Как сделать домашний кукольный театр | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Организация игровой деятельности

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (61) февраль 2023 г.

Дата публикации: 19.01.2023

Статья просмотрена: 61 раз

Библиографическое описание:

Кружильская, Т. Н. Как сделать домашний кукольный театр / Т. Н. Кружильская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 68-71. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/7976/ (дата обращения: 15.11.2024).



Данная работа представляет собой рекомендацию для родителей, как организовать «Домашний кукольный театр», и несложные способы изготовления игрушек-персонажей для домашних театральных постановок.

Самые творческие люди на свете — это дети. И порой взрослые этого просто не замечают, потому что собственные заботы и проблемы кажутся важнее. Обычно все надежды возлагаются на воспитателей детских садов. Да, в детских садах уделяется большое внимание эстетическому, нравственному, патриотическому воспитанию детей, развитию речи, творческих способностей дошколят. Но, успешность развития детей в большей степени зависит от взаимодействия семьи и детского сада. Поэтому практически все педагоги рекомендуют использовать Домашний театр, как одну из эффективных форм всестороннего развития своего ребенка. Домашний театр издавна считался популярной формой семейного досуга. Семейные постановки объединяют всех членов семьи общностью интересов, совместным творчеством, помогают с интересом и пользой проводить свободное время. Как здорово, когда все близкие вовлечены в общий процесс: вместе делают игрушки, вместе подбирают костюмы, вместе создают сценическое пространство для будущего представления.

Домашний кукольный театр является не только средством развлечения, но имеет большое воспитательно-образовательное значение. Театрализованные игры помогают преодолеть трудности речевого развития: речь становится более образной, выразительной, словарный запас становится богаче. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Театрализованная деятельность способствует развитию памяти, коммуникативности, креативности, воспитывает любовь к русской культуре и литературе.

Одним из важнейших показателей уровня развития речи является связность и последовательность высказываний. Работа над образом заставляет детей думать, анализировать, делать выводы, обобщения, тем самым происходит совершенствование монологической и диалогической речи.

Уважаемые родители!

Вы помните свое детство? Как Вы любили нарядиться во все мамино (или папино) и выступить перед домашними (спеть песенку, прочесть стихи, предстать сказочным героем, известным артистом); как делали кукол и разыгрывали сценки? Какое это было счастье! Вы, наверное, замечали, что с куклой в руках или маскарадном костюме дети смелее читают стихи, поют песни, танцуют. И это не баловство — это начало Домашнего театра»!

Уже с самого рождения, вы можете сделать первые шаги для успешного развития вашего ребенка. Наденьте на руку куклу-перчатку, спойте ребенку колыбельную, расскажите потешку, стоя у кроватки, и вы увидите, как искренне обрадуется этому чуду малыш! Конечно, изначально актерами будете вы, но ребенок слушает и запоминает вашу речь, издает звуки, улыбается, тянется к кукле. Начиная с 2 лет, ребенок сам начнет пробовать управлять куклами. Главная задача родителей в этот период времени — разучивать потешки, забавные короткие стихотворения с детьми, рассказывать им сказки. В том, чтобы научить ребенка показывать спектакль, ничего трудного нет. Сначала вы несколько раз рассказываете своему малышу сказку, он вас внимательно слушает, выражая свои эмоции улыбками, восторгом. В другой раз, он вам будет помогать двигать героев и подсказывать реплики. Со временем он запомнит всю сказку, и все действия с куклами, и уже вы превратитесь в восторженного зрителя. Главное, не упустите этот момент! Помимо того, что такая игра в театр дома, благотворно скажется на речевом развитии вашего ребенка, но и сформирует положительные качества характера, ведь сказки учат доброте, труду, взаимовыручке.

При подборе репертуара, учитывайте интерес ребенка, его возраст. Малыши любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным концом, способствующим формированию положительных черт характера.

Совсем необязательно, использовать для Домашнего театра дорогие промышленные игрушки. Вы можете сами изготовить персонажей вместе со своим ребенком из любого материала (из картона, ткани, старых перчаток, варежек, ложек, резиновых мячей и др. подручного материала), тем самым создадите положительный фон для развития эмоциональной сферы ребенка, и к тому же игрушки, сделанные своими руками, будут иметь наибольшую ценность для вашего ребенка!

Ниже приведены несложные способы изготовления игрушек для домашнего театра.

1. Самым элементарным, является изготовление кукол из кругов картона. Эти круги можно украсить дополнительными деталями, в зависимости от того, какой у вас персонаж. Бабушке добавить платочек, внучке — косички, животным характерные ушки, мордочку, цвет выбранного картона. На круги, сзади наклеить липучки, и играть в такой театр на ковролине, сделанном в виде маленького экрана. Либо пришить к кругам тесемки и одевать персонажей на шею.

2. Куклы из бумаги: понадобится плотная бумага, шаблоны разных героев. Снимать и одевать куклы легко, управлять такими пальчиковыми куклами понятно и удобно детям. Пальцы продеть в дырочки, у куклы появляются ножки — получается настольная шагающая кукла.

