Актуальные вопросы воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей через призму привития дошкольникам христианских основ в контексте национального проекта «Образование» (из опыта работы)
Авторы: Ключенович Наталья Валерьевна, Шевченко Елена Александровна, Сушко Евгения Геннадьевна, Ельчанинова Елена Евгеньевна, Пахомова Ольга Валерьевна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (61) февраль 2023 г.
Дата публикации: 21.01.2023
Статья просмотрена: 49 раз
Библиографическое описание:
Актуальные вопросы воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей через призму привития дошкольникам христианских основ в контексте национального проекта «Образование» (из опыта работы) / Н. В. Ключенович, Е. А. Шевченко, Е. Г. Сушко [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/7980/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье авторы пытаются раскрыть основы духовно-нравственного воспитания личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, дети, христианство.
Главные приоритеты российского образования были сформулированы в майском Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»: «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» [4, с.43]. Ключевой задачей национального проекта «Образование» является создание условий, в которых нашим детям и нам будет комфортно развиваться. Это позволит достичь максимального уровня вовлеченности в мировой рынок распределения труда, наша технологическая зависимость перестанет быть критичной, а наша страна станет значимым производителем технологий и открытий в науке.
Прививать ребёнку нравственные и духовные ценности нужно как можно раньше. Духовно-нравственное воспитание человека должно начинаться с семьи. Именно она является основой духовно-нравственного развития ребенка дошкольного возраста, и только потом уже дошкольное учреждение. Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является непрерывное сотрудничество с семьей в рамках реализации процесса обучения и нравственного воспитания обучающихся. [5, с.66] В 21 веке проблемы духовно-нравственного и патриотического воспитания наиболее актуальны на фоне политических перипетий нашего времени. На современной стадии развития нашего общества, государства происходят глобальные изменения в различных сферах человеческой жизни, которые затрагивают основы духовно-нравственного становления личности, формируют его гражданскую позицию и мировоззрение, оказывают огромное влияние на патриотическое отношение к окружающему миру.
В настоящее время огромное внимание со стороны государства и Церкви уделяется проблемам привития христианской морали и воспитанию патриотизма у подрастающего поколения, так как, к сожалению, духовно-нравственные ценности стали терять свою значимость для человека. Именно поэтому, на данном этапе необходимо сосредоточиться на воспитании ответственного, инициативного и компетентного гражданина своей страны. Задачи духовно-нравственного развития и патриотического воспитания является одной из приоритетных задач дошкольного воспитания. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей. В процессе работы над программой мы познакомились с опытом работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, сложившимся в последние годы в разных регионах России. Особенность существующих программ в том, что они содействуют сохранению духовного здоровья детей, знакомят их с основами православной культуры. Но есть у них и ряд, с нашей точки зрения, недочетов: перегруженность информацией, использование абстрактных понятий, отсутствие взаимодействия образовательного учреждения с институтом семьи. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Участником образовательного процесса (по письменной просьбе родителей) может быть священник. [1, с.32]
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего, в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество [4, с. 33]. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
МКДОУ БГО Детский сад № 7 комбинированного вида, корпус № 1, расположен в историко-культурном центре города Борисоглебска и окружен постройками и храмами XVII-XIX веков (дома купцов, зажиточных горожан с их колоритной для того времени архитектурой, храмы Бориса и Глеба, Казанской Божьей матери). Поэтому наша основная задача была, используя эти благоприятные условия, посеять в души наших воспитанников духовно-нравственные основы развития личности, привить им любовь в малой родине, умение любить, уважать, сохранять традиции наших предков, знакомя их не только с архитектурными достопримечательностями нашего города, но и с основами христианской религии и закладывая основу для патриотического воспитания.
В соответствии с национальным федеральным проектом «Образование», сроки реализации: 01.01.2019–31.12.2024, наше ДОУ осуществляет проект: «Поддержка семей, имеющих детей». В рамках проекта в нашем ДОУ создаются условия для раннего развития детей в возрасте до трех лет и реализация программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье. Суть проекта в том, чтобы родители работали над всесторонним развитием ребенка с самого юного возраста. Другими словами, прежде чем учить детей, нужно обучить родителей.
Большое внимание здесь уделяется развитию и образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Чем раньше родители начинают работать с проблемами ребенка, тем быстрее есть возможность у их сына или дочери выйти на нормальный уровень развития. Для обучения родителей основам педагогики и психологии (а также другим необходимым знаниям и навыкам) в ДОУ создан консультационный центр и группа поддержки на хорошем методологическом и профессиональном уровне.
