Распевка — основа постановки детского голоса | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (62) март 2023 г.

Дата публикации: 06.02.2023

Статья просмотрена: 618 раз

Библиографическое описание:

Тюшова, Н. В. Распевка — основа постановки детского голоса / Н. В. Тюшова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 3 (62). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/245/8072/ (дата обращения: 16.11.2024).



«Запоют дети — запоет народ», — писал К. Д. Ушинский.

Пение — одно из самых любимых, ярких видов искусства способное доставлять радость, развивать воображение, способствовать творческому развитию ребенка, но оно и трудное. Есть дети активные, застенчивые, замкнутые. Необходим поиск новых подходов, методов и приемов к музыкальному развитию дошкольников. Игровые сюжеты, видеораспевки процесс распевания делают увлекательным.

Цель работы по данному направлению: воспитание у детей интереса и любви к распевке, развитие умения петь чётко, внятно с настроением и выражать свои чувства в распевках, а также реализовывать задачи игрового распевания: 1) настроить детей на рабочий лад, собрать внимание; 2) подготовить певческий и артикуляционный аппараты к пению; 3) развить звуковысотный слух, поработать над чистотой интонации и расширить диапазон голоса; 4) отработать сложные моменты изучаемых произведений.

Интересные распевки задают положительный, доброжелательный фон. Использую следующие методы и приемы: 1) подбор игровых упражнений-распевок для определенного возраста; 2) использование технологий в игровой форме; 3) пение по рядам, по цепочке; 4) пение без музыкального сопровождения.

Любая мелодия состоит из цепочки интервалов, движения вверх, вниз или же пения на одном звуке. Распознавание высоких, средних звуков очень важно закрепить на практике голосом. Раздел «Распевание» для детей, не достаточно интересен, монотонен. Поэтому любая распевка должна содержать задачу. Если требуется расширить диапазон голосов, то начать распевание следует со звука соль 1, чтобы достать звук ре2, который является предельным. Звук до1 для дошкольников — «чужой». В начале диапазон распевок ограничен — он равен малой или большой терции. Постепенно, по мере укрепления и развития голосовых связок и гортани, диапазон расширяется, например, в старшем дошкольном возрасте.

В своей работе с детьми я использую гибкий подход к распевкам. Все зависит от степени подготовленности детей. Распевки распределяю по сюжетам и по сказкам. Если сюжет прост — для малышей, или если дети эту сказку проходили в группе с воспитателем, то закрепляем ее еще распевкой с театрализацией. А также группирую по музыкальной партии — насколько сложна она для пения (справятся ли дети).

Младшая, средняя группа: «Лиса и воробей», «Кот и мышка», «Грибы», «Репка», «Машенька и медведь», «Колобок».

Средняя, старшая группа: (Распевки из младшей группы повторяем в средней, их исполнение становится качественней). К ним добавляются: «Белочки», «Щенок (лисичка) и бабочка», «Лягушка и муравей», «Колобок», «Котёнок и божья коровка», «Медвежонок и пчела», «На лесной поляне», «Курочка — Ряба», «Три медведя», «Теремок».

Все распевки, помогают решить и речевые задачи: отрабатывается артикуляция, дикция. Распевки — сложнениями (скачками и ритмом) оставляем на старший — подготовительный возраст! /Распевки из средней группы закрепляем в старшей группе/.

В старшей и подготовительной группах добавляются: «Стрекоза и рыбка», «Карабас-Барабас и куклы», «Храбрый портняжка», «Дюймовочка и жук», «Волк и Красная Шапочка», «Кот и петух», «Лиса и волк», «По щучьему велению», «Кот в сапогах», «Золушка и мачеха», «Буратино», «Сеньор Помидор и Чипполино», «Принцесса на горошине», «Снежная королева», «Шапокляк», «Карлсон».

Разнообразные игровые распевки «подогревают» интерес детей к распеванию. Звуковысотный слух и артистизм детей будет постепенно совершенствоваться. Игровые распевки детям нравятся и исполняются с желанием.

Для детей любое обычное песенное упражнение однообразно, поэтому оно должно проходить в игровой форме. Короткий сказочный сюжет, или игровой момент может стать основой распевки. Использование песенок-распевок, помогает выровнять звучание голоса, добиться легкого пения. Игровому распеванию следует уделяться 3–5 минут на музыкальном занятии. Результат — дети чисто интонируют. Игровое распевание состоит из двух музыкальных фраз на высокое и среднее звучание голоса. Наглядность картинок помогает детям озвучивать героев.