3. Куклы из носков.

Из обычных носков, картона, пуговиц, обрезков цветного материала получаются забавные персонажи кукольного театра.

4. Сделать из прищепки, из катушки и носового платка, из ролика туалетной бумаги, из журнальной картинки или рисунка (закрепляются на пальце резинкой), можно сделать игрушки для театра из ложек.

5. Куклы можно сделать из бумажных пакетов (пакет можно набить газетами), из тарелок.

6. Куклы можно сделать из теннисного или резинового мяча, платка и пуговиц (в мяче сделать дырку для пальца).

7. Для домашнего театра не сложные в изготовлении являются игрушки, сделанные из перчаток. Пришить дополнительные детали из пуговичек, волоски — из ниток, ушки, шапочки-из ткани. Все зависит от фантазии родителей и их детей.

8. Можно сделать в домашних условиях кукольный театр теней. Он очень нравится детям, благодаря своей загадочности и таинственности. Потребуется организовать экран, на котором будут показываться тени, и источник света. Вместо экрана подойдет светлая стена или белая простыня, повешенная на стену. В качестве источника света может быть использована настольная лампа или проектор, если он есть. Экран должен быть установлен между источником освещения и зрителями. Помещение должно быть темным, надо задернуть шторы. Актеры располагаются между экраном и источником света. Чем ближе руки актеров или кукольные фигуры актеров будут к экрану, тем меньше будет тень. В качестве экрана также можно использовать большой картонный лист или кальку. Вырежьте в картоне отверстие любой формы, вы получите своеобразную рамку. Отверстие затяните калькой, или белой тканью. За экраном установите светильник, в качестве актеров используются разные игрушки: куклы, машинки, мягкие игрушки, бумажные вырезанные фигурки или игрушки, одевающиеся на руку.

Можно делать фигуры руками.

Но более универсальный способ — показывать тени или силуэты плоских фигур-кукол из картона. Можно использовать декорации-деревья, цветы, облака, мебель и другие предметы. Можно организовать представление так, что один из родителей читает текст за автора, а остальные участники и в том числе дети, показывают на экране тени и силуэты, иллюстрирующие постановку.

Создавая персонажей из пальцев рук развивается мелкая моторика; делая картонных кукол развивается фантазия, память, мышление, речь, творческие способности (владение инструментами — клей, ножницы, кисти, навыки рисования и моделирования).

9. Можно сделать игрушки, которые тоже будут одеваться на руку. Понадобится картон, ткань, игла, аптечная резинка, ножницы, клей и кисточка. Из картона в соответствии с сюжетом вырезать фигурки-персонажи. Из одноцветной ткани вырезать прямоугольнички размером 2,5–5см. Сложить каждый кусочек пополам и сшить так, чтобы получились колпачки. Два колпачка одинакового цвета надеть на указательный и средний пальцы — это ножки в сапожках. На тыльную сторону ладони приложить фигурку и закрепить аптечной резинкой по центру фигурки.

Здесь представлены несложные приемы, как изготовить персонажи к представлению своими руками совместно с детьми.

Таким образом, домашний театр станет прекрасным средством, объединяющим всех членов семьи, дарящим массу впечатлений, прекрасное настроение и ощущение счастья. Очень важно, чтобы и дети участвовали в подготовке к спектаклю. При этом вы можете увидеть своего ребенка с неожиданной стороны, поможете развитию творческих способностей, развитию положительной эмоциональной сферы ребенка.

Рекомендуемая литература для театрализации :

Русский фольклор: «Лисичка-сестричка и волк», «Зимовье», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лисичка со скалочкой», «Петушок и бобовое зернышко» «Снегурушка и лиса», и излюбленные русские народные сказки: «Колобок», «Пых», «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Маша и медведь», а также песенки, потешки, заклички: «Кот на печку пошел…», «Тень, тень, потетень…», «Идет лисичка по мосту…».

Фольклор народов мира: «Три поросенка», «Красная шапочка», «Бременские музыканты».

Литературные сказки: «Федорино горе», «Тараканище», «Телефон», «Доктор Айболит» К. Чуковского, «Усатый полосатый» Михалкова и др.

Подарите радость своим детям! Устройте «домашний театр»!

Похожие статьи

Методы изобразительного искусства для детей с особыми образовательными возможностями

С каждым годом в общеобразовательных школах увеличивается количество учащихся с особыми образовательными возможностями (ОВЗ), но, в силу своего образования не каждый педагог знает, как адаптировать традиционную школьную программу под учащегося с особ...

Сценарий имитационной игры «Фабрика процессов «Пиццерия»

Бережливые технологии, которые сначала появились в промышленности, чтобы сократить потери времени, ресурсов и т. д., и в результате повысить производительность труда, теперь применяются и в образовательных учреждениях, в частности в детских садах. П...

Игрушка как фактор развития ребёнка-дошкольника

В данной статье рассматривается проблема многообразия игрового материала на современном рынке; умение родителей и педагогов выбрать игру (игровой материал), позволяющий развивать ребёнка. Автор сравнивает игровой материал двадцатого века и двадцать п...