Мы разработали долгосрочный проект «Я горжусь, что я — борисоглебец», срок реализации — 4 года, в рамках которого проводились беседы о возникновении нашего города, решались проблемные ситуации «Почему наш город назвали Борисоглебском», «Что могу сделать я для процветания родного города Воронежского края», «Зачем нужны христианские заповеди и нужно ли их соблюдать», и т. д. Проводились целевые прогулки по улицам нашего города и в близлежащие храмы. В ходе которых знакомили детей с ближайшими старинными домами и особняками в центре города, которые придают ему неповторимый колорит, дают детям возможность увидеть уже довольно далёкое прошлое своими глазами. Мы считаем, что воспитать духовно-нравственную личность, патриота и гражданина невозможно без привития и ознакомления с ранних лет основ культурно-исторических традиций и ценностей, основ христианской веры. Именно поэтому особое внимание в ознакомлении детей с историко-архитектурным наследием нашего города обратили на старинные постройки XVIII–XIX вв.; дом купца Смирнова (Советская, 23), Мариинскую женскую гимназию дом князя Волконского (улица Свободы, 186), здания вокруг площади Ленина.
Нам очень повезло, что в нашем ДОУ работает регент Казанского храма, она с огромным желанием и творческим подъемом знакомит детей с особенностями храмовой архитектуры, с особенностями и разновидностями церковных песнопений, особое внимание, уделяя привитию христианских заповедей, составляющих основу души русской.
В беседах, используя стихотворную форму, объясняем детям, что заповеди — это закон, правила, которые Бог дал людям для того, чтобы они могли различать добро и зло в своих поступках и намерениях, а помогает нам в этом сайт «АЗБУКА ВОСПИТАНИЯ Статьи о православном воспитании детей» [1, с. 22]. Многие христианские праздники сопровождаются напоминающими театральное представление действиями. Дошкольники с огромным интересом познают традиции христианских праздников. Например, в нашем ДОУ уже много лет проводится Святочная неделя. Во вторую половину дня педагоги с детьми изготавливают специальные угощения — печенья козули, которыми хозяева одаривали колядующих. И какой же праздник без подвижных игр. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников, своеобразной школой ребенка, где представляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. Ярким пример этого является игра «Два Мороза» и «Салки».
Конечно, охватить весь опыт работы, накопленный в рамках одной статьи, невозможно. Мы поделились лишь малой толикой и осветили часть направлений, по которым работаем. Но мы пришли к интересным для нас выводам, что все дело в одной, в очень важной закономерности духовно-нравственного воспитания. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Поэтому наша задача — привить основы христианских ценностей для полноценного духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников.
Литература:
- АЗБУКА ВОСПИТАНИЯ Статьи о православном воспитании детей [Электронный ресурс] https://azbyka.ru/deti/10-zapovedej-na-yazy-ke-detej,
- Дорошенко Ю. И. Христианство и русское национальное образование.// Православная педагогика: Традиции и современность. — Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.-128с.
- Иерей Алексий Янг — Православный брак. [Электронный ресурс] http://catacomb.org.ua/rubr08/
- Национальный проект «Образование» в новом «майском указе» Президента России [Электронный ресурс] https://eduinspector.ru/2018/05/12/natsionalnyj-proekt-obrazovanie-v-novom-majskom-ukaze-prezidenta-rossii/
- Священник Алексий Уминский — Размышления о школе и детях. [Электронный ресурс] https://azbyka.ru/deti/razmy-shlenie-o-shkole-i-detyah-svyashh-aleksij-uminskij
- Энциклопедия семейного воспитания и обучения — протоиерей А. И. Маляревский. 1899 г. [Электронный ресурс] https://pedagog.eparhia.ru/
Похожие статьи
Основы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста путём приобщения к культурным и семейным ценностям
Актуальность проблемы исследования обусловлена современными преобразованиями в культурной, образовательной и общественно-политической жизни России, приоритетом которых является воспитание национально-патриотической личности, глубоко уважающей национа...
Ключевые ориентиры выстраивания образовательного процесса в высшей школе
В представленной работе автор аргументированно обосновывает значимость и актуальность проблематики, связанной с реализацией гуманистических начал в образовательном процессе современного вуза. В статье последовательно демонстрируются некоторые законом...
Создание развивающей предметно-пространственной среды по духовно-нравственному воспитанию
В статье представлен опыт работы по организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с требованиями образовательного стандарта, рассмотрены основные направления ее организации по приобщению воспитанников к социок...
