Лэпбук как инновационная технология в развитии дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Константинова, Л. Н. Лэпбук как инновационная технология в развитии дошкольников / Л. Н. Константинова, И. С. Яковлева, О. В. Иванова, О. Н. Укина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/8024/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассматриваются специфика и своеобразие лэпбука как инновационной формы подачи материала, важного для развития дошкольника.

Ключевые слова: лэпбук, дидактический материал, инновационные технологии.

Важнейшей и ключевой целью дошкольного образования является проявление у ребенка заинтересованности к изучению окружающего мира, математики, культуры и т. д. Уже в дошкольном возрасте необходимо закладывать интерес к познанию, иначе ребенку в школе будет тяжело даваться учёба. К примеру, математика нелегкий предмет. Не у всех детей есть задатки к математическим вычислениям, но этот предмет нужен абсолютно всем. Часто сложности в познании этой науки (равно и других предметов) влекут за собой потерю интереса к изучению предмета. Задача педагогов ДОУ сделать приобщение к обучению в дошкольном возрасте в занимательной игровой форме, тогда быстрее и легче будет усваиваться учебный материал, не пропадет желание к учёбе [1].

Подача информации в форме дидактических упражнений, игр издавна используются в процессе образовательной деятельности дошкольных учреждений, их использование не прекращается и поныне. Но педагогами детского сада используются и новые формы организации образовательного процесса с дидактическими материалами. К инновационным технологиям относится так называемая тематическая папка — лэпбук (Lapbook). Самодельная многофункциональная папка с разными кармашками, конвертиками для раскладывания карточек; окошками, дверками, за которыми спрятаны изучаемые материалы, подвижными частями. В одной такой папке собирается и раскладывается материал по какой-нибудь определенной тематике. Лэпбук создаёт хорошие условия для увеличения привлекательности содержания учебного материала, возрастает его легкость понимания и осознанность при изучении предмета для любого ребенка. В начале занятий с таким материалом детям будут интересны больше игровые действия, а позже появится увлечение и самим предметом.

Благодаря возможности самому с ребятами создать лэпбук по любой тематике, можно заинтересовать предметом изучения даже самого не увлечённого ребёнка дошкольника. Изначально их начинает увлекать только тематическая папка, игровые процессы, а позже у детей появляется интерес и к самому материалу изучения, собранного в замысловатой папочке. Несомненно, во время игры с лэпбуком развивается память, мышление, самостоятельность, творческие способности. Во время игровой деятельности дети усваивают предложенный материал, узнают новое, закрепляют ранее изученный материал. А близкие люди, родители и педагоги, помогают в развитии этих навыков у ребенка.

Для чего педагогу применять Лэпбук?

Во-первых, лэпбук может помочь осуществить организацию материала по исследуемой проблеме и правильно разложить использованный материал, сделает их ясными и легкодоступными любому ребёнку.

Во-вторых, лэпбуки помогут результативно и в короткие сроки закрепить пройденную тему в занимательной детям игровом виде. В свободное время ребенок берет лэпбук и с интересом изучает книжку, рассматривает разложенные материалы. Наглядное и привлекательное оформление лэпбука непроизвольно притягивает внимание воспитанников.

В-третьих, можно и нужно привлекать детей к работе по созданию лэпбука, тем самым у них формируются умение работы в коллективе, умение самостоятельности, умение работы с ножницами, бумагой, клеем.

В-четвертых, работа над лэпбуком приучает детей старшего дошкольного возраста к работе над совместными проектами, необходимыми им в школьном возрасте.

В-пятых, тематические пособия можно проектировать и выполнять индивидуально отдельному ребенку, учитывая его пробелы в освоении материала [2].

В условиях наличия в группах детей, носителей чувашского и русского языков удобно в одном лэпбуке совмещать материалы по ознакомлению с культурой и бытом, языком обеих народов. В этом случае удобно проводить групповые занятия и носители чувашского языка помогают другим детям знакомиться со своим языком и наоборот.

В нашем детском саду мы совместно с родителями своими руками изготовили лэпбук «Наша Чувашия» для знакомства старших дошкольников с Чувашской республикой и ее культурой.

Для занятий по безопасности мы подготовили лэпбук «Пожарная безопасность». В работе приняли участие и родители, и дети. Родители принесли необходимый материал (картинки, иллюстрации) по пожарной безопасности, а воспитатели с детьми отобрали нужные и интересные на взгляд детей дидактические игры, стихи, пословицы, загадки.

Таким образом, использование дидактического материала в виде лэпбука позволяет собрать различные карточки, раздаточный материал, небольшие книжки в одной папке и поможет развить у ребёнка творческое мышление, научит думать и изучать заданную тему, формирует способности для дальнейшего самостоятельного изучения материала.

Такая подача материала привлечёт ребёнка к предмету изучения, и он не раз возьмёт эту папку в руки, чтобы просмотреть, поиграть с ним, а значит, сам этого не замечая, заново изучит пройденный материал.

