Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе изодеятельности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (61) февраль 2023 г.

Дата публикации: 01.02.2023

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Парамонова, Д. И. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе изодеятельности / Д. И. Парамонова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 44-45. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/8031/ (дата обращения: 16.10.2024).



Детство — жизненный период, в котором закладываются основные черты и способности личности. Ребёнок восприимчив к предметам и явлениям окружающего мира во всём их многообразии и полноте. Образовательный процесс в ДОУ направлен на формирование всесторонне развитой личности, самостоятельно мыслящей, способной к эстетическому пониманию действительности и сути искусства, стремящейся воплощать свои идеи в творческом виде.

Ключевые слова: художественно-эстетическое развитие, лепка, рисование, создание условий, способности.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Эстетическое воспитание является существенной частью многостороннего развития личности маленького человека. В процессе художественно-эстетического воспитания возникают творческие, культурные ценности.

Художественно-эстетическое воспитание включает в себя знакомство ребенка с искусством, эстетикой развивающей среды, изобразительной деятельностью (рисование, аппликация, лепка, музыкой, культурно-досуговой деятельностью, конструированием и ручным трудом. Решающая роль детского сада — создание условий для развития интересной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все начинается с первого дошкольного опыта, который ребенок получает в стенах дошкольного мира, от родителей, взрослых, которые научат ребенка любить и понимать окружающий мир. Встреча детей с искусством — это именно тот момент, который раскрывает в детях творческий потенциал, дает полную возможность адаптироваться им в социальной среде. Что изображает ребенок? На что он ориентируется в рисовании: на то, что видит, что знает о предмете, или на то, что переживает? Этот вопрос всегда интересовал психологов и педагогов. Ребенок изображает всю действительность, как он себе ее представляет. Рисунок включает весь опыт малыша: то, что он видит, знает и чувствует. Он отражает внешний вид предмета, знание о нем и двигательно-осязательный опыт. С помощью речи дошкольник поясняет содержание изображения, устраняет возможное расхождение между элементами рисунка и деятельностью. Такие пояснения для него очень важны, поскольку рисунок адресован другому человеку и должен быть ему понятен.

По ходу рисования ребенок обращается ко взрослому, когда стремится узнать его мнение о рисунке или просит помочь и т. д.

Один из лучших способов развития художественно-эстетических навыков у детей младшего дошкольного возраста — необычное рисование. Развитием нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Микляева Н. В., Е. М. Седова и т. д. Это дает стимул для развития способности креативно мыслить. Существуют различные формы такого рисования:

— С помощью трафаретов -трафарет может быть внутренним (с прорезями, отверстиями, соответствовать изображению домашних и диких животных и др.) или имеющим четкие внешние границы, представленным в виде изолированной формы (геометрические фигуры, овощи, фрукты и др.). В зависимости от вида трафарета техники работы с ним различны: обведение по контуру (прижав к листу бумаги) и тампонирование по краям трафарета; обведение внутри формы (по ее границам) и закрашивание силуэта (с помощью тампона или кисточки). Интереснее будет работать ребёнку с трафаретом, изготовленным собственноручно. Чтобы ребенок смог изготовить трафарет нужна небольшая предварительная работа. Поиграйте с ребёнком в игру «Дорисуй» — даётся часть изображения, а другую часть рисунка надо зеркально дорисовать.

Можно рисовать еще такими способами: листьями, штампами, ватными палочками, ладошками В этом случае краску наносят на штамп или то, что его заменяет, и делают узор на бумагу, можно использовать разные цвета.

С детьми были проведены занятия на темы: Град, град! (рисование ватными палочками); Цветок для мамочки (рисование с использованием трафарета) где мы широко использовали эти средства.

Также очень увлекает детей рисование с помощью мокрой бумаги. Разница от обычного рисования в том, что краску наносят на заранее влажный лист и она растекается, создавая интересные узоры. При этом ребенок учится наблюдать за тем, что получается, направлять процесс рисования. Эту технику мы применили в рисовании на тему: Цыплята и одуванчики. Детей увлек процесс изучения создаваемых самой краской образов цыплят.

Наши поиски интересного для детей охватывают и лепку. Занятия лепкой развивают индивидуальность художественный вкус, приучают к организованности и аккуратности. Для наилучшего эффекта от занятий лепки, слепленную детьми фигурку используют для представления сказок. Лепили с ребятами героев любимой сказки «Колобок». Дети были очень увлечены в лепке, проигрывали сказку уже с готовыми героями,

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание и развитие действительно занимает важное место во всей системе воспитательно-образовательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, — все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания. Мы же стараемся через разнообразие средств работы с детьми, а также применяемых на занятии техник поддерживать живой интерес к изобразительной деятельности. Использование творческих заданий помогает нам довольно успешно осуществлять художественно-эстетическое развитие наших воспитанников.

Литература:

  1. Егорова, Н. Приглашение к творчеству / Н. Егорова // Дошкольное воспитание — 1999. — № 1. — С.3–6.
  2. Гогобридзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / Под ред. А. Г. Гогобридзе, О. В. Солневой. — СПб.: Питер, 2015. — 464 с.