Воспитание доброты и милосердия через литературу

В статье раскрывается необходимость воспитания доброты и милосердия в детях. Автором предлагается для работы ряд произведений, которые сделают внутренний мир детей по-настоящему светлым и теплым. Основной формой деятельности является групповая работа...

Кукла-оберег из ниток своими руками

В статье описывается мастер-класс с пошаговыми фотографиями. Куклы интересны людям практически в любом возрасте. Согласны? Думаю, что все согласны, рано или поздно на определенных жизненных этапах каждый человек знакомится и прикасается к этому волш...

Система подготовки воспитанников к школе

В статье описан опыт работы педагогов ДОУ в старшей и подготовительной группе по подготовке воспитанников к школе. Описана система оригинальных упражнений, игр и приёмов, призванных адаптировать программу Е. В. Колесниковой с учётом индивидуальных ос...

Опыт использования настольных игр в работе учителя

В статье автор пытается поделиться опытом изучения и закрепления материала с помощью настольных игр «Тримино» и «Доббль».

Организация онлайн-трансляции вебинаров педагогических работников

Данная статья содержит основные этапы в области организации онлайн-трансляций вебинаров. Сегодня у человека есть возможность обучаться и узнавать о новых продуктах в сфере образования в максимально комфортных с точки зрения психологии условиях. Учен...

Конспект итоговой интегрированной организованной образовательной деятельности в младшей группе «В гости к Солнышку» с использованием элементов РТВ и ТРиЗ

В статье рассмотрены такие виды работы с детьми младшего дошкольного возраста, которые направлены на закрепление и систематизацию знаний, полученных в течении года. Авторы в занимательной, игровой форме с помощью тризовской игры «Что лишнее?» закрепл...

Веселая зарядка для малышей с потешкой на устах

Данная авторская разработка является результатом внедрения русского фольклора в физкультурную зарядку, она направленных на повышение физического развития, а также на психическое развитие детей младшего дошкольного возраста. Предлагаемые комплексы зар...

Похожие статьи

Методы изобразительного искусства для детей с особыми образовательными возможностями

С каждым годом в общеобразовательных школах увеличивается количество учащихся с особыми образовательными возможностями (ОВЗ), но, в силу своего образования не каждый педагог знает, как адаптировать традиционную школьную программу под учащегося с особ...

Сценарий имитационной игры «Фабрика процессов «Пиццерия»

Бережливые технологии, которые сначала появились в промышленности, чтобы сократить потери времени, ресурсов и т. д., и в результате повысить производительность труда, теперь применяются и в образовательных учреждениях, в частности в детских садах. П...

Игрушка как фактор развития ребёнка-дошкольника

В данной статье рассматривается проблема многообразия игрового материала на современном рынке; умение родителей и педагогов выбрать игру (игровой материал), позволяющий развивать ребёнка. Автор сравнивает игровой материал двадцатого века и двадцать п...

Воспитание доброты и милосердия через литературу

В статье раскрывается необходимость воспитания доброты и милосердия в детях. Автором предлагается для работы ряд произведений, которые сделают внутренний мир детей по-настоящему светлым и теплым. Основной формой деятельности является групповая работа...

Кукла-оберег из ниток своими руками

В статье описывается мастер-класс с пошаговыми фотографиями. Куклы интересны людям практически в любом возрасте. Согласны? Думаю, что все согласны, рано или поздно на определенных жизненных этапах каждый человек знакомится и прикасается к этому волш...

Система подготовки воспитанников к школе

В статье описан опыт работы педагогов ДОУ в старшей и подготовительной группе по подготовке воспитанников к школе. Описана система оригинальных упражнений, игр и приёмов, призванных адаптировать программу Е. В. Колесниковой с учётом индивидуальных ос...

Опыт использования настольных игр в работе учителя

В статье автор пытается поделиться опытом изучения и закрепления материала с помощью настольных игр «Тримино» и «Доббль».

Организация онлайн-трансляции вебинаров педагогических работников

Данная статья содержит основные этапы в области организации онлайн-трансляций вебинаров. Сегодня у человека есть возможность обучаться и узнавать о новых продуктах в сфере образования в максимально комфортных с точки зрения психологии условиях. Учен...

Конспект итоговой интегрированной организованной образовательной деятельности в младшей группе «В гости к Солнышку» с использованием элементов РТВ и ТРиЗ

В статье рассмотрены такие виды работы с детьми младшего дошкольного возраста, которые направлены на закрепление и систематизацию знаний, полученных в течении года. Авторы в занимательной, игровой форме с помощью тризовской игры «Что лишнее?» закрепл...

Веселая зарядка для малышей с потешкой на устах

Данная авторская разработка является результатом внедрения русского фольклора в физкультурную зарядку, она направленных на повышение физического развития, а также на психическое развитие детей младшего дошкольного возраста. Предлагаемые комплексы зар...

Задать вопрос