентов

Важность развивающей предметно-пространственной среды в художественно-эстетическом развитии дошкольников

Похожие статьи

Интерактивная предметно-развивающая среда ДОУ как компонент образовательного процесса

Роль развивающей предметно-пространственной среды в группе для формирования безопасного поведения дошкольников

Значение предметно-пространственной развивающей среды в воспитании дошкольников

Развивающая предметно-пространственная среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников

Предметно-развивающая среда дошкольной образовательной организации как фактор формирования любви дошкольников к родному городу

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития и воспитания будущего школьника

Информационная образовательная среда учебного заведения как средство формирования информационной культуры студентов

Важность развивающей предметно-пространственной среды в художественно-эстетическом развитии дошкольников

Задать вопрос