Похожие статьи

Театральная деятельность как средство художественно-эстетического развития в ДОУ

Неоднократно доказано, что дошкольный возраст — это период, в котором закладывается основа творческой личности, понимание нравственных норм, принятых в социуме. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в процессе оз...

Формирование художественно-творческих способностей младших школьников

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, творческих способностей. Наиболее эффективной сферой развития твор...

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи посредством реализации институционального проекта «Страна мастеров»

Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребёнка. Одна из важнейших составляющих процесса социализации ребенка — его профессиональное самоопределение, процесс сознательно...

Формирование коммуникативной культуры у курсантов при обучении английскому языку

Для успешной речевой деятельности и формирования коммуникативной культуры у курсантов необходимо научить их использовать конкретные языковые представления-речевые модели, развивать способность к порождению высказывания, тем самым осуществляя способно...

Индивидуализация обучения как средство развития самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи

Индивидуализация обучения на уроках технологии порождает развитие самостоятельности учащихся, умение решать творческие задачи, что способствует созданию красивых вещей. Создание красивых вещей — процесс творческий, а творчество основывается на мастер...

«Услышать живопись, увидеть музыку…» О проблемах организации изобразительной деятельности в условиях ФГОС ДО

В статье рассматриваются принципы организации изобразительной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) дошкольного образования, предполагающими как ее главную задачу общее и эстетическое ...

Организация творческой работы детей предшкольного возраста в процессе изобразительной деятельности как научная проблема

Современное дошкольное образование требует эффективного решения проблемы организации творческой работы детей предшкольного возраста, ведь важно, чтобы учебный процесс стал для детей не только овладением знаниями, без которых они не смогут обойтись в ...

Проектная деятельность как условие формирования интеллектуальных умений обучающихся начальных классов

Данная статья направлена на изучение особенностей развития интеллектуальных способностей младших школьников посредством применения проектно-исследовательской деятельности. Цель современной школы — формирование метапредметно развитой личности, готовой...

Образование, развитие и физическое воспитание в дидактических процессах

В статье дается оценка физических занятий способствующих развитию выдержки, решительности, смелости. Занятие спортом формирует толерантность сознания и поведения, взаимное уважение, культуру межличностного и межэтнического общения. Решение такого шир...

Виды биологических игр во внеклассной работе

Содержание статьи посвящено применению познавательных игр во внеклассной работе учащихся, позволяющих наилучшим образом раскрыть внутренний потенциал ребёнка, научить его тонко чувствовать окружающий мир, расположить детей к восприятию и осознанию ду...

Похожие статьи

Театральная деятельность как средство художественно-эстетического развития в ДОУ

Неоднократно доказано, что дошкольный возраст — это период, в котором закладывается основа творческой личности, понимание нравственных норм, принятых в социуме. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в процессе оз...

Формирование художественно-творческих способностей младших школьников

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, творческих способностей. Наиболее эффективной сферой развития твор...

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи посредством реализации институционального проекта «Страна мастеров»

Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребёнка. Одна из важнейших составляющих процесса социализации ребенка — его профессиональное самоопределение, процесс сознательно...

Формирование коммуникативной культуры у курсантов при обучении английскому языку

Для успешной речевой деятельности и формирования коммуникативной культуры у курсантов необходимо научить их использовать конкретные языковые представления-речевые модели, развивать способность к порождению высказывания, тем самым осуществляя способно...

Индивидуализация обучения как средство развития самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи

Индивидуализация обучения на уроках технологии порождает развитие самостоятельности учащихся, умение решать творческие задачи, что способствует созданию красивых вещей. Создание красивых вещей — процесс творческий, а творчество основывается на мастер...

«Услышать живопись, увидеть музыку…» О проблемах организации изобразительной деятельности в условиях ФГОС ДО

В статье рассматриваются принципы организации изобразительной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) дошкольного образования, предполагающими как ее главную задачу общее и эстетическое ...

Организация творческой работы детей предшкольного возраста в процессе изобразительной деятельности как научная проблема

Современное дошкольное образование требует эффективного решения проблемы организации творческой работы детей предшкольного возраста, ведь важно, чтобы учебный процесс стал для детей не только овладением знаниями, без которых они не смогут обойтись в ...

Проектная деятельность как условие формирования интеллектуальных умений обучающихся начальных классов

Данная статья направлена на изучение особенностей развития интеллектуальных способностей младших школьников посредством применения проектно-исследовательской деятельности. Цель современной школы — формирование метапредметно развитой личности, готовой...

Образование, развитие и физическое воспитание в дидактических процессах

В статье дается оценка физических занятий способствующих развитию выдержки, решительности, смелости. Занятие спортом формирует толерантность сознания и поведения, взаимное уважение, культуру межличностного и межэтнического общения. Решение такого шир...

Виды биологических игр во внеклассной работе

Содержание статьи посвящено применению познавательных игр во внеклассной работе учащихся, позволяющих наилучшим образом раскрыть внутренний потенциал ребёнка, научить его тонко чувствовать окружающий мир, расположить детей к восприятию и осознанию ду...

Задать вопрос