Работа с воспитанниками ДОУ с расстройством аутистического спектра
Авторы: Володенкова Людмила Геннадьевна, Панина Татьяна Алексеевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (62) март 2023 г.
Дата публикации: 13.02.2023
Статья просмотрена: 30 раз
Библиографическое описание:
Володенкова, Л. Г. Работа с воспитанниками ДОУ с расстройством аутистического спектра / Л. Г. Володенкова, Т. А. Панина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 3 (62). — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/245/8077/ (дата обращения: 16.11.2024).
С каждым годом увеличивается число «неговорящих детей», поступающих в дошкольные учреждения. С такими детьми работаем мы учителя-дефектологи, учителя-логопеды. Среди безречевых детей встречаются дети с задержкой психического развития (далее — ЗПР), с сенсомоторной и моторной алалией, расстройством аутистического спектра (далее — РАС), интеллектуальной недостаточностью. Значительно увеличилось число детей с ранним детским аутизмом и детей с аутичными компонентами. Детский аутизм проявляется в различных формах, при различных уровнях интеллектуального развития, поэтому ребёнка с РАС можно встретить и в специальном, и в обычном детском саду. В связи с тем, что в наш детский сад чаще стали поступать дети с таким диагнозом, в нашей работе возникла потребность более глубокого изучения этого нарушения. Мы ознакомились с рядом статей российских и зарубежных авторов (Л. Г. Нуриева «Развитие речи у аутичных детей», Кэтрин Морис, Джина Грин, Стивен К. Льюис «Занятия по модификации поведения для аутичных детей: руководство для родителей и специалистов»), опубликованных по этой теме. Познакомились с рекомендациями различных общественных фондов по поддержке детей с аутизмом, методическими рекомендациями, адаптированными образовательными программами для детей с РАС.
Причинами развития РАС называют :
— генные модификации;
— органические поражения ЦНС (энцефалит, аномальное развитие отделов мозга);
— гормональные сбои, нарушение обмена веществ;
— воздействие вирусных и бактериальных инфекций;
— ртутное отравление (в том числе при вакцинации ребенка);
— чрезмерное употребление антибиотиков;
— химическое воздействие на организм матери в период беременности;
— наследственная предрасположенность.
Практические занятия показали, что интенсивное обучение, требующее от детей с РАС активно контактировать со сверстниками и педагогами, родителями может привести к нормальному функционированию этих детей.
А исследования, в этой области, говорят, что развитие необходимого словарного запаса к возрасту пяти лет дает наиболее положительные результаты развития детей с РАС в дальнейшем, напрашивается вывод, что чем раньше будет поставлен диагноз и начнется интенсивная коррекция нарушений у таких детей, тем прогнозируется наиболее лучший результат. Поэтому так важно заметить проявления РАС еще в раннем детстве. Для диагностики можно использовать диагностическую карту, разработанную К. С. Лебединской и О. С. Никольской «Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма», обследование С. С. Морозовой.
Первичные проявления РАС:
— В период ползания ребёнок опирается на предплечья, при этом выставляя таз вверх;
— движения плохо скоординированы, дети склонны падать на правую сторону при ползании;
— В период начала ходьбы — опираются на пальцы ног, руки держат внизу из-за плохого равновесия;
— Позднее исчезновение младенческих рефлексов;
— Стремление уйти от общения, страхи, агрессия, самоагрессия;
— нарастающая с возрастом задержка речевого и интеллектуального развития, трудности в обучении, сложности в освоении бытовых и социальных навыков;
— Стереотипность поведения.
Моторные стереотипии : раскачивания, потряхивания руками, однообразные манипуляции с предметами.
Сенсорные: ритмичное раскачивание, надавливание на глаза.
Речевые : многократное бессмысленное повторение фраз, звукосочетаний.
Такие дети не говорят и не испытывают желания говорить. Поэтому, работу необходимо начинать, с развития предпосылок к речи, установления зрительного контакта, имитации движений и действий с предметами. Мы учим говорить детей через игру, выполнять единичные команды, узнавать знакомых людей, указывать на желаемый предмет, развиваем понимание речи языковые и коммуникативные способности.Без установления зрительного контакта, невозможно развитие речи. Ребенок не реагирует на лицо педагога, так как оно для него, как «белое пятно». Он не смотрит в глаза. Для привлечения внимания аутичного ребенка мы используем маску. Постепенно знакомим ребенка с лицом, открываем глаза на маске, нос, рот и соотносим маску с лицом человека.