Игровое распевание развивает: 1) образное воображение, правильность выбора голоса (среднего, высокого), чистое интонирование; 2) самоконтроль, умение анализировать свое пение и товарищей; 3) дикцию, артикуляцию, дыхание в пении; 4) творческие способности, формирует навыки театральной деятельности (мимики, жестов, пение по ролям); 5) распевание может перейти в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкально — ритмических движений, музицирование.

Игровые распевки, использую в различных видах деятельности: музыкальное приветствие, валеологические попевки, музицирование, дыхательная и артикуляционная гимнастика, речевые игры в форме музыкальных чистоговорок, фонопедические упражнения, распевки- календарики, мелодизированные пальчиковые игры. Распевка должна предвосхищать решение поставленной задачи (отработать скачки или плавный подъём мелодии). Песня — это мелодия и слова.

В распевках предусматриваю упражнения на дикцию, артикуляцию и дыхание, решаю речевые задачи. Продумываю тексты двустиший игрового распевания, помимо мелодии, еще решаю речевые задачи. В распевке «Колобок», пропетой в быстром темпе, «по дорожке я скаЧу, и каЧу, куда хоЧу», угадывается скороговорка, которую проговариваем сначала медленно и четко, потом сдвигая темп, поем, добиваясь четкой дикции и легкости пения. Очень помогают детям жесты. Мы показываем только руками: скок-скок (скачу); плавные жесты (качу); куда хочу (развести ручки).

Артикуляционная гимнастика помогает справиться с трудностями неправильного произношения отдельных звуков. Отточить дикцию помогут скороговорки, игровые упражнения для губ, язычка: «Кот Рыжик», «Баба Квака», «Лягушонок-слоненок», «Неваляшка».

Мелодизированные чистоговорки помогают в формировании артикуляционного уклада сонорных, свистящих, шипящих звуков стимулируют развитие экспрессивной речи, правильного звукопроизношения, артикуляционной моторики, укрепляют мышцы губ и языка. Параллельно можно использовать жесты: хлопки, шлепки по коленям, щелчки, притопы. Звуки «С», «З», «Ц»: «Цыплята», «Злая коза», «Гости», «Оса», «Гусь», «Колесо». Звуки «Л», «Р»: «Кукла», «Утро», «Котик». Звуки «Ж», «Ш», «Ч», «Щ»: «Калачи».

Скороговорки помогают развивать у детей дикцию, артикуляцию, правильное дыхание. Упражнения и скороговорки необходимо НЕ ТОЛЬКО ПРОГОВАРИВАТЬ, но и ОБЫГРЫВАТЬ , пытаться сыграть образы, если они есть в содержании скороговорки, а если конкретных образов нет, то тогда очень поможет смена интонации, ее выразительность, а не просто механическое проговаривание слов. Привычка говорить выразительно — даже скороговорку — обязательно пригодится в выразительности фраз, стихов, и в пропевании слов песен. Например, «Упражнения для речевого аппарата, губ и языка»:

«Хоботок», «Рот на замке», «Лягушки», «Орешек», «Сердитый язык», «Горошина», «Конфета», «Горка», «Зайцы жуют», «Буратино», «Поцелуй розу».

Дыхательная гимнастика оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее воздействие: «Ладошки», «Кошка», «Большой маятник», «Игрушка-неваляшка», «Погончики», «Насос», «Накачиваем шины» и т. п. Например, в распевке «Золушка» длинная фраза: «Ах, как хотелось в праздничном платье Золушке тоже съездить на бал!» в темпе вальса — должна спеться на одном дыхании, не прерывая его.

Распевание должно решать весь комплекс певческих задач.

Будет польза и успешность в распевании, будет отдача и в пении.

Распевание должно быть ИНТЕРЕСНЫМ для детей, оно, как ОБУЧЕНИЕ.

А ОБУЧЕНИЕ будет НЕЗАМЕТНЫМ для них. Дети будут петь по ролям, играть в распевки. Постоянные упражнения родят НАВЫК, вот и будет РЕЗУЛЬТАТ.

