Музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста с использованием музыкальных и шумовых инструментов | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (61) февраль 2023 г.

Дата публикации: 01.02.2023

Статья просмотрена: 2474 раза

Библиографическое описание:

Антилогова, Е. М. Музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста с использованием музыкальных и шумовых инструментов / Е. М. Антилогова, И. М. Сулейманова, Л. И. Саяпина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 81-86. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/7992/ (дата обращения: 19.12.2024).



Для осуществления игровых действий необходимо иметь раздаточный материал и оборудование.

  1. MP3-проигрыватель. Записи музыки.
  2. Музыкальные и шумовые инструменты:

Звуковысотные инструменты (ксилофон, металлофон, блокфлейта, арфа, детский синтезатор и другие), фортепиано/баян/аккордеон;

ударно-шумовые (ложки, трещотки, рубель, кастаньеты, бубен, пандейра, маракасы, бубенцы, треугольник, малый барабан, и т. п.).

  1. Наглядные картинки с изображением симфонического, эстрадно-джазового и народного оркестров.
  2. Картинки с изображением музыкальных инструментов (группа духовых, клавишных, струнно-смычковые, струнно-щипковых, народные и другие музыкальные инструменты)
  3. Нетрадиционные/самодельные инструменты: клавесы (деревянные палочки), «барабанчики» (контейнеры из-под йогурта), целлофановые пакеты, банка с крупой, кружка, хлопушка и т. п.

Музыкальные игры для творческого развития

I . Имитационные игры (условно — мотивированная имитация). Подразумевается подражание с творческим отношением к форме и содержанию, движению, звуку и т. п.)

Игра «Поиграем -угадаем»

В эту игру можно играть в разных возрастных группах, добавляя предметы окружающей среды.

Задачи:

— исследование различных способов получения звука;

— прислушиваться к многообразию звуков окружающих предметов;

— развитие слухового внимания.

Игровой материал:

Листы бумаги, различного качества, пакет целлофановый, любой деревянный предмет, детские кубики, крышка кастрюли с ложкой, баночка с крупой, стеклянная кружка и т. п.

Ход игры:

Педагог знакомит детей с предложенными предметами и показывает, что они все они обладают собственным голосом. Предложить детям взять их в руки, потрогать и попытаться извлечь звуки: сминать, рвать, ударять, тереть, стучать.

Затем педагог прячет предметы. Можно попросить детей закрыть глаза, либо отвернуться от стола. Или возможно обыграть за ширмой вместе с различными героями извлекая звуки предметов, задаём вопрос: «Угадайте, что звучит?».

Исчерпывающие ответы ребёнка свидетельствуют о богатстве его звукового опыта.

« Музыкальный магазинчик»

Дети ранее знакомы с музыкальными инструментами и приёмами игры на них.

Задачи:

— развивать интерес к музыкальным инструментам;

— развивать навык импровизации на музыкальных инструментах;

— воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Ход игры:

Дети (покупатели) выбирают себе карточку с изображением музыкального инструмента. Продавец (взрослый или ребенок) садится у стола, на котором за ширмой лежат музыкальные инструменты.

Дети говорят хором : Продавец, магазин открывай и товары предлагай!

Продавец за ширмой играет на любом музыкальном инструменте. Тот, у кого оказалась карточка с этим инструментом, отвечает:

Покупатель: Это мой!

Продавец : А какой?

Покупатель: (показывает карточку) Это бубен, вот какой!

Если покупатель отвечает правильно, продавец отвечает : «Карточку мне отдавай, бубен себе забирай! На нем весело сыграй!»

Игра продолжается.

Если музыкальные инструменты и карточка определены не правильно , продавец говорит: «Инструмент не продается, в магазине остается!»

Варианты усложнения задания.

Продавец — музыкальный руководитель играет на баяне/аккордеоне, скрипке, флейте, ксилофоне/металлофоне играет определённую мелодию (на одной или двух звуках). Покупатель играет на выбранном инструменте детскую попевку на одном- двух звуках:

«Сорока-сорока», «Барашеньки», «Тили бом», «Цветики».

