Конструирование проблемно-игровых ситуаций как способ поддержки детской инициативы в практике работы образовательной организации
Авторы: Семенова Алена Валерьевна, Кузнецова Наталия Николаевна, Мутыгуллина Екатерина Витальевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (62) март 2023 г.
Дата публикации: 20.02.2023
Статья просмотрена: 366 раз
Библиографическое описание:
Семенова, А. В. Конструирование проблемно-игровых ситуаций как способ поддержки детской инициативы в практике работы образовательной организации / А. В. Семенова, Н. Н. Кузнецова, Е. В. Мутыгуллина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 3 (62). — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/245/8108/ (дата обращения: 16.11.2024).
Ключевые слова: проблемное обучение, дети дошкольного возраста, проблемно-игровые ситуации.
Проблемное обучение заключается в том, что детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую с помощью имеющихся знаний, умений, в том числе и познавательных, ребенок не может. Для этого он должен «переворошить» свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми знаниями и умениями. В проблемном обучении осознать проблемную ситуацию, разрешить ее дети могут в диалоге друг с другом и педагогом, который направляет поиск в нужное русло, в совместном мышлении.
Достоинства использования проблемно-игровых ситуаций являются высокая самостоятельность детей; формирование их познавательного интереса и личностной мотивации; активизируется мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Конструирование проблемно-игровых ситуаций позволяет педагогам дошкольных образовательных учреждений оказывать позитивное влияние на усвоение дошкольниками всех компонентов содержания образования, таких как знания, умения и навыки, а также опыт творческой деятельности и ценностные ориентации.
С. А. Козлова, Т. А. Куликова определяют структуру проблемной игровой ситуации: постановку задачи в виде вопросов и предположения. Значение проблемной игровой ситуации проявляется в прочном творческом усвоении и свободном воспроизведении знаний, воспитательное значение проблемной игровой ситуации будет формироваться как самостоятельным отношением к разрешению проблемной ситуации, так и возможностью осуществления совместной с другими детьми деятельности по устранению проблемы [2].
Данные авторы указывают, что для того чтобы правильно поставить и успешно разрешить проблему, необходимо разделять деятельность педагога и деятельность ребенка [2]:
— деятельность педагога предполагает создание проблемной ситуации, формулировку проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.
— деятельность ребенка включает в себя «принятие» проблемно ситуации, формулировку проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов.
В книге «Проблемные ситуации в мышлении и обучении» А. М. Матюшкин представляет следующие шесть правил их создания [3]:
- Чтобы создать проблемную ситуацию, перед детьми следует поставить такое задание, выполнение которого потребует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или об общих условиях реализации деятельности.
- Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям ребенка. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала и от степени его обобщения.
- Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.
- Проблемными заданиями могут быть:
а) усвоение, б) формулировка вопроса, в) практические задания. Однако не следует путать между собой проблемные задачи и проблемные ситуации. Проблемное задание может привести к проблемной ситуации только в случае учета вышеперечисленных правил.
- Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.
- Очень трудную проблемную ситуацию педагог направляет путем указания ребенку причин невыполнения данного ему практического задания или невозможности объяснения им тех или других фактов.
Ю. К. Бабанский перечисляет требования к проблемным ситуациям [1]:
- Решение проблемной ситуации должно быть максимально направлено на самостоятельность и творческую деятельность воспитанника;
- Проблема должна соответствовать той информации, которую познает обучаемый, с опорой на уже имеющуюся у него информацию.
- Проблемная ситуация должна создавать некоторую трудность в ее решении и в то же время быть посильной, чтобы способствовать формированию потребностей в ее решении;
- Формулировка проблемной ситуации должна быть максимально понятной;
- Проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения (научности, систематичности и т. д.).
Н. Н. Хоменко и Т. А. Сидорчук предлагают алгоритм конструирования проблемно-игровых ситуаций [4]:
Шаг № 1 — обсуждение проблемного поля, из которого формируется задача.
Шаг № 2 — формулировка задачи (составляется в занимательной для ребёнка форме), вопросы: «Как быть? Что делать?» (выслушивание вариантов ответов без оценки решения, поощрение самых необычных).
Шаг № 3 — формулировка противоречия.
Шаг № 4 — ИКР (идеальный конечный результат) — сам объект решает задачу, используя свои ресурсы.
Шаг № 5 — обследование ресурсов объектов для решения противоречия.
Шаг № 6 — формулировка подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения.
Шаг № 7 — рефлексия: Что делали? Как? Зачем?
При проведении побуждающего диалога с дошкольниками, по рекомендациям Е. Л. Мельниковой, необходимо учитывать следующее: Во-первых, реплики диалога можно упрощать в соответствии с возрастом детей. Например, фразу «Какая будет тема занятия?» можно заменить синонимичными словами: «О чем будем говорить сегодня?», «Чему мы будем сейчас учиться?».
Во-вторых, дети могут молчать и не реагировать на побуждающие реплики. В этом случае воспитателю следует проговорить правильные ответы самому, тем самым показывая образец творческих действий по осознанию противоречия и формулированию проблемы.
