Социализация личности ребенка с ОВЗ в условиях модернизации системы образования
Авторы: Петрова Наталия Александровна, Лудина Вера Михайловна, Юманова Татьяна Юрьевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (61) февраль 2023 г.
Дата публикации: 17.01.2023
Статья просмотрена: 22 раза
Библиографическое описание:
Петрова, Н. А. Социализация личности ребенка с ОВЗ в условиях модернизации системы образования / Н. А. Петрова, В. М. Лудина, Т. Ю. Юманова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 75-78. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/7948/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье описана работа детского сада с семьями, воспитывающих детей с ОВЗ.
Ключевые слова : социализация, личность, дети с ОВЗ.
Социализация личности в современном обществе является предметом исследования многих специалистов: психологов и педагогов, философов и социологов. В самом широком смысле понятие социализации трактуется как процесс и результат взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, с одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений. И. С. Кон полагал, что социализация представляет собой совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации к социуму. Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми.
Специфические особенности социализации детей с ОВЗ, представлены в известных трудах Л. С. Выготского. По его мнению, важнейшим фактором развития ребенка является общение. Он считал, что физический или психический дефект у ребенка создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, а это в свою очередь является неблагоприятным фактором для личностного развития, нарушает «нормальное врастание ребенка в культуру».
Ребенок, имеющий определенные ограничения в самообслуживании, способности самостоятельно передвигаться и ориентироваться, имеющий трудности в общении, не способный контролировать свое поведение, обучаться и трудиться, имеет, безусловно, также и трудности в процессе социализации. Следовательно, специфика формирования личности ребенка с ОВЗ заключается во влиянии различных нетипичных факторов, таких как сама болезнь, ее последствия и связанные с нею возможности передвигаться, общаться и т. п. Таким образом, о личности ребенка с ОВЗ следует говорить как о специфической личности, где специфика выражается в необходимости присутствия посредника для общения с внешним миром и дополнительных компенсаторных функциях для жизнедеятельности этого человека в обществе.
Наличие проблемы социализации детей с ОВЗ в обществе обусловлено, с одной стороны, имеющимися у них отклонениями в физическом и психическом развитии и, с другой, недостаточным совершенством самой системы социальных отношений, которая оказывается недоступной для детей с ограничениями жизнедеятельности. Имеется два подхода к интеграции инвалидов в общество. Первый подход предполагает приспособление ребенка с ОВЗ к вхождению в ординарное общество, его адаптацию к окружающим условиям. Этот подход, безусловно, страдает односторонностью и узостью. Следуя ему, невозможно добиться желаемых результатов, тем более что процесс социализации личности — двусторонний. Кроме того, ребенок с ОВЗ в этом процессе подготовки должен быть не только объектом интеграции, но и обязательно субъектом, активным участником этого процесса.
Второй подход предполагает, кроме подготовки ребенка с ОВЗ к вхождению в общество, и подготовку общества к принятию ребенка с ОВЗ. Если какие-то аспекты первого направления уже разрабатываются, то пути реализации второго направления пока лишь нащупываются, к ним только-только подступают.
На наш взгляд, интеграция в общество детей с ОВЗ должна включать:
1) воздействие общества и социальной среды;
2) активное участие в данном процессе самого ребенка с отклонениями в развитии;
3) совершенствование самого общества, системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для таких детей.
Успешность интеграции детей с ОВЗ зависит не только от характера и степени имеющихся у них нарушений и эффективности учитывающих эти нарушения образовательных программ и педагогических технологий, но и от системы отношений к таким детям со стороны социального окружения и прежде всего в той среде, в которую ребенок интегрируется.
Развитие ребенка с ОВЗ в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. Родители должны поверить в свои силы и активно совместно решать насущные проблемы своих детей и своей семьи. Поэтому им необходимы помощь и поддержка с самого начала. Важно сделать все возможное, чтобы семья не была изолированной, нужно помочь семье наладить отношения с родственниками, друзьями, соседями, а также с семьями, имеющими такого же ребенка.
Именно поэтому в нашем детском саду стала организация консультативного пункта поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья — «Родительский всеобуч».
На первом этапе реализации проектов проводилось исследование запроса родителей. В нем приняли участие родители, воспитывающие детей в возрасте от 3 до 7 лет, инвалидность которых бала связана с различными нарушениями. Родители отметили некоторые из аспектов психологических проблем, над которыми в дельнейшем работали специалисты, реализующие проект.
На первое место по результатам опроса вышло «отсутствие доступа к информации и общению» — 56 %. Негативное отношение общества к людям с инвалидностью, из-за систематической дискриминации — 41 %. Общение с другими людьми: способность улыбаться, играть, вести себя должным образом и ладить с окружающими- 40 %.
Были определены запросы на тренинговые и семинарские программы. Значимой оказалась тема, направленная на оптимизацию детско-родительских отношений — 52 %. От 20 % родителей прозвучали запросы на ознакомление с опытом других государств в вопросах воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. 39 % не знакомы с понятием инклюзивное образование, считают, что их дети могут получать обучение только дома или в специализированном учреждении. Для этих родителей мы подготовили материалы по ознакомлению с темой «Отличие инклюзивного образования от традиционных форм образования. Организационно — педагогические основы инклюзивного образования».
Проекты позволили решить главную проблему — замкнутость родителей и ребенка на болезни. Семьи микрорайона, в которых воспитываются дети с ОВЗ, смогли получить поддержку специалистов по вопросам социализации детей. Мы постарались изменить установку в отношении детей с ОВЗ: смотреть на них как на людей с определенным потенциалом, принять их такими, какие они есть со всеми их особенностями.