«Бумажная игра», авторы: С.Павлова, Д.Павлов

Задачи:

— изучение способов извлечения бумажных звуков;

— обогащение слухового опыта;

— развитие воображения и фантазии.

Игровой материал : 3–4- листочка бумаги для каждого ребёнка, заранее нарезанная детьми цветная бумага для винегрета, которая лежит в большом бумажном пакете.

Перед началом игры поговорить с детьми о винегрете. Любят ли они его, Из чего делают винегрет, Какого цвета овощи? Подберите бумагу по цвету.

На занятии начинайте декламировать стихотворение и прямо по тексту производить действия. Можно прерываться на обсуждение и прослушивание.

После игры можно под музыку поиграть на бумаге.

Ход игры:

1. Хочу я предложить

Весёлую игру,

Её мы назовём

Бумажною.

2. Шуршит пакет бумажный

И фантики конфет.

А из цветной бумаги

Нарежем винегрет.

3. И ложкой помешаем

Он вкусно захрустит.

Сожмём в комок бумагу –

Она опять звучит!

4. А если лист бумажный

Немного потрясти,

То гром услышим с неба,

Придётся зонт нести

5. На ней как на гармошке,

Мы можем поиграть.

А если взять бумажку

Взять и разорвать?

6. Мы можем ноготками

Бумагу «щекотать»-

Как будто мышки в норке,

Она звучит опять.

7. И пальчиком легонько

По листику стучать-

А это дождь по крыше

С утра пошёл гулять.

8. А если нам бумагой

Бумагу потереть,

То мы услышим шорох,

Осенних листьев песнь.

9. Давайте поиграем

В бумажную игру!

Придумайте, ребята,

Историю свою.

Музыкальная игра «Карусель»

Задачи:

— формирование навыка игры на детских музыкально-шумовых инструментах;

— формирование слуховых и телесных ощущений основных выразительных средств музыки: темпов (быстро/медленно), динамики (громко/тихо/ постепенное затухание и т. д.), через движение и игру на инструменте;

— развивать умение дирижировать под музыку.

Инструменты лежат по кругу, по количеству играющих. В центре круга стоит дирижёр. Под музыку дети исполняют:

1 часть — звучит полька, дети двигаются подскоками по кругу. Музыка останавливается, дети поворачиваются к центру и берут рядом лежащий музыкальный инструмент.

2 часть — дирижёр говорит: «Инструменты в руки взяли и все вальс/марш мы заиграли», «Инструменты в руки взяли и плясовую заиграли» и т. д. А дирижёр дирижирует под музыку.

«Барабанщики»

Детские барабаны/самодельные (контейнеры из-под йогурта, пластиковые баночки и т. п.), которые можно повесить на шею или держать в руках.

J:\самод.инстр\IMG_20201027_113025.jpg Домисолька: МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СВОИМИ РУКАМИ Купить барабан детский Dekko TB-1RD недорого, отзывы, фотографии, характеристики, низкие цены в интернет магазине БигТВ с доставкой по городу Москва Детский Барабан на палочке купить по цене 490 руб. в магазине GaudiToys.ru.

Задачи:

— развитие ритмического слуха;

— развитие слухового внимания.

Под музыку марша дети ритмично маршируют. По окончанию музыку, дети останавливаются. Ведущий задаёт ритмическую последовательность, которая должна быть короткой и чёткой. Дети (используя приём «Эхо») вовремя ритмично отвечают. Например:

Музыкальная сказка «Колокольчики »,

Песни с музыкально-шумовым сопровождением.

Задачи:

— способствовать развитию музыкального слуха;

— дать первоначальные представления о нотоносце и изображении звуков с помощью знаков;

— знакомство с цветными колокольчиками, различной высоты: желтый, синий и красный (желтый, красный, синий)

Игровой материал :

— нотоносец со съемными нотками;

— три колокольчика: желтый, синий и красный.