В-третьих, дети могут давать ошибочные или неточные ответы. Педагогу нужно реагировать на них доброжелательно, например, репликами: «Так, кто думает иначе?», «Так, кто еще может сказать?». Первая часть фразы показывает ребенку, что его мысль принята к сведению, а вторая побуждает к повторному формулированию.
В МБДОУ «Детский сад № 116» г. Чебоксары в своей практической деятельности мы постоянно используем совместное с детьми решение проблемно-игровых ситуаций. Приведем в пример проблемно-игровые ситуации, проведенные нами во второй младшей группе:
1) Проблемно-игровая ситуация «Кто вымазал мишку вареньем?».
Материалы и оборудование: накрытый игрушечный стол с детской посудой, куклы Маша и Саша, медвежонок.
Этап проблемно-игровой ситуации |
Действия воспитателя |
Действия детей |
Ситуация, создающая мотивацию |
Демонстрирует двух кукол — Машу и Сашу. Воспитатель: «На столе красивая желтая скатерть с каймой. Куклы завтракают. Саша с удовольствием ест кашу с вареньем. А Маша? Маша не хочет кушать сама, отодвигает от себя тарелку. Мама не сердится на Машу: «я тебя сегодня покормлю. Хочешь?» |
Дети наблюдают за действиями кукол |
Затруднение в игровой ситуации |
Воспитатель: «Ой! А кто мишку кашей и вареньем вымазал?» |
Дети отвечают на вопрос: «Кукла Маша» |
Открытие нового знания или умения |
Воспитатель: «Это его Маша насильно кашей кормила. Обидела медвежонка. Он кашу с вареньем любит. Но зачем его насильно кормить?» |
Дети отвечают на вопрос: «если не хочет кушать, не нужно кормить» |
Воспроизведение нового в типовой ситуации (первичное закрепление) |
Воспитатель: «Пожалеем медвежонка! Катя, вытри ему рот и лапы салфеткой. Погладь, успокой». |
Дети по очереди вытирают руки, рот медвежонку салфеткой |
Тренировочное задание |
Воспитатель: «Кукла Маша сама вымазалась вареньем, пока кормила медвежонка. Дима, вытри ей, пожалуйста, рот и руки салфеткой» |
Дети по очереди вытирают руки и рот кукле Маше салфеткой |
Итог |
Воспитатель: «Не кормите медвежонка, если он не хочет. Пользы не будет. Если испачкали руки или рот, вытирайте салфетками» |
Дети повторяют: «Не нужно кормить, если не хочет» |
2) Проблемно-игровая ситуация «У кого мокрые штанишки?».
Материалы и оборудование: куклы Маша и Саша, игрушечный котенок, два детских горшка: один побольше, другой поменьше.
Этап проблемно-игровой ситуации |
Действия воспитателя |
Действия детей |
Ситуация, создающая мотивацию |
Воспитатель: «Маша с котенком сидят на горшках, разговаривают. Какие молодцы! У Маши большой горшок, а у котенка маленький горшок |
Дети наблюдают за действиями игрушек |
Затруднение в игровой ситуации |
Воспитатель: «А Саша? Саша заигрался, забыл попроситься на горшок и на полу появилась лужа. Котенок щупает свои трусики. Вдруг они тоже мокрые?» |
Отвечают на вопрос. Дети: «У котенка трусики не мокрые: он сходил на горшок» |
Открытие нового знания или умения |
Воспитатель: ««Не волнуйся, котенок. Трусики у тебя сухие. Саша расстроен, вот-вот заплачет. Давай пожалеем его» |
Дети жалеют куклу Сашу, гладят по голове |
Воспроизведение нового в типовой ситуации (первичное закрепление) |
Воспитатель: «Сережа, давай пожалеем его: «не огорчайся, Саша! У всех маленьких детей иногда бывают мокрые штанишки». Скажи Сережа: «Сейчас придёт мама и поменяет тебе штанишки» |
Дети повторяют фразу воспитателя: «Не огорчайся, Саша! Сейчас придёт мама и поменяет тебе штанишки»» |
Тренировочное задание |
Воспитатель: «Ребята, давайте скажем горшку: «Не сердись, горшок! Саша про тебя не забыл. Он не успел добежать до тебя. Саша к тебе обязательно сегодня придёт. Вот увидишь!» |
Дети повторяют фразу воспитателя: «Не сердись, горшок! Саша про тебя не забыл. Он к тебе придёт» |
Итог |
Воспитатель: «Не ругайте Сашу, не успевшего добежать до горшка. Саша про горшок не забыл. Он не успел добежать до горшка. Саша обязательно сегодня придёт к горшку» |
Дети повторяют: «Саша про горшок не забыл. Он не успел добежать до горшка. Саша обязательно сегодня придёт к горшку» |
Таким образом, обобщив свой практический опыт, можно выделить основные психологические условия для успешного применения проблемно-игровых ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста: проблемно-игровых ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний; быть доступными для дошкольников; должны вызывать у них собственную познавательную деятельность и активность.