Генезис проблемы патриотического воспитания офицерских кадров в философском, социальном и психолого-педагогическом аспектах
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся становления и развития патриотического воспитания в российском государстве с XIV века до современной эпохи. В ней подчеркиваются взгляды исследователей на проблему воспитания будущих офицеров в различных н...
Эстетическое воспитание детей школьного и дошкольного возраста средствами хореографического искусства
Последние годы характеризуются акцентированием внимания к проблеме эстетического воспитания как основополагающему средству и важнейшей основой формирования духовно-нравственной личности. Настоящая статья посвящена рассмотрению проблемы эстетического ...
Дидактический образ как модель отражения целостности изучаемых дошкольниками объектов и явлений в центре развития ребенка, детском саду
Статья посвящена использованию дидактического образа как модели отражения целостности изучаемых предметов и явлений при непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками. Дидактика понимается как важнейшая отрасль, изучающая проблемы дошк...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников с использованием информационно-коммуникационных технологий
В статье автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников с использованием информационно-коммуникационных технологий, анализирует труды ученых по проблеме исследования: концепцию духовно-нравственного роста и воспитания граждан ...
Краткий обзор нормативной правовой базы современного состояния патриотического воспитания в России
В статье анализируются нормативные правовые документы, регламентирующие и отражающие современное состояние патриотического воспитания молодежи в нашей стране. Исследование основывается на анализе содержания и результатов деятельности законодательных ...
«Услышать живопись, увидеть музыку…» О проблемах организации изобразительной деятельности в условиях ФГОС ДО
В статье рассматриваются принципы организации изобразительной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) дошкольного образования, предполагающими как ее главную задачу общее и эстетическое ...
Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста
В статье рассматривается формирование и развитие духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в семье, на основе обычаев и традиций; социальные институты: дошкольное образовательное организации, школа, махалля: дополняющие и поддержива...
Похожие статьи
Основы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста путём приобщения к культурным и семейным ценностям
Актуальность проблемы исследования обусловлена современными преобразованиями в культурной, образовательной и общественно-политической жизни России, приоритетом которых является воспитание национально-патриотической личности, глубоко уважающей национа...
Ключевые ориентиры выстраивания образовательного процесса в высшей школе
В представленной работе автор аргументированно обосновывает значимость и актуальность проблематики, связанной с реализацией гуманистических начал в образовательном процессе современного вуза. В статье последовательно демонстрируются некоторые законом...
Создание развивающей предметно-пространственной среды по духовно-нравственному воспитанию
В статье представлен опыт работы по организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с требованиями образовательного стандарта, рассмотрены основные направления ее организации по приобщению воспитанников к социок...
Генезис проблемы патриотического воспитания офицерских кадров в философском, социальном и психолого-педагогическом аспектах
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся становления и развития патриотического воспитания в российском государстве с XIV века до современной эпохи. В ней подчеркиваются взгляды исследователей на проблему воспитания будущих офицеров в различных н...
Эстетическое воспитание детей школьного и дошкольного возраста средствами хореографического искусства
Последние годы характеризуются акцентированием внимания к проблеме эстетического воспитания как основополагающему средству и важнейшей основой формирования духовно-нравственной личности. Настоящая статья посвящена рассмотрению проблемы эстетического ...
Дидактический образ как модель отражения целостности изучаемых дошкольниками объектов и явлений в центре развития ребенка, детском саду
Статья посвящена использованию дидактического образа как модели отражения целостности изучаемых предметов и явлений при непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками. Дидактика понимается как важнейшая отрасль, изучающая проблемы дошк...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников с использованием информационно-коммуникационных технологий
В статье автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников с использованием информационно-коммуникационных технологий, анализирует труды ученых по проблеме исследования: концепцию духовно-нравственного роста и воспитания граждан ...
Краткий обзор нормативной правовой базы современного состояния патриотического воспитания в России
В статье анализируются нормативные правовые документы, регламентирующие и отражающие современное состояние патриотического воспитания молодежи в нашей стране. Исследование основывается на анализе содержания и результатов деятельности законодательных ...
«Услышать живопись, увидеть музыку…» О проблемах организации изобразительной деятельности в условиях ФГОС ДО
В статье рассматриваются принципы организации изобразительной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) дошкольного образования, предполагающими как ее главную задачу общее и эстетическое ...
Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста
В статье рассматривается формирование и развитие духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в семье, на основе обычаев и традиций; социальные институты: дошкольное образовательное организации, школа, махалля: дополняющие и поддержива...