Ход игры:

Жили-были три веселых колокольчика: Динь — Дан — Дон. У каждого было не только свое необычное звонкое имя, но и своя песенка. Колокольчик Динь пел тоненьким голосом. «Динь-динь-динь», — звенела его песенка ( проиграть верхний звук мажорного трезвучия ). Колокольчик Дан пел свою песенку средним голосом ( проиграть или спеть средний звук мажорного трезвучия ).

А у колокольчика Дон голос был самым толстым, низким ( тоника ).

Посмотрите на эти линейки. Догадайтесь, какой колокольчик звучит выше всех, а какой — ниже? Спойте песенку каждого колокольчика и покажите его место на линейках. Помните, колокольчик Динь с тоненьким высоким голосом живет на самой высокой линейке, а колокольчик с низким голосом живёт на нижней линейке.

Кроме имени и песенки, каждый колокольчик любил носить одежду только определенного цвета — желтого, красного и синего. Колокольчик с самым тоненьким голосом носил одежду самого светлого цвета — желтого, а колокольчик с самым низким голосом — темного цвета — синего. Закройте глаза, какой звучит колокольчик? (педагог играет на разных инструментах).

C:\Users\User\Downloads\4. Динь-дан-дон_page-0001.jpg

Раздать детям колокольчики и исполнять песню с сопровождением.

Речевое упражнение — игра «У меня есть паровозик»

Предварительно учим текст. Дети «идут паровозиком» и декламирует стихотворение.

Задачи:

— развивать метроритмическую основу;

— учить играть на шумовых инструментах.

Игровой материал: свистки и круговые трещотки по количеству детей.

Текст:

У меня есть паровозик: ТУ —ТУ—ЧИ—ЧИ!

Он меня по рельсам возит: ТУ —ТУ—ЧИ—ЧИ!

У него труба и печка: ТУ —ТУ—ЧИ—ЧИ!

И волшебное колечко: ТУ —ТУ—ЧИ—ЧИ!

Мы отправимся с вокзала: ТУ —ТУ—ЧИ—ЧИ!

У него четыре зала: ТУ —ТУ—ЧИ—ЧИ!

Мы поедем до Парижа: ТУ —ТУ—ЧИ—ЧИ!

А быть может и поближе: ТУ —ТУ—ЧИ—ЧИ!

Тут пошёл весенний дождик: ТУ —ТУ—ЧИ—ЧИ!

И застрял наш паровозик: ТУ —ТУ—ЧИ—ЧИ!

Мы стоим в огромной луже: ТУ —ТУ—ЧИ—ЧИ!

(движение останавливается, дети садят на пол)

Не доедем до Парижа: ТУУУУУУУУУ!

1 вариант. На слова: «Ту-ту, чи-чи!» использовать звучащие жесты (хлопки/щелчки, шлёп/бом и т. д.)

2 вариант. На слова: «Ту-ту» свистеть в свисток. А на слова «Чи-чи» играть круговой трещоткой.

II . Игры с элементами импровизации. Включает в себя художественное истолкование исполнителем /ребёнком музыкального произведения, индивидуальное восприятие образного содержания музыки в процессе исполнения.

«Зоопарк»

Задачи:

— формировать желание играть на музыкальном инструменте;

— развивать образное мышление.

Дети делятся на две группы. Первая группа детей играет на клавесах и декламирует текст. Вторая группа детей с заранее выбранными инструментами озвучивает того или иного персонажа.

Примерные инструменты для озвучивания образов животных: маракасы, хлопушка, ксилофон, барабан, металлофон, коробочка, кастаньеты и другие. Не предлагайте детям никаких вариантов озвучивания текста, пусть они сами поищут нужные звуки на инструментах, побуждайте их фантазировать.

Текст:

Долго мы шагали —

В зоопарк попали!