Работая с родителями таких детей, мы отметили, что они, как правило, придают главное значение медицинским воздействиям, абсолютно упуская из виду психолого-педагогические занятия. И очень часто случается так, что возраст ребенка, в котором можно было бы решить многие проблемы, безвозвратно уходит.
На наш взгляд, социализация детей с ОВЗ — это целенаправленный процесс передачи обществом социального опыта с учетом особенностей и потребностей различных категорий таких детей при активном их участии и обеспечения адекватных для этого условий, в результате которого происходит включение детей во все социальные системы, структуры, социумы и связи, предназначенные для здоровых детей, активное участие в основных направлениях жизни и деятельности общества в соответствии с возрастом и полом, подготавливая их к полноценной жизни, наиболее полной самореализации и раскрытию как личности.
Одним из важнейших факторов социализации детей с ОВЗ является подготовка общества к их принятию. Эта подготовка включает формирование соответствующих правовых основ государства, регламентирующих благоприятные условия для интеграции, формирование положительного отношения здоровых членов общества к детям с ОВЗ и приспособление среды обитания для этой категории детей.
Литература:
- Выготский Л. С., Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии М.: Педагогика, 1983.
- Дмитриева Е. Е., Коммуникативное развитие детей с легкими формами психического недоразвития на ранних этапах онтогенеза — Н-Новгород, 2004.
- Коробейников И. А., Нарушения развития и социальная адаптация. М., 2002.
- Мудрик А. В., Введение в социальную педагогику. — М., 1997
- Шамионов Р. М. Субъективное благополучие личности: Психологическая картина и факторы. — Саратов: Научная книга, 2008.
- Шипицына Л. М., «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005.
Похожие статьи
Изучение уровня социализированности детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе
В статье рассмотрены критерии, условия и методы выявления эффективности педагогической поддержки детей с ОВЗ.
Социализация детей с ОВЗ в условиях Центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)
Социализация детей с ОВЗ — это актуальная проблема современного общества. Особенно интересна тема процесса социализации данной группы детей в условиях ЦССВ. В статье предоставлены основные данные, касаемо опыта работы в данном направлении.
Позитивная личностная трансформация родителей детей с ОВЗ через совместную работу с учителем-дефектологом
В статье автор раскрывает особенности взаимодействия учителя — дефектолога и родителей детей с ОВЗ, их личностную трансформацию по принятию своего ребенка и социализации всей семьи в целом.
Гендерная социализация детей в условиях дошкольной образовательной организации
В статье раскрыта актуальная для современного общества проблема, связанная с гендерной социализации детей в условиях дошкольной образовательной организации. Были раскрыты основные условия, необходимые для успешной гендерной социализации ребенка в ДОО...
Поощрение как метод воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассматривается сущность поощрения как метода воспитания, приводятся основные требования к его применению и разновидности реализации при работе с детьми с ОВЗ.
Детский сад и семья: аспекты взаимодействия
В статье рассматриваются виды взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и семей с детьми с ОВЗ; описываются аспекты взаимодействия, применяемые в практической деятельности.
Использование игровых технологий в социализации детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности детей старшего дошкольного возраста, а также вопросы их социализации через использование игровых технологий в соответствии с требованиями Федерал...
Мотивация как эффективный способ вовлечения ребенка с ОВЗ в образовательную деятельность
В статье рассматривается проблема мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья к образовательной деятельности.
Исследование готовности будущих педагогов дополнительного образования к работе с детьми с ОВЗ
В статье представлены результаты исследования степени готовности будущих педагогов дополнительного образования к работе с детьми с ОВЗ.
Оценка ресурсов социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья
В статье показана значимость социальных ресурсов среды для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Представлены результаты экспертной оценки ресурсов социализации особого ребенка специалистами образовательных организаций.
Похожие статьи
Изучение уровня социализированности детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе
В статье рассмотрены критерии, условия и методы выявления эффективности педагогической поддержки детей с ОВЗ.
Социализация детей с ОВЗ в условиях Центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)
Социализация детей с ОВЗ — это актуальная проблема современного общества. Особенно интересна тема процесса социализации данной группы детей в условиях ЦССВ. В статье предоставлены основные данные, касаемо опыта работы в данном направлении.
Позитивная личностная трансформация родителей детей с ОВЗ через совместную работу с учителем-дефектологом
В статье автор раскрывает особенности взаимодействия учителя — дефектолога и родителей детей с ОВЗ, их личностную трансформацию по принятию своего ребенка и социализации всей семьи в целом.
Гендерная социализация детей в условиях дошкольной образовательной организации
В статье раскрыта актуальная для современного общества проблема, связанная с гендерной социализации детей в условиях дошкольной образовательной организации. Были раскрыты основные условия, необходимые для успешной гендерной социализации ребенка в ДОО...
Поощрение как метод воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассматривается сущность поощрения как метода воспитания, приводятся основные требования к его применению и разновидности реализации при работе с детьми с ОВЗ.
Детский сад и семья: аспекты взаимодействия
В статье рассматриваются виды взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и семей с детьми с ОВЗ; описываются аспекты взаимодействия, применяемые в практической деятельности.
Использование игровых технологий в социализации детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности детей старшего дошкольного возраста, а также вопросы их социализации через использование игровых технологий в соответствии с требованиями Федерал...
Мотивация как эффективный способ вовлечения ребенка с ОВЗ в образовательную деятельность
В статье рассматривается проблема мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья к образовательной деятельности.
Исследование готовности будущих педагогов дополнительного образования к работе с детьми с ОВЗ
В статье представлены результаты исследования степени готовности будущих педагогов дополнительного образования к работе с детьми с ОВЗ.
Оценка ресурсов социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья
В статье показана значимость социальных ресурсов среды для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Представлены результаты экспертной оценки ресурсов социализации особого ребенка специалистами образовательных организаций.