Вокально-певческая постановка корпуса. Ребенок будет чувствовать себя свободно. Если ничего не мешает — голос будет звучать естественно и легко. Игровые упражнения — установки: «Спинка-тростинка», «Сидит дед», «Баба-Яга», «Посмотрите за собой», «Петь приятно и удобно». Прежде чем привить вокальные навыки, необходимо принять правильную певческую позу (установку). Певческая установка — положение, которое должен принять ребенок перед началом пения. Специальных упражнений и правил не существует, но за ней необходимо систематично следить. Постановка корпуса очень важна в период формирования певческих навыков. Если поза расслаблена, то пение будет вялым и пассивным. Природная позиция — прямая спина, развернутые плечи, напряженный пресс, вольное положение головы и рук, стойкая опора на две ноги, свободная грудная клетка, это наилучшая позиция для пения. Певческая позиция «сидя» считается более трудной. Расслабляются мышечные полости (пресс), т. к. меняется положение тазовых костей. При позиции сидя, усаживаем ребенка вглубь стула и спина параллельно спинке.

Фонопедические упражнения как здоровьесберегающая технология. Цель: активизация фонационного выдоха, т. е. связь голоса с дыханием: «Лень», «Погреемся», «Посчитаем», «Капризка», «Тигр вышел погулять», «Покачай ребенка», «Эхо», «Езда на автомобиле», «От 1 до 10».

В качестве специальной технологии обучения детей пению мною используется «Фонопедический метод развития голоса» В. В. Емельянова (является автором фонопедической методики развития голоса. Метод называется фонопедическим благодаря восстановительно-профилактической и развивающей направленности. Ни один звук в пении упражнений не возникает просто так. Это всегда какое-то особое «непевческое» и/или неречевое положение или действие голосообразующей системы, которое может иметь координирующее и тренирующее значение для голоса.

Фонопедический метод развития голоса направлен на оздоровление голосового аппарата, продление его службы. Для работы с детьми предусмотрены голосовые игры. В игре дети познают возможности голоса и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма. Известно, что петь громко легче, чем тихо. Если ребенок может сначала крикнуть, а после — запищать и при этом осознает, что это разница, это путь к интонированию. Упражнения направлены на сохранение детских голосов. Голосовые игры готовят голосовой аппарат к правильному, выразительному произношению, полезны для развития сценической речи, свободы самовыражения.

Мелодизированные пальчиковые игры развитие речи, двигательных качеств, соединение пальцевой пластики с выразительным мелодическим и речевым интонированием под музыку (как попевки и песенки) с показом иллюстраций и игрушек: «Хлопаем в ладоши», «Лодочка», «Тили-тили», «Лебедушка», «Котик», «Дождик», «Деревенский разговор», «Зоосад».

Занятие заканчиваю «песенками-прощалками». Игровые песенки-распевки — доступный для детей вид деятельности, помогает более эффективному формированию их певческих способностей.

Благодаря игровому распеванию, раздел пения перестал быть скучным, а стал ожидаем детьми, как долгожданная часть занятия, и РЕЗУЛЬТАТИВНЫМ. Фортепианное сопровождение не должно быть массивным, со сложным аккомпанементом. Главное — отработка вокальных способностей и навыков.

Игровое распевание дети любят и просят спеть полюбившиеся распевки, а знакомство с новой вызывает волну интереса. В последствии дети прекрасно интонируют и чисто поют. Выразительно поют под минусовки, а значит уже развит слух. Слышат тональность, голосом выводят мелодию. Цель-достигнута.

Литература:

  1. Гавришева Л., Нищева Н. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры, М.: Детство-Пресс, 2009г, 32с.
  2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ, М.: Творческий центр Сфера, 2010г, 160с.
  3. Емельянова В. В. Фонопедический метод развития голоса, С-Пб.: Лань, 1997г, 26с.
  4. Железнова Е., Железнов С. Серия книг Музыка с мамой и аудиодисков.
  5. Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению, М.: Музыкальная Палитра, 2005г, 47.
  6. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках, М.: Гном, 2020г, 64с.
  7. Овчинникова Т. С. Логопедические распевки. Автоматизация трудных звуков, М.: Каро, 2017г, 64с.
  8. https://www.maam.ru/detskijsad/prezentacija-raspevka-osnova-postanovki-detskogo-golosa.html
  9. https://mcoip.ru/blog/2022/07/05/raspevka-osnova-postanovki-detskogo-golosa-2/
Задать вопрос