Дальнейшим шагом в формировании элементов невербальной коммуникации являются жесты.
На! (предложение), Дай! (просьба), Да (согласие), Нет (отрицание), Там (указание направления), Ай-ай-ай! (порицание), «Молодец», «Пока».
Затем учим подражать через игру:
«Постучи» Подражать ритмичному постукиванию двумя ложками о кастрюлю;
«Прикоснись» Наблюдать за другим человеком и имитируя, касаться трех собственных частей тела (нос, рот, глаза);
«Хлопни в ладоши» Подражая взрослым, хлопать в ладоши;
«Делай как я» Улучшать моторную координацию, выполняя движения «вверх», «в сторону» и «вниз»;
«Найди такой же» Соотнесение картинки с предметом и наоборот.
Как пример работы над развитием имитационных способностей предлагаем научить ребенка повторять упражнение с соской, работа проводится при многократном повторении.
Слова — это ритм. Хорошо развитое чувство ритма создаёт базу для дальнейшего усвоения фонетических процессов, слоговой структуры слова, ударения, ритмичной организации речедвигательного акта. Работа проводится в игровой форме. Игры: «Понюхай цветок», «Погрейся на морозе», «Листья шелестят», «Покатай карандаш», «Чайник закипел», «Снежинки летят», «Футбол», «Надуй шарик», «Фокус», «Свистульки», «Вертушки», «Одуванчики», «Мыльные пузыри».
Подготовка артикуляционного отдела речевого аппарата к говорению осуществляется средствами пассивной гимнастики. Все упражнения выполняются сначала с помощью рук взрослого, а затем ребенок выполняет их самостоятельно.
Если ребенок не умеет просить, то это сформирует проблематичное поведение, и тогда ребенок будет добиваться всего с помощью истерик, агрессии или самоагрессии.
Предварительный этап обучения — научить использовать указательный жест для выражения своего желания.
Учитель-дефектолог, учитель-логопед, показывая на соответствующую картинку, произносит: «Дай сок» или «Я хочу пить», закрывает последовательно каждую картинку фишкой, затем это делает ребенок с последующим переносом навыка просьбы с картинок в бытовые условия.
Для развития понимания речи мы используем следующие упражнения. Каждое упражнение следует повторять многократно, пока ребенок не усвоит полностью, и только после этого переходить к следующему упражнению.
Учим: узнавать собственное имя, прийти по речевому вызову.
Сначала ребенка направляет педагог к помощнику и наоборот, протягивает ему каждый раз награду и процесс повторяется до 4–5 переходов.
Садиться по речевому требованию, принести предмет, узнать себя в зеркале.
Формирование экспрессивной речи начинаем с подражания простым гласным звукам(А, У, О, Э, И), голосам животным.
Игру с пуговицами мы используем на подготовительном этапе развития предпосылок речевого общения и развитие мелкой моторики у неговорящих детей.
На занятиях, мы используем жесты: для проработки отдельных звуков. Иногда дети не обращают внимание на жесты, мимику, язык тела, который сопровождает речь. Утрируя их, привлекаем внимание ребенка. Использование дидактического материала позволяет удерживать внимание, снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка.
Используя альбом с кармашками, в которых разложены картинки, для работы с неговорящими детьми, составляем рассказ по схеме. Раздав картинки ребенку, предлагаем ему выкладывать их на столе в нужной последовательности, объясняя, почему та или иная картинка следует за предыдущей. Помогаем составить рассказ по схеме: сначала — потом....
Развитие речи жизненно необходимо для неговорящих детей. Возможность высказывать свои мысли, нужды, потребности позволяет адаптировать его в окружающей действительности. Мы гордимся достижениями бывших наших воспитанников, успешно обучающимися в массовой школе.
Литература:
- Рудик О. С. Как помочь аутичному ребёнку: методическое пособие: книга для родителей — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2017. — 207с.
- Аутизм: Практические рекомендации для родителей. М.: Издательство «СигналЪ», 2002
- Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. — М.: ПЕРСЭ, 2002
- Кэтрин Морис, Джина Грин Занятия по модификации поведения для аутичных детей: руководство для родителей и специалистов. Пер с англ. Колс Е. К., 1996