С полочки музея — в игру. Формирование позитивной модели поведения дошкольников при организации и внедрении в систему дошкольного образования проекта «Мини-музей «Здравствуй, театр!»
Автор: Олейник Елена Николаевна
Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (61) февраль 2023 г.
Дата публикации: 09.01.2023
Статья просмотрена: 16 раз
Библиографическое описание:
Олейник, Е. Н. С полочки музея — в игру. Формирование позитивной модели поведения дошкольников при организации и внедрении в систему дошкольного образования проекта «Мини-музей «Здравствуй, театр!» / Е. Н. Олейник. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/7925/ (дата обращения: 15.11.2024).
Многолетний опыт работы с дошкольниками убеждает нас в том, что детей необходимо учить играть. Ведь известно, что дети не рождаются с готовым игровым опытом. А играя с детьми, используя такие необходимые сегодня технологии, как сказкотерапия, куклотерапия, музыкотерапия и другие, возможно решить одну из главных задач — создание условий для психологической и педагогической работы, в которой возможно как можно ближе подойти к внутреннему миру ребёнка и помочь ему преодолеть то, что тормозит его развитие.
В нашем ДОУ традиционными стали так называемые музыкальные игровые представления с детьми, которые, на наш взгляд, оказывают многоплановое воздействие на личность дошкольника. В их основе –внимание к ценностям малышей и наше желание играть вместе с ними. Вот уже более 10 лет распахнул свои двери полюбившийся всем мини-музей «Здравствуй, театр!»
Цели и задачи мини-музея «Здравствуй, театр!»
Формирование познавательных интересов дошкольников.
Приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра.
Привлечение родителей к культурно-досуговой деятельности детского сада.
Расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности. Обогащение предметно-развивающей среды детского сада.
Развитие моторики, речи, предоставление условий как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей), сочинение сценариев, сказок. Приобщение к театральному искусству через вовлечение в театральное творчество.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
Принцип опоры на интересы ребёнка.
Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников.
Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого.
Принцип наглядности.
Принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Содержание и формы работы в мини-музее «Здравствуй, театр!»
Изучение литературно-исторических источников, соответствующих профилю музея.
Систематическое пополнение фонда музея с привлечением деятельности родителей воспитанников дошкольного учреждения).
Обеспечение сохранности музейных предметов.
Составление перспективных и календарных планов работы музея.
Создание и обновление экспозиции, стационарные и передвижные выставки.
Досуги, развлечения, театрализованные постановки с использованием кукол и различных видов театра.
Экскурсии, проводимые воспитателями и детьми подготовительной группы.
Выступления перед детьми других групп и гостями музея.
Выставки работ детей по изобразительной деятельности, ручному труду.
Занятия с использованием технологии «Сказкотерапия»: различные импровизации, этюды с куклами с целью преодоления эмоциональных трудностей у дошкольников.
Экскурсии для родителей.
Внедрение данного проекта в систему дошкольного образования
— проект «Мини-музей «Здравствуй, театр» в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
— является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
— способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
— помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.
По душе пришлась нам работа с куклами: в сказочных театрализованных представлениях мы используем ростовые куклы, куклы-марионетки, би-ба-бо, мягкие игрушки. Многие куклы для представлений созданы руками педагогов и родителей. Для кукловодов сшиты несколько комплектов костюмов (по временам года) В качестве декораций активно используются различные тематические презентации, анимационные изображения на экране.
Надо сказать, что и сами воспитатели, родители и все посетители музея всегда просят разрешения поучаствовать в импровизируемом представлении и делают это с большим удовольствием, с неподдельным интересом наблюдая за движениям игрушек. Встречи с театральными куклами близки, доступны и понятны детям. Они помогают им расслабиться, снимают напряжение, создают радостную атмосферу.
В чём же отличие предлагаемых нами игровых представлений с куклами от традиционных театрализованных постановок?
В первую очередь, это отсутствие длительных репетиций и тренажа. При написании сценариев и организации сказочных представлений мы стараемся создавать такие ситуации, в которых дети смогли бы стать нашими «соавторами», могли подсказать повороты сюжета. Именно поэтому наши постановки — это «живой» процесс. Для нас важна идея экспромта. Детское творчество — первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. И ценность экспромта заключается не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе.
Дети приходят на встречу со сказкой, не зная линии сюжета предстоящего представления. Педагоги с куклами в руках рассказывают увлекательные сказочные истории. Однако заранее подготовленный на занятиях репертуар помогает дошколятам применить свои знания и умения для того, чтобы помочь сказочным героям в различных ситуациях, предложить свой путь выбора решения создавшихся по ходу сказки проблем. А сказочный сюжет позволяет ребёнку проявить творческие способности, показать свои возможности в игровой, танцевальной, музыкальной деятельности.
Участвуя в подобных играх, у детей повышается эмоциональная отзывчивость, внимание, обогащается информация о себе, об окружающем мире, о социальных отношениях. Дети учатся вести себя в различных ситуациях, применяя положительный опыт на примере поведения сказочных героев, социально адаптируются. У них формируется позитивное оптимистичное отношение к жизни, межличностные отношения. Важным является развитие у детей познавательной активности и творческих способностей. В процессе работы над сказками дети проявляют такие нравственные качества, как терпимость, отзывчивость, щедрость.