Слоник нас встречает,

Головой качает …

Крокодил, рот открыл —

Кушать хочет крокодил …

Обезьянки дразнятся,

Ах, они проказницы…

Из-под камня у ручья

Выползает к нам змея …

А у маленьких зайчат

Ушки серые торчат …

При следующих исполнениях можно добавить тональный аккомпанемент, побуждая детей тихонько подпевать. Предложить детям дополнить стихотворение.

Игра «Весёлый кубик»

Задачи:

— формировать желание играть на музыкальном инструменте;

— развивать умение импровизировать на музыкальных инструментах;

— учить название инструментов и различать их тембр.

Музыкальные инструменты: колокольчик, трещотка, ложки, бубен, треугольник, дудочка.

C:\Users\User\Desktop\кубик 4.jpg

Игровой материал : кубик, по сторонам которого наклеены картинки с изображением музыкально-шумовых инструментов.

Можно подобрать музыкальное сопровождение, соответствующее тембру инструмента. Например:

  1. Б убен — любая народная плясовая, ярмарочная. Е.Дербенко «Неваляшка» из сюиты «Музыкальные игрушки». П.Чайковский «Трепак» из балета «Щелкунчик».
  2. К олокольчик — музыкальное произведение Н.Паганини «La Campanella» (колокольчик).
  3. Д удочка — музыкальное произведение Э.Грига «Норвежский танец№ 2».
  4. Трещотка — любые народные наигрыши, «Саратовские переборы». Е.Дербенко «Труба и барабан» из сюиты «Музыкальные игрушки». И.Стравинский «Русская» из балета «Петрушка».
  5. Т реугольник — П.Чайковский «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик»
  6. Ложки — народный танец/мелодия. К.Хачатурян «Строительство домика Тыквы» из балета «Чипполино»

Ход игры: Дети стоят в кругу и передают кубик по кругу, проговаривая слова (или передают кубик под музыку):

1 вариант. Проговаривая слова:

Ты беги, веселый кубик

Быстро — быстро по рукам,

У кого остался кубик,

Тот сейчас сыграет нам.

2 вариант. Звучит подвижная музыка. Например: И.Бах «Скерцо» («Шутка») из оркестровой сюиты № 2.

На окончание слов/музыки, у ребенка, в руках которого остался кубик, кидает его на пол, перед собой. Педагог спрашивает, какой инструмент изображен. Воспитанник берёт нужный музыкальный инструмент со стола и играет под музыку. Остальные дети хлопают под музыку или имитируют игру на представленном инструменте.

Сказка-шумелка

«Как белка, ёж, лиса и дятел готовились к зиме

Задача:

— развивать образное мышление, память.

Белка кастаньеты/рубель/ксилофон

Ёжик шум бумагой/целлофановый пакет

Дятел коробочка/барабан/трещотка

Лиса бубен/маракасы

Образы природы. Дождь — треугольник, ветер — дуем в бутылку.

Текст

Озвучивание инструментами

Жила-была в лесу белочка. Эта рыжая красавица с пушистым хвостиком жила в дупле на высоком дереве. Она резво прыгала по веткам деревьев, собирая шишки

кастаньеты/рубель/ксилофон

Наступила осень. Серые, хмурые облака принесли холодный дождь. Подул ветер. Стали облетать листья. Пришло время белочке и всем лесным жителям готовится к зиме, собирать припасы на зиму

Дождь — треугольник, ветер — дуем в бутылку

Все персонажи играют на своих инструментах

Бегая по лесу, лесная красавица набрала орехов, желудей, спрятала их в лесную подстилку

кастаньеты/рубель/ксилофон

Собрала белочка вкусные лесные грибы и развесила их на ветках деревьев

кастаньеты/рубель/ксилофон

По дороге белке бежал ёжик

шум бумагой/целлофановый пакет

«Здравствуй ёжик, как ты готовишься к зиме?» — спросила белка,

кастаньеты/рубель/ксилофон

«Мы, ежи, готовим тёплую норку и ложимся спать до самой весны!» — ответил ёжик и убежал, шурша листвой