Литература:
- Бабанский, Ю. К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников: пособие / Ю. К. Бабанский. — Ростов-на-Дону, 1970. — 31 с.
- Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебное пособие / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 13-е изд., стер. — Москва: Академия, 2012. — 416 с.
- Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. — Москва: Директмедиа Паблишинг, 2008. — 392 с.
- Мельникова, Е. Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, методика. Монография / Е. Л. Мельникова. — Москва: Баласс, 2015. — 272 с.
- Сидорчук, Т. А. Технологии развития связной речи дошкольников: методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко. — Ульяновск: Ульяновский дом печати, 2015. — 95 с.
Похожие статьи
Психолого-педагогические условия организации самостоятельной игры у младших дошкольников
В статье автор выделяет условия поддержки самостоятельной игры детей младшего дошкольного возраста, а также выявляет представления современных воспитателей об уровне игры детей, особенности созданной развивающей предметно-пространственной среды, а та...
Развитие умений школьников действовать в ситуации конфликта в процессе обучения английскому языку
Статья посвящена проблеме обучения школьников решению конфликтных ситуаций на материале английского языка как учебного предмета в средней школе.
Социально-культурные условия профилактики девиантного поведения детей в школе
Авторы в статье рассказывают о проблемах поведения учащихся и профилактической работы с детьми с девиантным поведением.
Инклюзивное дошкольное образование в Санкт-Петербурге: проблемы и перспективы
В статье рассматриваются вопросы инклюзивного дошкольного образования в Санкт-Петербурге на примере Калининского района. Актуальность статьи обусловлена наличием проблем в изучении и реализации взаимодействия здоровых детей и детей с ОВЗ.
Дошкольники с трудностями в общении: создание условий для коррекции
В статье предложена организация коррекционно-развивающей деятельности через преемственность профессиональный техникум – детский сад. Приведены практические формы применения психологических технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ...
Современное состояние проблемы формирования положительного отношения к обучению у подростков
В статье автор рассматривает проблему формирования положительного отношения к учению у обучающихся подросткового возраста, а также современные психолого-педагогические методы, применяемые в образовательных организациях при работе с данной категорией ...
Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков безопасной жизнедеятельности
В данной публикации исследуются влияние дидактической игры в процессе привития детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного жизнеобеспечения. В статье также освещаются преимущества такого вида обучения, дается анализ сути и понятия «дидакт...
Социализация личности младшего школьника на уроках литературного чтения в начальной школе
В статье обосновывается возможность решения проблемы социализации личности младшего школьника в образовательной среде на уроках литературного чтения.
Адаптация детей к ДОО
В статье проведен анализ понятия «адаптация» и видов адаптации, представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Игра как средство обучения детей дошкольного возраста финансовой грамотности
В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста, анализируются возможности игровой деятельности в решении данного вопроса.
Похожие статьи
Психолого-педагогические условия организации самостоятельной игры у младших дошкольников
В статье автор выделяет условия поддержки самостоятельной игры детей младшего дошкольного возраста, а также выявляет представления современных воспитателей об уровне игры детей, особенности созданной развивающей предметно-пространственной среды, а та...
Развитие умений школьников действовать в ситуации конфликта в процессе обучения английскому языку
Статья посвящена проблеме обучения школьников решению конфликтных ситуаций на материале английского языка как учебного предмета в средней школе.
Социально-культурные условия профилактики девиантного поведения детей в школе
Авторы в статье рассказывают о проблемах поведения учащихся и профилактической работы с детьми с девиантным поведением.
Инклюзивное дошкольное образование в Санкт-Петербурге: проблемы и перспективы
В статье рассматриваются вопросы инклюзивного дошкольного образования в Санкт-Петербурге на примере Калининского района. Актуальность статьи обусловлена наличием проблем в изучении и реализации взаимодействия здоровых детей и детей с ОВЗ.
Дошкольники с трудностями в общении: создание условий для коррекции
В статье предложена организация коррекционно-развивающей деятельности через преемственность профессиональный техникум – детский сад. Приведены практические формы применения психологических технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ...
Современное состояние проблемы формирования положительного отношения к обучению у подростков
В статье автор рассматривает проблему формирования положительного отношения к учению у обучающихся подросткового возраста, а также современные психолого-педагогические методы, применяемые в образовательных организациях при работе с данной категорией ...
Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков безопасной жизнедеятельности
В данной публикации исследуются влияние дидактической игры в процессе привития детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного жизнеобеспечения. В статье также освещаются преимущества такого вида обучения, дается анализ сути и понятия «дидакт...
Социализация личности младшего школьника на уроках литературного чтения в начальной школе
В статье обосновывается возможность решения проблемы социализации личности младшего школьника в образовательной среде на уроках литературного чтения.
Адаптация детей к ДОО
В статье проведен анализ понятия «адаптация» и видов адаптации, представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Игра как средство обучения детей дошкольного возраста финансовой грамотности
В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста, анализируются возможности игровой деятельности в решении данного вопроса.