Взаимодействие педагогов ДОУ с детьми при помощи музыкально-игровых представлений проходит очень плодотворно и интересно. Находясь не в обыденной, а в драматической реальности ребенок и педагог эмоционально защищены. Возрастает их доверие друг к другу. Педагог получает информацию о мировоззренческих позициях ребёнка, помогает сформировать правильное положительное отношение к событиям и скорректировать по мере необходимости его эмоциональное состояние и поведение.
Наши совместные театрализованные игры очень увлекают детей, развивают их воображение, фантазию, творческие способности, делают более эмоционально отзывчивыми. В процессе работы над сказками дети проявляют такие нравственные качества, как терпимость, отзывчивость, щедрость. Ребёнок учится доброжелательно общаться в коллективе сверстников, не замыкаться при взрослых.
Разумеется, в бурной детсадовской жизни есть и концертная деятельность, и драматизации сказок в исполнении детей. Но такая форма организации досуговой деятельности, как музыкальные игровые представления с куклами из музея, на наш взгляд, является важной составляющей воспитательного и образовательного процесса детей дошкольного возраста.
Применение игровых сказочных ситуаций с куклами в процессе воспитания детей необходимо в силу эффективности этого средства воспитания. Совместной игрой в сказку можно передать ребенку, родителям и педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации. Понимая, что его всегда слушают и слышат, ребёнок становится более инициативным и открытым. А ведь это так важно и педагогам, и родителям.
Литература:
- Алексеенко, В. В. Играем в сказку: воспитание и развитие личности ребенка 2–7 лет / В. Алексеенко, Я. Лощинина. — Москва, 2008. — 220 с.
- Буренина А. И. Театр всевозможного. Вып.1: От игры до спектакля — СПб., 2002
- Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Путь к волшебству: (теория и практика сказкотерапии): книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева; худож. Р. И. Шустров; ред. Г. А. Седова. — Санкт-Петербург, 1998. — 349 с. — (Ребенок и взрослый 21 века).
- Киселёва М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. –Речь, СПб, 2006
- Якубенко Л. Т. Внедрение музейной педагогики в ДОУ. Управление ДОУ. 2009. № 7
- Олейник, Е. Н. Музейная педагогика в образовательном процессе ДОО / Е. Н. Олейник. — Текст : электронный //: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/09/16/proekt-mini-muzey-zdravstvuy-teatr (дата обращения: 09.01.2023).
Похожие статьи
Индивидуальный подход в обучении дошкольников через образовательную картографию
Данный опыт работы рассматривает и знакомит с возможностями технологии (Образовательная картография) по организации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в усвоении правильных произносительных умений. Раскрывает индивидуаль...
Система подготовки воспитанников к школе
В статье описан опыт работы педагогов ДОУ в старшей и подготовительной группе по подготовке воспитанников к школе. Описана система оригинальных упражнений, игр и приёмов, призванных адаптировать программу Е. В. Колесниковой с учётом индивидуальных ос...
Инновационные формы сотрудничества родителей и детского сада в духовно-нравственном воспитании дошкольника
В статье описан опыт работы МДОУ д/с № 98 по взаимодействию ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста, воспитание семейных ценностей через инновационные формы сотрудничества в единстве семья–ребенок–детский сад.
Конспект итоговой интегрированной организованной образовательной деятельности в младшей группе «В гости к Солнышку» с использованием элементов РТВ и ТРиЗ
В статье рассмотрены такие виды работы с детьми младшего дошкольного возраста, которые направлены на закрепление и систематизацию знаний, полученных в течении года. Авторы в занимательной, игровой форме с помощью тризовской игры «Что лишнее?» закрепл...
Сценарий имитационной игры «Фабрика процессов «Пиццерия»
Бережливые технологии, которые сначала появились в промышленности, чтобы сократить потери времени, ресурсов и т. д., и в результате повысить производительность труда, теперь применяются и в образовательных учреждениях, в частности в детских садах. П...
Похожие статьи
Индивидуальный подход в обучении дошкольников через образовательную картографию
Данный опыт работы рассматривает и знакомит с возможностями технологии (Образовательная картография) по организации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в усвоении правильных произносительных умений. Раскрывает индивидуаль...
Система подготовки воспитанников к школе
В статье описан опыт работы педагогов ДОУ в старшей и подготовительной группе по подготовке воспитанников к школе. Описана система оригинальных упражнений, игр и приёмов, призванных адаптировать программу Е. В. Колесниковой с учётом индивидуальных ос...
Инновационные формы сотрудничества родителей и детского сада в духовно-нравственном воспитании дошкольника
В статье описан опыт работы МДОУ д/с № 98 по взаимодействию ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста, воспитание семейных ценностей через инновационные формы сотрудничества в единстве семья–ребенок–детский сад.
Конспект итоговой интегрированной организованной образовательной деятельности в младшей группе «В гости к Солнышку» с использованием элементов РТВ и ТРиЗ
В статье рассмотрены такие виды работы с детьми младшего дошкольного возраста, которые направлены на закрепление и систематизацию знаний, полученных в течении года. Авторы в занимательной, игровой форме с помощью тризовской игры «Что лишнее?» закрепл...
Сценарий имитационной игры «Фабрика процессов «Пиццерия»
Бережливые технологии, которые сначала появились в промышленности, чтобы сократить потери времени, ресурсов и т. д., и в результате повысить производительность труда, теперь применяются и в образовательных учреждениях, в частности в детских садах. П...