шум бумагой/целлофановый пакет

Побежала белочка дальше за еловыми шишками

кастаньеты/рубель/ксилофон

Услышала весёлую дробь дятла и побежала ему навстречу

коробочка/барабан/трещотка

«Дятел, как ты готовишься к зиме?» — спросила лесная красавица

кастаньеты/рубель/ксилофон

«Собираю семена шишек и жёлуди. Мы –дятлы, храним их в коре деревьев, а зимой едим. Еще едим семена сосны, ели» — ответил дятел и продолжил барабанить по стволу дерева.

коробочка/барабан/трещотка

Ловко прыгая с ветки, на ветку, добралась белочка до рябины

кастаньеты/рубель/ксилофон

И увидела лису.

«Лиса, ты делаешь запасы на зиму?» — поинтересовалась белка.

«Меня зимой ноги кормят! Охочусь я на мышей да зайцев!» — ответила плутовка и была такова

бубен/маракасы

Сколько зверей и птиц в лесу, и все к зиме по-разному готовятся

Все персонажи играют на своих инструментах под музыку М.Глинки «Полька»

«Скок-скок» (детские потешки)

Задачи:

— развитие интонационного и ритмического слуха;

— развитие навыка игры на звуковысотных и ударно-шумовых инструментах.

Потешки поются с аккомпанементом «звучащих жестов», инструментами. Далее детям предлагается игра «Эхо» (можно по два или четыре такта), без остановок. Одна группа детей играет на звуковысотных инструментах, а другая — ответ эхо, на ударных инструментах.

БЕЛКА

C:\Users\User\Desktop\ДЛЯ ПОСОБИЯ\ОТ ЗВУКА К ОРКЕСТРУ\2 часть\2.2. Цветные песенки\белка 1.png

Скачет белка скок да скок

Что за маленький зверёк.

«МОЛОДОЙ ДРОЗДОК» (можно исполнять от ноты «фа»)

Скок-скок-поскок, молодой дроздок

По водичку пошел, молодичку нашел

Молодиченька-невеличенька,

Сама с вершок, голова с горшок.

Зацепилась за пенек, простояла весь денек.

III . Импровизация — деятельность, осуществляется в ходе педагогического общения, без предварительного обдумывания.

«Музыкальный альбом»

Озвучить с детьми картинку.

Предложить детям самим выбрать инструменты для характерного описания действий, животных и птиц, природных явлений.

Задачи:

— соотнести образ с тембром музыкальных инструментов;

— развивать ассоциативное мышление.

Игровой материал: Картинки/игрушки: медведь, птичка, дятел, лошадка. Музыкальные инструменты: ксилофон, металлофон, звук велосипедного гудка, треугольник, колокольчик, детские гусли, клавесы/коробочка, барабан, бубен или другие музыкальные (самодельные) инструменты..

Ход игры: Показать детям картинки и спросить, на каком музыкальном инструменте лучше всего изобразить:

— — осенний, зимний, весенний, летний пейзажи;

— — шаги медведя, стук дятла, топот копыт лошадки, рыбки в аквариуме;

— — игра в мяч, катание с горы, ход часов и т. п.

«Укрась стих музыкой»

Украсить стихотворение музыкальным сопровождением. Обсудите предварительно образы и варианты тембрового озвучивания. Потом декламируем стихотворением с тембровой музыкальной импровизацией .

Ветер травы наклонил,

Колокольчик зазвонил.

Не пойму — откуда он,

Раздаётся в поле звон?

В. Степанов

Кап-кап-кап,-

Звеня запели

Капли мартовской капели.

В. Крищенко

«Сочини»

Свободная импровизация на любом детском музыкальном инструменте. Все слушают и отгадывают, о чём музыка говорит? Спросить ребёнка, что он хотел сказать этой музыкой, своим исполнением.

