К вопросу о детском тимбилдинге на занятиях физической культуры дошкольного образовательного учреждения
Автор: Гулина Ольга Владимировна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (61) февраль 2023 г.
Дата публикации: 27.01.2023
Статья просмотрена: 388 раз
Библиографическое описание:
Гулина, О. В. К вопросу о детском тимбилдинге на занятиях физической культуры дошкольного образовательного учреждения / О. В. Гулина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/8023/ (дата обращения: 15.11.2024).
Встатье рассматривается проблема командообразования детей среднего дошкольного возраста. Раскрывается понятие детского тимбилдинга, связанное с осознанием значимости формирования команд среди дошкольников. Выделяются методы детского тимбилдинга, применимые на занятиях физической культуры.
Ключевые слова: дошкольники, команда, командообразование, детский тимбилдинг, физическая культура.
В настоящее время реалии общества диктуют нам необходимость владеть умением работать в команде. Как пишет Ю. В. Болотова, команда — это автономный самоуправляемый коллектив профессионалов, способный оперативно, эффективно и качественно решать поставленные перед ним задачи [1]. Данное умение играет важную роль практически во всех сферах деятельности человека.
Согласно словарю иностранных слов тимбилдинг — это сплочение коллектива, построение команды [5]. К методам тимбилдинга часто относят мероприятия или события игрового, развлекательного и творческого характера, направленные на улучшение взаимодействия между участниками, повышение сплоченности коллектива на основе осознания общих ценностей и представлений.
Основу командообразования составляют принципы, которые задают определенные правила при организации команды [1]:
- Принцип коллективного исполнения работы.
- Принцип коллективной ответственности.
- Принцип высокого стимула команды за конечный результат.
- Принцип повышенной исполнительской дисциплины.
Многие дети старшего дошкольного возраста в процессе участия в играх не проявляют умения работать в команде, договариваться, соблюдать правила при выполнении групповых заданий. Однако эти качества необходимы всем, кто желает строить отношения с окружающими людьми.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одной из задач области «Социально-коммуникативное развитие» выступает формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Отсюда следует, что в дошкольных образовательных учреждениях развитию этого умения должно уделяться большое значение.
Таким образом, детский тимбилдинг — это не просто развлекательное мероприятие, направленное на веселое времяпрепровождение. Это задания, которые реализуются в игровой форме и имеют в своем содержании цель [2]. Целью таких занятий выступает сплочение детского коллектива, развитие умения сотрудничать и договариваться, дружить и поддерживать друг друга. Это своего рода такой инструмент, который укрепляет всю команду.
Дошкольный возраст имеет ряд особенностей психофизиологического характера [4].
Младший дошкольник,3–4 лет переживает так называемый кризис трех лет, который заключается в отделении своего личностного я от взрослого. Дети 3–4 лет способны усваивать некоторые нормы и правила поведения, заметить несоответствие другого ребенка этим нормам и правилам поведения. Однако дети выделяют не нарушение самой нормы. А нарушение требования взрослого. В три года ребенок начинает понимать гендерные различия. Он идентифицирует себя с представителями своего пола и аргументирует это рядом признаков: одежда, игрушки, предпочтения в игровой деятельности.
Данный возрастной период отличается высокой потребностью ребенка в движении. Детская двигательная активность занимает не менее половины времени бодрствования ребенка. Начинается освоение ребенком основных движений.
Далее рассмотрим средний дошкольный возраст. Дошкольники 4–5 лет все еще не осознают в полной мере социальные нормы и правила поведения, однако у них начинают складываться обобщенные представления о том, как «правильно» и «неправильно», как «надо и не надо» себя вести. Дети могут следовать определенному набору правил, но следование часто бывает неустойчивым в силу легкой отвлекаемости ребенка на более интересные для него явления. В возрасте 4–5 лет все основные трудности во взаимодействии ребенка с окружающими, вызванные кризисом 3-х лет, уходят. Здесь начинает активно проявляться любознательность к миру предметов, вещей человеческих отношений. И наиболее результативно это происходит в процессе сюжетно-ролевой игры. В дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребенка. В 5 лет ребенок может запомнить уже 5–6 предметов (из 10–15), изображенных на предъявляемых ему картинках.
В возрасте 5–6 лет происходят изменения ребенка о самом себе. Эти представления начинают включать представления ребенка о том, какой он, а также о том, каким бы он не хотел быть в будущем. Существенные изменения происходят в процессе игры. Дошкольники начинают вводить правила. Вне игры общение детей становится менее ситуативными. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, проявляют эмоциональную поддержку по отношению к друг другу.