Исходя из опыта применения в работе со своими воспитанниками — это инновационная и многообещающая форма подачи материала, занимающая на сегодняшний день своё место в дошкольном образовании.

Литература:

  1. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф.— Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162–164.
  2. http://www.rosettastone.com/homeschool/articles/what-is-lapbooking

Похожие статьи

Современная игровая технология «лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников

В статье рассматривается вопрос об использовании современной игровой технологии «Лэпбук» при организации занятий с дошкольниками.

Лэпбук как современное средство обучения и воспитания дошкольников

В статье автор исследует проблему создания мотивации дошкольников к получению новых знаний посредством использования лэпбука.

Развитие детской инициативности и самостоятельности в процессе игры с лэпбуком

В статье описывается опыт использования лэпбука в игровой деятельности дошкольников для развития детской инициативы и самостоятельности. Авторы описывают сравнительный анализ эффективности методов и приемов игры с лэпбуком в развитии детской инициати...

Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

В статье раскрывается понятие лэпбук, описаны преимущества использования лэпбука как элемента игровой технологии в развитии речи детей с ОВЗ дошкольного возраста.

3D-ручка как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС

Статья посвящена 3D-ручке как средству развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Также приведена актуальность данной темы в современном обществе. Дано определение понятию воображение, инновационные технологии, и их роль в развитии в...

Паперкрафт как средство развития мелкой моторики учащихся на уроках технологии

В статье раскрывается популярный вид моделирования из бумаги — паперкрафт. Рассматривается привлекательность и возможность освоения данного вида творчества на уроках технологии, обеспечивающий развитие мелкой моторике в процессе обучения.

Интерактивная папка лэпбук в работе с детьми с нарушениями речи

В статье рассматриваются интерактивные игры в коррекции речевых нарушений. Описываются возможности применения технологии лэпбук в коррекционной практике. Представлены методические рекомендации по применению интерактивной папки лэпбук в работе с детьм...

Лэпбук как средство обучения детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

В статье рассматривается вопрос возможности использования инновационного дидактического пособия — лэпбука — для организации занятий для детей дошкольного возраста (от трёх до семи лет).

Специфика организации ивент-проекта для детей младшего школьного возраста

В статье автор раскрывает особенности младшего школьного возраста и специфику организации ивент-проектов для него.

Применение современных образовательных технологий на уроках английского языка для формирования функциональной грамотности обучающихся

В статье автор приводит практические примеры использования современных образовательных технологий на уроках английского языка для формирования навыков функционального чтения как одного из компонентов функциональной грамотности.

Похожие статьи

Современная игровая технология «лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников

В статье рассматривается вопрос об использовании современной игровой технологии «Лэпбук» при организации занятий с дошкольниками.

Лэпбук как современное средство обучения и воспитания дошкольников

В статье автор исследует проблему создания мотивации дошкольников к получению новых знаний посредством использования лэпбука.

Развитие детской инициативности и самостоятельности в процессе игры с лэпбуком

В статье описывается опыт использования лэпбука в игровой деятельности дошкольников для развития детской инициативы и самостоятельности. Авторы описывают сравнительный анализ эффективности методов и приемов игры с лэпбуком в развитии детской инициати...

Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

В статье раскрывается понятие лэпбук, описаны преимущества использования лэпбука как элемента игровой технологии в развитии речи детей с ОВЗ дошкольного возраста.

3D-ручка как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС

Статья посвящена 3D-ручке как средству развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Также приведена актуальность данной темы в современном обществе. Дано определение понятию воображение, инновационные технологии, и их роль в развитии в...

Паперкрафт как средство развития мелкой моторики учащихся на уроках технологии

В статье раскрывается популярный вид моделирования из бумаги — паперкрафт. Рассматривается привлекательность и возможность освоения данного вида творчества на уроках технологии, обеспечивающий развитие мелкой моторике в процессе обучения.

Интерактивная папка лэпбук в работе с детьми с нарушениями речи

В статье рассматриваются интерактивные игры в коррекции речевых нарушений. Описываются возможности применения технологии лэпбук в коррекционной практике. Представлены методические рекомендации по применению интерактивной папки лэпбук в работе с детьм...

Лэпбук как средство обучения детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

В статье рассматривается вопрос возможности использования инновационного дидактического пособия — лэпбука — для организации занятий для детей дошкольного возраста (от трёх до семи лет).

Специфика организации ивент-проекта для детей младшего школьного возраста

В статье автор раскрывает особенности младшего школьного возраста и специфику организации ивент-проектов для него.

Применение современных образовательных технологий на уроках английского языка для формирования функциональной грамотности обучающихся

В статье автор приводит практические примеры использования современных образовательных технологий на уроках английского языка для формирования навыков функционального чтения как одного из компонентов функциональной грамотности.

Задать вопрос