Инновационные подходы к внедрению в практику ДОУ элементов воспитывающей среды музейно-педагогической направленности
Авторы: Вуймина Надежда Ивановна, Ефремова Марина Владимировна
Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (61) февраль 2023 г.
Дата публикации: 09.01.2023
Статья просмотрена: 25 раз
Библиографическое описание:
Вуймина, Н. И. Инновационные подходы к внедрению в практику ДОУ элементов воспитывающей среды музейно-педагогической направленности / Н. И. Вуймина, М. В. Ефремова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 2-7. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/7921/ (дата обращения: 16.11.2024).
Вопросы развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Воспитание сегодня очевидный и ясный приоритет государственной политики в области образования. Изменения в Конституции, повлекли за собой правки в ФЗ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и привели всех работников системы образования к необходимости разрабатывать собственную программу воспитания в каждой образовательной организации.
Основой нашей работы является обоснование и возможности создания воспитательной среды для формирования личности дошкольника в процессе воспитательной деятельности.
Что же такое воспитательная среда?
Среда воспитания — природные и социально-бытовые условия, в которых находится человек (ребёнок или взрослый), в которых происходит формирование или развитие его как личности и из которых он черпает знания об отношениях.
В толковом словаре русского языка среда определяется как окружающие человека социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.
В истории и теории педагогики понятие среда включает все то, что оказывает влияние на развитие человека. Это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цели и задачи воспитания. Кто как не воспитатель, имеющий возможность влияния на ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому детский сад, а в частности педагог, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности.
В нашем случае воспитательная среда — это, прежде всего, гуманные традиционные взаимоотношения между членами коллектива: дисциплина, соблюдение этикета, великодушие, товарищество, забота и внимание к младшим, деликатность по отношению к девочкам, подчёркнутое отношение к старшим, бережное отношение к вещам, к обстановке, погружение воспитанника в истоки региональной культуры. Ведь понять и принять других, может лишь тот человек, который уважает и понимает самобытность собственного народа, знаком с историей родного края, бытом и обычаями народов его населяющих.
Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных историко-культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических, и регионально-культурных особенностей своей социальной среды.
Приобщение детей к культурному наследию — одна из главных задач, которую мы решаем в нашем Детском саду в рамках работы по реализации регионального компонента. Углубленно изучаем историю родного края, его традиции, устои. Если родители хотят воспитывать своих детей в исконно-традиционных условиях, почему бы и нет, мы такие условия создаем. Ведь когда дети слушают педагогов или участвуют в мероприятиях, на которых говорят об истории родного края, то патриотизм для них становится более значимым, понятным, и можно сказать становится неформальным понятием, что особенно важно в наше нестабильное время, когда происходит переосмысление нравственных ценностей, отношения их к событиям, происходящим в нашем государстве. Актуальным становится проблема новой траектории образовательного процесса, вариантов качественного изменения содержания воспитательного процесса в рамках внедрения ФГОС ДО, которая должна начинаться с самого ребенка, исходить из потребностей его личности.
Мы используем в своей работе наполнение воспитывающей среды элементами музейно-педагогической направленности, которое приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и является инновационной технологией в сфере личностного восприятия детей.
Педагогами Детского сада накоплен позитивный методический, теоретический и практический опыт по данному направлению, который представлен в виде проектов, мастер — классов, публикаций, организованных малых музейных залов и общего музейного зала по ознакомлению воспитанников с многочисленными народностями, проживающими на территории Кемеровской области шорцы, телеуты, калмаки, татары и русские.
Задача формирования чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в нашем ДОУ, но результаты проведенных опросов среди родителей выявили сложившиеся проблемы, и возникла необходимость совершенствования и систематизации работы в данном направлении среди детей, родителей (законных представителей), педагогов и наполнение ее новым содержанием. На наш взгляд, решение данной проблемы — использование в работе Детского сада организации элементов воспитывающей среды музейно-педагогической направленности.
Музейная педагогика в последнее десятилетие приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания и является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную развивающую предметно — пространственную среду, тем самым обогащаем детей знаниями о родном крае, воспитываем любовь к нему и формируем нравственные качества, раскрываем связи родного края с Родиной. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «малые музейные залы». Слово «малые» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Важная особенность использования элементов музейно-педагогической направленности в развивающей среде — участие в создании малых музейных залов детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в наших музейных залах не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый малый музейный зал — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
С учетом вышесказанного педагогами Детского сада был разработан инновационный проект «Дорога к истокам родного края» проектирование и использование в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации элементов воспитывающей среды музейно-педагогической направленности».
С данным проектом вы можете познакомиться, пройдя по Qr-коду.
Цель инновационного проекта: разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка использования в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации элементов воспитывающей среды музейно-педагогической направленности
Задачи инновационного проекта:
- спроектировать и экспериментально проверить оптимальные варианты использования в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации элементов воспитывающей среды музейно-педагогической направленности;
- способствовать овладению педагогами профессиональными компетенциями проектирования и использования в образовательной деятельности элементов воспитывающей среды музейно-педагогической направленности;
- разработать методические рекомендации по проектированию и использованию в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации элементов воспитывающей среды музейно-педагогической направленности.
В ходе реализации данного проекта дети и родители (законные представители) и педагоги получат представление о культурном наследии самых многочисленных национальностей, проживающих на территории Кемеровской области: с русскими, шорцами, татарами, калмаками и телеутами. Воспитанники познакомятся с художественным и речевым творчеством данных национальностей (потешки, поговорки и. т.д.), песнями и танцами, получат представления о художественном разнообразии, богатстве, красоте народных орнаментов. Организованная образовательная деятельность по изобразительному искусству приобщит детей к художественному труду (поделки, изготовление кукол, и украшений для них, подарки), а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Народные игры шорской, татарской, русской, калмацкой и телеуцкой национальностей (соревновательные, речевые, на внимание и хороводные игры т. д.) дадут возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того, игры способствуют развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки).
Предлагаем вам совершить виртуальную экскурсию по малым музейным залам нашего детского сада.
Изучая особенности нашего края, педагоги успешно применяют в работе с детьми и родителями ИКТ:
— Мультимидийные презентации
— Мультимедийные интерактивные игры , которые успешно применяются как на подгрупповых занятиях, так и при организации индивидуальной работы с воспитанниками.
— Для педагогов был проведен онлайн-вебинар «Создание интерактивных мультимедийных образовательных ресурсов с использованием программы Mikrosoft Power Point».
— Педагоги проводят мастер-классы по созданию экспонатов музея как для других педагогов, так и на мероприятиях для родителей наших воспитанников.
— Педагоги разрабатывают авторские дидактические многофункциональные пособия:
- Авторским пособием «Русско- татарская изба»;
- Авторское многофункциональное пособие «НЕИЗВЕДАННОЕ РЯДОМ РОДНОГО КУЗБАССА»;
- Авторское многофункциональное пособие «Я и мир вокруг меня».
- Созданы альбомы с подбором дидактических игр по каждой национальности.
Семья является главным хранителем народных традиций. Родители принимают активное участие в создании предметно-развивающей среды в группах, собирают экспонаты для музея, оказывают помощь в изготовлении народных костюмов, участвуют в народных праздниках и развлечениях.
Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.
Приобщая родителей к реализации проекта «Дорого к истокам родного края» были использованы активные формы и методы работы:
— анкетирование; тестирование;
— акции;
— консультации;
— вечера-развлечения, досуги;
— папки-передвижки;
— памятки, буклеты;
— использование коммуникативных ресурсов;
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным. Праздник в детском саду — это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.