В возрасте 6–7 лет ребенок осознает себя как личность, как субъект деятельности и поведения. Он уже уверенно владеет культурой самообслуживания. Расширяется сфера мотивов дошкольников за счет развития таких мотивов, как познавательные, просоциальные, а также мотивов самореализации.
Таким образом, дошкольный возрастной период — это, во-первых, период интенсивного физического развития ребенка: рост, укрепление мышечной системы, совершенствование координации и движений; во-вторых, период активного развития когнитивных процессов: внимание становится более устойчивым, дети приобретают элементарные трудовые навыки.
Актуальность использования тимбилдинга в коллективе дошкольников обусловлена тем, что для выполнения упражнений на командообразование, проводимых в игровой форме, детям приходится взаимодействовать друг с другом, внимательно слушать других, четко и ясно изъясняться, маслить творчески.
Значимость тимбилдинга в детском коллективе очень высока. Для успешной реализации в будущем и предотвращения трудностей в общении ребенку необходимо уметь взаимодействовать с окружающими его людьми [3].
В процессе моделирования какой-либо ситуации при командных играх члены команд нарабатывают навыки для совместного достижения целей и задач, активно обмениваются эмоциями.
Анализ литературы по выстраиванию взаимоотношений в детском коллективе позволил нам разработать план внедрения элементов тимбилдинга в физкультурно-оздоровительную деятельность нашего учреждения.
Вышеперечисленные принципы построения команды реализуются под руководством педагога, который в процессе своей профессиональной деятельности реализует взаимодействие как на уровне ребенок-ребенок, так и на уровне дети-педагог.
Основываясь на анализе педагогической литературы, мы разработали серию занятий, направленных на становление детского коллектива.
Целью занятий является развитие детского коллектива как целостного группового субъекта.
Задачи серии занятий:
- Создание доверительной атмосферы для общения в группе, благоприятного социально-психологического климата.
- Развитие эмпатии участников по отношению друг к другу.
- Формирование навыков взаимодействия в команде.
- Формирование групповых норм партнерского общения.
- Развитие чувства «мы команда».
Для реализации цели и задач нами была разработана серия занятий по плаванию для группы дошкольников 4–5 лет.
Структура занятий была следующей:
- Приветствие.
- Основная часть.
- Рефлексия (подведение итогов взаимодействия).
Занятия проводились раз в неделю по 20–30 минут.
Этапы проведения занятий представлены в таблице 1.
Таблица 1
Содержание занятий по формированию детского коллектива
№ этапа |
Название этапа |
Содержание этапа |
Методическое обеспечение |
1. |
Приветствие |
Педагог здоровается с дошкольниками, оглашает цель занятия, план, используя загадки, пословицы, поговорки, речевки про команду |
Пословицы:
|
2. |
Основная часть занятия |
Проводится в игровой форме, так как игра является ведущей деятельностью в этом возрасте, согласно психофизиологическим особенностям. На одном занятии реализуется одна игра в силу учета возрастных особенностей дошкольников. Перед проведением игр необходимо уделить время обсуждению правил. |
Игры на командообразование:
|
3. |
Подведение итогов. Рефлексия. |
Педагог организует взаимодействие таким образом, чтобы воспитанники проанализировали свои действия, выразили мнение по поводу проведенной игры. Рефлексия строится на основе коммуникативного взаимодействия через вопросно-ответную технологию. Также может использоваться такой инструмент, как «Шкала настроения», где каждый ребенок может отметить то. Как он себя чувствует до и после игры. Такой метод помогает педагогу проанализировать свою деятельность и при необходимости скорректировать дальнейшее взаимодействие |
— красный — восторженное, — оранжевый — радостное, — желтый — спокойное, — зеленый — уравновешенное, — синий — грустное, — фиолетовый — тревожное, — черный — уныние.
— Насколько я доволен итогами работы группы? — Что реально мы могли бы еще сделать? — Что я сейчас чувствую? — Достаточно ли дружен наш отряд? — Что-нибудь удивило тебя в этой игре? |
Таким образом, детский тимбилдинг — это процесс формирования детского коллектива путем использования игр, заданий, направленных на развитие таких качеств личности, как взаимопомощь, эмпатия, умение слушать и слышать, коммуникативное взаимодействие, адаптивность, гибкость.
Развитие командообразования в детском коллективе может происходить на занятиях физической культуры путем реализации спортивных игр с учетом психофизиологических и личностных особенностей воспитанников.