Концерт кукушек

Звукоподражательная импровизация

Задачи:

— развитие звуковысотного слуха;

— исследование различных способов звукоизвлечения:

— освоение игры на ударных мелодических инструментах и духовых;

Музыкальные инструменты : ксилофон, металлофон, глиняные свистульки с двумя звуками, блок флейта, тон-блок ребристый.

Ход игры:

Спросить у детей, как поёт кукушка?

Изобразить голосом — «Ку-ку», показывая рукой направление мелодии сверху вниз. Сыграйте кукушкину попевку от разных звуков. Раздайте звуковысотные инструменты и устройте «Концерт кукушек».

Игра «Наш оркестр»

Задачи:

— развивать умение договариваться и соотносить свои замыслы с другими детьми;

— упражняться в умении дирижировать.

Ход игры:

Детям предлагаются детские музыкальные инструменты. Воспитанники придумывают варианты исполнения на них: играем по одному, или можно договориться играть вместе какой — либо группой. Важно, чтобы получился большой оркестр. Дети самостоятельно выбирают дирижёра и музыкальную пьесу (можно по характеру: грустная или весёлая), которую педагог исполнит.

Элементарный театр «Во лесочке мы гуляли»

Задачи:

— развивать умение игры на детских музыкальных инструментах;

— развивать ассоциативное мышление;

— развивать творческое воображение;

— способствовать развитию творческой активности у детей при игре на музыкальных и шумовых инструментах.

Игровой материал:

Клавесы, керамическая свистулька с двумя звуками, водяная свистулька «Соловей», металлофон, пугало, рубель, детские гусли, треугольник, будильник.

Детей разделить на две группы. 1 группа детей декламируют строчки:

« Во лесочке мы гуляли

И чего-то услыхали…» ииграют на клавесах, используя различные приём игры. 2 группа детей после прочтения педагогом текста — «Оживляет картинку», подбирая соответствующий персонажу инструмент.

Текст:

1. Во лесочке мы гуляли

И чего-то услыхали…

Две кукушки стали петь

Может быть, считают, сколько нам лет…?

Соловьи им вторят в такт…

Дятел застучал…

Послушав щебетание птиц,

Мы отправились гулять дальше.

2. Во лесочке мы гуляли

И чего-то услыхали…

Капли капитошки побежали по дорожке….

Все быстрей и быстрей.

Опять пошли гулять.

3. Во лесочке мы гуляли

И чего-то услыхали…

Всплеск воды, иль шум волны…

Увидали рыбок…

4. Во лесочке мы гуляли

И чего-то услыхали…

Будто что-то загремело, зашумело…

Тишина….

И опять кошмар мучает меня…..

5. Во лесочке мы гуляли

И чего-то услыхали…

Вдруг будильник зазвенел,

Всем вставать скорей велел…

После прочтения задать детям вопросы. Почему было так нелепо в лесу: «И птицы поют и лягушки квакают, рыбки плавают?» Как можно назвать стихотворение?

Дети: Это был сон.

Похожие статьи

Использование оздоровительных методик в области развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе музыкальных занятий

Использование дидактических игр при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста

Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр

Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Дидактические игры и игровые пособия для обучения дошкольников татарскому языку

Использование дидактических игр как средство обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста. Сборник игр для детей 5- 7 лет с общим недоразвитием речи

Использование дидактических игр как средства развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста

Авторские музыкально-дидактические игры как средство формирования эмоциональной отзывчивости у детей раннего дошкольного возраста

Похожие статьи

Использование оздоровительных методик в области развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе музыкальных занятий

Использование дидактических игр при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста

Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр

Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Дидактические игры и игровые пособия для обучения дошкольников татарскому языку

Использование дидактических игр как средство обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста. Сборник игр для детей 5- 7 лет с общим недоразвитием речи

Использование дидактических игр как средства развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста

Авторские музыкально-дидактические игры как средство формирования эмоциональной отзывчивости у детей раннего дошкольного возраста

Задать вопрос