Дидактическая игра «Забавные фигурки»
Автор: Кравцова Лариса Владимировна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (62) март 2023 г.
Дата публикации: 27.02.2023
Статья просмотрена: 60 раз
Библиографическое описание:
Кравцова, Л. В. Дидактическая игра «Забавные фигурки» / Л. В. Кравцова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 3 (62). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/245/8139/ (дата обращения: 20.12.2024).
В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности ребенка — игра. В игре происходит формирование фундаментальных психических процессов — восприятия, мышления, памяти, речи, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.
Одной из разновидностей игр, используемых в дошкольном воспитании, является дидактическая игра. Дидактическая игра — это способ организации познавательной деятельности ребенка, направленной на получение им новых знаний, навыков, развитие его логического и ассоциативного мышления.
Чтобы дидактическая игра вызывала у ребенка интерес и желание познавать в игре действительность, она должна быть яркой, необычной, привлекательной.
Современная промышленность предлагает для детей огромный выбор готовых дидактических игр. Их предлагают детям воспитатели и специалисты детских садов, покупают домой родители, желая развивать своего малыша. А потому, современного ребенка, трудно чем удивить и заинтересовать.
Использование для дидактических игр необычных материалов повышает интерес детей и вызывает яркую эмоциональную окраску. Ведь как необычно, использовать обычные предметы для игры.
Для игры «Забавные фигурки» я подобрала декоративные фигурки из акрила (FIXprise). Они яркие, гладкие, легко моются. Их можно использовать и в качестве сухого бассейна для рук. Младшие дошкольники могут просто играть с фигурками как с сенсорным материалом. Для дошкольников 4–7 лет можно организовывать игры с правилами.
Цель игры: активизация и развитие внимания, сенсорного восприятия, мелкой моторики, мышления, воображения, речи.
Оборудование: Фигурки декоративные из акрила FIXprise (рис. 1), контейнер для фигурок, секундомер.
Кол-во участников: 1–5
Предварительная подготовка: перед началом игры ребенок должен внимательно рассмотреть фигурки, запомнить их название.
Рис. 1. Набор акриловых фигурок FIXprise
Ход игры
1 вариант
Ребенок выбирает из контейнера несколько разных фигур по 1 шт. Далее педагог определяет время (1–3 минуты) и включает секундомер. За отведенное время ребенок должен выбрать из контейнера такие же фигуры любого цвета. После сигнала «стоп» подсчитывается количество набранных фигур и ребенок составляет любой узор из фигурок (рис.2)
Усложнение: найти фигуры одинакового цвета.
Рис. 2.Узор из фигурок по выбору ребенка
2 вариант
Ребенок выбирает из контейнера несколько разных фигур по 1 шт. Далее педагог определяет время (1–3 минуты) и включает секундомер. За отведенное время ребенок должен выбрать из контейнера такие же фигуры любого цвета. После сигнала «стоп» подсчитывается количество набранных фигур и ребенок составляет повторяющийся узор из фигурок (рис. 3)
Рис. 3. Повторяющийся узор
3 вариант
Ребенок выбирает из контейнера несколько разных фигур по 1 шт. Далее педагог определяет время (1–3 минуты) и включает секундомер. За отведенное время ребенок должен выбрать из контейнера такие же фигуры любого цвета. После сигнала «стоп» подсчитывается количество набранных фигур и ребенок раскладывает одинаковые по цвету и форме фигуры справа и слева (попарно) игрового поля, оставшиеся фигуры кладет по середине.
Далее проводиться игра на развитие межполушарного взаимодействия «Дотронься до»: правым и левым пальцем одновременно дотронуться до фигурки посередине, потом дотронуться до таких фигурок справа и слева прямыми руками/перекрестив руки.
Ребенок выбирает из контейнера несколько разных фигур по 1 шт. Далее педагог определяет время (1–3 минуты) и включает секундомер. За отведенное время ребенок должен выбрать из контейнера такие же фигуры любого цвета.
4 вариант
Педагог предъявляет ребенку несколько разных фигурок и дает возможность запомнить их. Далее фигурки накрывают салфеткой. Ребенок должен вспомнить все спрятанные фигурки и найти их в контейнере за отведенное время (на усмотрение педагога). После сигнала «стоп» подсчитывается количество набранных фигур (рис.4). По окончании подсчета ребенку предъявляют спрятанные фигурки. Игра считается выполненной на 100 % если ребенок вспомнил все фигурки.
Рис. 4. Подсчет набранных фигурок
Усложнение для вариантов игры 1–4: найти фигурки на ощупь (с закрытыми глазами).
5 вариант (кол-во участников не менее 2)
Педагог называет фигурку и цвет. Дети должны найти нужную фигурку как можно быстрее. Интервал между названием фигурки 5–10 сек. Побеждает в игре тот, кто нашел больше фигурок.
Литература:
- Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников» — М: Карапуз, 2010.
- Неверова Ю. В., Иванова Е. В. Развивающие занятия для детей от 3 до 7 лет — М.: Владос, 2019.
- Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1–3 года. Методическое пособие для педагогов и родителей — М.: Владос, 2018.
Похожие статьи
Игра на уроках русского языка как средство развития лингвистической компетенции
Статья посвящена тому, что игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание общественного опыта, фиксированного в социально — закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как...
Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
В статье рассмотрены коммуникативные способности, являющиеся важным составляющим развития человека как личности, как учащегося, как специалиста. Коммуникативные способности отражают способность правильно ориентироваться в межличностном общении, относ...
Рефлексия как средство развития подростков во внеурочной деятельности школы
В статье рассматривается проблема развития рефлексии подростков. Рефлексия, как один из механизмов личностного развития и саморазвития личности, является важнейшей способностью человека, помогающей переосмыслить его отношения с предметным и социальны...
Игра как приём музыкального обучения в детском саду
Данная статья посвящена изучению музыкальной игры как средству организации активной познавательной деятельности дошкольников, в которой с лёгкостью и интересом приобретаются творческие умения, закрепляются первоначальные навыки и осуществляется умств...
Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми старшей группы. Организованная образовательная деятельность «Теремок на лесной полянке»
Занятие разработано для воспитателей старшей группы в детском саду и проводится в свободной деятельности. Занятие способствует развитию мелкой моторики рук, памяти, мышлению. Игры с песком способствуют развитию речевой активности ребенка, обогащению ...
Игра как основное средство социально-коммуникативного развития дошкольников
В статье рассматривается проблема социально-коммуникативного развития дошкольников, которая решается через игру, в результате чего происходит освоение общественных норм и нравственных ценностей, формируется социальный и личностный опыт.
Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста
Рисование имеет огромное значение в система дошкольного образования. В процессе рисования у дошкольника формируется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Особое место в процессе рисования занимают нет...
Игра в шахматы как вектор развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста
В данной статье речь пойдет о внимание к интеллектуальному развитию старших дошкольников посредством игры в шахматы. В настоящее время доказано, что игра в шахматы способствует развитию основных познавательных процессов: мышления, внимания, воображен...
Особенности памяти у дошкольников, имеющих нарушения зрения
В данной статье речь идет о дошкольниках, которые имеют нарушение зрения. Подробно рассмотрен такой познавательный процесс, как память. Память играет большую роль в жизни человека, а также в сохранении его индивидуально — личностных характеристик. У ...
Певческая деятельность как средство развития артикуляции у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
В статье проводится анализ особенностей музыкального развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Автор характеризует пение, как тот вид музыкальной деятельности, который способствуют развитию артикуляции речи и формирует у детей навыки правиль...
Похожие статьи
Игра на уроках русского языка как средство развития лингвистической компетенции
Статья посвящена тому, что игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание общественного опыта, фиксированного в социально — закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как...
Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
В статье рассмотрены коммуникативные способности, являющиеся важным составляющим развития человека как личности, как учащегося, как специалиста. Коммуникативные способности отражают способность правильно ориентироваться в межличностном общении, относ...
Рефлексия как средство развития подростков во внеурочной деятельности школы
В статье рассматривается проблема развития рефлексии подростков. Рефлексия, как один из механизмов личностного развития и саморазвития личности, является важнейшей способностью человека, помогающей переосмыслить его отношения с предметным и социальны...
Игра как приём музыкального обучения в детском саду
Данная статья посвящена изучению музыкальной игры как средству организации активной познавательной деятельности дошкольников, в которой с лёгкостью и интересом приобретаются творческие умения, закрепляются первоначальные навыки и осуществляется умств...
Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми старшей группы. Организованная образовательная деятельность «Теремок на лесной полянке»
Занятие разработано для воспитателей старшей группы в детском саду и проводится в свободной деятельности. Занятие способствует развитию мелкой моторики рук, памяти, мышлению. Игры с песком способствуют развитию речевой активности ребенка, обогащению ...
Игра как основное средство социально-коммуникативного развития дошкольников
В статье рассматривается проблема социально-коммуникативного развития дошкольников, которая решается через игру, в результате чего происходит освоение общественных норм и нравственных ценностей, формируется социальный и личностный опыт.
Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста
Рисование имеет огромное значение в система дошкольного образования. В процессе рисования у дошкольника формируется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Особое место в процессе рисования занимают нет...
Игра в шахматы как вектор развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста
В данной статье речь пойдет о внимание к интеллектуальному развитию старших дошкольников посредством игры в шахматы. В настоящее время доказано, что игра в шахматы способствует развитию основных познавательных процессов: мышления, внимания, воображен...
Особенности памяти у дошкольников, имеющих нарушения зрения
В данной статье речь идет о дошкольниках, которые имеют нарушение зрения. Подробно рассмотрен такой познавательный процесс, как память. Память играет большую роль в жизни человека, а также в сохранении его индивидуально — личностных характеристик. У ...
Певческая деятельность как средство развития артикуляции у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
В статье проводится анализ особенностей музыкального развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Автор характеризует пение, как тот вид музыкальной деятельности, который способствуют развитию артикуляции речи и формирует у детей навыки правиль...