Литература:
- Болотова, Ю. В. Организация командной работы педагогов в условиях развития ДОО / Ю. В. Болотова. — Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум», 2021.
- Квашнина, Т. М. Тимбилдинг, как технология формирования детского коллектива в старшем дошкольном возрасте / Т. М. Квашнина. — Технологии образования, 2020. — № 3(9). — С. 20–22.
- Князева, О.Л., Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет / О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. — М.: Просвещение, 2005.
- Склярова, Т. В. Возрастные особенности развития детей и восприятия материала духовно-нравственного содержания / Т. В. Склярова. — Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология, 2007.
- Словарь иностранных слов: Актуальная лексика. Толкования. Этимология / Н. Н. Андреева и др.; специальный научный редактор А. В. Боброва. — Москва: Цитадель, 1997. — 318 с.
Похожие статьи
Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста
В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...
Игровая деятельность в жизни дошкольника
В данной статье рассматривается роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данному вопросу, представлены различные варианты организации игровой деятельности с дошкольниками...
Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации
В статье осуществляется анализ позиций исследователей относительно проблемы формирования финансовой грамотности в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры игр для детей, расширяющие представления об основах фин...
Развитие ритмопластики у детей в условиях современной дошкольной образовательной организации
В данной статье раскрываются методологические основы занятий по развитию ритмопластики, а также приводятся примеры музыкально-ритмических упражнений, обладающих эффективностью в развитии ритмопластики дошкольников.
Подвижные игры как средство физического развития детей среднего дошкольного возраста
В статье автор рассматривает проблему физического воспитания и развития детей дошкольного возраста и краткий обзор по источникам, дает общую характеристику подвижным играм, которые способствуют развитию определенного физического качества «бег».
Игровая позиция педагога дошкольного образования
В статье автор рассматривает значение игровой деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста. На основе раскрытия понятия «педагогическое сопровождение» рассмотрены варианты игровой позиции воспитателя дошкольного образования как условие развит...
Определение темперамента студентов как составляющая спортивно-организованного физического воспитания студентов
В статье приводятся параметры изучения темперамента студентов, занимающиеся средствами мини-футбола в процессе спортивно-организованного физического воспитания.
Педагогическое обеспечение игровой деятельности: понятие и структура
В статье раскрывается сущность педагогического обеспечения игры детей. Рассматриваются основные понятия и структура игровой деятельности.
Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.
Особенности проявления саморегуляции детей старшего дошкольного возраста в двигательной деятельности
В статье рассматриваются особенности саморегуляции детей старшего дошкольного возраста в процессе организации двигательной деятельности. Предлагаются способы, которые могут повлиять на повышение уровня саморегуляции у детей дошкольного возраста на за...
Похожие статьи
Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста
В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...
Игровая деятельность в жизни дошкольника
В данной статье рассматривается роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данному вопросу, представлены различные варианты организации игровой деятельности с дошкольниками...
Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации
В статье осуществляется анализ позиций исследователей относительно проблемы формирования финансовой грамотности в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры игр для детей, расширяющие представления об основах фин...
Развитие ритмопластики у детей в условиях современной дошкольной образовательной организации
В данной статье раскрываются методологические основы занятий по развитию ритмопластики, а также приводятся примеры музыкально-ритмических упражнений, обладающих эффективностью в развитии ритмопластики дошкольников.
Подвижные игры как средство физического развития детей среднего дошкольного возраста
В статье автор рассматривает проблему физического воспитания и развития детей дошкольного возраста и краткий обзор по источникам, дает общую характеристику подвижным играм, которые способствуют развитию определенного физического качества «бег».
Игровая позиция педагога дошкольного образования
В статье автор рассматривает значение игровой деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста. На основе раскрытия понятия «педагогическое сопровождение» рассмотрены варианты игровой позиции воспитателя дошкольного образования как условие развит...
Определение темперамента студентов как составляющая спортивно-организованного физического воспитания студентов
В статье приводятся параметры изучения темперамента студентов, занимающиеся средствами мини-футбола в процессе спортивно-организованного физического воспитания.
Педагогическое обеспечение игровой деятельности: понятие и структура
В статье раскрывается сущность педагогического обеспечения игры детей. Рассматриваются основные понятия и структура игровой деятельности.
Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.
Особенности проявления саморегуляции детей старшего дошкольного возраста в двигательной деятельности
В статье рассматриваются особенности саморегуляции детей старшего дошкольного возраста в процессе организации двигательной деятельности. Предлагаются способы, которые могут повлиять на повышение уровня саморегуляции у детей дошкольного возраста на за...